Кукла - помощник в коррекционной работе учителя - логопеда.
методическая разработка по логопедии на тему

Проникова Елена Владимировна

Использование в коррекционной работе куклы-помощника позволяет логопеду сделать занятие эмоционально насыщенным и интересным. Построение образовательного процесса с использованием нетрадиционного игрового материала помогает решить следующие задачи:

uавтоматизация и дифференциация звуков;
uразвитие и совершенствование навыков звукового анализа слов;
uразвитие ориентировки в пространстве и зрительно-моторной координации;
развитие психических процессов: восприятия, внимания, памяти

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kukla_-_pomoshchnik_v_rabote_logopeda.pptx1.81 МБ

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Подписи к слайдам:

Слайд 1

КУКЛА - ПОМОЩНИК Учитель – логопед Проникова Е.В. ГБДОУ детский сад №7 Выборгского района г. Санкт- Петербурга

Слайд 2

Пособие представляет собой занимательный персонаж – мягкую игрушку, которая собирается по принципу «конструктора» в соответствии с заданными целями.

Слайд 3

Я горжусь красой своей И улыбкой до ушей, Длинным красным языком – Ребятишкам он знаком. А зовусь я Логошарик Я весь круглый, словно шарик. Ты смотри и повторяй, От меня не отставай. Язычок заставь трудиться – Ведь ему нельзя лениться. Покажу тебе, дружок, Как поставить язычок. Будем мы с тобой дружить И красиво говорить!

Слайд 4

Способ изготовления пособия. Пособие изготовлено из трикотажной ткани зеленого, синего, красного цвета, флиса желтого цвета. Из трикотажной ткани изготавливаются кружочки для рук и ног игрушки, которые наполняются самыми разнообразными материалами: от мягких кусочков синтепона до колючих скорлупок грецких орехов. В красных шариках, для обозначения гласных звуков, а также для обозначения звонкости согласных в зеленых и синих находятся бубенчики. Из желтого флиса выкраиваем круглую голову и овальное туловище Логошарика , а из красного – рот, губы, язык. Все части тела скрепляются на липучках. Пришиваются волосы, нос и глаза. Верхние и нижние зубы игрушки сделаны из бусин.

Слайд 5

Назначение пособия 1 . Использование пособия « Логошарик » в качестве сюрпризного игрового момента в ходе вводного занятия «Знакомство с органами речи». Ребенок может надеть его на руку, другой рукой открыть, закрыть рот Логошарика , потрогать зубы, язык, узнать, где кончик языка, боковые края, спинка, корень (сначала у игрушки, потом у себя). 2. Во время проведения артикуляционной гимнастики Логошарик «предлагает» выполнить вместе с ним упражнение, найти правильное положение языка. Ребенок это делает вместе с логопедом, двигает, выгибает язык, помещает кончик языка за верхние, нижние зубы; те же действия показывает на языке Логошарика .

Слайд 6

3. На индивидуальных занятиях по постановке звуков, ребенок с помощью логопеда моделирует игрушке язык, придавая ему необходимый артикуляционный уклад. Например: при постановке звука [Ш], приподнимаем края языка к верхним зубам, моделируя форму « Чашечки. »

Слайд 7

4. Красные, синие и зеленые шарики используются на индивидуальных и фронтальных занятиях при формировании фонематического слуха, позволяют включить в работу слуховой, зрительный, кинестетический и речедвигательный анализаторы, что позволяет быстрее и лучше усвоить характеристику изучаемого звука. Красный шарик – это гласный звук. Синий шарик – это твердый согласный. Зеленый шарик – это мягкий согласный. Часть согласных звенящих, т.е. звонких согласных, гласные все звенящие.

Слайд 8

5. При обучении грамоте детям предлагается: найти среди шариков, подходящий к данному звуку (букве); собрать схему слога; добавляя разные звуки к слогу придумать свое слово; собрать схему слова, скрепляя шарики в цепочку; найти лишний шарик в предложенной цепочке к слову; придумать слово по предложенной цепочке из шариков и т.д.

Слайд 9

6. Благодаря разному материалу, которым наполнены шарики, можно предлагать задания на развитие тактильных ощущений. Например, предложить ребенку определить, что находится внутри шарика (мягкие кусочки синтепона, колючие скорлупки грецких орех, косточки фиников, звенящие бубенчики, шуршащий целлофан, скрипучий пенопласт, различные крупы (рис, гречка, пшенка), горох и фасоль).

Слайд 10

7. Во время игр и выполнения заданий (перечисленных выше) с шариками, происходит непроизвольный массаж пальцев рук, что очень полезно. Поскольку нервные окончания на пальцах непосредственно связаны с мозгом: работа рук способствует психическому расслаблению; предотвращает развитие утомления в мозговых центрах; способствует развитию мелкой моторики пальцев рук.

