«Коррекционно - развивающие игры в жизни ребёнка»
консультация на тему

Консультация для родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley.docx20.7 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Коррекционно - развивающие игры  в жизни ребёнка»

«Поиграй со мной! » - как часто слышим мы эту просьбу от своих детей. И сколько радости получают дети, когда мы, преодолевая  усталость соглашаемся хоть на немножко побыть больным или пассажиром, учеником или серым волком. Как вы думаете, почему дети любят играть? Что дает игра ребенку? Помните, во что играли вы в своем детстве? Назовите эти игры.

Немного статистики. При опросе родителей никто не сказал, что ребенок не любит играть. Многие из них отметили роль игры в развитии их детей, но к игре детей они относят забавы, шалости, досуг, занятия лепкой, слушание книг, просмотры телепередач и др. Любимые игры детей, по их мнению, это "школа", "детский сад", "больница", "куклы", "война" и др. подвижные, настольно-печатные, компьютерные. Вместе с тем Значение игры порой недооценивается. В первые году советской власти вообще считалось, что игра ребенку не нужна - это пустое занятие. Если ребенок научился лепить куличи из песка, то пусть идет на производство и печет их там.

Для ребенка игра - это способ самореализации, в игре он может стать тем, кем мечтает быть в реальной жизни: врачом, водителем, летчиком и т. д. Сюжетно-ролевая игра очень популярна, и любима детьми. Она называется так потому, что основными ее элементами являются разработка сюжета, собственно игровые действия, выбор и распре деление ролей.

В игре ребенок приобретает новые и уточняет уже имеющиеся у него знания, активизирует словарь, развивает любознательность, пытливость, а также волю, смелость, выдержку, умение уступать. У него формируются начала коллективизма. В игре воспитывается отношение к людям, к жизни.

В игре развивается воображение. Вспомните, во что играет ребенок, какие для этого использует предметы? Например, из цветка ромашки можно "приготовить" кукле "яичницу", палочкой сделать укол, поднос использовать вместо руля. Ребенок в игре словно забывает о действительности, верит, что кукла живая, мишке больно, если его взяли за ухо, а он сам настоящий капитан или летчик.

Ребенку необходимо игровое пространство - это уголок, столик с любимыми игрушками, игровой материал.

В дошкольном возрасте игра имеет большое значение в жизни ребёнка, поэтому является основным видом его деятельности на протяжении всего дошкольного периода. Потребность в игре сохраняется и в первые годы обучения в школе.

Каждая игра - это общение ребенка со взрослым, с другими детьми; это школа, где он учится и радоваться успеху сверстника, и стойко переносить свои неудачи. Доброжелательность, поддержка, радостная обстановка выдумки и фантазии – только в том случае игры будут полезны для развития ребенка. С помощью игры можно развивать внимание, память, мышление, воображение дошкольника, то есть те качества, которые необходимы для дальнейшей жизни. Эти игры помогают подготовить ребенка к школе. Это игры, которые знакомят со звуковым анализом слова, готовят руку к овладению письмом, развивают представления по математике, умение логически мыслить. Игры на развитие логического мышления делятся на:

1. Предметные: дидактические, настольно - печатные.

Они учат действовать по правилам, стремиться к результату, играть самостоятельно или со сверстниками.

2. Игры на развитие пространственного воображения: строительный материал, счетные палочки, конструкторы.

3. Словесные: загадки, логические задачи, игры на развитие воображения.

4. Развивающие игры: - Блоки Дьенеша, палочки Кюизенера, игры-головоломки и т. д. на которых мы сегодня остановимся более подробно.

Логические блоки придумал венгерский математик и психолог Золтан Дьенеш. Игры с блоками знакомят детей с формой, цветом, размером и толщиной объектов. Логические блоки Дьенеша представляют собой

набор из 48 геометрических фигур:

а) четырех форм (круги, треугольники, квадраты, прямоугольники) ;

б) трех цветов (красные, синие и желтые) ;

в) двух размеров (большие и маленькие) ;

г) двух видов толщины (толстые и тонкие) .

