Методическая разработка по теме "Зимующие птицы"
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа) по теме

Рогулева Ирина Николаевна

Интегрированная коррекционно-образовательная деятельность

с использованием игровой технологии

для детей подготовительного возраста

с темпо-ритмическим нарушением

на этапе вопросно-ответной формы речи.

  Лексическая тема «Зимующие птицы».

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_k_10.12.2015ispravlennyy.docx42.25 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 12 комбинированного вида

Красносельского района Санкт-Петербурга

Интегрированная коррекционно-образовательная деятельность

с использованием игровой технологии

для детей подготовительного возраста

с темпо-ритмическим нарушением

на этапе вопросно-ответной формы речи.

  Лексическая тема «Зимующие птицы».

        

Подготовили и провели:

учитель-логопед Рогулева И.Н.

воспитатель Васильева Т. А.

10.12.2015

Образовательная область: Социально-коммуникативное развитие.

Области интеграции:

Познавательное развитие, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое, речевое развитие, физическое развитие.

Используемые педагогические технологии:

  • Проблемно-игровая: решение проблемных ситуаций
  • Социоигровые технологии.

Здоровьесберегающие технологии:

  • коммуникативная игра;
  • психогимнастика;
  • логоритмика;
  • дыхательная гимнастика.

Цель: развитие социально-коммуникативных навыков через умение вести диалогическую речь с различной степенью подготовленности речевого материала в различных ситуациях.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

 

1. Обобщать знания детей о  зимующих птицах.

2. Расширять лексический запас по данной теме.

3. Упражнять в умении образовывать сложные прилагательные, состоящие из двух основ.

4. Закреплять умение узнавать птиц по внешнему виду, по голосам.

5. Формировать умение пользоваться диалогической речью на этапе вопросно-ответной формы речи.

Коррекционно-развивающие:

 

1. Развивать логическое мышление детей, умение устанавливать причинно-следственные связи.

2. Развивать артикуляторную моторику.

3. Формирование чувства темпа, ритма.

4. Развивать просодические компоненты речи: совершенствовать речевое дыхание на материале темы «зимующие птицы», умение интонировать с опорой на гласные звуки, использовать мягкую голосоподачу, передавать различную интонацию

5. Развивать воображение, любознательность.

6. Развитие фонематического анализа и синтеза.

Коррекционно-воспитательные:

1. Учить взаимодействовать в малых группах (в парах).

2. Воспитывать бережное отношение к птицам, проявлять заботу о них.

Средства ЭОР:

Магнитофон, аудиозапись, микрофон.

Раздаточный материал: предметные картинки, деревянные палочки, пакетики с кормом для птиц.

Демонстрационный материал: таблицы для развития силы голоса.                    Атрибуты: кормушка;  газета, изготовленная совместно с детьми, атрибуты для театрализации, игрушка-птичка, поделки-птицы, изготовленные детьми.

Формы организации детей: 

подгрупповая, индивидуальная, работа в парах.

Длительность: 30 минут

Методы и приемы:

  1. Игровой метод:

- воображаемая ситуация

     - дидактические игры,
     - инсценировки.

      Приемы:

- создание проблемно-игровой ситуации,

- игровая мотивация (оказание помощи)

- сюрпризный момент

- имитация движений

 2.   Словесный метод

  - разговор, диалог,

  - инсценировки.
  Приемы:

- вопросы

- пояснения

- повторения

- напоминания

-использование художественного слова (стихи, загадки)

3. Наглядный метод:

- рассматривание пакетиков с кормом,

- рассматривание схем в таблицах для развития силы голоса.

4.Практический метод:

- совместные действия воспитателя и ребенка,

- выполнение заданий.

Ход деятельности:

Сюжет-завязка: птицы прилетели к жилью человека.

Структурные компоненты деятельности

Деятельность педагога

Деятельность детей

1. Мотивация на деятельность и совместная постановка с детьми цели деятельности

Воспитатель спрашивает:                       - Зачем зимующие птички прилетели к детскому саду?                                         - Чем мы можем помочь птицам зимой?

 Воспитатель  предлагает решить проблемную ситуацию.

Отвечают на вопрос.

Формулируют проблемную ситуацию.

Предлагают варианты  решения  проблемной  ситуации.

2. Планирование деятельности

Воспитатель предлагает поделиться знаниями о зимующих птицах, для того, чтобы сообща помогать пернатым друзьям.

Дети рассматривают поделки птиц.  Дети соглашаются поделиться знаниями о зимующих птицах.

(Организация: дети стоят свободно).

3. Действия

Логопед просит детей вспомнить правила правильной речи.

Логопед читает загадку:                            -            Все время стучит,

            Деревья долбит.

            Но их не калечит,

            А только лечит…  (дятел).

Логопед задаёт вопрос:

- Мы можем изобразить дятла с помощью языка?

Показывает схематичные таблицы для развития силы голоса.

        

Логопед читает стихотворение:  

    Наш язычок, как клюв у дятла

Все время стучит,

Мы немножко отдохнем,

Язычок свой разомнем.                 Дятел, дятел тук-тук-тук.

Ты чего стучишь, мой друг!

-Я не зря во рту стучу

Звукам правильным учу.

Логопед задаёт вопрос:

- Возможно ли показать стихотворение без голоса?

Логопед читает стихотворение:  

Дятел по сосне сучит,

Под корой жучок сидит.

- Я жучка достать хочу.

Потому стучу, стучу, стучу.

Логопед предлагает игру с птичкой на развитие словообразования:

- У сороки белые бока, поэтому ее называют… (какая?)

