Конспект индивидуального логопедического занятия на тему: " Как поросёнок маму искал"
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему

Швецова Галина Николаевна

Цель:  Создание условий для обогащения словаря по темам: «Домашние  животные и птицы» и подготовки артикуляционного аппарата ребёнка к постановке звука С, для детей с диагнозом ОНР 1 уровня, сенсомоторная алалия

Скачать:


Предварительный просмотр:

Индивидуальная непосредственная деятельность с ребёнком старшей группы.

Диагноз:         ОНР 1 уровня, сенсомоторная алалия.

        

Тема:  «Как поросёнок маму искал».

Цель:  Создать условия для обогащения словаря по темам: «Домашние  животные и птицы» и подготовки артикуляционного аппарата ребёнка к постановке звука С.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

     •        обогащать словарь по темам: «Домашние животные», «домашние птицы»;

  • Упражнять ребёнка в звукоподражании  и мотивировать его на повторение слов, фраз, предложений.

Коррекционно - развивающие:

  • Развивать фонематический слух: определять в звуковом ряду звук С.

      •        совершенствовать правильное выполнение артикуляционных упражнений,

формировать длительную направленную воздушную струю;

  • готовить артикуляционный аппарат к постановке звука С;

    •        развивать память, логическое мышление, устойчивость, переключение, распределение внимания;

  • развивать зрительное восприятие, общую и мелкую моторику,  чувство ритма;
  • учить правильно изображать мимикой разные эмоциональные состояния: грусть,  радость, удивление;
  •  развивать умение менять интонацию;

Коррекционно - воспитательные:

   •        воспитывать чувство сострадания, умения помочь в трудную минуту.

Предварительная работа:  

             Развитие фонематического звука в игре «Поймай звук»;  беседа по темам «Домашние животные и птицы»; развитие воздушной струи и артикуляционного  аппарата на звук С;  знакомства с артикуляцией звука С;  учить стихотворение «Свинка».

Оборудование:  коробка, резиновые и мягкие игрушки: свинья, поросёнок, кошка, котёнок, курица, петух, цыплёнок; муз. колонка; флешка с записью звука свистящего ветра и кричащего поросёнка;

3 стола, зеркало, бумажный бантик на указке;  мячик, изображающий клубок ниток; игрушки – продукты на подносе: коробка из-под молока, рыба, банан, капуста, лимон; картинка петуха без хвоста, прищепки в корзинке;  2 тарелочки под рыбу и молоко;

4 скатерти.

                                               

                                                     

                                                         

                                                        Ход:

  1. Входим в зал.

- Андрюша, посмотри, сколько у нас сегодня гостей, они все тебе улыбаются и желают доброго утра, и ты им улыбнись.

- Сейчас на улице зима,  зимой бывает сильный мороз. Ты боишься мороза?

Давай покажем, как мы его не боимся:

Мороз.

Я мороза не боюсь,                                           Шагаем на месте.

С ним я крепко подружусь.                             Хлопаем в ладоши.

Подойдёт ко мне мороз,                                    Присели.

Тронет руку, тронет нос                                      Показали руки и нос.

Значит, надо не зевать,                                       Хлопаем в ладоши.

Прыгать, бегать и играть.                                 Прыжки на месте.

(Раздаётся свист ветра).

- Слышишь, что это свистит?  (Ветер).

- Да, ветер свистит так: «С – С – С – С…».

 Давай поиграем.

- Я буду произносить звуки, ты как услышишь звук ветра:  с – с – с, сразу хлопни в ладошки. Хорошо?

Слушай:  П,   С,  А,  У,  С,   О,  С,  П,  М, С,  С.

Молодец!

 (На полу коробка. В ней игрушка – поросёнок. Раздаётся звук кричащего поросёнка).

Логопед:  Ой, кто-то  замерз, наверное, на ветру, плачет? Пойдём, посмотрим.   (Заглядываем в коробку).

