Информация для родителей (содержит 14 файлов)
консультация

Погребняк Ирина Владимировна

 

В дошкольном детстве не заканчивается процесс овладения речью. Обогащение словаря, развитие грамматического строя речи, совершенствование связной речи – эти процессы будут продолжаться и в школе. Главным помощником можете и должны стать Вы, дорогие родители. Читайте детям книги, рассказывайте сказки,  учите стихи, беседуйте и занимайтесь с ними.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

 http://www.detsad179.ru/images/1%2830%29.jpg

Первый крик ребенка мама слышит сразу после родов. Он должен быть ясным, чистым. Долгое время ребенок криком сообщает о своем дискомфорте.

Возраст от 2 до 5 месяцев специалисты называют периодом гуления. Если ребенок развивается в соответствии с возрастной нормой, он активно гулит, произносит нараспев отдельные звуки: «а-а-а», «у-а-а», «агу».  Гуление  связано с эмоциональным общением со взрослым. Разговаривая с малышом, родители стимулируют его речевое развитие.

В 2,5 – 3 месяца у ребенка появляется первый смех. Он заливисто хохочет, это способствует развитию речевого дыхания. Ребенок отвечает улыбкой на обращение взрослого, ищет источник звука, поворачивает голову.

http://www.detsad179.ru/images/cc8295f0f7a3.gif

                В 4 месяца у ребенка отмечается «комплекс оживления» при общении со взрослым. Малыш машет ручками и ножками, гулит, смеется в ответ на обращение мамы.

В 5 – 6 месяцев ребенок начинает лепетать, произносить слоги и цепочки слогов с губными звуками: «ма-ма-ма», «ба-ба-бу». Малыш начинает следить за артикуляцией взрослых, за тем, как они произносят звуки. Не сюсюкайте с ребенком, говорите четко и правильно. Если малыш престал гулить, но не начал лепетать, это должно стать поводом для обращения к отоларингологу.

С 7 – 8 месяцев начинается период лепетного декламирования. Ребенок произносит цепочки слогов с разными интонациями.

К 10 месяцам ребенок начинает понимать и говорить слова «да» и «нет, сопровождая их жестами. Эмоциональное общение с малышом приобретает особенное значение для его развития. Ребенок все чаще произносит слоги и цепочки слогов, подкрепляемые взрослым.

К году в его словаре уже 10 – 15 осознанно произносимых слов: «мама», «папа», «дай», «би-би», «пить» и т.п.

http://www.detsad179.ru/images/81526544_0_80644_d97722f1_L%281%29.png 

             В 1,5 – 2 года в речи ребенка появляются предложения: «Мама, дай пить», «Мишка сидит», «Хочу пить сок». Появляются первые прилагательные «хороший», «плохой», «большой», «маленький». Правда, звучать они будут «хаёси», «пахой», «басёй», «маикий». Почти все согласные ребенок произносит смягченно, в речи много грамматических ошибок, присутствует сокращение слов – ребенок пропускает отдельные звуки или части слова.



Предварительный просмотр:

 http://www.detsad179.ru/images/10%284%29.jpg

 http://www.detsad179.ru/images/SAM_4847%284%29.jpg

     Источником  образования  звуков  речи  является  воздушная  струя, выходящая из легких через  гортань, глотку, полость рта или носа наружу.

Речевое  дыхание, в отличие от неречевого,  автоматического, является произвольным. При неречевом  дыхании вдох и выдох осуществляются через  нос, вход по продолжительности равен выдоху; речевое дыхание  осуществляется через рот,  вдох короткий, выдох  замедлен. При  неречевом  дыхании за вдохом сразу  следует выдох,  затем  пауза;  при речевом дыхании, наоборот, за вдохом следует   пауза, затем плавный выдох.

     Правильное речевое дыхание  обеспечивает нормальное звукообразование, создает условия  для поддержания нормальной громкости речи, четкого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности.

       Нарушения речевого дыхания могут быть следствием  общей ослабленности,  аденоидных разращений, различных сердечно-сосудистых заболеваний.

       Такие несовершенства речевого дыхания, как неумение рационально использовать выдох, речь  на вдохе, неполное возобновление запаса воздуха и др. отрицательно влияющие на развитие речи детей,   могут быть обусловлены неправильным воспитанием, недостаточным  вниманием  взрослых к речи детей.

       Малыши, имеющие ослабленный  вдох и  выдох, как правило, говорят  тихо и затрудняются в произнесении длинных фраз.  При  нерациональном  расходовании воздуха нарушается плавность речи, так как дети на середине фразы вынуждены добирать воздух. Часто такие дети недоговаривают слова и нередко в конце фразы произносят их шепотом. Иногда, чтобы закончить длинную фразу, они вынуждены говорить  на вдохе,  отчего речь становится  нечеткой, судорожной, с захлебыванием. Укороченный  выдох вынуждает говорить фразы в ускоренном темпе, без соблюдения логических пауз.

Основными задачами  в работе  над развитием речевого дыхания являются следующие:

► Вырабатывать плавный свободный удлиненный выдох, используя специальные игровые упражнения.

►Путем подражания речи взрослого воспитывать умение произносить небольшие фразы или смысловые отрезки на одном выдохе.

 Проявляя изобретательность, выдумку, Вы, уважаемые родители, сможете помочь своему ребенку выработать правильное речевое дыхание. Рекомендуется начинать  с непроизвольных и таких забавных для ребенка игровых упражнений:

► Буря в стакане - дуем через соломинку в стакан с водой

► Надувание воздушных шаров.

 Дутье на разноцветные вертушки           http://www.detsad179.ru/images/1247512390_4.jpg

 Игра на духовых музыкальных инструментах, например дудочке.

 Пускание мыльных пузырей.

 «Снегопад» - дуем на «снежинку» - ватку, сдувая ее с ладошки.

http://www.detsad179.ru/images/iCAWQC19E.jpg

 «Футбол»  - задуть ватку в ворота из  кубиков.http://www.detsad179.ru/images/1%2836%29.jpg

     При всех этих забавах ребенок непроизвольно учится делать вдох через нос и выдох через рот. Следите, чтобы ребенок не надувал щеки на выдохе.

А как интересно сделать своими руками игры для развития выдоха:

 

 снежинки, прикрепленные ниточками к игрушечным рукавичкам;

 осенние листочки, падающие на корзинки с грибами;

 бумажные бабочки и стрекозы, порхающие на тесемках над  цветами http://www.detsad179.ru/images/SAM_2224.JPG;

 легкие птички, летающие над облаками из ваты;

 вертолетики и самолетики и многое другое, что подскажет Ваша фантазия;

 бумажные кораблики, плавающие в тазике с водой http://www.detsad179.ru/images/nutty-boats-autumn-craft-photo-420-FF1010CREATA07.jpg

 

Работая над развитием  непроизвольного выдоха, Вы постепенно подведете ребенка к  осознанию акта дыхания. Дайте ему маленькое зеркало и предложите, дыша на него, сделать:

 

  вдох и выдох через нос;

  вдох и выдох через  рот;

  вдох через нос, выдох через рот;

  вдох через рот, выдох через нос. 

 Такую игру можно назвать «Осенний  туман».