- У сороки длинный хвост, поэтому ее называют…

У вороны черные крылья, поэтому ее называют…

У дятла красная головка, поэтому его называют…

У снегиря красная грудка, поэтому его называют…

У синицы желтая грудка, поэтому ее называют…

Логопед побуждает детей вспомнить знакомые  упражнения на развитие речевого дыхания, где упоминается о зимующих птицах.

Дыхательное упражнение «Синица» И.п.: ноги на ширине плеч. Руки опущены. 1. – вдох. Подняться на носочки, руки вверх, в стороны; 2 – и.п., на выдохе произносить «Синь-тинь!». Повторить 3-4 раза.

Воспитатель читает стихотворение «У кормушки»:

-  В городе зимуют птицы –

  Галки, голуби, синицы.

  Воробьи, вороны тоже

  Ждут, когда мы им поможем.

- Если прислушаться, то можно услышать, о чём разговаривают птицы у кормушки?

- Кто из вас будет снегирём и синичкой, воробьём и свиристелем, вороной и дятлом.

Воспитатель просит подобрать костюмы для роли птиц.

Воспитатель предлагает выбрать роль, которую будет играть в диалоге, костюм для роли птицы.

Воспитатель предлагает послушать «разговоры птиц» у кормушки.

Воспитатель просит выбрать корм для той птицы, которую ребенок изображает. (Дидактическая игра «Накорми птиц зимой).

Воспитатель хвалит детей за правильно выполненные задания, предлагает снять костюмы.

Воспитатель предлагает отдохнуть, послушать голоса птиц. (Дидактическая игра «Чей голос?»).

Воспитатель спрашивает, голоса каких птиц услышали дети.

Логопед предлагает детям подойти к столу и выбрать одну картинку (картинки лежат перевёрнутыми)

Логопед даёт инструкцию объединиться в пары, таким образом, чтобы в названиях птиц первый звук был одинаковый.  

Логопед предлагает найти новую пару так, чтобы в названиях птиц было одинаковое количество слогов.

Логопед предлагает другие картинки (3картинки-изображения птиц, 3 картинки-корм для них).

Логопед предлагает объединиться в пары «птица-корм для неё».

Логопед предлагает детям составить диалог,  «вопрос-ответ», используя опорные слова (изображения на картинках). Предлагает самостоятельно решить, кто будет задавать вопрос,  а кто отвечать.

Дети произносят правила правильной речи.

Дети отгадывают.

Отвечают на вопрос.

Дети выполняют артикуляторное упражнения, в соответствии со схемой, с разной силой голоса.

д-д  Д-Д

Д-Д  д-д

д-д  д-д

Д-Д  Д-Д

Предлагают варианты ответов.

Дети отстукивают палочками в такт ритма стихотворения.

Дети играют: заканчивают фразу, образовывая новое слово из двух основ:

белобокая.

длиннохвостая.

чернокрылая.

красноголовый.

красногрудая.

желтогрудая.

Дети называют упражнение.

Выполняют  дыхательное упражнение.

Слушают стихотворение.

Выбирают персонажа, атрибуты, характерные для птицы, которую будут изображать.

Из предложенного набора атрибутов, дети выбирают характерные для той или иной птицы.

Разыгрывают ранее выученные диалоги «Разговор у кормушки»

Снегирёк - синица.

- Ты откуда, снегирёк, прилетел в наш лесок?

 - С севера я прилетел, вкусных ягод захотел.

- Юч – юч - юч, чу – чу - чу, звонко песенку пою.

- У нас метели, /вьюги злятся. //Ты не будешь их бояться?//

 - Я не буду их бояться,/ пусть метут и злятся.//

- Для зимы я приберёг/ тёплый красный кожушок.//

Воробей – свиристель.

- Воробей, чего ты ждёшь?

Хлебных крошек не клюёшь.

 - Я давно заметил крошки,

Да боюсь сердитой кошки.

Ворона – дятел.

- Ты, ворона, где была?

Что, ворона, принесла?

- Я летала на базар,

Принесла вам «кар-кар».

Выбирают корм из предложенного набора, объясняют свой выбор. Кладут корм в кормушку.

Дети снимают костюмы, и садятся  на ковёр.

Слушают голоса птиц.

Предлагают варианты ответов.

Подходят к столу, берут карточки. Называют птиц, изображённых на картинках.

Объединяются в пары в соответствии с заданием, объясняют свой выбор.

Находят новую пару в соответствии с заданием.

Подходят к столу, берут по одной корточки из другого набора.                            Называют изображения на картинках.

Объединяются в пары и объясняют свой выбор.

Совместно в парах решают, кто задаёт вопрос, кто отвечает. Работа в парах по составлению диалога, с использованием опорных картинок.

4. Результат деятельности и рефлексия   (оценка)

Воспитатель предлагает высказать свое отношение к проделанной работе.

Воспитатель напоминает о том, ранее начатая работа над газетой «Синичкин календарь», не завершена.

Воспитатель предлагает побыть репортерами в газете и взять интервью у взрослых.

Взрослые отвечают на вопросы детей (подбирают картинки с изображением птиц).

Воспитатель помогает детям закончить работу над газетой - записать ответы на вопросы.

Воспитатель предлагает дать оценку изготовленной газете.

Воспитатель спрашивает детей, была ли полезна работа над темой «зимующие птицы», и чем она была полезна?

Воспитатель предлагает взять корм, помочь зимующим птицам.

Отвечают, что им понравилось больше всего.

Предлагают закончить работу над газетой.

Задают взрослым вопросы о зимующих птицах.

Наклеивают изображения птиц в газету.

Выражают свое мнение.

Предлагают взять кормушку с кормом и покормить птиц.