конспект занятия для детей с ОНР (старший возраст) на тему: "Наш город".
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему

Цыганкова Жанна Валерьевна

конспект 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл no_1.docx25.26 КБ
Файл nash_gorod.pptx1.56 МБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия для детей с ОНР II – III  уровня (старший возраст) по теме: «Наш город».

Цели:

Коррекционно-образовательные: закреплять знания детей о культурных и исторических традициях своего города; расширять представление о своем городе, о достопримечательностях города; познакомить с историей возникновения Каширы. Совершенствовать навыки слогового анализа и синтеза слов.

Коррекционно-развивающие: развивать связную  речь; зрительное восприятие, память; артикуляционную и тонкую моторику,  координацию речи с движением.

Коррекционно-воспитательные: воспитывать  уважение к истории и культурным традициям родного города, наблюдательность и активность на занятии; формировать нравственные ценности. 

Предварительная работа: беседа «наш город», разучивание логоритмики «Автобус».

Оборудование: зеркала на каждого ребенка, ноутбук, презентация «Наш город», сюжетные картинки по теме, мр 3 Железновой «Автобус», мр3 музыка для релаксации,  игрушечные рули, тетради, пеналы с карандашами.

Ход занятия:

  1. Орг. момент. (Развитие диалогической речи)

Логопед. Первым сядет тот, кто скажет, как называется наш город? Только, старайтесь отвечать полным ответом.
Ребенок. Наш город называется Кашира.

Логопед. Вторым сядет тот, кто скажет название реки, которая протекает в нашем городе?

Ребенок. В нашем городе протекает река Ока.

Логопед. Следующим сядет тот, кто скажет, как называется центральная улица нашего города?

Ребенок. Центральная улица нашего города носит название Советская.

Логопед. Молодцы! вы правильно ответили на мои вопросы, и сегодня я приглашаю вас прогуляться по центральной улице нашего города и узнать, какие достопримечательности есть у нашей Каширы.

Но, для начала, потренируем наши язычки, ведь им сегодня предстоит очень много разговаривать.

  1. Артикуляционная гимнастика.  (Развитие артикуляционной моторики)

Упражнения «Маятник», «Качели», «Почистим зубы», «Горка», «Улыбка» - «Трубочка».

Каждое упражнение выполняется строго перед зеркалом, 3-4 раза. Логопед показывает образец выполнения каждого упражнения и контролирует правильность выполнения.

Молодцы! Все хорошо потренировали язычки, а теперь, я приглашаю вас на экскурсию по нашему городу.

  1. Презентация «Наш город». (Развитие зрительного восприятия)

СЛАЙД 1.

Каши́ра — один из старейших (с 1356) городов Московской области. В этом году нашему городу  исполнится 660 лет.

СЛАЙД 2.

Кашира является единственным российским городом, имеющим в составе своего герба изображение дракона Зиланта. Зилант — в татарских легендах и сказках мифологическое существо, имеющее облик дракона. Посмотрите, вот так выглядит герб нашего города.

СЛАЙД 3.

Своим названием Кашира обязана речке Каширке, на берегу которой раньше располагался город. После многочисленных войн и набегов крымских татар наш город был разрушен, но затем вновь отстроен, только уже на правом берегу реки Оки, где мы с вами сейчас и проживаем.

СЛАЙД 4.

Наш город имеет свои достопримечательности – это древние памятники архитектуры, созданные много-много лет назад нашими предками. Предок - древний предшественник по роду (родители, бабушка, прабабушка, дедушка, прадедушка), а также соотечественник из прежних поколений.

Давайте прогуляемся по нашему городу и рассмотрим памятники старины.

СЛАЙД 5.

Если пройти по улице Стрелецкой вниз до улицы Советской, то первое, что мы встречаем – это водонапорная  башня из светло-серого кирпича с цветными вставками-витражами. Башня по форме напоминает колокольню. Она была построена в начале ХХ века. Сейчас – это памятник архитектуры. Так как башня построена рядом с городской тюрьмой, за ней прочно закрепилось название «Тюремная башня».

СЛАЙД 6.

Давайте перейдем через дорогу и пойдем вниз по улице Советской. Остановимся у небольшого скверика. В нем расположен памятник Герою Советского Союза Сергею Моргунову.

За годы Великой Отечественной войны он успел пройти боевой путь от рядового летчика до командира эскадрильи. За время войны он уничтожил 27 самолетов противника. После окончания войны ему было присвоено звание Героя Советского Союза.

