Конспект логопедического занятия для детей старшего возраста "Путешествие в космос"
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему

Летова Мария Юрьевна

Конспект занятия воспитателя и логопеда.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_pro_kosmos.docx23.07 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 101 компенсирующего вида Московского района

Санкт-Петербурга

КОНСПЕКТ

КОММУНИКАТИВНОЙ ОРГАНИЗОВАННОЙ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

по развитию лексико-грамматических средств языка с использованием технологии проблемного обучения

у детей старшей группы с общим недоразвитием речи

«Путешествие в космос»

                                              Выполнили:

                                              воспитатель  Рябушкина Елена Владимировна,

                                              учитель-логопед  Летова Мария Юрьевна.

2016 год

Лексическая тема: Космос

Проблема: зачем люди изучают космос?

Цель: развитие интереса к изучению космоса.

Задачи:

Образовательные:

  • расширение и активизация словарного запаса по лексической теме;
  • систематизировать и расширить представления детей о космосе (кто такой Ю. Гагарин, что такое космос, как Солнце влияет на Землю, почему люди изучают космос, есть ли жизнь на других планетах);
  • совершенствование умения внимательно слушать, отвечать на вопросы;
  • совершенствование умения рассуждать, строить выводы, логически мыслить.

Коррекционно-развивающие:

  • развитие умения отвечать на вопросы полным предложением, умения высказывать свои суждения, умения делиться своими знаниями;
  • развитие основных характеристик голоса;
  • развитие продолжительного направленного выдоха;
  • развитие фонематического слуха;
  • развитие грамматического строя речи;
  • развитие конструктивного праксиса;
  • развитие слухового и зрительного внимания и памяти, мышления;
  • развитие общей и мелкой моторики.

Воспитательные:

  • воспитание умения работать сообща;
  • воспитание познавательного интереса;
  • воспитание чувства сопереживания, толерантного отношения к окружающему миру.

Оборудование: проектор с презентацией, экран, колпачки по числу детей.

Предварительная работа: рассмотрение энциклопедий и другого наглядного материала, конструктивные игры по теме «Космос», рисование и аппликация «Ракета в космосе», лепка «Космонавт», беседы «Как человек научился летать», «Как человек изучает космос», «Что есть в космосе», экскурсия в планетарий (с родителями), подготовка презентации к занятию.

Ход занятия:

Деятельность педагога

Деятельность детей

1. Орг. момент. Введение в тему занятия

- Почему люди изучают космос?

Появляется фотография звездного неба и солнца.

- Почему звезды кажутся нам маленькими?

- А на самом деле они какие?

- А как люди это узнали?

- А если мы улетим далеко от Земли, что нам будет казаться маленьким?

2. Основная часть. Формирование уменьшительно-ласкательных форм слов. Игра "Большой - маленький".

-Зачем мы летим в космос?

- Какая наша Земля?

-Получается, что человек осваивает космос, чтобы узнать новое о своей планете.

-Чем дальше мы улетаем от Земли, тем меньше становятся предметы. Дом стал маленький, т.е. превратился в домик, цветок - цветочек, кот-, дерево - , коляска - , птица - , собака - , машина - .

3. Развитие умения отвечать на вопросы полным предложением, умения высказывать свои суждения, умения делиться своими знаниями.

- Какая самая близкая к нам звезда?

- Как вы думаете, без Солнца была бы жизнь на Земле?

Появляется фото Солнечной системы.

- А на других планетах есть жизнь?

- Почему?

- Как люди это узнали?

4. Развитие слухового внимания и кратковременной памяти.

Появляется фото инопланетянина.

- Ребята, посмотрите, кто это такой перед нами?

-Как вы думаете, для чего человек изучает космос?

- Давайте попробуем пообщаться с ним, для этого воспользуемся азбукой Морзе.

Логопед отстукивает ритмический рисунок, дети повторяют.

5. Развитие словоизменения. Игра с "метеоритом".

Появляется фото звездного неба с метеоритами и кометами.

- Как вы думаете, другие метеориты, звезды и кометы могут навредить Земле?

- Можно ли уберечь Землю от метеоритов?

- Давайте попробуем включить противометеоритную защиту и отбросить метеориты от Земли.

- Я буду называть один предмет и бросать метеорит, а вы будете называть много предметов и отбрасывать метеорит назад.

Слова: звезда, космонавт, спутник, планета, ракета.

6. Развитие конструктивного праксиса.