         

А еще интересно «тянуть» гласные звуки на выдохе: кто дольше? Можно петь и сочетания из гласных: АО, УЫ, ЭАУ, УОА  и другие. Только не забывайте напоминать ребенку: сделать вдох носом и начинать пение на выдохе.

При выполнении упражнений следите, чтобы ребенок не раздувал крыльев носа на вдохе, не поднимал  высоко плечи не надувал щеки (можно придержать их ладошками).

Помните: нельзя много раз подряд повторять упражнения, это может привести к головокружению. 



Предварительный просмотр:

9%287%29

kons-7

Сотрудники Института физиологии детей и подростков АПН РФ установили, что развитие тонких движений пальцев рук положительно влияет на функционирование речевых зон коры головного мозга.

       Выполняя пальчиками различные упражнения, ребёнок достигает хорошего развития мелкой моторики, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи (так как при этом индуктивно происходит возбуждение в центрах речи), но и подготавливает ребёнка к рисованию и письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений.

     В психическом развитии человека очень многое определяется тем, насколько он управляет своими руками.  Зависимость эта очень сложная: развитие центральной нервной системы позволяет ребёнку соотнести то, что он видит и слышит, с направлением и траекторией движения, которые он осуществляет, а совершенствование движений рук, в свою очередь, ускоряет развитие речевого центра головного мозга и, следовательно, способствует умению говорить.

deti

ПРИЁМЫ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ

Рисование — радостный, вдохновенный труд, к которому ребенка не надо принуждать. А знаете ли вы, что рисовать можно даже без кисточки, а именно пальчиками. Такое оригинальное рисование расковывает творческие возможности ребёнка, позволяет почувствовать краски, их характер и настроение. Конечно, ребёнок перепачкается, но это временные трудности, которые можно предусмотреть: фартук, клеёнка, свободное пространство и большие листы бумаги.

kons-8

“Пальчиковый бассейн" легко сделать в домашних условиях: в большой прямоугольной коробке с низкими бортиками рассыпать горох или фасоль высотой в 6 – 8 см. Проведение пальчиковой гимнастики в таком "бассейне" способствует активизации двигательной активности. Диагностические пробы (поиск предметов различной фактуры, величины, формы) с использованием этого тренажера позволяют максимально активизировать пальчиковые движения, тактильные  ощущения.

Щетка "ежик”. Рабочую поверхность "ежика" можно изготовить из массажной щетки для волос. Площадь ее поверхности, по возможности, должна соответствовать площади поверхности ладони и пальцев ребенка. Широкая резинка способствует плотному прилеганию щетки к ладони  (большой палец руки отведен). С помощью многочисленных точечных раздражителей мышцы руки получают достаточно сильные двигательные ощущения

Пальчиковая гимнастика позволяет установить тесную связь между речевой функцией и общей двигательной системой. Совокупность движений тела и речевых органов способствует снятию напряженности, монотонности речи, соблюдению речевых пауз, учит управлять своим дыханием (у ребенка до 7 лет еще наблюдается дыхательная аритмия), формированию правильного произношения, а подключение к работе тактильных ощущений улучшит и ускорит запоминание стихотворного текста.

kons-9

SAM_4843

Шнуровки, застежки, кнопки, молнии. В быту мы часто сталкиваемся с этими предметами. Руки ребенка еще не настолько развиты, чтобы с легкостью манипулировать ими. Тренироваться необходимо везде всегда на всем, что можно завязать, застегнуть, зашнуровать и ни в коем случае не расстраиваться, если не получается с первого раза. Необходимо побольше терпения, внимания, выдержки.

867d02949ec6%281%29

img2312_29051_big%281%29

Выкладывание букв из различных материалов – серьезное занятие. Оно требует от детей усидчивости и терпения, развивает навык выполнять действие по заданному образцу. Занятие можно разбить на несколько этапов. Сначала взрослый выкладывает или рисует на бумаге букву – образец и знакомит с ней ребенка. Затем малыш копирует букву из предложенного материала.

Следующий этап, когда дошкольник с помощью взрослого выкладывает простые слова, учится читать. Можно использовать  мозаику, семена, мелкие орешки, пуговицы, кусочки бумаги, веточки, счетные палочки, толстые нитки. Все занятия с использованием мелких предметов должны проходить под контролем взрослых.

SAM_4838%281%29

Игры с карандашом, крупой, бусами, орехами, прищепками. Предложите ребенку регулярно заниматься с крупой: сортировать, угадывать с закрытыми глазами, катать между большим и указательным пальцами, придавливать поочередно всеми пальцами обеих рук к столу, стараясь при этом делать вращательные движения. Научить ребенка перекатывать пальцами одной руки два грецких ореха (камешка, шарика) – совсем не трудно. Для начала предложите покатать между ладошек шестигранный карандаш.

         Все это оказывает прекрасное тонизирующее и оздоравливающее действие. Этот простой и эффективный массаж способствует притоку крови к нервным окончаниям на пальчиках последовательно, посылаются положительные импульсы в головной мозг.



Предварительный просмотр:

8%286%29

parents079

       Очень часто родители говорят, что они не успевают заниматься с детьми по вечерам. Но развитие речи требует систематического и ежедневного проговаривания речевого материала. Предлагаю игры, играть в которые можно дома, не отрываясь от приготовления ужина или по дороге из детского сада.

 «Один – много». Вы называете предметы в единственном числе, ребенок  - во множественном. Один мяч – много  чего? Мячей.

 

«Посчитаем до 10». Согласование существительных с числительными: одна ложка, две ложки, три ложки,…. десять ложек

 

«Приготовим сок» «Из яблок сок … (яблочный); из груш … (грушевый); из слив, моркови, лимона, апельсина и т.п.  А теперь наоборот: апельсиновый сок из чего? И т.д.

 

«В гости к гному». Мы встретили гномика, у него все маленькое, он все называет ласково: стол - столик, мяч – мячик.

 

«Волшебные очки».  «Представь, что у нас есть волшебные очки. Когда их надеваешь, то все становится красным (зеленым, синим и т.п.). Посмотри вокруг в волшебные очки, какого цвета все стало, скажи: красные сапоги, красный мяч, красный дом, красный нос, красный забор и пр.»

 «Давай вспомним вкусные слова и угостим друг друга». Ребенок называет «вкусное» слово затем Вы ему, и так до тех пор, пока все не «съедите». Можно поиграть в «сладкие», «кислые», «соленые», «горькие» слова.

«Поймай  звук»  Выделение звука из ряда гласных: а, о, и, у, ы, э, е, ё, ю, я.  «Будешь хлопать в ладоши, если услышишь «а», на другие звуки опускаешь руки». По аналогии проводится игра на другие звуки. Также со слогами и словами – хлопнешь, когда услышишь слог или слово с определенным звуком, например, ш  шапка – собака – киска – мошка…

 

«Незнайка». «Незнайка не умеет правильно говорить. Он говорит сапка, правильно? А капка? А шапка? Ребенок должен узнать правильно произносимое слово.



