Конспект логопедического занятия на тему:«Приключения Чижика. Звук и буква Ч».
план-конспект занятия по логопедии (старшая, подготовительная группа) на тему

Кечаева Ольга Сергеевна

Данный конспект занятия позволит детям закрепить правильное произношение звука [Ч], а также познакомить с печатным написанием буквы Ч.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zvuk_i_bukva_ch.docx18.59 КБ

Предварительный просмотр:

Фронтальное логопедическое занятие

Тема: «Приключения Чижика»

Возраст детей: 6 лет (подготовительная группа)

Интеграция образовательных областей: речевое развитие, коммуникативно-личностное развитие, познавательное развитие.

Цель: учить чётко произносить звук Ч, познакомить детей с буквой Ч.

Задачи:

Коррекционно-образовательные: дать представления о том, что звук и буква Ч могут находиться в слове в начале, в середине, в конце;

формировать умение произносить звуки различной силы голоса.

Коррекционно-развивающие: развивать слуховое внимание,

развивать звуковой анализ и синтез, тонкую и общую моторику.

Коррекционно-воспитательные: воспитывать доброжелательность, навыки сотрудничества, ответственность, интерес к познавательной деятельности, уважительное отношение у труду взрослых.

Оборудование: видеоролик на  мультфильм «Катерок», предметные картинки со звуком Ч, демонстрационная карточка с буквой Ч, панно: звуковые дома—красного, синего и зеленого цветов, индивидуальные зеркала, цветные карандаши, тетради, разрезная азбука.

Предварительная работа: просмотр в группе мультфильма «Катерок»

Ход НОД:

1. Организационный  момент.

- Сядет за стол тот, кто назовет слово «ласково»:

Вода-водичка

Маяк-маячок

Моряк-морячок

 

2. Сообщение темы занятия.

В группе вы уже посмотрели мультфильм «Катерок», и сегодня мы отправимся в путешествие с ним. А помогать нам  пройти все испытания будет звук. Какой? Вы мне сейчас сами расскажите. Кто вспомнит, как зовут почтовый катерок? (Чижик)

 -Какой первый звук в слове Чижик? –Ч

Сегодня мы с вами будем произносить звук Ч.

3. Пальчиковая гимнастика.

Жил-был на свете маленький почтовый катерок по имени Чижик. Он очень любил свою работу и своих друзей. Однажды Чижик увидел на горизонте огромный теплоход. Катерок решил подплыть поближе.

От зеленого причала

Оттолкнулся катерок. (Сгибание пальцев обеих рук)

Он назад шагнул сначала,

А потом шагнул вперед – (пальчики шагают назад и вперед)

Раз-два-и поплыл, поплыл по речке,

Набирая полный ход. (Пальцы изображают катерок -4 пальца обеих рук –нос катерка, два больших пальца  изображают )

4. Упражнение в произношении звука Ч.

Чижик завел свой маленький моторчик и поплыл: Ч-Ч-Ч.

 -Что вы слышите? (звук Ч)

 -Почему вы решили, что это звук? (звук мы слышим и произносим)

Посмотрите в ваши зеркала.

Что происходит с нашим язычком, когда мы произносим звук Ч?

-губки округлены и слегка вытянуты вперед;

-зубки не смыкаются;

-кончик языка вместе со спинкой сначала соприкасается с альвеолами за -верхними зубами, затем между ними образуется щель;

-по центру язычка идет короткая резкая воздушная струя;

-воздух встречает преграду в виде язычка, значит это звук какой? (согласный)

горлышко «молчит».

Звук Ч –согласный, глухой и всегда мягкий. В каком домике живет этот звук?(в зеленом).  Каким цветом мы будем его обозначать?(зеленым)

5. Упражнение в произношении звука Ч.

 а) Хоровое и индивидуальное произнесение.

 б) Тихим и громким голосом.

Катерок очень хотел познакомиться с теплоходом и изо всех сил поспешил за незнакомцем: ЧЧЧЧЧЧЧЧЧ.

Но не догнал его и катерок наш оказался в открытом море. Начался шторм. Волны были очень большими и качали его из стороны в сторону: КАЧ-КАЧ-КАЧ. (какой последний звук я произношу?)

6. Выделение звука Ч на слух .

Ребята, давайте поможем Чижику справиться со штормом и приплыть к острову.

