Конспект логоритмического занятия по развитию речи с детьми ЗПР старшего дошкольного возраста "Пропавшие звуки весны"
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему

Константинова Елена Геннадьевна

Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей с ЗПР старшего дошкольного возраста «Пропавшие звуки весны» с включением в работу по развитию речи  пиктограмм, мнемодорожек и мнемотаблиц.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_propavshie_zvuki_vesny.docx642.16 КБ

Предварительный просмотр:

Образовательное  учреждение: МАДОУ «Детский сад №390»

Участник конкурса: учитель-логопед Константинова Елена Геннадьевна

Конспект логоритмического  занятия по развитию речи  с детьми ЗПР  старшего дошкольного возраста

Тема «Пропавшие звуки весны»

Задачи

Коррекционно-образовательные

- Активизировать активный и пассивный словарь по теме «Весна». Обогащать словарь антонимами;

- Формировать  практические умения и навыки  пользоваться исправленной (фонетически чистой, лексически развитой, грамматически правильной) речью;

- Формировать кинестетический образ звуков «С» «Ж» (ощущение органов артикуляции): изолированное произношение, в слогах, словах, в связном тексте;

- Продолжить формировать навыки звукового анализа и синтеза;

-Закрепить умение образовывать существительные при помощи уменьшительно-ласкательных и увеличительных суффиксов.

Коррекционно-развивающие

- Развивать артикуляционную, общую, мелкую моторику. Соотносить слова с движениями;

- Развивать интерес к восприятию различных звуков природы;

-Продолжить работу над просодическими компонентами речи (эмоциональная окраска голоса, модуляция, сила голоса);

-Развивать мимику и пантомимику. Укреплять мимические мышцы лица;

-Закрепить работу с пиктограммами, мнемодорожками с целью развития мышления, воображения, слухоречевой памяти и восприятия;

- Осуществлять коррекцию всех психических процессов.

Коррекционно-воспитательные

-Формировать   интерес и любовь к природе;

-Воспитывать чувство ответственности за результат совместной деятельности.

Ход занятия

этапы

содержание

примечание

I.Организация начала занятия

Развитие мелкой моторики. Координация речи с движением

Нацеливание на занятие

Работа по мнемодорожке(Приложение 2)

Мимические упражнения

«Капли дождя»

(выполняются перед настенным зеркалом)

(Приложение 3)

Самомассаж лица

II.Основная часть

Артикуляционный уклад звука «С»

Изолированное произношение

Автоматизация звука «С» в чистоговорках

Работа по мнемотаблицес пиктограммами

(Приложение  4)

Образованиесущ.ед.ч. с помощью увеличительного суффикса «ИЩ»

Работа над голосом (тембр, сила, высота)

Координация речи с движением

Работа по д/пособию «Узнай животное» с пиктограммами

(Приложение 6)

Развитие звукового анализа и синтеза

Артикуляционный уклад звука «Ж», изолированное произношение

Работа над силой воздушной струи

Автоматизация звука  «Ж» в чистоговорках

Работа по мнемотаблице с пиктограммами

(Приложение 8)

Образование сущ. с помощью ум.-ласк. суффикса «ОЧК» «ИК»

Работа над голосом(тембр, сила, высота)

Координация речи с движением

Работа по д/пособию «Узнай животное» с пиктограммами

(Приложение 10)

Работа с мнемодорожками

(Приложение 11)

Работа над силой голоса. Координация речи с движением

Художественное слово

III.Заключи-

тельная часть

Рефлексия

Упр. «Визуализация»

(Приложение 13)

Здравствуйте, дети! Сегодня наше занятие начинается с хорошего настроения: мы видим, как просыпается солнышко, птицы, звери, растения, люди. Скажем всем «Доброе утро!»

Пальчиковая игра «Утро настало»

 (Приложение 1)

Какому времени года сейчас  все радуются? Почему? (ответы детей)  

  Все радуются весне!

(внезапно перестает светить солнышко)

Что случилось?  К нам кто-то спешит. Это сорока.

Сорока: Случилось несчастье! Пропали весенние звуки: перестали петь свои  песни птицы, насекомые, не слышна песенка ручейка,   и даже солнышко исчезло – не светит и не греет.

Дети, помогите найти звуки весны! Без них, без солнышка  на земле все погибнет.

Возьмите  волшебную звуковую шкатулку и соберите  в неё весенние звуки.

А вот вам и маршрутная карта. Она укажет  куда идти, где искать весенние звуки и куда их принести.