Предварительный просмотр:

 2%2823%29

0_5354d_8e4f7efc_L

Ребенок в возрасте 2 - 3 лет уже в значительной мере овладевает речью, но речь еще недостаточно чиста по звучанию. Наиболее характерный речевой недостаток для детей этого возраста - смягчённость речи: "лёзецька" (ложечка), сюмоцька" (сумочка) многие трёхлетние дети не произносят шипящих звуков Ш, Ж, Ч, Щ, заменяя их свистящими: "сюба" (шуба), "сяпка" (шапка).

Трёхлетние часто не произносят звуки Р и Л, заменяя их другими": "юка", "лука" (рука), "вампа", "ямпа" (вместо лампа), отмечается замена заднеязычных звуков переднеязычными: К - Т, Г – Д: "тоова" вместо "корова", " дулять" вместо "гулять", а также оглушение звонких звуков "сайка" вместо  "зайка".

Произнесение слов в этом возрасте тоже имеет особенности, маленький ребёнок один и тот же звук в одном сочетании произносит, а в другом искажает, либо совсем пропускает. Например, легко произносит звук Р в сочетании с гласными звуками (рука, роза), и не выговаривает в сочетании с согласными (тамвай -трамвай, клыша – крыша), в русском языке малышам с трудом дается произношение двух - трех рядом стоящих согласных звуков, и, как правило, один из этих звуков или пропускается, или искажается, хотя изолированно ребёнок эти звуки может произносить правильно.

Часто в слове один звук, обычно более трудный, заменяется другим, имеющимся в том же слове: "мумага", "бабака", "фолааппалат" и т.п. Иногда эти замены не связаны с трудностью произношения звука: просто один звук уподобляется другому, потому что ребёнок быстрее уловил его и запомнил. Очень часто «дети делают перестановку звуков и слогов в словах "клювка" (клюква), "аплесин" (апельсин).



Предварительный просмотр:

 http://www.detsad179.ru/images/3%2824%29.jpg

http://www.detsad179.ru/images/1294715535_62151445_61.png

К трём  годам произносительная сторона речи детей ещё недостаточно сформирована. Остаются несовершенства в произношении звуков, многосложных слов, слов со стечением согласных, отчего речь детей ещё недостаточно чистая и внятная. Дети этого возраста не всегда умеют пользоваться своим голосовым аппаратом, например, не могут достаточно громко отвечать на вопрос взрослого и говорить тихо, когда этого требует ситуация (при подготовке ко сну, во время еды).

         Следует отметить, что к трём годам некоторые дети могут правильно произносить большинство звуков родного языка, кроме «Р» и шипящих; а у других возможны задержки в формировании произносительной стороны речи.  Например, ребенок заменяет шипящие и свистящие на «Т» и «Д». Речь некоторых детей крайне неразборчива, а отдельные малыши не говорят совсем.

         К трём годам происходит интенсивное увеличение словаря. В своих высказываниях ребёнок употребляет почти все части речи, овладевает элементарными грамматическими навыками: усваивает падежные окончания, некоторые формы глаголов, начинает согласовывать прилагательные с существительными, использует простые распространённые предложения. В этом возрасте у детей велика склонность к подражанию, что является благоприятным фактором для развития речи.

         Уточнение и закрепление правильного произношения звуков взрослый осуществляет, предлагая ребёнку отчетливо называть игрушки, животных, предметы, изображённые на рисунках в книгах, а также в процессе повторения чистоговорок, заучивания загадок, потешек, считалок, стихотворений. Развитию слухового внимания  способствуют стихи типа небылиц, перевёртышей, загадок.

       Для формирования речевого дыхания используются игры на развитие плавности и продолжительности выдоха (дуем через соломинку в стакан с водой, надуваем шары, пускаем мыльные пузыри, играем на духовых музыкальных инструментах). При этом необходимо следить, чтобы не надувались щёки.

         Развитие силы голосового аппарата осуществляется при чтении скороговорок, считалок с различной силой голоса (тихо – громко), с различной скоростью.

         Взрослые должны поддерживать разговор с ребёнком, беседовать с ним о предметах домашнего обихода, одежде, игрушках, предметах домашнего обихода. Постоянные занятия и беседы с детьми создадут базу для дальнейшего развития ребенка.



Предварительный просмотр:

-_1_%7E1%283%29

4%2813%29

На пятом году жизни у ребенка отмечаются значительные успехи в речевом развитии.  Малыш начинает выделять и называть  наиболее существенные признаки и качества предметов, устанавливать связи и отражать их в речи. Речь его становится точнее и богаче по содержанию. Увеличение  активного словаря дает ребенку возможность полнее строить свои высказывания. В речи детей этого возраста много прилагательных, обозначающих признаки и качества предметов, отражающих временные и пространственные отношения; начинают появляться притяжательные прилагательные (лисий хвост, заячья избушка). Все шире ребенок использует наречия, личные местоимения, сложные предлоги (из-под, около и др.). Рост словаря,  употребление более сложных предложений приводит к тому, что дети начинают чаще допускать речевые ошибки.

     У четырехлетних детей возрастает интерес к звуковому оформлению слов. Некоторые дети, фиксируя неправильное произношение у сверстников, могут не замечать нарушений  звучания в собственной речи.

      На пятом  году   жизни достаточная подвижность мышц артикуляционного  аппарата дает  возможность осуществлять более  точные движения языком, губами,  что необходимо  для  артикуляции  сложных  звуков. У детей исчезает  смягченное произнесение согласных,  редко наблюдается пропуск звуков и слогов.  Большинство  детей к пяти годам усваивают и правильно  произносят шипящие звуки,  «Л», «Р»; отчетливо произносит многосложные слова,  правильно ставит ударение. Но у некоторых детей еще  неустойчиво  произношение свистящих и шипящих,  неотчетливо произношение отдельных слов, особенно многосложных и малознакомых.

      Достаточно развитый речевой слух дает ребенку возможность различать в речи взрослых повышение и понижение громкости голоса, замечать ускорение  и замедление темпа речи, улавливать различные  средства выразительности.  Возможности детей в использовании своего голосового аппарата  расширяются; дети начинают шире пользоваться интонационными  средствами выразительности.

     Игры и упражнения  для детей от 4 до 5 лет направлены как на формирование правильного произношения, так и на развитие

фонематического слуха -  умения слышать и узнавать звук в составе слова, выделять его из  группы других  звуков.

На какие недостатки в  речи следует обращать  внимание  прежде всего?

        Межзубное произношение свистящих,  боковое  произношение шипящих  или  замена на свистящие,  горловое произношение  «Р»  или  замена на «Л»,  двугубное произношение  «Л» (вапа, уапа  вместо лапа) – все эти недостатки   требуют  логопедической  помощи. 



Предварительный просмотр:

http://www.detsad179.ru/images/1294715508_0a08d4b3441108bf51f925797d3dd4d3.png

http://www.detsad179.ru/images/5%288%29.jpg

На  этом  возрастном  этапе  продолжается совершенствование  всех  сторон  речи  ребенка. Все чище становится произношение,  более  развернутыми фразы, точнее  высказывания. Ребенок  не  только  выделяет  существенные  признаки  в  предметах и явлениях, но и  начинает устанавливать причинно-следственные связи  между ними, временные, пространственные отношения.

      Обогащение  и  расширение  словаря осуществляется  за счет названий  частей, деталей  предметов, а также  за  счет овладения  навыками  словообразования  (с  помощью  приставок,  суффиксов).

