НОД по формированию лексико-грамматических категорий и связной речи по теме: "Дом"
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему

Спильная Елена Валерьевна

НОД по формированию лексико-грамматических категорий и связной речи по теме: "Дом"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект НОД

по формированию лексико- грамматических категорий и развитию связной речи  в подготовительной группе. Тема: Дом.

Автор: учитель-логопед ГБОУ «Школы№400» Спильная Е.В.

Цель:

Коррекционно-образовательные:

-активизировать словарь детей по теме;

-Закрепить словообразование относительных прилагательных от имен существительных;

- закрепить навык словообразования степени прилагательных

- закрепить навык словообразования приставочных глаголов совершенного вида.

Коррекционно- развивающие:

-развивать связную речь;

- развивать  выразительность речи детей;

- воспитывать у детей наблюдательность;

- воспитывать у детей самоконтроль за речью;

- расширять у детей представления об окружающем мире и воспитывать уважение к чужому труду;

- воспитывать почет к человеку к любой профессии;

- развивать внимание, память, мышление, мелкую моторику кистей рук.

Оборудование: глобус, карта России, ключ, различные виды домов, иллюстрации разных национальностей, терем, замок.

Предварительная работа: выучить стихи с детьми наизусть.

Ход занятия.

  1. Организационный момент.

 Логопед: Отгадайте ребус по первым звукам в словах.

Отгадайте загадки:

К лесу передом стоит

И кривой трубой дымит,

Там Яга – лесная бабка –

На печи зевает сладко. (Избушка на курьих ножках)

Нашла однажды мышка

Совсем пустой домишко.

Стала жить да поживать

Да жильцов к себе пускать (Теремок).

Л.:  Поговорим о домах.

  1. Изучение нового материала.

Л.: Что такое дом? Дом – это многозначное слово.

* Дом – строение для жилья.

   Крестьянский дом – изба, хата. Княжеский, большой дом, палата, дворец. Маленький, плохонький – хижина, лачуга, врытый в землю – землянку.

   Объяснить выражений: «Дом невелик, да лежать не велит», «Всякий дом хозяином держится», «держать дом, вести хозяйство».

  • Семья, семейство, род, поколение, говоря о высоких особах. Объяснить логопеду значение  выражений: «Мой дом – моя крепость», «Весь дом выбежал на улицу», «Худу быть, кто не умеет домом жить».
  • Дом – место, где живут люди, объединенные интересами, условиями существования. Родина- наш общий дом.
  • Дом – учреждение, заведение обслуживающий какие-  нибудь общественные нужды: Дом ученых, Дом ветеранов сцены, Торговый дом, Дом моделей, Дом мебели и т.д.

      Дома из глубины веков. (показ картинок)

Л.:  Мы сегодня поговорим о доме – жилище.

3. Закрепление пройденного материала.

Упражнение «Какой Дом?» (образование относительных прилагательных.

Л.: Дома строятся из разного материала. Я называю материал, а вы скажите: какой дом.

Дом из кирпича – кирпичный дом.

Дом из соломы – соломенный.

Дом из бетона – бетонный.

Дом из деревьев – деревянный…

  1. Упражнение «Кто строит дом?» (работа над дикцией и образование названий профессий)

 Л: Дети,  прочитайте стихи.

Дети читают стихи.

Если строить новый дом,

Чтобы люди жили в нем,

Нужно знания иметь

И профессией владеть.

Архитектор строит дом

За компьютерным столом;

Здание в готовом виде

Он на мониторе видит.

Экскаваторщик упрямо

Под фундамент роет яму.

К месту стройки многотонный

Грузовик спешит с бетоном.

Нужно в срок бульдозеристу

Разровнять площадку чисто.

Вот и  каменщик за делом –

Кирпичи кладет умело.

На работе крановщик

К высоте давно привык

Мощным краном управляет,

Блок бетонный поднимает.

Дом становится все выше-

Дальше нужно делать крышу.

Кроют кровельщики  дом

Металлическим листом.

Штукатуры со сноровкой

Штукатурят стены ловко.

Если красить что-то нужно,

Маляры возьмутся дружно.

Окна- плотников забота,

Двери тоже их работа.

Новый дом почти готов-

С нетерпеньем ждет жильцов.

Вот, ребята, вам задание:

Перечислите людей-

Тех, кто строил это зданье,

Начинайте же скорей!

Л.: Вспомните, люди, каких профессий необходимы для строительства домов:

Составляет проект будущего дома – архитектор

Работает на экскаваторе-

Работает на подъемном кране-

Укладывает кирпичи, камни –

Кладет печь-

Сваривает трубы-

Делает водопровод-

Штукатурит стены-

Красит дом-

Кладет плитку-

6.Задание « Виды домов». (Составление рассказов и показ домов детьми.)

Рассказы детей.

Фанза – крестьянское жилище в Китае, Корее и в некоторых других странах. Сооружается оно из камня, или кирпича на каркасе из деревянных столбов.

Сакля - на Кавказе в горных деревнях – аулах – можно встретить жилище, которое называют саклей. Слово саля (сахли) по- грузински означает «дом». Для постройки такого дома обычно используют камни, кирпич и глину.