Поможем сороке  найти весенние звуки?

Чтобы справиться с этой трудной задачей, надо выполнить много разных заданий, быть всегда  вместе, помогать в дороге друг другу, не бросать друга в беде.

Рассматривают м/карту:  Посмотрим, что это за карта. На ней все зашифровано.

Помогите мне расшифровать карту:

мы выходим (откуда?) из садика (куда?) в страну больших людей-великанов - Великанию, где будем искать звуки весны.  Дорогу нам покажет ручеёк.

 Из страны Великании пойдем (куда?)в страну маленьких людей-гномов - Гномию. Путь   укажут пчелы ( их песенка).  Весенние звуки  мы   принесем(кому?) Весне на весеннюю поляну. А помогут нам попасть туда  «волшебные дорожки».

Начался  дождь. Посмотрите, какие крупные цветные  капли дождя падают на землю: серые, голубые, синие, фиолетовые.

(капли дождя с мимическими выражениями прикреплены к большому настенному зеркалу)

Они  хотят сообщить, что ожидает нас в пути.   Послушаем их.

Синяя капля удивляется. В пути будет много удивительного и интересного. Вы умеете удивляться?

Голубая капля  сердится. И нам придетсясердиться?Покажите, как вы это умеете делать.

Фиолетовая капля радуется.

В пути у нас будет многорадостных минуток. Порадуйтесь вместе с фиолетовой капелькой.

Серая капля восхищается. Какбудем восхищаться?  (дети выполняют задания )

  Пока мы разговаривали, дождик намочил наш лоб, нос, щеки, подбородок.

Давайте сотрем капельки с лица.

Сначала лобик мы протрем-

Все дождинки уберем,

Быстро вытрем вокруг глаз,

Щечки в капельках у вас.

Пальчиком погреем губку,

Чтобы постучали зубки

Ушки сильно разотрем,

С шеи дождик уберем.

Нам не страшен дождь и гром,

Мы  Весну искать пойдем!

По карте  отправляемся в страну  Великанию,  дорогу   укажет весенний ручеёк.  Он бежит, но песенки  не слышно. Поможем ручейку вспомнить его песенку?

Чтобы правильно ее спеть, надо широко улыбнуться, язычок спрятать за н/зубки,  вдохнуть носиком воздух и выдохнуть с силой – с-с-с-с - зазвучала песенка ручейка.

-Открывайте шкатулку – ловите  журчанье ручейка.

Чтобы веселее было идти повторяйте за мной:

Са-са-са – вот какие чудеса

Сну-сну-сну – ищем мы везде весну

Сна-сна-сна – где ты прячешься, весна?

Сне-сне-сне – в Великании стране?

. Чтобы попасть в страну Великанию - нам надо превратиться в великанов.  

Мы будем как великаны, какими?

(высокими,  сердитыми, медлительными)

 Заходим, как великаны

.В этой стране все очень большое:

я вижу не дом, а домище. А вы? (цветок-цветище, забор- заборище, трава-травише, лист-листище и т.д)

Игра:  «Великаны»

( Приложение 5)

Кто  поможет нам найти  звуки весны?

Здесь прячется какое-то зверище.Кто же это? Это рысь.   Какие  звуки весны она  сторожит?

(дети находят пронумированныекартинки:«глобус»,«рак», «апельсин», «часы», раскладывают их по порядку и читают по первым звукам слово - ГРАЧ)

В стране Великанов спрятано пение птиц  Открывайте шкатулку, собирайте весенние звуки.

По карте отправляемся в страну  Гномию,  дорогу   покажут    пчелы. Но пчелы не могут лететь и петь свою песенку. Поможем им?   (Приложение 7)

Чтобы правильно спетьпесенку пчелы, надо приоткрыть рот,  приподнять  края и кончик языка вверх, вдохнуть носиком  воздух и подуть с силой на «чашечку» включаем в работу  наше горлышко ж-ж-ж- зажужжали пчелы.  

Открывайте шкатулку, соберем пение насекомых.

А теперь поможем взлететь пчелам.

Вдыхаем носикомпобольше воздуха  и  с силой подуем на пчел (следить, чтобы не надувались щеки)

Повторяйте за мной:

Жат-жат-жат – насекомые  жужжат

Жи-жи-жи -  пчела над ухом не жужжи

Жну-жну-жну – ищем мы везде весну

Чтобы зайти в страну Гномию нам надо превратиться в гномов.  

Мы будем как гномы, какими?