К концу шестого  года жизни  ребенок более тонко дифференцирует собирательные существительные  (не просто «животные», а «дикие»  и «домашние»). 

Хорошим показателем полноценного овладения  словарем является умение  подбирать  антонимы (длинный  - короткий, высокий – низкий и т.д.); синонимы (ходить – идти – топать – шагать); определения  (дождь холодный,  сильный,  мелкий,  грибной). 

     За  год  словарь  увеличивается примерно на  1000-1200  слов. Совершенствование  связной  речи невозможно без  овладения  грамматически правильной речью. На шестом году жизни  дети  пользуются достаточно  свободно многими  грамматическими категориями. Чаще  чем  прежде  правильно употребляется  родительный падеж множественного числа  (окон, карандашей, ламп); легче  образуются новые  слова (учит – учитель, железо – железный,  ходить – выходить, обходить).  Грамматическая  правильность речи ребенка во многом  зависит от того, как часто взрослые обращают  внимание на ошибки своих детей, тактично исправляют их (не «грушев», а «груш»,  не «ложить», а «класть»).  Совершенствуется  монолог, дети могут без помощи взрослого передать содержание  небольшой сказки, способны пользоваться  различной  интонацией.

      Дети способны правильно произносить все звуки родного языка, однако у  некоторых только заканчивается усвоение шипящих звуков, «Л», «Р».  Но не все шестилетние дети владеют правильным произношением, может встречаться горловой или одноударный «Р», межзубные свистящие, боковые  шипящие, двугубный  «Л». Дети с ускоренным темпом речи пропускают отдельные звуки или части слова, у  них возникают запинки, что может привести к заиканию.

Смена молочных зубов на постоянные может отразиться  на дикции. Если у ребенка неправильный прикус или укороченная подъязычная связка, родителям нужно посетить хирурга-стоматолога. С детьми, имеющими недостатки произношения, проводятся логопедические занятия, направленные на развитие подвижности речевого аппарата, фонематического восприятия, постановку звуков, введение их в речь. 

Детям с недостатками произношения занятия иностранным языком не рекомендуется.



Предварительный просмотр:

1244997_0_41036_1e8a7769_l

6%286%29

Ребенок шести лет свободно общается со взрослыми и сверстниками. При рассказывании стремится точно подобрать слова, яснее выражать мысли. Характерным является дифференцированный подход к обозначению  предметов (не просто машина, а грузовая, легковая). Ребенок  все шире пользуется словами, указывающими на профессиональную принадлежность, использует их в играх; чаще употребляет сложные слова (длинноногий жираф), пользуется эпитетами (золотая  осень), словами с переносным значением, синонимами. У ребенка складывается представление о многозначности слов (чистая рубашка, чистый воздух). Он может подбирать слова при сравнении предметов и явлений, подмечая их сходство и различие (белый как снег), все чаще пользуется сложными предложениями.

Плавность и точность речи при свободном высказывании является одним из показателей достаточности словарного запаса. Большое влияние  на формирование грамматически правильной речи оказывает уровень речевой культуры взрослых, окружающих ребенка. Ребенок способен дать описание картинки, предмета, пересказать содержание небольшого рассказа, передать свои впечатления. Большинство детей правильно произносят все звуки родного языка; говорят в зависимости от ситуации громко, тихо или шепотом; могут изменять темп речи с учетом содержания высказывания; пользоваться интонационными средствами выразительности.

Многие дети имеют развитое фонематическое восприятие (умеют различать звуки); владеют навыками звукового анализа (умеют выделять звуки из слова); делят слова на слоги. Однако и в этом возрасте некоторые дети имеют проблемы речевого плана:

♦ Вместо точного названия предмета – его описание, использование родовых понятий вместо видовых («дерево» вместо «дуб», «ель»);

♦ Нечеткое или неверное проговаривание окончаний слов;

♦ Неправильное произношение звуков  (горловое «Р», межзубные свистящие, двугубный «Л»). Пока ребенок не овладеет правильным произношением на родном языке, нельзя учить его иностранному;

♦  Недостаточное различение звуков «ч» и «ть», «с» и «ц», «ч» и «ц», «щ» и «сь», «р» и «л»;

♦ Трудности воспроизведения слов сложной слоговой структуры.

В дошкольном детстве не заканчивается процесс овладения речью. Обогащение словаря, развитие грамматического строя речи, совершенствование связной речи – эти процессы будут продолжаться и в школе. Главным помощником можете и должны стать Вы, дорогие родители. Читайте детям книги, рассказывайте сказки,  учите стихи, беседуйте и занимайтесь с ними.



Предварительный просмотр:

i?id=79716351-01-72&n=21i?id=10965197-04-72&n=21i?id=213558791-22-72&n=21

i?id=307519735-67-72&n=21

i?id=574830156-51-72&n=21

        Павлоградка - 2015г.i?id=23751376-46-72&n=21

i?id=10965197-04-72&n=21i?id=511717616-50-72&n=21i?id=513231870-08-72&n=21i?id=798312637-20-72&n=21q_2epq15oEwi?id=450265914-54-72&n=21i?id=168874309-22-72&n=21i?id=213558791-22-72&n=21

        i?id=23751376-46-72&n=21i?id=574830156-51-72&n=21i?id=307519735-67-72&n=21



Предварительный просмотр:

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (6 - 7 ЛЕТ)

Дети с нарушениями речи, в большинстве случаев, интеллектуально развиты, следовательно, потребности в игре у них такие же, как и у их сверстников с чистой речью. При этом в ходе обследования детей с нарушениями речи  отмечается, что у большинства из них нарушены память, внимание и фонематический слух. Они неправильно понимают обращенную к ним речь, не делают выводов. В играх они нередко теряют возможность совместной деятельности со сверстниками из-за неумения выразить свою мысль, боязни показаться смешными, хотя правила и содержание игры им доступны.

Можно сформулировать основные задачи, стоящие перед родителями  в ходе коррекционной работы в домашних условиях:

  • Необходимо широко использовать игры, как средства физического, умственного, нравственного и эстетического воспитания детей.
  • Игра должна увеличивать потребность ребенка в общении, стимулировать накопление и развитие у него речевых умений и навыков.
  • При проведении игры необходимо учитывать возраст и возможные особенности поведения детей сразличнымиречевыми расстройствами.

Представленные ниже игры помогут ребенку в коррекции речевых нарушений, расширят объем памяти, внимания.              

Домашние птицы

- Гусь выше петуха. Кто выше? Кто ниже?
- Индюк толще утки. Кто тоньше? Кто толще?
- Сколько ног у двух кур?
- Сколько голов у трех уток?
- Утята идут за уткой. Кто идет первый? Кто идет последний? Кто за кем идет?
- У кого ног больше – у курицы или петуха?
- У кого больше крыльев – у двух гусей или у двух петухов?
    