В наборе нет ни одной одинаковой фигуры. Каждая фигура характеризуется четырьмя признаками: формой, цветом, размером, толщиной.

Можно предложить следующие задания:

• Найди все фигуры такого же цвета, как эта.

• Покажи все блоки треугольной формы (или все большие фигуры и т. д.) .

• Дай мишке все синие фигуры, зайчику - желтые, а мышке – красные;

• Распредели фигуры по размеру, форме, толщине.

• Какая эта фигура по цвету  (форме, размеру, толщине?)

Игры и упражнения с блоками

1. Одна из фигур исчезает. Ребенок должен заметить изменения.

2. Попросите ребенка на ощупь достать все круглые из мешка.

3. Выложите три фигуры. Какая из них лишняя и по какому принципу (по цвету, форме, размеру или толщине) .

4. Найди все фигуры, которые не такие, как эта по цвету (размеру, форме, толщине) .

5. Найди такие же фигурки по цвету, но не такие по форме.

6. Чередовать детали по цвету: красная, желтая, красная, желтая.

7. Найти пару, например, по размеру: большой желтый круг встает в пару с маленьким желтым кругом и т. д.

8. Из блоков можно составлять плоскостные изображения предметов: машинка, паровоз, дом, башня.

9. Мама убирает в коробку только прямоугольные блоки, а ребенок все красные, затем мама убирает только тонкие фигуры, а ребенок – большие и т. д.

«Палочки Х. Кюизенера» или «Цветные числа», «числа в цвете», "цветные палочки", "цветные числа", "цветные линеечки» – их называют по–разному. Для начала можно использовать упрощенный набор - из 116 палочек. В нем 25 белых палочек, 20 розовых, 16 голубых, 12 красных, 10 желтых, 9 фиолетовых, 8 черных.

Следующая игра «Танграм «– древняя китайская игра. Если разделить квадрат на 7 фигур, из них можно составить огромное количество разных силуэтов (человека, игрушек, мебели, одежды, букв, животных и т. д.) . Получается плоскостное, силуэтное изображение предмета. Оно условно, но образ легко угадывается по основным признакам предмета. Взрослый может помочь – предложить образец; сделать начало, а дальше ребенок делает сам; или завершить начатое ребенком; обсудить вместе способы выкладывания; поощрять ребенка. Игра «Танграм» помогает развитию планирующей деятельности, творческого бордовых, «Палочки Х. Кюизенера» или «Цветные числа», «числа в цвете»,  "цветные палочки", "цветные числа", "цветные линеечки» – их называют по – разному. Для начала можно использовать упрощенный набор - из 116 палочек. В нем 25 белых палочек, 20 розовых, 16 голубых, 12 красных, 10 желтых, 9 фиолетовых, 8 черных, 5 синих и 4 оранжевых. Палочки Кюизенера, предназначаются для занятий с детьми от 3 до 7 лет. Этот материал разработал бельгийский ученый Х. Кюизенер.

Существуют разные варианты и модификации набора палочек. Они могут отличаться друг от друга цветовой гаммой. Но в каждом из наборов действует правило: палочки одинаковой длины окрашены в один и тот же цвет и, естественно, обозначают одно и то же число; чем больше длина палочки, тем больше значение того числа, которое оно выражает. .Каждая палочка — это число, выраженное цветом и размером.

Палочки предлагаются детям с трех лет для выполнения наиболее простых упражнений. в игровой форме (альбом игра «Волшебные дорожки»., «Дом с колокольчиком»). Игровые элементы в упражнения вводятся в форме игровой мотивации (построить лесенку для петушка, починить забор и так далее)

Игры на закрепление цвета.

1. Покажи по очереди  красную, синюю, зеленую, желтую, коричневую, белую, черную, оранжевую, голубую, розовую палочки.

2. Найди среди взятых палочек палочки одинакового цвета. построй из них забор, дом для куклы, гараж и т. д.

3. Перечисли цвета всех палочек на столе.

4. Покажи не красную палочку, не желтую и т. д.