 (маленькими, веселыми,  быстрыми)

Заходим,  как гномы. В этой стране все кругом очень маленькое:

я вижу не дом, а домик. А вы? (цветок-цветочек, забор-заборчик, лист-листочек, замок-замочек)

Игра:«Как во Гномии стране»  (Приложение  9)

Кто поможет нам найти звуки весны?

Здесь  кто-то спрятался.  Кто  это?.Это еж.    Он  сторожит звуки весны.

Загадка: скажите, какая часть  дерева в каждое  время года меняет свою окраску, кроме зимы? (это листочки).

Мы слышим шелест весенних ярко-зеленых листочков деревьев

Открывайте шкатулку, собирайте звуки шелеста листьев.

        

Мы  собрали все весенние звуки в шкатулку.

Теперь их надо отнести на поляну Весны, но на неё мы попадем только тогда, когда «прочитаем» волшебные дорожки.

Вот мы и  на поляне Весны. Открывайте шкатулку, выпускайте весенние звуки: запели птицы, зазвенел ручеек, зажужжали насекомые, зашелестела листва деревьев.

Но, где же солнышко? Мы не видим его света и не чувствуем его тепла.

 Позовите все вместе солнышко!

Закличка:«Солнышко-колоколышко» (Приложение 12)

Молодцы! Вы справились с  заданием!

Небо ярко засияло, землю солнышко пригрело. Из-за гор, из-за морей мчатся стаи журавлей. Ручейки в лесу журчат, насекомые жужжат. Пробудилось все ото сна – это к нам пришла весна!

У нас было трудное путешествие, но интересное.

Положите одну руку на лоб, а другую на затылок, закройте глаза: вы видите перед собой экран, как у телевизора, и всё наше путешествие от начала и до конца, задания, которые мы с вами выполняли.

Открывайте глазки. Что вам больше всего понравилось в нашем путешествии, какие выполнять задания?

А сейчас вас  ждет воспитатель, чтобы пойти на прогулку. На прогулке полюбуйтесь  весенней  красотой, послушайте звуки весны, порадуйтесь теплу весеннего солнца.

Музыка. Кассета «Мастерская релаксации»

Музыка не звучит

Кассета «Звуки природы»

Кассета «Звуки природы»

Звучит музыка из произведения «Гномы и великаны»

Кассета «Звуки природы» (пение птиц)

Кассета «Звуки природы» (жужжание пчёл)

Звучит музыка из произведения «Гномы и великаны»

Кассета «Звуки природы» (шелест листвы)

 Звучит музыка (кассета «мастерская релаксации»)

Приложение

Приложение 1

Пальчиковая игра «Утро настало» (авторская)

Утро настало, и  солнышко встало!            

( упр. «Солнышко»- скрещенные руки поднять вверх, пальцы рук  разжаты, напряжены)

Просыпаются  птички, птички-невелички,

(упр. « Птичка» - руки скрещены перед собой, сцепление больших пальцев рук, пальцы опускаются и поднимаются вверх, как крылья птицы)

Просыпаются  звери и выходят  из пещеры,

(упр. «Лиса» «Волк»- к большому пальцу  пр. руки  прижаты средний и безымянный пальцы (мордочка), указательный и мизинец вытянуть вверх (ушки))

Просыпаются  цветочки – зеленые листочки,

(упр. «Цветок»- кисти рук прижаты друг к другу, пальцы разжаты и округлены )

Просыпается  ручеёк – звонкий голосок!

(упр. «Ручеек»-ладони и пальцы рук прижаты друг другу, выполняют извилистые движения вперед)

Просыпаются  пальчики,

(сжимание и разжимание пальцев рук)

Девочки и мальчики!

(поочередное разведение рук вправо-влево)

Все  проснулись, к солнышку потянулись!

(привстать на носочки, руки поднять вверх, потянуться)

Приложение 5

Авторская игра  «Великаны» (развитие моторного праксиса)

(Слова в игре произносятся в медленном темпе, скондированно, низким голосом.

Части тела великанов показывать руками в увеличенных размерах.)

В Великании стране люди жили все,все,все

(упр. «Дом» - руки поднять над головой, соединить пальцы рук, образуя крышу дома )

Вот с такими ушами – округленные руки около ушей

Вот с такими глазами,

(упр. «Очки» - соединить большие и указательные  пальцы обеих рук в кольцо)

Вот с такой головой – округленные руки вокруг головы

 Вот с такой бородой – показать длину бороды ниже колен

Они не ели, они не пили,

(показать поочередно указательным пальцем обеих рук отрицание)

А делали вот так:

(сжимание и разжимание пальцев рук, хлопки, удары по коленям, притопывание ногами)

Приложение 7 Дидактическое пособие по выработке правильной воздушной струи «Пчёлы»

Пчелы сделаны оригами и каждая  прикреплена  ниткой к крестовине.