- Поднимите зеленый спасательный кружочек, если услышите звук Ч:

 А) из ряда звуков: Ч,П,К,С,Ч,Р,Ч,Ч….

Б) из ряда слогов: ЧА, ПА, ЧУ, ЗУ,АЧ, АС,ОЧ…….

В) из слов: ПРИЧАЛ, МОРЕ, ЧАСЫ, ПАРУС,НОЧЬ,ЗЕМЛЯ,ГРАЧ

7. Молодцы ребята. Вы помогли катерку приплыть к острову. На острове его встретили дети. А вы помните как назывался этот остров? (Чунга-Чанга).

Произношение слов со звуком Ч, определение позиции звука.

- Посмотрите на  картинку:

 • Назовите мне предметы, в названии которых есть звук Ч (чайка, птички, девочка, мальчик, бабочки)

• Назвать слова еще раз, и подольше тяните звук Ч  

- Как обозначаются схемы слов? – В виде белых прямоугольников.

Как изображается звук Ч в этих словах? – Зеленым кружком.

Звук Ч в словах может находиться в начале, в середине, или в конце:

 Назовите слово, где звук Ч находится в начале (чайка). Обозначим его место на схеме слова.

 Назовите слово, где звук Ч находится в конце (грач). Обозначим его место на схеме слова.

 Назовите слово, где звук Ч находится в середине (бабочка). Обозначим его место на схеме слова.

8. Физминутка.

 Движения под песню Чунга-Чанга.

Чунга-Чанга синий небосвод  (Ходьба на месте, руки на поясе)
Чунга-Чанга лето круглый год  (
Прыжки на месте, руки на поясе)
Чунга-Чанга весело живем        (Наклоны головы вправо-влево)
Чунга-Чанга песенку поем          (
Наклоны туловища вправо-влево)
Чудо-остров чудо-остров    (
Подъем колена, руки в стороны – по 2 раза)
Жить на нем легко и просто
Жить на нем легко и просто (
Мах ногой правой, левой поочередно, руки в стороны)

 Чунга-Чанга
Наше счастье постоянно (
Ходьба на месте с поворотом вокруг себя)
Жуй кокосы ешь бананы
Жуй кокосы ешь бананы
Чунга-Чанга                         (
Руки через стороны вверх)

Чижик подружился с обитателями острова: целыми днями они играли, пели и танцевали.

9. Знакомство с буквой Ч.

Ребята, целых 4 дня наш катерок провел на острове Чунга-Чанга. У звука Ч есть сестра буква Ч, которая очень похожа на цифру;

С арифметикой я в мире:

Ч похожа на четыре.

В. Ковшиков

-На что еще похожа буква Ч?

-Чем звук отличается от буквы?

-Выложите букву Ч с помощью морских камушек.

Катерку очень понравилось гостить на чудо-острове. Но он вспомнил о доме, попрощался с новыми друзьями, чтобы поскорее вернуться. Помогите Чижику  вернуться домой. Проложите ему маршрут в виде букв Ч

10. Итог

С вашей помощью, маленький путешественник вернулся домой. На берегу его встречали два самых верных друга: мальчик и девочка.

-Ребята, а какой звук нам помогал путешествовать?

-Звук Ч какой?

-Как мы его обозначаем?

-Чем звук отличается от  буквы?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект фронтального логопедического занятия для детей подготовительной группы «звук и буква Ж»

Занятие проводится в подготовительной группе для детей с ФФН на этапе обучения грамоте....

Конспект логопедического занятия в старшей группе Тема: «Звук и буква ы».

Конспект логопедического занятия в старшей группе по формированию фонетико-фонематических представлений «Звук и буква ы»....

Конспект логопедического занятия в подготовительной группе. Тема: Звук и буква Р

Конспект логопедического занятия в подготовительной группе. Тема: Звук и буква Р...

Конспект логопедического занятия в старшей группе. Тема: «Звук и буква Ш».

Конспект логопедического занятия в старшей группе для детей с ОНР "Звук и буква Ш"....

Конспект логопедического занятия в старшей группе. Тема: «Звук и буква Т. В гостях у медвежонка Топа».

Конспект логопедического занятия в старшей группе для детей с ОНР "Звук и буква Т. В гости к медвежонку Топу"....