После войны он возглавил авиаэскадрилью и продолжал тренировочные полеты. Один из таких полетов стал для него последним. Он погиб, когда ему было всего 28 лет. Боевые друзья привезли его и похоронили в городском парке. 6 ноября 1955 года на улице Советской был установлен мраморный обелиск. Именем Моргунова названа соседняя улица.

СЛАЙД 7.

Если выйти из городского парка на улицу Советскую и перейти через дорогу, то можно увидеть церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы. Каждый из вас, наверняка ее видел. Она расположена в центре нашего города, на улице Энгельса, дом № 1. Необычайной высоты колокольня (сначала имела пять ярусов), шестой ярус которой с часами и шпилем надстроен в 1860-х гг. на средства купца Перцева.

СЛАЙД 8.

Пройдемся вниз по улице Советской к скверу имени Пушкина. Это любимое место отдыха наших горожан. В центре сквера возвышается памятник Пушкину. Памятник интересен тем, что был создан на средства горожан и поставлен в честь двухсотлетия со дня рождения поэта.

СЛАЙД  9.

Пройдем дальше по улице Советской до дома № 46. Это здание краеведческого музея, в котором представлена история края начиная от первобытных поселений и до конца ХХ века. В нем имеются богатые археологические коллекции, фотографии, произведения искусства, коллекции монет, коллекции моделей самолетов прошлых времен и многое другое. В свободное время обязательно посетите наш музей со своими родителями, и вы узнаете много интересного о нашем родном городе.

СЛАЙД 10.

Напротив краеведческого музея мы можем увидеть одну из главных каширских достопримечательностей. Это – Успенский собор, построенный почти 200 лет назад. Храм был построен из кирпича и украшен величественными колоннами, золотыми куполами, а карнизы трехъярусной колокольни отделаны декоративной резьбой.  Собор сооружен на средства, завещанные Тульским губернским секретарем И. Митрофановым, а также на взносы местных благотворителей. Во время войны храм был разрушен. В настоящее время он отреставрирован (восстановлен), и сейчас в нем проходят церковные службы.

СЛАЙД 11.

Вот и закончилась наша прогулка по центральной улице нашего города.

  1. Игра «Что изменилось?» [Развитие диалогической речи, зрительного внимания и восприятия.]

Логопед помещает на магнитную доску несколько картинок с видами города.

Логопед. Какие места нашего города вы видите на этих фотографиях? (дети называют)

Логопед. Правильно. Сейчас вы закроете глаза, а я поменяю фотографии местами или заменю одну из них. Вы должны будете рассказать, что изменилось.

1-й ребенок. Памятник А. Пушкину и памятник С. Моргунову поменялись местами.

Игра проводится до тех пор, пока не ответит каждый ребенок. По окончании игры логопед убирает фотографии.

  1. Логоритмика «Автобус». (Координация речи с движением)

Логопед выполняет совместно с детьми.

Вот мы в автобусе сидим   Идут друг за другом по кругу и крутят «рулями».

И сидим, и сидим

И из окошечка глядим

Всё глядим!

Глядим назад, глядим вперёд   Смотрим влево - вправо

Вот так вот, вот так вот

Ну что ж автобус не везёт

Не везёт?

Колёса закружились    Повернулись вкруг. Крутим руками перед собой.

Вот так вот, вот так вот

Вперёд мы покатились

Вот так вот!                        Вперед три шага.

А щётки по стеклу шуршат    Машем согнутыми в локтях руками перед собой

Вжик-вжик-вжик, вжик-вжик-вжик

Все капельки смести хотят

Вжик-вжик-вжик!

И мы не просто так сидим     Встать друг за другом

Бип-бип-бип, Бип-бип-бип,        Нажимаем на руль (бибикаем)

Мы громко-громко все гудим

Бип-бип-бип!

Пускай автобус наш трясёт           Выпады ногами влево - вправо

Вот так вот, вот так вот

Мы едем-едем всё вперёд           Шаги по кругу, в конце нажимаем на руль

Вот так вот!

6. Игра  с мячом «Раздели на слоги», (Совершенствование навыка слогового анализа и синтеза слов)    Логопед берет в руки мяч.

Логопед. Давайте поиграем с мячом. Я буду бросать вам мяч и говорить название рек, которые протекают в Кашире, а вы будете ловить мяч и определять количество слогов в названном слове.

Логопед кидает мяч первому ребенку.

Логопед. Ока.

1 -й р е б е н о к. О-ка. Два слога.

Логопед. Мутенка.

2-й р е б е н о к. Му-тен-ка. Три слога.

Логопед. Каширка.

3-й ребенок. Ка-шир-ка. Три слога.