                                                   

Мебель

Если ты захочешь спать,  дома ждет тебя ….(кровать).
- Чтобы ноги отдохнули, посиди-ка ты на …(стуле).
- С пирогами чай попьем за обеденным  …(столом).
- Вам сидеть не тесно, детки, вчетвером на …(табуретке).
- Как приятно нашей Тане поваляться на …(диване).
- У чистюли Любочки всегда порядок в …(тумбочке).
- Свитер, кофту, толстый шарф аккуратно сложим в …(шкаф).
- Смастерил вчера Николка для своих игрушек …(полку).

Забавные стишки на закрепление звука Ж

Лежебока рыжий кот отлежал себе …(живот).
- И бежит Айболит к бегемотикам, и хлопает их по …(животикам).
- Всей семьей идут гулять ночью вдоль дорожек
еж – отец, ежиха – мать и ребенок …(ежик).
- С неба падают зимою и кружатся над землею
мягкие пушинки, белые …(снежинки).
- Улитка ползет по дорожке, то спрячет, то выпустит …(рожки).
- Он ходит, голову задрав, не потому, что важный граф, не потому, что гордый нрав, а потому, что  он …(жираф)                

Скажи наоборот

Цель: практическое употребление предлогов К и ОТ, образование приставочных глаголов, расширение словарного запаса.

Мама подошла к столу. -…(Мама отошла от стола)
Заяц прибежал к лисе.
Собака подбежала к хозяину.
К Маше пришли гости.
Ласточка подлетела к дереву.
Больной пришел к врачу.
Лошадь привязали к столбу.
Папа  подошел  к машине.
Муравей ползет  к муравейнику.
Миша поехал  к бабушке.
Поезд подошел к станции.
Козленок прибежал к Марине.
              

Объясни словечко

Цель:  Уточнение и формирование словарного запаса. Уточнение значения сложных слов.

Спросите у ребенка: «Что такое мясорубка?» (самовар, овощерезка, холодильник, хлеборезка, соковыжималка, сладкоежка, кофемолка, кофеварка, пароварка)

Спросите у ребенка: «Что значит косолапый, длинноухий, длинношеий, травоядный, земноводный, водоплавающий, насекомоядный, красногрудый, черноголовый, быстроногий?»                               

Рассказы – шутки.

Родители  придумывают начало рассказа про любимого героя из сказки, мультфильма.     Ребенок продолжает рассказ, придумывая свою историю. Финал можно придумать вместе.                                            

Сказка о чайнике (диване, картине, игрушке, буханке хлеба и т. д.)

ПРИМЕР:

Жил – был чайник. У него была семья – посуда. Чайник был пузатый – препузатый. У него была ручка, крышка и маленький носик с одной ноздрей. Чайник был железный и очень полезный. Люди его любили, и чай из него пили.



Предварительный просмотр:

Со старшими дошкольниками продолжается работа по обогащению, уточнению и активизации словаря. Большое внимание уделяется развитию умений детей обобщать, сравнивать, противопоставлять. В словарь вводятся слова, обозначающие материал, из которого сделан предмет («дерево», «металл», «пластмасса», «стекло»), широко используются загадки и описания предметов, их свойств, качеств и действий. Особое внимание уделяется работе над смысловой стороной слова, расширению запаса синонимов и антонимов, многозначных слов, формируется умение употреблять слова, наиболее точно подходящие к ситуации.

«Что вы видите вокруг?»

Цель: уточнить представления детей о названии предметов.

— Назови предметы, которые ты видишь вокруг. Как мы отличаем один предмет от другого? (За столом сидят, занимаются, едят, на стуле сидят.) — Если перед тобой будут стоять две девочки, обе в красных платьях, с белыми бантиками. Как мы их различаем? (По именам.) — Что означают слова... «мяч», «кукла», «ручка»? — У меня в руке... ручка. Что ею делают? (Пишут.) У двери тоже есть ручка. Почему эти предметы называют одним и тем же словом? (Их держат руками.) Что значит слово «ручка», обозначающая этот предмет? (Ею пишут.) А что обозначает слово «ручка» (показываем на дверную ручку)? («Ею открывают и закрывают дверь».) — Можешь ли ты назвать слова, которые ничего не обозначают? Послушай стихотворение Ирины Токмаковой «Плим»:

Ложка — это ложка.

Ложкой суп едят.

Кошка — это кошка.

У кошки семь котят.

Тряпка — это тряпка.

Тряпкой вытру стол.

Шапка — это шапка.

Оделся и пошел.

А я придумал слово. Смешное слово — плим.

Я повторяю снова —Плим, плим, плим.

Вот прыгает и скачет —Плим, плим, плим.

И ничего не значит Плим, плим, плим.

— Придумай и ты такие слова, которые ничего не значат (трам-татам, тутуру).

Работа с синонимами способствует пониманию детьми возможности подбирать разные слова со сходным значением и формированию умений использовать их в своей речи. Подбирая слова, близкие по смыслу к словосочетанию (веселый мальчик — радостный; поезд идет — движется; Маша и Саша — дети, друзья), к определенной ситуации (на дне рождения веселятся, радуются), к изолированному слову (умный — толковый; старый — ветхий), дети обучаются точности словоупотребления, в зависимости от контекста. Составляя предложения со словами синонимического ряда, обозначающими нарастание действий (шепчет, говорит, кричит), дети осознают оттенки значений глаголов.

«Скажи, какое»

Цель: называть признаки предмета и действия; обогащать речь прилагательными и глаголами; подбирать слова, близкие по смыслу.

— Когда мы хотим рассказать о предмете, какой он, какие слова называем? — Послушай стихотворение М.Щеловановой «Утро»:

— Послушайте стихотворение М. Щеловановой «Утро».

Какое сегодня утро?

Сегодня плохое утро,

Сегодня скучное утро

И, кажется, будет дождь.

— Почему же плохое утро?

Сегодня хорошее утро,

Сегодня веселое утро

И тучи уходят прочь.

Сегодня не будет солнца,

Сегодня не будет солнца,

Сегодня будет хмурый,

Серый, пасмурный день.

- Почему же не будет солнца?

Наверное, будет солнце,

Обязательно будет солнце

И прохладная синяя тень.

— О чем говорится в этом стихотворении? (О солнечном и пасмурном утре.) Как сказано про первый день в стихотворении, какой он? (Хмурый, серый.) Как сказать другими словами про этот день? Подберите слова, близкие по смыслу (дождливый, грустный, скучный, неприветливый). А если утро солнечное, как можно еще сказать, какое оно? Подберите слова, близкие по смыслу (веселое, радостное, голубое, безоблачное). Что еще может быть хмурым? (Настроение, погода, небо, человек.) Что может быть солнечным? — Есть еще слова, которые называют, что делает человек, что можно делать с тем или иным предметом. Если человек хмурится, как об этом сказать по-другому? (Грустит, печалится, расстроился, обиделся.) — А есть такие слова и выражения, которые выражают смысл не совсем точно. Я слышала, как другие дети говорили: «Папа, иди шепотом», «Это я проснул сестричку», «Я ботинки наизнанку надел». Можно ли так сказать? Как надо сказать правильно?

«Найди точное слово»

Цель: учить детей точно называть предмет, его качества и действия.

