Изобразительные интонации в музыке
план-конспект занятия по музыке (подготовительная группа) по теме

Музыкальное занятие для детей подготовительных групп.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon fragment_uroka.doc35.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Музыкальное занятие в подготовительной группе.

Тема занятия: «Изобразительные и выразительные интонации в музыке».

Цель занятия: Определять художественный образ, основываясь на интонации произведения..

Задачи

Обучающие: учить по интонации мелодии определять художественный образ произведения, учить детей рассуждать о музыке, высказывать свое мнение.

Развивающие: развивать образное воображение, правильную речь, использование музыкальных терминов.

Воспитывающие: воспитывать любовь к музыке, вкус, чувство к прекрасному.

Литература

  1. «Зарубежная музыкальная литература».
  2. «Музыкальный руководитель» 2006 год № 3
  3.  Программа по музыке  Надолинской.

Ход занятия.

      Музыка является языком чувств. Не зная, о том, какой смысл вкладывал композитор в свою музыку, но мы можем точно сказать, какие чувства, эмоции она вызывает у нас, а можем предположить, о ком или о чем рассказывается в музыке. И в этом нам помогают разобраться интонации, которые пронизывают все музыкальное произведение. Сегодня на уроке мы поговорим об интонациях - выразительных и изобразительных.

     Выразительные интонации в музыке передают настроение, характер, мысли, чувства человека, животных.

 Педагог - Изобразительные интонации в музыке подчеркивают какие-либо

движения человека, животных, это: шаги, прыжки, а также разнообразные

звуки, шумы, явления природы.

     Давайте, ребята, посмотрим и послушаем, как же удалось французскому   композитору      Камилю Сен-Сансу в произведении «Карнавал животных» с помощью выразительных и изобразительных интонации показать характеры и повадки различных животных. Но прежде немного о самом композиторе.

     Камиль Сен-Санс родился в Париже в 1835 году. Музыку начал сочинять очень рано, с 5 лет. Родители много уделяли внимания музыкальным занятиям сына. И он делал большие успехи. Первый концерт Сен-Санса состоялся, когда юному музыканту едва исполнилось 10 лет. А в 18 лет он уже написал свою первую симфонию.

Сен-Санс много путешествовал и с огромным интересом изучал народную музыку разных стран. Особую любовь Сен-Санс испытывал к русской народной и композиторской. Все произведения композитора отличались изяществом и выразительностью.

Камиль в детские годы увлекался коллекционированием: насекомых, минералов, а так же выращивал цветы и с особой любовью относился к животным.  Все это послужило основанием, уже, будучи взрослым композитором, для создания сюиты - «Карнавал животных».

Педагог: - Что такое сюита?

Сюита - это инструментальное произведение,  состоящее из контрастных частей, пьес.

 В сюиту «Карнавал животных» вошли 13 пьес, каждая из которых имеет

заглавие и финал. Вот эти пьесы.

-   «Королевский марш льва».

-   «Куры и петухи».

-   «Антилопы»

-   «Черепаха»

-   «Слон»

-   «Кенгуру»

-   «Аквариум»

-   «Длинноухие животные»

-   «Кукушка»

-   «Птичник»

-   «Пианисты»

-   «Ископаемое»

-   «Лебедь».

На нашем занятии мы послушаем только некоторые из них.

- «Слон»

-  «Королевский марш льва»

-  «Лебедь»

     Ваша задача, во время слушания постараться по выразительным и изобразительным интонациям определить, какая  звучала пьеса?

Педагог; - Сели как слушатели... И так, я приглашаю вас на карнавал животных:

За стареньким роялем

Маэстро колдовал

По всей земле скликая

Зверей на карнавал,

Слушание первой пьесы

-   Королевский марш льва

Педагог: Пожалуйста, ребята, назовите, какое звучало, произведение?

(Ответы детей)

Педагог: - Вы правильно определили, что пьеса №1 называется «Королевский марш льва». Эта пьеса четкая, маршевая, с интонациями восточной музыки. Музыка время от времени прерывается грозным рычанием властелина зверей. Просто и внушительно волны фортепианных аккордов рисуют образ могучего царя зверей.

-   А почему композитор поставил первым номером именно марш льва?

   Дети: - Так как лев — царь зверей.

Пьеса № 2 «Слон»

(Слушание)

Педагог: - Каким вы себе представили слона?

(Ответы)

Педагог: - Правильно мы услышали тяжелый поступь слона, музыка громкая, выразительная, слон важный, могучий, добрый. А что делает слон?

Дети: - Танцует.  

Педагог:- Слушаем следующее произведение.

- «Лебедь» (Слушанье)

Педагог: - «Лебедь» - популярнейшие произведение композитора. На ее основе создан вдохновенный балетный номер. Мы услышали и увидели величественною и гордую птицу,  которая скользит по глади озера. Какими выразительными интонациями нарисовал композитор лебедя.

Дети: - Плавная, печальная, гордая.

 

Итог занятия:

- Мы сегодня услышали яркую и своеобразную музыку «Карнавала животных» К. Сен-Санса. Четкие, портретные зарисовки привлекли наше внимание, и мы без особого труда с помощью выразительных интонаций определили, какое животное нарисовал композитор музыкой.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация "Изобразительное искусство и музыка"

Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. Этот мир должен окружать ребенка и тогда, когда мы хотим научить его читать и писать. В. А. Сухомлинский. Это в...

Цикл интегрированных занятий «Природа в произведениях изобразительного искусства, поэзии, музыке»

Знакомя детей с сезонными изменениями в природе, можно использовать пейзажную живопись, поэтическую лирику и усилить художественный образ того или иного явления «музыкальными красками». Чтобы почувств...

«Природа в произведениях изобразительного искусства, поэзии, музыке»

Цикл интегрированных занятий для детей старшего дошкольного возраста...

статья "Ребенок в мире художественной литературы изобразительного искусства и музыки".

Ребенок проявляет интерес и желает общаться с прекрасным в окружающем мире и произведениях искусства, испытывает радость от встречи с ним. Видит типичные и некоторые характерные признаки предметов, жи...

НОД -КОНСПЕКТ по познавательно – речевому развитию ( образ берёзы в изобразительном искусстве, поэзии, музыке и детском изобразительном творчестве) в средней группе. Тема: « Берёза – белая подруга"

Тема: "БЕРЁЗА - БЕЛАЯ ПОДРУГА."Цель: 1.  Приобщать  детей к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического  вкуса .2.  Обогащать музыкал...

Ознакомление детей с изобразительным искусством, природой, музыкой.

Интегрированное занятие в подготовительной группе ДОУ...

Конспект непосредственной образовательной деятельности детей по познавательно–речевому развитию (образ берёзы в изобразительном искусстве, поэзии, музыке и детском изобразительном творчестве) в средней группе детского сада, тема: «Берёза – белая подружка»

Конспект непосредственной образовательной деятельности детей по познавательно–речевому развитию (образ берёзы в изобразительном искусстве, поэзии, музыке и детском изобразительном творчестве) в средне...