Условия обеспечения качества образования в процессе коррекционно-логопедической работы в ДОУ
статья по логопедии по теме


В статье описан один из критериев обеспечения условий качества образования - развитие предметно-пространстенной среды.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл usloviya_obespecheniya_kachestva_obazovaniya_v_dou.docx29.01 КБ

Предварительный просмотр:

Условия обеспечения качества образования в процессе

коррекционно-логопедической работы в

дошкольном образовательном учреждении

        Для обеспечения полноценного развития личности детей в процессе коррекционно-логопедической работы в нашем детском саду создаются необходимые условия для реализации основной образовательной программы нашего дошкольного образовательного учреждения (разработанной с учетом ФГТ на  основе примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.) и программы Н. В. Нищевой  «Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (с 4 до 7 лет)». С января 2014 года коррекционно-логопедическая работа осуществляется как часть основной общеобразовательной программы дошкольного образования, разработанной в соответствии с ФГОС и с учетом  «Программы  коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (с 4 до 7 лет)» Н. В. Нищевой.

        Данные условия направлены на создание социальной ситуации развития для участников образовательной деятельности.

        Одним из условий обеспечения качества образования является организация развивающей предметно-пространственной среды, обеспечивающей максимальную реализацию образовательного потенциала пространства детского сада.

        Развивающая предметно-пространственная среда организована в групповом помещении и в логопедическом кабинете.

        В групповом помещении оборудован уголок для вечерней работы воспитателей с детьми по заданиям логопеда.

        В приемной группы красочно, эстетично  оформлен «Уголок логопеда», в котором родители в момент ожидания ребенка могут в спокойной обстановке ознакомиться с графиком работы учителя-логопеда, с особенностями речевого развития в определенном возрасте; познакомиться с лексической темой недели, с пальчиковой гимнастикой и физической минуткой изучаемыми на этой недели в соответствии с темой.

        Для всех родителей детского сада в холле оформлен логопедический уголок «Советы логопеда». Из него родители могут узнать о направлениях работы логопедической службы в детском саду, о нормативах речевого развития детей, о профилактических и коррекционных играх и упражнениях, особенностях речевых нарушений и средствах их предупреждения.

        Основным местом проведения коррекционно-логопедической работы является кабинет логопеда. На данный момент в логопедическом кабинете представлены:

  • зона индивидуальной работы;
  • зона подготовки к обучению грамоте;
  • зона развития дыхания;
  • зона развития мелкой моторики;
  • зона развития лексического и грамматического строя речи;
  • зона развития связной речи;
  • зона развития психических процессов.

        У детей имеющих речевые нарушения наблюдается недостаточность развития психических функций. Мышление детей наглядно-действенное (образное мышление только начинает развиваться), а значит для лучшего восприятия и усвоения материала ребенку необходимо его «прожить», что происходит в процессе ведущего вида деятельности – игре. Игра для детей носит познавательное, развивающее, воспитательное значение, а в нашем случае даже коррекционное. Следовательно, и построение непосредственной образовательной деятельности должно осуществляться в игровой форме.

С целью решения коррекционно-развивающих задач мной изготовлены и успешно апробированы наглядно-дидактические пособия, игры, демонстрационные и индивидуальные материалы: «Логопедические подушечки», «Артикуляционный кубик», «Звуковые кубики», «Звуковые дорожки», «Ветерок», «Накорми обезьянку», «Шнуровки», «Прищепки», «Тактильные мешочки», «Сухой бассейн», «Логопедическая лесенка», «Звуковое лото», «Выложи по схеме», «Собери по схеме», «Выложи узор», «Разрезные картинки».

        В текущем 2015-2016 учебном году для пополнения образовательной среды были приобретены учебно-игровые комплекты: «Маленькие слова», «Найди ударный слог», «Фразовый конструктор», «Что сначала, что потом?».

        В состав данных комплектов входят коррекционно-развивающие игры, которые используются на индивидуальных и подгрупповых занятиях для развития связной речи, для отработки навыка употребления предлогов, для обучения слоговому анализу.

        Также приобретены пособия: «Логопедическое лото», «Логопедические игры. Учим звуки», альбомы для автоматизации звуков Л. А. Комаровой, альбомы для автоматизации звуков у детей В. В. Коноваленко, С. В. Коноваленко, пособия Ю. В. Гурина: «Лесные страшилки», «Непослушная коза», «Счастливая курица», «Шалунишка Жорж».

        Данные пособия эффективно используются мной для коррекции звукопроизношения у детей на индивидуальных занятиях. Пособия  помогают обогатить занятия красочным материалом, разнообразным заданиями.

        Так как работа на фронтальных занятиях часто строится на использовании красочного материала, мной постоянно пополняется картотека комплектов по лексическим темам. В этом году приобретены комплекты по следующим лексическим темам: «Лето», «Осень», «Зима», «Весна», «Овощи, фрукты, ягоды», «Части тела», «Город, улица, дом. Квартира, мебель», «Одежда», «Животные Арктики и Антарктики», «Животные жарких стран», «Насекомые», «Грибы и ягоды», «Инструменты», «Космос», «Бытовые приборы».

        Развивающая предметно-пространственная среда образовательного процесса является в достаточной степени содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной, что крайне необходимо для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование метода проектов как средства повышения компетенции педагогов в условиях обеспечения качества образования в ДОУ

Современное дошкольного учреждение, обеспечивающее качество образования требует  определения понятий профессионального становления и профессиональной компетентности педагога, которые понимаются к...

К ВОПРОСУ РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРЫ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ КАК ВАЖНЕЙШЕМУ УСЛОВИЮ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ

Новые социально-экономические условия, смена идеологических ориентиров, социально-психологические изменения современного ребенка создают трудности, с которыми приходится сталкиваться родителям д...

Развитие профессиональной компетентности педагога как условие обеспечения качества образования через способы становления функциональной грамотности.

Функциональная грамотность – способность использовать все постоянно приобретаемые в жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах че...

Семинар "Речевое развитие дошкольного и младшего школьного возраста" доклад на тему: "Преемственность между ДОУ и школой в вопросах развития речевых умений детей как одно из условий обеспечения качества образования"

15.03.2022г. на базе МКДОУ детский сад "Солнышко" прошел районный семинар "Речевое развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста". На мероприятии педагоги поделились опы...

Семинар для педагогов "Преемственность ДОУ и школы в вопросах развития речевых умений детей как одно из условий обеспечения качества образования".

Учитывая уровень развития речевых умений, который дети приобрели в детском саду, учителя продолжают работу по речевому развитию детей и в школе.К пяти годам дети используют падежи, правильно произнося...

УПРАВЛЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫМ РОСТОМ ПЕДАГОГА КАК ОДНО ИЗ УСЛОВИЙ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

                 В период глубоких социально – экономических изменений в России, когда происходит переоценка всей системы общественных отношен...