Слайд 11

Игра: «Научи Логошарика » Цель: Автоматизация изолированного звука. Логопед берет Логошарика и просит ребенка научить ее правильно произносить тот или иной слог. Ребенок выступает в роли учителя, Логошарик – ученика . Игра : «Веселая песенка» Цель: Развитие речевого дыхания и автоматизация звука в слогах. Предложить научить Логошарика , петь песенку с новым звуком, который ребенок недавно научился произносить. – Сегодня к нам в гости пришел Логошарик . Он хочет научиться петь песенку: «Ла-ла-ла!» Давай споем вместе с ним! Во время пения следить, чтобы ребенок произносил на одном выдохе от трех и более слогов и за правильным произношением звука.

Слайд 12

Игра: «Угадай что звучит?» Цель: Развивать фонематическое восприятие и слух. Логопед предлагает детям рассмотреть шарики и запомнить, как они звучат, а затем угадать. Например: красный – звенит бубенчик, синий – шуршит целлофан, зеленый – скрипит пенопласт и т.д . Игра: «Собери змейку». Цель: Развитие зрительно – моторной координации Стимуляция тактильных ощущений. Ребенку предлагается собрать змейку красного, зеленого или синего цвета. Можно усложнить задание, отгадыванием содержимого шариков (рис, косточки, синтепон и др.).

Слайд 13

Игра: «Гусеница» Цель: Автоматизация звуков в слогах и словах. Ребенок прикрепляет любые по цвету шарики, проговаривая слоговые ряды и слова, собирая гусеницу. При произнесении каждого слога или слова прикрепляется один шарик . Игра: «Кто больше?» Цель: Автоматизация и дифференциация звуков. Развитие речедвигательного анализатора. Развитие и совершенствование навыков звукового анализа слов. Используются любые шарики (красные, синие и зеленые). За каждое правильное произнесение звука или слога дети получают по одному шарику. Из полученных шариков дети придумывают слово и составляют его схему.

Слайд 14

Игра: «Подбери звуку шарик» Цель: Развивать фонематический слух. Логопед предлагает детям рассмотреть картинки: барабан и погремушка. Выделить первый звук в слове, дать характеристику звукам [Б], [П]. Звуки твердые, выбираем из шариков: синий шарик звенящий (с бубенчиком внутри) и синий шарик глухой (без бубенчика). Аналогичные задания с другими звуками: гласные – согласные, глухие – звонкие, твердые – мягкие . Игра: «Придумай слово» Цель: Развитие мыслительных процессов. Развитие и совершенствование навыков звукового анализа и синтеза слов. Логошарик загадал слово и просит детей отгадать его. Детям предлагается рассмотреть схему слова, составленную из шариков. К данной схеме подобрать подходящую картинку или придумать слово.

Слайд 15

Игра: «Угадай что в шарике» Цель: Развитие тактильных ощущений. Обобщать словарь – признаков (синий, зеленый, красный, шуршащий, колючий, мягкий, твердый, звенящий, скрипящий, мелкий, круглый, острый и т.д.). Логопед предлагает потрогать шарик и определить, что спрятано внутри, подобрать слова-определения.

Слайд 16

Все вышеизложенное, позволяет сделать вывод: построение образовательного процесса с использованием нетрадиционного игрового материала помогает решить следующие задачи: автоматизация и дифференциация звуков; развитие и совершенствование навыков звукового анализа слов; развитие ориентировки в пространстве и зрительно-моторной координации; развитие психических процессов: восприятия, внимания, памяти.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для учителей-логопедов "Роль интерактивных технологий в коррекционной работе учителя-логопеда ДОУ"

Проект мастер-класса для практикующих логопедов ДОУ.Идея мастер-класса: демонстрация возможностей программы MimioStudio при коррекции специфических нарушений речи.Содержание: знакомство с разноплановы...

Занятие учителя-логопеда с детьми старшей логопедической группы.Тема «Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе учителя-логопеда по лексической теме «Насекомые»

ОДОД  ГБСКОУ школа №13Приморского районаСанкт-Петербурга    Занятие учителя-логопеда сдетьми старшейлогопедической группы.Тема «Использование здоровьесберегающих те...

Современные образовательные технологии в логопедической работе. Использование элементов ТРИЗ в коррекционной работе учителя – логопеда.

В этой публикации  я хотела рассказать об обобщенной модели логопедического занятия.  Обобщенная модель  представляет собой карту города, благодаря которой занятие превращается в ...

Использование ИКТ в коррекционной работе учителя-логопеда и учителя-дефектолога

Материал будет полезен педагогам, при создании конспектов занятий с испольцованием информационно-коммуканиционных технологий...

Презентация «Театрализованная деятельность в коррекционной работе учителя – логопеда (опыт работы)»

laquo;Театр – это волшебный мир.Он дает уроки красоты, морали и нравственности.А чем они богаче, тем успешнее идёт развитие духовного мира детей…»...

Сообщение из опыта работы на тему «Использование нейропсихологических методов и приемов в коррекционной работе учителя-логопеда»

Данный материал будет интересен и полезен всем специалисты ДОУ, логопедам, дефектологам и психологам....

Обобщение опыта работы по теме «Использование информационно – коммуникативных технологий в коррекционной работе учителя – логопеда»

Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) — это педагогические технологии, использующие специальные способы, программные и мультимедийные средства (кино-, аудио- и видеосредства, компьютер...