Появляется фото ракеты.

- Приглашаю вас в космическое путешествие.

- Что нам надо сделать сначала?

Дети собирают ракету по образцу из геометрических фигур.

7. Физминутка.

-Мы можем отправится в космическое путешествие в той одежде, которая сейчас на нас одета?

-Что мы должны на себя надеть?

-Одеваем скафандры:

сначала натягиваем на правую ногу, затем на левую ногу, одеваем правый рукав, левый рукав, надеваем на плечи, и застегиваем молнию, надеваем шлем и застегиваем ремни, надеваем сапоги на правую ногу, теперь на левую, застегиваем ремни, надеваем перчатки.

Дети и логопед выполняют действия.

8. Развитие основных характеристик голоса.

- К запуску космического корабля приготовиться!

- Включить контакты.

- Проверяем топливо.

- Открываем и закрываем люки А-а, А-а (низким и высоким голосом)

- Завести мотор.

- 5,4,3,2,1 Пуск.

9. Развитие продолжительного направленного выдоха.

- Какие звуки мы услышим в космосе?

Запись звуков из космоса, шума звездной системы.

- Давайте попробуем изобразить этот шум, для этого подуем в колпачки.

10. Развитие фонематического слуха. Игра "Четвертый лишний".

-Давайте возвращаться обратно на Землю, ведь мы теперь знаем, для чего люди изучают космос. Для чего?

-Мы уже рядом с домом, но мы входим в зону турбулентности. Занять свои кресла!

-Внимание! Внимание! Говорит центр управления полетом. Опасность перегрузки! Необходимо обнаружить и избавиться от балласта! (аудиозапись голоса)

- Найдите лишнее слово:

Космос, косматый, космонавт, космический;

Солнце, сон, солнечный, солнышко;

Ракета, ракетоноситель, пакеты, ракетный;

Планета, план, планетный, планетарий.

11. Заключительная часть. Подведение итогов занятия.

- Космонавтов из полета всегда встречают родные, а потом им вручают ордена за их смелость.

Детей награждают медалями.

Рассуждения детей (Люди решили изучать космос, чтобы узнать что-то новое о планетах, о звездах, найти жителей других планет).

- Потому что они далеко.

- Они большие, огромные.

- Наблюдали, смотрели в телескопы.

- Земля.

- Чтобы увидеть нашу Землю со стороны.

- Круглая, синяя, зеленая.

Ответы детей.

- Солнце.

- Нет. Солнце дает тепло и свет, без этого живое не может жить.

- Нет.

Ответы детей.

- Наблюдали, посылали спутники, радиосигналы.

-Инопланетянин.

-Чтобы найти жителей других планет.

- Они могут столкнуться с Землей, могут упасть на Землю.

- Люди изучают космос, чтобы это узнать.

Дети встают в круг.

- Построить ракету.

- Нет.

- Космические скафандры.

Вытягивают руки вперед, кисти сжаты в кулаки, большие пальцы подняты вверх.

Соединяют большие пальцы.

Дети произносят ш-ш-ш

Круговые движения кулаками, р-р-р. Сомкнутые руки вверх.

Ответы детей.

Дуют в колпачки.

- Чтоб лучше узнать Землю, чтобы предотвратить опасность из космоса, чтобы найти жизнь на других планетах.

Выполняют задание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия для детей старшего дошкольного возраста на тему: «Подарки Осени»

Конспект логопедического занятия для старшего дошкольного возраста на тему: "Подарки осени"Задачи: 1. Уточнить представление об осени и ее приметах.2. Расширить и активизировать словарь по теме.3. Сов...

КОНСПЕКТ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ «КРАСКИ ОСЕНИ»

Данный конспект преднозначен для занятия с детьми старшего дошкольного возраста....

Конспект логопедического занятия для детей старшего дошкольного возраста по теме: "Дифференциация звуков С - Ш"

В конспекте занятия логопеда представлены задания , которые можно использовать на  занятии по  дифференциации звуков....

Конспект логопедического занятия для детей старшей группы "Путешествие в подводный мир"

Конспект логопедического занятия для детей старшей группы познокомит детей с многообразием подводного мира....

Конспект логопедического занятия для детей старшей группы по звукопроизношению «Звук «Л»

Данное  занятие направлено на развитие фонематического слуха, на умение произносить звук «Л», как изолированно, так и в слогах словах, фразах, чистоговорках, а также на расширение активного слова...