- Кто это?   Поросёнок, один, без мамы, холодно ему.

- Как ты думаешь, почему он плачет?

- Он маму потерял.

Покажи, какой он грустный.

- Поможем  поросёнку найти маму?   Тогда пойдём искать.

       3.  (Подходим к 1 столу.  На столе игрушки – кошка; котёнок;  зеркало, бумажный бантик на ниточке, привязанной к указке;  тарелочки под рыбу и молоко;   игрушки-продукты).

Логопед:  Кто здесь живёт?  (Открываю кошку и котёнка).    Кто это? (Ки-са).

- Она мама  поросёнка? (Нет).    А чья она мама?  Покажи.  Кто это?

 -  Скажи: «Киса,  его мама».

- Как киса голос подаёт?  (Мяу).

- А как котёнок?  (Мяу, с изменением интонации).

- Кисы хотят, чтобы ты с ними поиграл. 

У них есть вот такой красивый бантик, подуем на него? (Носиком вдохни, а ротиком выдохни). (2-3 раза).

- Молодец!

Логопед:  Киса с котёнком наигрались, радостные стали. Покажи, как они радуются.  (Улыбается).

- Они наигрались и проголодались.

- Покормим кису с котёнком? (Да).

  1. Д/игра: «Накормим кошек».

Посмотри, вот продукты. (Открываю игрушки-продукты на подносе).

- Назови, что ты видишь?

 (Перечисляет: БА-НАН, КАПУС-ТА,  РЫ-БА, ЛИ-МОН, МОЛО-КО).

(Если называет неправильно, исправляю и прошу повторить за мной:

Скажи: «капус-та». (Утрируя звук С, обращая внимание Андрея на его правильную артикуляцию).

- Выбери, то, что едят ки-сы. (Выбирает, по ходу исправляю).

- Киса пьёт молоко? Дай ей молока.

- Скажи: «Пей, киса».

- Дай котёнку рыбу.

- Скажи «Киса, на рыбу».

- А лимон будем давать кисе?  А если она его попробует, как она сморщится? (Показывает).

 

(Давай сядем, отдохнём).

  5.  Артикуляционная гимнастика.

Кисы наелись, покажи, какие они довольные. (Улыбается).

Они говорят тебе: «Спаси-бо!»

Повтори: «Спаси-бо». (Утрирую звук С и обращаю внимание на его артикуляцию).

- Киса чем пила молоко? (Язы-ком).

- Давай покажем, как она пьёт. (Открыть, высунуть широкий язык и убрать  в рот).

- Как жевала рыбу? (Жевать язык).

- Как облизала губы?  (Облизать по кругу верхние и нижние губы).

- Как чистила зубы?  ( Чистить нижние зубы: снизу-вверх  и слева-направо; и верхние –сева-направо, за зубами и между зубами и губами).

- Наелась и зевает, покажи, как? (Открыть широко рот, язык за нижними зубами, со звуком: А-А-А.

Молодец.  Пойдём дальше искать маму поросёнку?

    6.  Подходим к другому столу. (На нём стоят: игрушки; картинка петуха без хвоста,

прищепки в тарелке).

Пришли.  

- А здесь живёт целая семья.    Давай назовём их.

- Кто это? ( Показываю курочку).  Скажи: «Кури-ца».  Как она голос подаёт?  (Ко-ко).

- Она мама поросёнка? (Нет).

- А чья она мама?  Покажи.  Кто это?

 - Как он пищит?  (Пи-пи).  

- А это кто? (Показываю на петуха)   (Пе-тух).  

- Посмотри, вот ещё один петух.   Чего  у него нет?  (Хвоста).

- Скажи: «Нет хвос-та». (Выделяю голосом звук С. Обращаю внимание, чтобы Андрей, проговаривая этот звук, язык держал за зубами.)

- Поможешь петушку,  сделаешь ему хвост? (Садись).  (Делает из прищепок).

