Просодемы как элементы интонации
консультация по логопедии (старшая группа) на тему

Роттер Марина Александровна

Говоря о звуковой стороне речи, нельзя забывать об элементах интонациипросодемах (силе голоса, высоте тона, темпе речи, тембре голоса), так как они, как и звуки, являются    «строительным материалом» устной речи

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon goloos_intonatsiya._temp.doc297 КБ

Предварительный просмотр:

Говоря о звуковой стороне речи, нельзя забывать об элементах интонации — просодемах (силе голоса, высоте тона, темпе речи, тембре голоса), так как они, как и звуки, являются    «строительным материалом» устной речи.

Дети легко воспринимают все просодемы и еще в раннем возрасте различают в интонациях голоса взрослых ласку, строгость и т. д. К пяти годам большинство детей может произвольно менять силу и высоту голоса в зависимости от целей высказывания, то есть пользоваться просодемами осознанно, а не только понимать их.  

Но нельзя сказать, что все дети демонстрируют такое свободное владение своим голосом. Есть дети, у которых очень тихий голос, и в ответ на просьбу сказать громче они могут усилить звучание очень незначительно, и то на короткое время. Другие дети, наоборот, говорят очень громко и не замечают этого, им тоже трудно изменить силу звучания по словесной просьбе.

Менять высоту тона голоса говорящим приходится всякий раз, когда нужно произносить вопросительную фразу. Одно из слов в предложении, на которое падает логическое ударение, произносится на более высокой ноте, чем остальные. Как правило, дети по подражанию усваивают эту способность менять высоту голоса в вопросительном предложении.

Но встречаются дети, не умеющие четко и интонационно верно задавать вопросы, особенно тогда, когда они составляют вопросительное предложение по заданию и изменить высоту голоса нужно произвольно. Некоторые дети не умеют ставить правильно логическое ударение, выделяют голосом не то слово в вопросе, на которое падает смысловая нагрузка, то есть испытывают трудности не произносительного характера, а смыслового.   
  
        К пяти годам нужно нормализовать
темп речи. Как известно, темп речи зависит от того, как проговариваются ударные слоги в словах (безударные слоги всегда проговариваются очень быстро). Нежелателен как убыстренный темп речи, приводящий к неотчетливому, неряшливому проговариванию со смазанной артикуляцией, так и замедленный, создающий трудности в общении.

Старшие дошкольники уже должны уметь выражать голосом незаконченные интонации смысловых отрезков распространенного предложения, так как они пользуются в речи не только простыми, но и сложносочиненными и сложноподчиненными предложениями. Таких интонаций шесть:
—   интонация перечисления;
—   интонация противопоставления;
—   интонация звательности;
—   интонация предупреждения, или интонация двоеточия;
—   интонация вводности;
—   интонация обособления.

Лучшим материалом для показа и отработки  таких интонаций являются стихи и сказки классиков литературы. 

По материалам книги Л. М. Козырева «Развитие речи. Дети 5-7 лет» 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Калын һәм нечкә әйтелә торган тартык [с] һәм [сь] авазларын ишетү һәм сүздән интонация белән аерып алу».

Балаларда сүздән авазны интонация белән аерып алу һәм аның калынлыгын-нечкәлеген саклап калып, башка авазлардан аерып әйтү күнекмәсен булдыру....

Изобразительные интонации в музыке

Музыкальное занятие для детей подготовительных групп....

Что такое интонация? Давайте познакомимся!

Функции и компоненты интонации....

УПРАЖНЕНИЯ ПО РАЗВИТИЮ ГРОМКОСТИ, ВЫСОТЫ ГОЛОСА И ИНТОНАЦИИ

Рекомендации по развитию громкости, высоты голоса и интонации у детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией (для выполнения родителями, логопедами, воспитателями)....

Волшебная сила интонации

К сожалению, большинство родителей не имеют определенных знаний в области формирования интонационной выразительности речи. Поэтому, хотелось бы  познакомить их с разнообразным содержанием игр и у...

Логопедическое занятие:«Учимся говорить с разной интонацией»

Задачи: 1. Развивать интонационный строй речи у детей2. Упражнять детей в проговаривании фраз с различной интонацией.3. Развивать коммуника...

Звуки речи и элементы интонации как «строительный материал» для знаковых систем языка.

Рассматривание просодики, как один из видов невербальных средств общения....