Хата – крестьянский дом на Украине, в Белоруссии, или на юге России. Хату строят из дерева, камня или кирпича, обмазывают глиной, а потом белят. Неслучайно эта постройка еще зовется мазанкой.

Изба - помните сказочную избушку на курьих ножках? Однако в избе обитала не только Баба – Яга. Раньше в крестьянской России большая часть населения жила в этом прочном, теплом доме из бревен или бруса. Когда строили избу, бревна клали одно на другое очень плотно, а щели конопатили сухим мхом, чтобы в жилище не проник холод.

    Крыши изб обычно крыли тесом – тонким дощечками, которыми обтесывали специально для кровли.

   Иногда избы ставили на сваях – высоких столбах, напоминающих «ноги»; это защищало жилище от воды,  которая могла затопить дом во время весеннего половодья.

Иглу –именно из ледяных и снежных глыб сооружают свои жилища канадские эскимосы. Зовется такой ледяной дом иглу. Внутри иглу помещается лежанка из снега, покрытая шкурами. Свет проникает через толщу стен или окна из озерного льда. Там, где живут эскимосы и другие северные народы, зима длится практически круглый год, поэтому жители не боятся, что их дом с наступлением весны растет.

Юрта – издавна служила жилищем для жителей степей. По форме она несколько напоминает чум, только вместо оленьих шкур накрывается войлоком или губой шерстяной тканью.  Вход в юрту обычно завешивается коврами.

7.  Упражнение «Закончи предложения по образцу». (Образование сравнительной степени прилагательных).

Л.: Следующее упражнение «Закончи предложение по образцу».

У Маши дом высокий, а у Димы еще … выше.

У Маши балкон большой, а у Димы еще…

У Маши комната светлая, а у Димы еще…

У Маши окно чистое, а у Димы еще…

У Маши коридор длинный, а у Димы еще…

У Маши кухня широкая, а у Димы еще…

  1. Упражнение « Закончи предложение»

Л.: Назови, какие комнаты бывают в доме, квартире.

Комната, где готовят (кухня)

Комната, где спят

Комната, где едят

Комната, где встречают

Комната, где принимают гостей

Комната, где живут дети.

9. Упражнение «Какое слово получится?» (образование приставочных глаголов совершенного вида)

Л.: Измените слова с помощью приставок:

                             по-, за-, пере-

Строить – построить, застроить, перестроить

Красить

Клеить

                            Раз-, вы-,под

Ровнять

Чистить

Ставить

Пилить

10. Работа в тетрадях. (Штриховка, ориентирование на листе бумаги)

11.Упражнение «Родственные слова»

Л.: Подберите родственные слова к слову: дом.

12. Л.: Дом- место, куда человек спешит, там ему хорошо, и ему там всегда рады.

Ребенок читает стихотворение о доме.

Пускай мне хорошо в гостях,

Но лучше дом родной.

В каких бы ни был я местах-

Всегда вернусь домой.

Меня родные стены ждут-

Помогут, защитят.

Ведь дома нас всегда поймут

Утешат и простят!

13. Итог занятия.

Л.: Дом – это слово имеет много значений, но для нас главный дом – родной и он должен быть в порядке. Антуан Дэсент Экзюпири: «Наведи порядок на своей планете».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия по формированию лексико-грамматических представлений и развитию связной речи в старшей группена тему: «Зима. Дикие животные зимой».

Конспект открытого занятия по формированию лексико-грамматических представлений и развитию связной речи в старшей группена тему: «Зима. Дикие животные зимой». Цель: развитие лексико-граммат...

Конспект открытого занятия по формированию лексико-грамматических представлений и развитию связной речи. Тема: "Ранняя весна. Перелётные птицы"

Аннотация.Конспект НОД составлен учителем-логопедом Мишустиной Е.А.  для детей 6-7 лет с ФФН, посещающих логопедические занятия в ДОУ.В процессе занятия решаются следующие задачи: расширение, уто...

Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматических представлений и развитию связной речи в подготовительной к школе группе для детей с ФФН по лексической теме "Одежда и обувь"

Цель: Развитие связной речиЗадачи:упражнять детей в образовании относительных прилагательных;упражнять детей в правильном образовании форм родительного падежа множественного числа;упражнять в правильн...

Конспект НОД по формированию лексико-грамматических средств языка и связной речи. Тема: "Осень"

в данном конспекте представлено занятие для воспитанников 5-6 лет по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи....

Конспект НОД по формированию лексико-грамматических представлений и развитию связной речи на тему: «Путешествие в страну умных игр» для детей подготовительного к школе возраста

Конспект НОДпо формированию лексико-грамматических представлений и развитию связной речи на тему: «Путешествие в страну умных игр» для детей подготовительного к школе возраста...

Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматических представлений и развитию связной речи в старшей группе для детей с ОНР по теме «Одежда».

Цель: актуализация коммуникативных возможностей детей с общим недоразвитием речи в ходе изучения темы «Одежда».Задачи: Коррекционно - образовательныеЗакрепление представлений об одежд...