Приложение 9

Авторская игра  «Гномы» (развитие моторного праксиса)

(Слова в игре произносятся в быстром темпе, высоким голосом.

Части тела гномов показывать руками в уменьшительных размерах)

Как во Гномии  стране люди жили все,все,все

(упр. «Дом» - руки поднять над головой, соединить пальцы рук, образуя крышу дома )

Вот с такими ушами,

(соединить большие и указательные  пальцы обеих рук в кольцо, поднести к ушам)

Вот с такими глазами,

(упр. «Очки» - соединить большие и указательные  пальцы обеих рук в кольцо, поднести  близко к глазам)

Вот с такой головой,

(не соединяябольшими и указательными пальцами рук  показать круг)

 Вот с такой бородой – показать длину бороды чуть ниже подбородка

Они не ели, они не пили,

(показать поочередно указательным пальцем обеих рук отрицание)

А делали вот так:

(сжимание и разжимание пальцев рук, хлопки, удары по коленям, притопывание ногами)

Приложение 12 Закличка  «Солнышко-колоколышко»

(Работа над силой голоса; координация слова с движением)

(Начинают произносить закличку шепотом, движения выполняют тихо.

 С каждым словом повышается сила голоса и громкость выполнения  движений )

Солнышко – топают ногами

Колоколышко – хлопают по коленям

Выгляни – хлопают в ладоши

Из-за гор-горы – упр. «Солнышко» , встать на носочки

Приложение 13

Рефлексия: Прием психотренинга «Лобно-затылочная коррекция» Упражнение «Визуализация» – перевод пройденного материала на внутренний визуальный уровень.

Данный прием является очень сильным мнемотехническим приемом и позволяет ребенку закрепить знания.

Принимается лобно-затылочная позиция (одна рука на лбу, другая - на затылке). Педагог говорит следующий текст: Закройте глаза… представьте, что возникает цветной экран, как экран телевизора… Вы видите все упражнения, выполненные на уроке, вспомните все…Вы как, будто видите на экране телевизора наше занятие от начала и до конца.

А теперь откройте глаза. Что вам понравилось? Что получилось? Что вы узнали нового?

(можно задавать любые вопросы).

C:\Users\Елена\Desktop\приложение (4).jpgC:\Users\Елена\Desktop\приложение (2).bmp

C:\Users\Елена\Desktop\приложение (5).jpg C:\Users\Елена\Desktop\приложение (6).bmp

C:\Users\Елена\Desktop\приложение (7).jpg C:\Users\Елена\Desktop\приложение.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект организованной совместной деятельности с детьми среднего дошкольного возраста (первый год обучения) по теме «Дикие животные весной. Медведь»

Конспект организованной  совместной деятельности с детьми среднего дошкольного возраста (первый год обучения) по теме «Дикие животные весной. Медведь» Развитие всех компонентов речи в различ...

Сценарий непрерывной образовательной деятельности по образовательной области «Речевое развитие» с детьми старшего дошкольного возраста. Тема :«Долгожданная весна»

Цель: активизация и обогащение словаря детей понятиями, обозначающими  весенние явления и поведение животных весной. Задачи:Образовательные:Уточнить и систематизировать представления де...

Конспект по речевому развитию с детьми среднего дошкольного возраста по теме «Весенние хлопоты»

Задачи приоритетной образовательной области:«Речевое развитие»: продолжатьучить составлять простое распространенное предложение с опорой на предметные картинки, обогащать словарь детей прилагательными...

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Весна красная, весна ясная»

Данная образовательная деятельность направлена   на закрепление  представлений о весне и  её признаках; на формирование  умений  воспринимать образ весны  в раз...

Конспект образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста "Звуки весны"

Образовательная область: Художественно-эстетическое развитие.Цель: Способствовать развитию природной музыкальности и  музыкально-творческих способностей во всех видах деятельности детей ста...

Конспект коррекционно- развивающего занятия с детьми старшего дошкольного возраста " Однажды весной"

Конспект предназначен для использования  учителями - логопедами воспитателями, работающими с детьми с ОВЗ с тяжёлыми нарушениями речи старшего дошкольного возраста....