Конспект логопедического занятия для детей старшего возраста "Путешествие в космос"
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 101 компенсирующего вида Московского района
Санкт-Петербурга
КОНСПЕКТ
КОММУНИКАТИВНОЙ ОРГАНИЗОВАННОЙ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
по развитию лексико-грамматических средств языка с использованием технологии проблемного обучения
у детей старшей группы с общим недоразвитием речи
«Путешествие в космос»
Выполнили:
воспитатель Рябушкина Елена Владимировна,
учитель-логопед Летова Мария Юрьевна.
2016 год
Лексическая тема: Космос
Проблема: зачем люди изучают космос?
Цель: развитие интереса к изучению космоса.
Задачи:
Образовательные:
- расширение и активизация словарного запаса по лексической теме;
- систематизировать и расширить представления детей о космосе (кто такой Ю. Гагарин, что такое космос, как Солнце влияет на Землю, почему люди изучают космос, есть ли жизнь на других планетах);
- совершенствование умения внимательно слушать, отвечать на вопросы;
- совершенствование умения рассуждать, строить выводы, логически мыслить.
Коррекционно-развивающие:
- развитие умения отвечать на вопросы полным предложением, умения высказывать свои суждения, умения делиться своими знаниями;
- развитие основных характеристик голоса;
- развитие продолжительного направленного выдоха;
- развитие фонематического слуха;
- развитие грамматического строя речи;
- развитие конструктивного праксиса;
- развитие слухового и зрительного внимания и памяти, мышления;
- развитие общей и мелкой моторики.
Воспитательные:
- воспитание умения работать сообща;
- воспитание познавательного интереса;
- воспитание чувства сопереживания, толерантного отношения к окружающему миру.
Оборудование: проектор с презентацией, экран, колпачки по числу детей.
Предварительная работа: рассмотрение энциклопедий и другого наглядного материала, конструктивные игры по теме «Космос», рисование и аппликация «Ракета в космосе», лепка «Космонавт», беседы «Как человек научился летать», «Как человек изучает космос», «Что есть в космосе», экскурсия в планетарий (с родителями), подготовка презентации к занятию.
Ход занятия:
Деятельность педагога | Деятельность детей |
1. Орг. момент. Введение в тему занятия - Почему люди изучают космос? Появляется фотография звездного неба и солнца. - Почему звезды кажутся нам маленькими? - А на самом деле они какие? - А как люди это узнали? - А если мы улетим далеко от Земли, что нам будет казаться маленьким? 2. Основная часть. Формирование уменьшительно-ласкательных форм слов. Игра "Большой - маленький". -Зачем мы летим в космос? - Какая наша Земля? -Получается, что человек осваивает космос, чтобы узнать новое о своей планете. -Чем дальше мы улетаем от Земли, тем меньше становятся предметы. Дом стал маленький, т.е. превратился в домик, цветок - цветочек, кот-, дерево - , коляска - , птица - , собака - , машина - . 3. Развитие умения отвечать на вопросы полным предложением, умения высказывать свои суждения, умения делиться своими знаниями. - Какая самая близкая к нам звезда? - Как вы думаете, без Солнца была бы жизнь на Земле? Появляется фото Солнечной системы. - А на других планетах есть жизнь? - Почему? - Как люди это узнали? 4. Развитие слухового внимания и кратковременной памяти. Появляется фото инопланетянина. - Ребята, посмотрите, кто это такой перед нами? -Как вы думаете, для чего человек изучает космос? - Давайте попробуем пообщаться с ним, для этого воспользуемся азбукой Морзе. Логопед отстукивает ритмический рисунок, дети повторяют. 5. Развитие словоизменения. Игра с "метеоритом". Появляется фото звездного неба с метеоритами и кометами. - Как вы думаете, другие метеориты, звезды и кометы могут навредить Земле? - Можно ли уберечь Землю от метеоритов? - Давайте попробуем включить противометеоритную защиту и отбросить метеориты от Земли. - Я буду называть один предмет и бросать метеорит, а вы будете называть много предметов и отбрасывать метеорит назад. Слова: звезда, космонавт, спутник, планета, ракета. 