Конспект логопедического занятия на тему:«Приключения Чижика. Звук и буква Ч».
план-конспект занятия по логопедии (старшая, подготовительная группа) на тему
Данный конспект занятия позволит детям закрепить правильное произношение звука [Ч], а также познакомить с печатным написанием буквы Ч.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zvuk_i_bukva_ch.docx | 18.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Фронтальное логопедическое занятие
Тема: «Приключения Чижика»
Возраст детей: 6 лет (подготовительная группа)
Интеграция образовательных областей: речевое развитие, коммуникативно-личностное развитие, познавательное развитие.
Цель: учить чётко произносить звук Ч, познакомить детей с буквой Ч.
Задачи:
Коррекционно-образовательные: дать представления о том, что звук и буква Ч могут находиться в слове в начале, в середине, в конце;
формировать умение произносить звуки различной силы голоса.
Коррекционно-развивающие: развивать слуховое внимание,
развивать звуковой анализ и синтез, тонкую и общую моторику.
Коррекционно-воспитательные: воспитывать доброжелательность, навыки сотрудничества, ответственность, интерес к познавательной деятельности, уважительное отношение у труду взрослых.
Оборудование: видеоролик на мультфильм «Катерок», предметные картинки со звуком Ч, демонстрационная карточка с буквой Ч, панно: звуковые дома—красного, синего и зеленого цветов, индивидуальные зеркала, цветные карандаши, тетради, разрезная азбука.
Предварительная работа: просмотр в группе мультфильма «Катерок»
Ход НОД:
1. Организационный момент.
- Сядет за стол тот, кто назовет слово «ласково»:
Вода-водичка
Маяк-маячок
Моряк-морячок
2. Сообщение темы занятия.
В группе вы уже посмотрели мультфильм «Катерок», и сегодня мы отправимся в путешествие с ним. А помогать нам пройти все испытания будет звук. Какой? Вы мне сейчас сами расскажите. Кто вспомнит, как зовут почтовый катерок? (Чижик)
-Какой первый звук в слове Чижик? –Ч
Сегодня мы с вами будем произносить звук Ч.
3. Пальчиковая гимнастика.
Жил-был на свете маленький почтовый катерок по имени Чижик. Он очень любил свою работу и своих друзей. Однажды Чижик увидел на горизонте огромный теплоход. Катерок решил подплыть поближе.
От зеленого причала
Оттолкнулся катерок. (Сгибание пальцев обеих рук)
Он назад шагнул сначала,
А потом шагнул вперед – (пальчики шагают назад и вперед)
Раз-два-и поплыл, поплыл по речке,
Набирая полный ход. (Пальцы изображают катерок -4 пальца обеих рук –нос катерка, два больших пальца изображают )
4. Упражнение в произношении звука Ч.
Чижик завел свой маленький моторчик и поплыл: Ч-Ч-Ч.
-Что вы слышите? (звук Ч)
-Почему вы решили, что это звук? (звук мы слышим и произносим)
Посмотрите в ваши зеркала.
Что происходит с нашим язычком, когда мы произносим звук Ч?
-губки округлены и слегка вытянуты вперед;
-зубки не смыкаются;
-кончик языка вместе со спинкой сначала соприкасается с альвеолами за -верхними зубами, затем между ними образуется щель;
-по центру язычка идет короткая резкая воздушная струя;
-воздух встречает преграду в виде язычка, значит это звук какой? (согласный)
горлышко «молчит».
Звук Ч –согласный, глухой и всегда мягкий. В каком домике живет этот звук?(в зеленом). Каким цветом мы будем его обозначать?(зеленым)
5. Упражнение в произношении звука Ч.
а) Хоровое и индивидуальное произнесение.
б) Тихим и громким голосом.
Катерок очень хотел познакомиться с теплоходом и изо всех сил поспешил за незнакомцем: ЧЧЧЧЧЧЧЧЧ.
Но не догнал его и катерок наш оказался в открытом море. Начался шторм. Волны были очень большими и качали его из стороны в сторону: КАЧ-КАЧ-КАЧ. (какой последний звук я произношу?)
6. Выделение звука Ч на слух .
Ребята, давайте поможем Чижику справиться со штормом и приплыть к острову.
- Поднимите зеленый спасательный кружочек, если услышите звук Ч:
А) из ряда звуков: Ч,П,К,С,Ч,Р,Ч,Ч….