— Узнай, о каком предмете я говорю: «Круглое, сладкое, румяное — что это?» Предметы могут отличаться друг от друга не только по вкусу, но и по величине, цвету, форме. — Дополни другими словами то, что я начну: снег белый, холодный... (еще какой?). Сахар сладкий, а лимон... (кислый). Весной погода теплая, а зимой... (холодная). — Назови, какие вещи в комнате круглые, высокие, низкие. — Вспомни, кто из животных как передвигается. Ворона... (летает), рыба... (плавает), кузнечик... (прыгает), уж... (ползает). Кто из животных как голос подает? Петух... (кукарекает), тигр... (рычит), мышь... (пищит), корова... (мычит). — Помоги мне найти слова, противоположные по смыслу, в стихотворении Д.Чиарди «Прощальная игра»:

Скажу я слово высоко,

А ты ответишь... (низко)

Скажу я слово далеко,

А ты ответишь... (близко).

Скажу тебе я слово трус,

Ответишь ты... (храбрец).

Теперь начало я скажу.

Ну, отвечай... (конец).

— Теперь можешь придумать слова, противоположные по значению.

Старшие дошкольники могут различать слова, отражающие характер движения (бежать — мчаться; пришел — приплелся) или значение прилагательных оценочного характера (умный — рассудительный; старый — дряхлый; робкий — трусливый). Важное место в развитии словаря занимает работа над антонимами, вследствие которой дети учатся сопоставлять предметы и явления по временным и пространственным отношениям (по величине, цвету, весу, качеству). Они подбирают слова, противоположные по смыслу к словосочетаниям (старый дом — новый, старый человек — молодой), к изолированным словам (легкий — тяжелый), или заканчивают предложение, начатое педагогом: «Один теряет, другой... (находит)».

«Высокий — низкий»

Цель: учить сопоставлять предметы и находить слова, противоположные по смыслу.

К этой игре надо подобрать картинки: высокая елка, длинный карандаш, широкая ленточка, глубокая тарелка с супом, веселое лицо девочки (смеется или улыбается), мальчик в перепачканной одежде, а также: маленькая елочка, короткий карандаш, узкая ленточка, грустное лицо девочки, мальчик в чистой одежде, мелкая тарелка. — Посмотри на рисунки. Назови слова, противоположные по смыслу. Скажи, чем отличаются похожие лица и предметы. Высокая — низкая (елка — елочка), длинный — короткий (карандаш), широкая — узкая (лента), грустное — веселое (лицо девочки), глубокая — мелкая (тарелка), чистый — грязный (мальчик). На следующем рисунке: большой дом и маленький домик, река — ручей, клубника — земляника. — Назови, что ты видишь на этих рисунках? Составь предложения со словами, противоположными по смыслу. («Я нарисовал большой дом и маленький домик». «Река глубокая, а ручей мелкий». «Ягоды у клубники крупные, а у земляники мелкие».) — Послушай отрывок из стихотворения Сильвы Капутикян «Маша обедает»:

...Никому отказа нет,

Подан каждому обед:

Собачке — в миске,

В блюдечке — киске,

Курочке-несушке —

Пшена в черепушке,

А Машеньке — в тарелке,

В глубокой, не в мелкой.

— Что бывает глубоким и мелким? Как ты понимаешь выражение: глубокая река (имеет большую глубину); глубокая тайна (скрытая); глубокое чувство (сильное); мелкая река (имеет небольшую глубину); мелкий дождь (несильный); мелкий песок (некрупный).

«Это правда или нет?»

Цель: находить неточности в стихотворном тексте.

— Послушай стихотворение Л.Станчева «Это правда или нет?». Надо внимательно слушать, тогда можно заметить, чего на свете не бывает.

Теплая весна сейчас, Виноград созрел у нас. Конь рогатый на лугу Летом прыгает в снегу. Поздней осенью медведьЛюбит в речке посидеть. А зимой среди ветвей«Га-га-га!» — пел соловей.

— Быстро дайте мне ответ: это правда или нет? — Послушай, как говорили другие дети, подумай, можно ли так сказать, и скажи, как надо сказать правильно: «Тетя, посмотри: у лошадки два хвостика — один на голове, другой на спинке»; «Папочка, это лошадке подметки подбивают»; «Папа, тут дрова недавно пилили: вон на снегу пилилки валяются»; «Я немножко открыла глаза и смотрела шепотом»; «Мамочка, я тебя громко-громко люблю». — Можешь ли ты придумать небылицы или путаницы, чтобы другие дети или взрослые их распутали.

«Найди другое слово»

Цель: точно обозначать ситуацию; подбирать синонимы и антонимы.

— Папа решил сделать детям качели, Миша принес ему веревку. «Нет, эта веревка не годится, она оборвется». Миша принес ему другую. «А вот эта ни за что не оборвется». Какую веревку сначала принес Миша? (Тонкую, ветхую.) А затем? (Крепкую, прочную.) — Качели папа делал летом. Но вот наступила... зима. Миша рос крепким мальчиком (здоровым, сильным). Вышел он покататься на коньках и почувствовал под ногами крепкий лед. Как сказать по-другому? (Прочный, нехрупкий.) Мороз крепчал (становился сильнее). — Как ты понимаешь выражение «крепкий орешек»? (Его трудно разбить, сломать.) Так говорят не только про орехи, но и про людей, которых никакие невзгоды не сломают. О них говорят: «крепкий духом» (значит, сильный, стойкий человек). — Объясните, что значат слова: «крепкая ткань» (прочная), «крепкий сон» (глубокий), «крепкий чай» (очень крепкий, не разбавленный кипятком). Какие выражения со словом «крепкий» вам встречались в сказках и в каких? (В сказке «Козлята и волк» коза крепко-накрепко (очень строго) приказывала детям, чтобы они крепко-накрепко (очень крепко) запирали дверь.) — Придумайте предложения со словом «крепкий». — Я вам буду называть слова, а вы говорите мне слова с противоположным смыслом: длинный, глубокий, мягкий, легкий, тонкий, густой, сильный; говорить, смешить, падать, смеяться, бежать. — Придумайте рассказ, чтобы в нем были слова, противоположные по смыслу. Можете брать слова, которые мы только что называли.

«Назови одним словом»

Цель: находить слова, точно оценивающие ситуацию.

— Решал ученик задачу и никак не мог ее решить. Думал он долго, но все-таки решил ее! Какая ему попалась задача? (Трудная, сложная, тяжелая.) Какое из этих слов наиболее точное? (Трудная.) Про что мы говорим тяжелый, тяжелая, тяжелые? Замените выражения: тяжелый груз (имеющий большой вес), тяжелый сон (неспокойный), тяжелый воздух (неприятный), тяжелая рана (опасная, серьезная), тяжелое чувство (мучительное, горестное), тяжелый на подъем (с трудом решается на что-то), тяжелое наказание (суровое). — Как вы понимаете выражения «трудная работа» (она требует большого труда), «трудный день» (нелегкий), «трудный ребенок» (с трудом поддающийся воспитанию). Какие еще выражения с этим словом вы слышали? — Послушай стихотворение Е.Серовой «Подскажи словечко». Ты будешь мне подсказывать нужные слова.

Гладко, плавно лился стих,

Вдруг споткнулся и притих.

 Стих потек, как речка,

Подскажи словечко.

Говорю я брату: «Ох!

С неба сыплется горох!»

Ждет он и вздыхает:

— Слова не хватает.  