6. Развитие конструктивного праксиса. Появляется фото ракеты. - Приглашаю вас в космическое путешествие. - Что нам надо сделать сначала? Дети собирают ракету по образцу из геометрических фигур. 7. Физминутка. -Мы можем отправится в космическое путешествие в той одежде, которая сейчас на нас одета? -Что мы должны на себя надеть? -Одеваем скафандры: сначала натягиваем на правую ногу, затем на левую ногу, одеваем правый рукав, левый рукав, надеваем на плечи, и застегиваем молнию, надеваем шлем и застегиваем ремни, надеваем сапоги на правую ногу, теперь на левую, застегиваем ремни, надеваем перчатки. Дети и логопед выполняют действия. 8. Развитие основных характеристик голоса. - К запуску космического корабля приготовиться! - Включить контакты. - Проверяем топливо. - Открываем и закрываем люки А-а, А-а (низким и высоким голосом) - Завести мотор. - 5,4,3,2,1 Пуск. 9. Развитие продолжительного направленного выдоха. - Какие звуки мы услышим в космосе? Запись звуков из космоса, шума звездной системы. - Давайте попробуем изобразить этот шум, для этого подуем в колпачки. 10. Развитие фонематического слуха. Игра "Четвертый лишний". -Давайте возвращаться обратно на Землю, ведь мы теперь знаем, для чего люди изучают космос. Для чего? -Мы уже рядом с домом, но мы входим в зону турбулентности. Занять свои кресла! -Внимание! Внимание! Говорит центр управления полетом. Опасность перегрузки! Необходимо обнаружить и избавиться от балласта! (аудиозапись голоса) - Найдите лишнее слово: Космос, косматый, космонавт, космический; Солнце, сон, солнечный, солнышко; Ракета, ракетоноситель, пакеты, ракетный; Планета, план, планетный, планетарий. 11. Заключительная часть. Подведение итогов занятия. - Космонавтов из полета всегда встречают родные, а потом им вручают ордена за их смелость. Детей награждают медалями. | Рассуждения детей (Люди решили изучать космос, чтобы узнать что-то новое о планетах, о звездах, найти жителей других планет). - Потому что они далеко. - Они большие, огромные. - Наблюдали, смотрели в телескопы. - Земля. - Чтобы увидеть нашу Землю со стороны. - Круглая, синяя, зеленая. Ответы детей. - Солнце. - Нет. Солнце дает тепло и свет, без этого живое не может жить. - Нет. Ответы детей. - Наблюдали, посылали спутники, радиосигналы. -Инопланетянин. -Чтобы найти жителей других планет. - Они могут столкнуться с Землей, могут упасть на Землю. - Люди изучают космос, чтобы это узнать. Дети встают в круг. - Построить ракету. - Нет. - Космические скафандры. Вытягивают руки вперед, кисти сжаты в кулаки, большие пальцы подняты вверх. Соединяют большие пальцы. Дети произносят ш-ш-ш Круговые движения кулаками, р-р-р. Сомкнутые руки вверх. Ответы детей. Дуют в колпачки. - Чтоб лучше узнать Землю, чтобы предотвратить опасность из космоса, чтобы найти жизнь на других планетах. Выполняют задание. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект логопедического занятия для детей старшего дошкольного возраста на тему: «Подарки Осени»
Конспект логопедического занятия для старшего дошкольного возраста на тему: "Подарки осени"Задачи: 1. Уточнить представление об осени и ее приметах.2. Расширить и активизировать словарь по теме.3. Сов...
КОНСПЕКТ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ «КРАСКИ ОСЕНИ»
Данный конспект преднозначен для занятия с детьми старшего дошкольного возраста....
Конспект логопедического занятия для детей старшего дошкольного возраста по теме: "Дифференциация звуков С - Ш"
В конспекте занятия логопеда представлены задания , которые можно использовать на занятии по дифференциации звуков....
Конспект логопедического занятия для детей старшей группы "Путешествие в подводный мир"
Конспект логопедического занятия для детей старшей группы познокомит детей с многообразием подводного мира....
Конспект логопедического занятия для детей старшей группы по звукопроизношению «Звук «Л»
Данное занятие направлено на развитие фонематического слуха, на умение произносить звук «Л», как изолированно, так и в слогах словах, фразах, чистоговорках, а также на расширение активного слова...
Конспект логопедического занятия для детей старшей группы.
Тема:Дифференциация звуков [ П ]- [ Т ]....