Логопед. Беспута.

4-й ребенок. Бес-пу-та. Три слога.

Логопед. Молодцы! Очень хорошо!

Логопед убирает мяч

  1. Упражнение «Ой!» (Развитие речевого дыхания)

Логопед. А сейчас, давайте потренируем наше дыхание. Посмотрите, как это делаю я: Вдох делаем носом (показ логопеда), а на  выдохе произносим: «Ой! Красный – стой! Ой! Желтый – стой! Ой! Зеленый – ты не жди, поскорей иди!»

Давайте попробуем вместе со мной. Далее логопед выполняет совместно с детьми 3 раза. Во время выполнения задания следит, чтобы плечи детей на вдохе не поднимались.

8. Игра «Экскурсия». (Уточнение словаря по теме «Наш город». Развитие связной речи).

Логопед  приглашает детей за стол, помещает на доску фотографии с видами Каширы.

Логопед. А теперь игра «Экскурсия». Я придумываю предложение и называю в нем одну из достопримечательностей нашего города, а вы будете повторять предложение и каждый раз добавлять еще по одной достопримечательности. На экскурсии мы видели Тюремную башню.

1-й р е б е н о к. На экскурсии мы видели Тюремную башню и краеведческий музей.

2-ой р е б е н о к. На экскурсии мы видели Тюремную башню, краеведческий музей  и памятник С. Моргунову.

3-ий р е б е н о к. На экскурсии мы видели Тюремную башню, краеведческий музей, памятник С. Моргунову и Успенский собор.

  1. Пальчиковая разминка «Кулак-ребро-ладонь». (Развитие мелкой моторики)

Логопед совместно с детьми выполняет упражнение

  1. Работа в тетради. (Профилактика нарушений письменной речи)

Логопед прикрепляет на доске изображение герба Каширы и раздает детям тетради и пеналы с карандашами.

Логопед. Откройте свои тетради.

Что вы видите на правой странице?

Дети: На правой странице мы видим герб Каширы.

Логопед. Возьмите цветные карандаши и раскрасьте герб по образцу.

Звучит спокойная музыка, дети выполняют задание.

  1. Окончание занятия.

Вспомнить, чем занимались.

Оценка деятельности каждого ребенка.

Какое задание понравилось выполнять больше всего?


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

НАШ ГОРОД НАШ ГОРОД

Слайд 2

ГЕРБ КАШИРЫ

Слайд 3

РЕКА КАШИРКА

Слайд 4

КАШИРА, ПРАВЫЙ БЕРЕГ ОКИ

Слайд 5

«ТЮРЕМНАЯ БАШНЯ»

Слайд 6

памятник Герою Советского Союза Сергею Моргунову

Слайд 7

церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы

Слайд 8

сквер имени Пушкина скверу имени Пушкина

Слайд 9

КРАЕВЕДЧЕСКИЙ МУЗЕЙ

Слайд 10

УСПЕНСКИЙ СОБОР

Слайд 11

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект коррекционного занятия для детей с ЗПР старшего возраста по теме «Лунтик на стройке»

   Уточнение и расширение запаса представлений о профессиях на стройке, инструментах....

Конспект интегрированного занятия для детей с ОВЗ старшего возраста по теме: «Яблоня весной» воспитатель Кудрявец Л.В.

Учить детей работать по схеме, объясняя при этом  процесс появления роста дерева из семечки. Закрепить понятие  плодовые  деревья. Продолжать учить прорисовывать листья, дерева нет...

Конспект занятия по рисованию с детьми старшего возраста по теме: «В гостях у сказки А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане...»

Конспект занятия по рисованию с детьми старшего возрастапо теме: «В гостях у сказки А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане...»...

Конспект занятия для детей с ОВЗ – подготовительной группы. Лексическая тема «Наш город».

Автор: Баранова И.В.Должность: воспитательМесто работы: ГБДОУ  «Детский сад №70»Месторасположение: г. Санкт-ПетербургКонспект занятия для детей с ОВЗ – подготовительной группы.Л...

Конспект занятия педагога-психолога с детьми старшего возраста на тему: «Цветок Радости или секреты хорошего настроения»

Формирование адекватных эмоциональных состояний и проявлений в контактах с окружающим миром....

Конспект образовательной деятельности детей в группе старшего возраста по теме « Истоки народной культуры. Россия мастеровая»

Декоративно - прикладное творчество позволяет детям познакомиться с различными техниками и стилями искусства, изучить  историю и культуру родной страны,самостоятельно создавать оригинальные и кра...