«Вот чудак, — смеется брат,

Твой горох — ведь это... (град)».

Чтобы снова в добрый путь

Помоги ему чуть-чуть,

От кого, мои друзья,

Убежать никак нельзя?

Неотвязно в ясный день

 Рядом с нами бродит... (тень).

— Придумай рассказ, чтобы в нем были такие слова: «большой», «огромный», «громадный»; «маленький», «крошечный», «малюсенький»; «бежит», «мчится», «несется»; «идет», «плетется», «тащится». Развивая понимание детьми значений многозначных слов разных частей речи («молния», «кран», «лист»; «лить», «плыть»; «полный», «острый», «тяжелый»), мы учим их сочетать слова по смыслу в соответствии с контекстом.

Старших дошкольников продолжают обучать тем грамматическим формам, усвоение которых вызывает у них трудности: согласование прилагательных и существительных (особенно в среднем роде), образование трудных форм глагола (в повелительном и сослагательном наклонении). Необходимо дать ребенку полную ориентировку в типичных способах словоизменения и словообразования, воспитать языковое чутье, внимательное отношение к языку, его грамматическому строю, критическое отношение к своей и чужой речи, желание говорить правильно. У детей развивается умение из ряда слов выбрать словообразовательную пару (те слова, которые имеют общую часть, — «учит», «книга», «ручка», «учитель»; «рассказ», «интересный», «рассказывать») или образовать слово по образцу: веселый — весело; быстро... (быстрый), громко... (громкий). Дети находят родственные слова в контексте. Например, со словом «желтый»: «В саду растут (желтые) цветы. Трава осенью начинает... (желтеть). Листья на деревьях... (желтеют)». У детей развивается умение образовывать существительные с увеличительными, уменьшительными, ласкательными суффиксами и понимать различие смысловых оттенков слова: береза — березка — березонька; книга — книжечка — книжонка. Различение смысловых оттенков глаголов (бежал — забежал — подбежал) и прилагательных (умный — умнейший, плохой — плохонький, полный — полноватый) развивает умение точно и уместно использовать эти слова в разных типах высказывания.

«Кто у кого»

Цель: соотносить название животных и их детенышей, подбирать действия к названию животных.

Ребенок рассматривает рисунки — животные с детенышами: курица и цыпленок клюют зернышки (или пьют воду), кошка и котенок лакают молоко (вариант — играют клубочком), собака и щенок грызут кость (вариант — лают), корова и теленок щиплют траву (вариант — мычат), лошадь и жеребенок жуют сено (вариант — скачут), утка и утенок плавают (крякают). — Назови животных и их детенышей. — Подбери определения к названиям детенышей животных: скажи, какая курица (кошка, собака, корова, утка, лошадь), какой цыпленок (котенок, щенок, теленок, жеребенок, утенок)?

«Один — много»

Цель: упражняться в образовании множественного числа и правильном употреблении слов в родительном падеже; подбирать к словам определения и действия; находить в словах первый звук, определять количество слогов, подбирать слова, сходные по звучанию.

— Это — шар, а это... (шары). Здесь много... (шаров). Какие шары? (Красные, синие, зеленые.) Как одним словом сказать, что все шары разного цвета? (Разноцветные.) — Это — мак, а это... (маки). В букете много... (маков). Какие они? (Красные.) Что еще бывает красным? Как ты понимаешь выражение «красная девица»? Где встречается такое выражение? В каких сказках? — Отгадай загадку: «Сидит дед, во сто шуб одет. Кто его раздевает, тот слезы проливает». Это... (лук). Какой он? (Желтый, сочный, горький, полезный.) В корзине много чего? (Лука.) — Что это? Чего здесь много? — А если все предметы исчезнут, как мы скажем, чего не стало? (Игл, пил, мишек, мышек, шишек, ложек, ножек, кошек.)

Особое внимание уделяется синтаксической стороне речи — умению строить не только простые распространенные, но и сложные предложения разных типов. Для этого проводятся упражнения на распространение и дополнение предложений, начатых педагогом («Дети пошли в лес, чтобы... Они оказались там, где…»). Формирование синтаксической стороны речи детей, разнообразных синтаксических конструкций необходимо для развития связной речи. В пересказывании литературных произведений (сказки или рассказа) дети учатся связно, последовательно и выразительно передавать готовый текст без помощи взрослого, интонационно передавая диалог действующих лиц и характеристику персонажей. В рассказывании по картине умение самостоятельно составлять описательный или повествовательный рассказ по ее содержанию предполагает указание места и времени действия, придумывание событий, предшествующих изображенному и последующих за ним. Рассказывание по серии сюжетных картин формирует у детей умение развивать сюжетную линию, придумывать название рассказу в соответствии с содержанием, соединять отдельные предложения и части высказывания в повествовательный текст. В рассказывании об игрушках (или по набору игрушек) детей учат составлять рассказы и сказки, соблюдая композицию и выразительное изложение текста. Выбирая соответствующих персонажей для рассказывания, дети дают их описание и характеристику. С детьми старшего дошкольного возраста продолжается обучение рассказыванию из личного опыта, причем это могут быть высказывания разных типов — описания, повествования, рассуждение.

«Составь описание»

Цель: учить детей описывать предмет, называя его признаки, качества, действия.

— Опиши ягоду или фрукт, который ты больше всего любишь, а мы отгадаем. («Он круглый, красный, сочный, вкусный — это мой любимый... помидор»; «Он темно-бордового цвета, а внутри у него много-много разных зернышек, сладких и спелых, это мой любимый фрукт... гранат».) Приведем пример занятий, где тесно переплетаются все речевые задачи: воспитание звуковой культуры речи, словарная работа, формирование грамматического строя речи и развитие связной речи.

«Придумай рассказ»

Цель: учить детей понимать переносное значение слов и выражений, которые в зависимости от словосочетаний меняют свое значение, и переносить их в связное высказывание.

— Закончи фразу:

1. Подушка мягкая, а скамейка... (жесткая). Пластилин мягкий, а камень... (твердый).

2. Ручей мелкий, а речка... (глубокая). Ягоды смородины мелкие, а клубники... (крупные).

3. Кашу варят густую, а суп... (жидкий).Лес густой, а иногда... (редкий).

4. После дождя земля сырая, а в солнечную погоду... (сухая). Покупаем картофель сырой, а едим... (вареный).

5. Купили свежий хлеб, а на другой день он стал... (черствый). Летом мы ели свежие огурцы, а зимой... (соленые). Сейчас воротничок свежий, а завтра он будет... (грязный).

— Объясни, как ты понимаешь эти выражения: дождь озорничал; лес дремлет; дом растет; ручьи бегут; песня льется. — Как сказать по-другому: злая зима (очень холодная); колючий ветер (резкий); легкий ветерок (прохладный); золотые руки (все умеют делать красиво); золотые волосы (красивые, блестящие)? — Где ты встречал выражение «злая зима»? (В сказках.) К кому относится слово «злая»? (Злая мачеха, злая ведьма, злая Баба Яга.) — Придумай складное окончание к фразам: «Медвежонок, где гулял? (Мед на дереве искал.) Медвежата, где вы были? (По малину в лес ходили, на полянке мы бродили.) Медвежонок мед искал (и братишку потерял)». — Придумай рассказ про двух медвежат, а я запишу его, потом почитаем папе (бабушке, сестре).