5. Сложи их концами друг к другу. Получился поезд. Составь поезд из белой и синей; красной, зеленой и синей; голубой, оранжевой и черной; коричневой, зеленой, белой и желтой палочек.

Игры на закрепление длины.

1. Приложи палочки друг к другу (наложи их друг на друга). Подровняй. Какого цвета длинная (короткая) палочка? Или палочки одинаковы по длине?

2. Найди в наборе длинную и короткую палочки. Назови их цвета. Поставь рядом друг с другом.

3. Найди 2 палочки одинаковой длины (разной). Какого они цвета?

4. Возьми желтую и синюю положи, чтобы наверху оказалась короткая, а сверху длинная.

5.«Я спрятала палочку длиннее (легче, больше) желтой. Найдите её! (Скажите какую) »

6. Назови все палочки, которые короче синей, но длиннее черной.

7. В игре «зоопарк» дети строят вольеры для животных разных размеров (обезьяны и  жирафа)

8.«Мост» (река широкая и узкая)

9. На ориентировку в пространстве: вверху, внизу, посередине?

10. Составь поезд из коричневого, оранжевого и красного так, чтобы оранжевый был слева коричневого.

ПОСТРОЕНИЕ ЛЕСТНИЦ

Дети строят лестницы разной высоты. Затем построенная лесенка обыгрывается:  по ней поднимается зайчик  (используется очень маленькая

игрушка, зайчик считает ступеньки, останавливается на третьей и т. д.)

СОСТАВЛЕНИЕ КОВРИКОВ

Дети составляют различные ковры, в результате чего у них вырабатывается представление о понятии «столько же», составе чисел, действиях сложения и вычитания. Возможны различные варианты:

1.«Составить» ковер, как можно длиннее.

2. «Составить» ковер так, чтобы все полосы в нем были разного цвета.

3. «Составить» ковер из палочек так, чтобы каждая полоса состояла только из палочек одного цвета.

4. Считаем в обратном порядке: сверху вниз. Поставьте пальчик на верхнюю ступеньку, он будет шагать по ступенькам вниз и считать. Считаем: «С третьей на вторую, со второй на первую, с первой на пол».

В процессе игр и упражнений с цветными палочками дети научатся выражениям «больше (меньше) на 1, 2, 3», делению целого на части и отношение частей, измерению условными мерками, познакомятся с числом, задачами, составу чисел из единиц и меньших чисел, выполнять действия сложения и вычитания, умножения и деления.

В детских садах вместо кубиков – палочек можно использовать «цветные цифры» в виде плоских полосок, окрашенных в те же цвета. По сравнению с обычными палочками Кюизенера полоски больше по размеру и потому с ними легче манипулировать во время игр. Единицей измерения является белый квадрат размером 2*2 см.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка индивидуального коррекционно-развивающего образовательного маршрута ребёнка с учётом стартовых возможностей детей с ТНР (ОНР)

Коррекционно – развивающая работа представляет собой систему комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в  условиях образовательного ...

Перспективное планирование индивидуальной коррекционно-развивающей работы с ребёнком с особыми образовательными потребностями.

П ример перспективного планирования индивидуальной коррекционно-развивающей работы учителя-дефектолога с ребёнком с особыми образовательными потребностями....

Индивидуальная коррекционно-развивающая программа для ребёнка 7 лет с ОВЗ (ФФН) "Говорю красиво".

Коррекционно-развивающая  программа учителя-логопеда на дошкольном логопедическом пункте «Говорю красиво»(Программа разработана для ребёнка с ОВЗ, 7 лет, имеющим диагноз ФФН,...

Конспект коррекционно-развивающей деятельности с ребёнком с фонетико-фонематическим недоразвитием речи, обусловленным стёртой формой дизартрии.Тема:«Поможем жуку. Автоматизация звука [Ж] в словах и предложениях».

Конспект коррекционно-развивающей деятельности для детей с ФФНР ,обусловленным стёртой формой дизартрии. Автоматизация звука Ж в словах и предложениях.Для  детей 5-6 лет....