Какой красивый петушок получился и довольный.

Покажи, какой довольный. (Улыбается).

    7.   Д/игра:  «Кто убежал?».

А птицы и поросёнок хотят с тобой поиграть в прятки.  (Выставляю игрушки перед ребёнком).

- Ты будешь закрывать глазки, а  они прятаться.

- Закрывай глаза.  (Убираю цыплёнка).  

- Кого не стало? ( Скажи: «Не ста-ло цыплён-ка. Не стало пету-ха. Не стало кури-цы»).

Молодец!   А  Маму  то мы  нашли поросёнку?    Пойдём  дальше искать?

8.    (Подходим к следующему столу).  (Открываю свинью)

 - А здесь кто живёт?  (Свинка).  

- Скажи: «Свин-ка».  Как она кричит?  (Хрю-хрю).

- Она  его  мама? (Да).    А как кричит поросёнок? (Хрю-хрю).

- Нашёл поросёнок маму? (Да).

- Скажи: «Он нашёл маму».

- Покажи, как, он  обрадовался. (Улыбается).

- Поросёнок доволен и мы довольны, теперь нам можно поиграть.

- Поиграем? Проговаривай стихотворение вместе со мной.

Игра  «Свинка».   (На развитие ритма).

Мама свинка волновалась:                                  Ребёнок ритмично кивает головой.

- Хрю – хрю – хрю,  хрю – хрю – хрю.                Ритмично  похлопывает по ногам.

 Где же детки – поросята?                                   Ритмично шагает на месте.

Ну-ка в луже посмотрю.                                       Показывает руками «на лужи».

Вдруг услышала детишек:                                    Ребёнок ритмично кивает головой.

- И- и – и,  и – и – и .                                                Ритмично  похлопывает по ногам.

К маме дети прибежали                                       Ритмично шагает на месте.

- Вместе в лужи все ныряли.                               Показывает руками «на лужи».

 9.   Итог:

  - Андрюша, мы помогли поросёнку найти маму?  (да).

- Давай вспомним, кого встретил поросёнок, пока искал маму?

- Кису, котёнка, петуш-ка, кури-цу, цыплён-ка.  

-Тебе понравилось помогать поросёнку? (Да).

Пора возвращаться в группу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект индивидуального логопедического занятия. На тему: "В гости к мышке по осеннему лесу".

Цели изадачи:закреплять умения правильно произносить звуки в словах, чистоговорках;закреплять умения правильно согласовывать движения с речью....

Конспект индивидуального логопедического занятия на тему "Одажда"

Данное занятие предназначено для детей средней логопедической группы, имеющих заключение ОНР.Учитель-логопед Нугайбекова Лилия Асхатовна, Россия, г. Самара...

Конспект индивидуального логопедического занятия на тему "Одажда"

Данное занятие предназначено для детей средней логопедической группы, имеющих заключение ОНР...

Конспект индивидуального логопедического занятия по теме: «Автоматизация и дифференциация звука [ш] и [с]».

Конспект индивидуального логопедического занятия по теме: «Автоматизация и дифференциация звука [ш] и [с] в слогах, словах и предложениях».Направление:- Познавательно-речевое развитие- Социально-лично...

План - конспект индивидуального логопедического занятия на тему:"Автоматизация звука ( Ш )"

Главной целью  этого занятия является формирование звуковой стороны речи. Данное занятие разработано для детей старшего дошкольного возраста....

КОНСПЕКТ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ ПО ТЕМЕ: Звук «Л»

Уточнить артикуляцию звука Л, поставить данный звук и закрепить правильную  артикуляцию в изолированном произношении....

Конспект индивидуального логопедического занятия по теме : " Автоматизация звука [ Р] в словосочетаниях и предложениях".

1. Конспект индивидуального логопедического занятия по теме: "Автоматизация звука [ Р]  в словосочетаниях и предложениях".Цель занятия: закреплять  навык правильного  произнесения звука...