Б) из ряда слогов: ЧА, ПА, ЧУ, ЗУ,АЧ, АС,ОЧ…….
В) из слов: ПРИЧАЛ, МОРЕ, ЧАСЫ, ПАРУС,НОЧЬ,ЗЕМЛЯ,ГРАЧ
7. Молодцы ребята. Вы помогли катерку приплыть к острову. На острове его встретили дети. А вы помните как назывался этот остров? (Чунга-Чанга).
Произношение слов со звуком Ч, определение позиции звука.
- Посмотрите на картинку:
• Назовите мне предметы, в названии которых есть звук Ч (чайка, птички, девочка, мальчик, бабочки)
• Назвать слова еще раз, и подольше тяните звук Ч
- Как обозначаются схемы слов? – В виде белых прямоугольников.
Как изображается звук Ч в этих словах? – Зеленым кружком.
Звук Ч в словах может находиться в начале, в середине, или в конце:
♦ Назовите слово, где звук Ч находится в начале (чайка). Обозначим его место на схеме слова.
♦ Назовите слово, где звук Ч находится в конце (грач). Обозначим его место на схеме слова.
♦ Назовите слово, где звук Ч находится в середине (бабочка). Обозначим его место на схеме слова.
8. Физминутка.
Движения под песню Чунга-Чанга.
Чунга-Чанга синий небосвод (Ходьба на месте, руки на поясе)
Чунга-Чанга лето круглый год (Прыжки на месте, руки на поясе)
Чунга-Чанга весело живем (Наклоны головы вправо-влево)
Чунга-Чанга песенку поем (Наклоны туловища вправо-влево)
Чудо-остров чудо-остров (Подъем колена, руки в стороны – по 2 раза)
Жить на нем легко и просто
Жить на нем легко и просто (Мах ногой правой, левой поочередно, руки в стороны)
Чунга-Чанга
Наше счастье постоянно (Ходьба на месте с поворотом вокруг себя)
Жуй кокосы ешь бананы
Жуй кокосы ешь бананы
Чунга-Чанга (Руки через стороны вверх)
Чижик подружился с обитателями острова: целыми днями они играли, пели и танцевали.
9. Знакомство с буквой Ч.
Ребята, целых 4 дня наш катерок провел на острове Чунга-Чанга. У звука Ч есть сестра буква Ч, которая очень похожа на цифру;
С арифметикой я в мире:
Ч похожа на четыре.
В. Ковшиков
-На что еще похожа буква Ч?
-Чем звук отличается от буквы?
-Выложите букву Ч с помощью морских камушек.
Катерку очень понравилось гостить на чудо-острове. Но он вспомнил о доме, попрощался с новыми друзьями, чтобы поскорее вернуться. Помогите Чижику вернуться домой. Проложите ему маршрут в виде букв Ч
10. Итог
С вашей помощью, маленький путешественник вернулся домой. На берегу его встречали два самых верных друга: мальчик и девочка.
-Ребята, а какой звук нам помогал путешествовать?
-Звук Ч какой?
-Как мы его обозначаем?
-Чем звук отличается от буквы?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект фронтального логопедического занятия для детей подготовительной группы «звук и буква Ж»
Занятие проводится в подготовительной группе для детей с ФФН на этапе обучения грамоте....
Конспект логопедического занятия в старшей группе Тема: «Звук и буква ы».
Конспект логопедического занятия в старшей группе по формированию фонетико-фонематических представлений «Звук и буква ы»....
Конспект логопедического занятия для детей подготовительной группы: «ЗВУК И БУКВА Ч»
конспект занятия...
Конспект логопедического занятия по обучению грамоте.Тема: «Звук и буква Т» для детей 5-6 лет с использованием авторской методики Н. А. Зайцева.
Развивать зрительное внимание и память,используя таблицы, кубики и картинки Зайцева...
Конспект логопедического занятия в подготовительной группе. Тема: Звук и буква Р
Конспект логопедического занятия в подготовительной группе. Тема: Звук и буква Р...
Конспект логопедического занятия в старшей группе. Тема: «Звук и буква Ш».
Конспект логопедического занятия в старшей группе для детей с ОНР "Звук и буква Ш"....
Конспект логопедического занятия в старшей группе. Тема: «Звук и буква Т. В гостях у медвежонка Топа».
Конспект логопедического занятия в старшей группе для детей с ОНР "Звук и буква Т. В гости к медвежонку Топу"....