«Скажи точнее»

Цель: развивать точность словоупотребления в связных повествовательных рассказах.

— Послушай, что я расскажу. Там, где я буду останавливаться, ты будешь мне помогать: подбирать слова и составлять предложения.

Жили-были три брата: ветер, ветерок и ветрище. Ветер говорит: «Я самый главный!» Какой может быть ветер? (Сильный, резкий, порывистый, холодный...) Ветрище не согласился с братом: «Нет, это я самый главный, меня и зовут ветрище!» Какой ветрище? (Могучий, злой, суровый, ледяной.) Ветерочек слушал их и думал: «А какой же я?» (Легкий, нежный, приятный, ласковый...) Долго спорили братья, но так ничего и не выяснили. Решили они силой помериться. Подул ветер. Что произошло? (Деревья закачались, травка пригнулась к земле.) Что делал ветер? (Дул, мчался, гудел, ворчал.) Подул ветер-ветрище. Что он делал? (Сильно дул, выл, завывал, стремительно несся.) Что после этого случилось? (Ветки у деревьев сломались, трава полегла, тучи набежали, птицы и звери спрятались.) И вот подул ветерок. Что он делал (дул ласково и нежно, шелестел листвой, озорничал, раскачивал веточки). Что произошло в природе? (Листочки зашелестели, птички запели, стало прохладно и приятно.)

— Придумай сказку о ветре, ветерочке или ветрище. Можно обо всех сразу. Кем они могут быть в сказке? (Братьями, соперниками, друзьями, товарищами.) Что могут они делать? (Дружить, мериться силой, спорить, разговаривать.)

Все эти упражнения, игры, занятия можно повторять, чтобы дети усвоили, что слова имеют значение, могут изменяться. Они по-разному звучат. Если ребенок выполнит все задания правильно, значит, у него высокий уровень речевого развития и он хорошо подготовлен к школе.



Предварительный просмотр:

Нужен ли ребенку логопед?

Часто при оценке речевого развития ребенка взрослые обращают внимание только на то, насколько правильно малыши произносят звуки, и не спешат к логопеду, если, по их мнению, дело обстоит более или менее благополучно.

Это не совсем так. Логопед исправляет не только дефекты произношения, но и помогает расширить словарный запас, формирует умение составлять рассказ и правильно оформлять высказывание с точки зрения грамматики.

Кроме того, логопед может подготовить ребенка к усвоению грамоты. Если у ребенка есть какие-то проблемы с речью, то такая предварительная работа ребенка с учителем-логопедом просто необходима. Она обеспечит в дальнейшем более успешное  обучение  в школе.

Только логопед может квалифицированно проанализировать ситуацию, указать на необходимость проведения специальных занятий и дать вам подробную консультацию.

Существует несколько причин, почему важно знать, правильно ли формируется речь у ребенка в дошкольном возрасте.

  1. Речь — это одна из высших психических функций человека.

Недостатки речи могут быть как следствием проблем, имеющихся в развитии ребенка, так и причиной их появления. Это не значит, что ваш ребенок «ненормальный» или «глупый». Это значит, что у ребенка есть проблемы, которые надо преодолеть с помощью специалистов как можно раньше, чтобы они не стали препятствием для его полноценного развития и успешного обучения.

  1. Чем раньше выявлены проблемы, тем раньше можно начать работу по их преодолению, тем успешнее проходит эта работа. Ведь всегда легче сразу что-то выучить правильно, чем потом переучиваться. Не надо надеяться, что все недостатки исправятся сами собой. Вы несете ответственность за судьбу своего ребенка. Не бойтесь лишний раз обратиться к специалисту, — помощь, оказанная своевременно, сэкономить ваши нервы и даже, может быть, сделает вашего ребенка более успешным и счастливым.

  1. Даже незначительные недостатки в развитии речи малыша могут привести к трудностям освоения им процессов чтения и письма. В результате ваш умный, талантливый ребенок получает двойки по русскому языку. Такую опасность можно предотвратить!

  1. Поэтому к логопедической проблеме ребенка, какова бы она не была — неправильное произношение звуков, бедный словарный запас, отсутствие связной речи, заикание — стоит отнестись со всей серьезностью.

Вашему ребенку необходима помощь специалиста, если:

  • Речь ребенка не разборчива. Его могут понять только родители и те, кто его хорошо знают. Ребенок многие звуки произносит мягко, как-будто он еще маленький или преобладают твердые звуки, будто бы у малыша акцент. При произношении некоторых звуков в речи появляется хлюпающий призвук; воздух идет   вбок; звуки «С», «З», «Ц» произносит как англичанин — между зубами; при произнесении звуков «Ш», «Ж» раздувает щеки, а звук «Р» произносит как француз.
  • К 3-4 годам он не слышит слогов в слове; искажает слово до неузнаваемости; произносит только отдельные слоги, не может проговорить все слово целиком; сокращает слово, пропуская некоторые согласные и слоги, или недоговаривает слово до конца; произносит слово несколько раз по-разному.
  • К 5 годам не сформирована связная речь. Ребенок затрудняется составить предложение по картине, не может установить последовательность действий, ограничиваясь перечислением предметов, или использует отдельные очень короткие предложения.
  • К 5-6 годам нарушена общая структура речи: он не правильно строит предложения, не согласовывает слова в роде, числе и падеже, неправильно использует предлоги и союзы.
  • Если вы столкнулись с подобными проблемами, приготовьтесь к тому, что на их исправление понадобиться много сил времени. Помимо занятий с логопедом очень важно заниматься с ребенком самостоятельно. Первое и самое основное правило — подавайте хороший пример. Много разговаривайте с малышом — просто комментируйте все, что вы делаете, описывайте свои действия, чувства и эмоции. Читайте книги, вместе учите стихи — результат не заставит себя ждать.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Информация от родителей и для родителей"

Выступление на педагогическом совете....

Информация для родителей :"Родителям о детской игре"

наглядгая информация для родителей  :"Родителям о детской игре"...

Информация для родителей. Тема: "Идеальные родители"

Тема: «Идеальные родители»«Вам не нужно быть идеальными родителями, достаточно быть просто хорошими.»          Доннальд ВинникоттРодители – это именно те л...

Организация консультативного сопровождения родителей и педагогов. Информация для родителей.

Организация консультативного сопровождения родителей и педагогов учителем-логопедом.Папка -раскладушка для родителей "Артикуляционная гимнастика"Любите своего ребёнка."Азбучные истины&q...

Буклет содержит информацию для родителей по развитию мелкой моторики у детей в технике пластилинография

Поочередно закрепить нижние лапы, располагая колбаски по направлению от середины туловища с обхватом нижней части туловища.3.        Оформление. По краю го...

Информация для родителей. Полезные ссылки с информацией о финансовой Грамотности

Азбука бережливости для дошкольников / авт. – сост. И.ПРословцева. – Мозырь: Содействие, 2008. – 58 с. 2) Аксенова Н.И., Левин Ц.М., Луговой Е.А., Павленко Л.А.. «Пои...