Занятие в старшей логопедической группе "Звуки Д, Д"
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему

Львова Ирина Николаевна

Групповое занятие в старшей логопедической группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_v_starshey_gruppe_zvuki_d_d.docx21.92 КБ

Предварительный просмотр:

Тема «Звуки  Д, Д'».  Наши друзья.

Задачи:  

  • Развитие фонематического восприятия и слуховой памяти.
  • Дифференциация  Д-Д'.
  • Определение позиции звука в слове.
  • Звуковой анализ слов: ДОМ, ДЫМ, ДУБЫ.
  • Выделение слов из текста с заданным звуком.
  • Слова – признаки.
  • Образование существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами.
  • Усвоение сложноподчинённых предложений с союзом –ЧТОБЫ.
  • Работа над предложением. Закрепление представлений о посуде.
  • Рассказ о своих добрых делах.
  • Пальчиковая гимнастика, речедвигательна ритмика.

Материал: Картинки: медвежонок Даниил, Домовой, дедушка, домик в деревне. Предметные картинки: мебель, посуда. Картинки со звуками Д, Д'. Символы звуков, звуковые замки, домики.

Ход занятия.

1.Оргмомент.  Психогимнастика. Артикуляционная гимнастика.

Мы строители:

Тук-тук молотком,    

Строим, строим новый дом.

Дом с трубой и красной крышей.

Дом большой: и видный вышел.

Артикуляционная гимнастика. (Упражнения проделываются по 5 – 10 раз.)

  • «Заборчик» - «Хоботок» (ии – уу);
  • «В лесу» (аа – уу);
  • «Овал» (оо);
  • «Почистить» зубки язычком;
  • «Облизать « верхнюю и нижнюю губу;
  • «Уколоть» щёки язычком;
  • «Качели» (кончик язычка прикасается поочерёдно то к верхней губе, то к нижней);
  • «Болтушка» (движение языком вперёд – назад);
  • «Лошадка» (цоканье языком);
  • «Чашечка» (для звука ш; широкий язык в форме чашечки поднять кверху,  края прижаты к верхней губе).

2.Сообщение темы занятия. Выделение звука Д из слов ДАНИЛ , МЁД      и звука Д' из слова ДЕДУШКА.

Сегодня к нам пришли озорной Данил  и его дедушка.  Где они могут жить? Какой первый звук услышали в имени Данил? А в слове дедушка?  Сегодня вместе с вами будем изучать звуки  Д, Д'.

3.Характеристика звуков  по акустическим и артикуляционный признака.

 Что напоминает вам звук Д ? Каким вы его себе представляете?

Обозначение цветовыми символами.  

В какой замок мы поселим звук Д ? А в каком замке будет жить звук  Д'.

4.Развитие фонематического восприятия

Данил хочет с вами поиграть. Хлопните в ладоши,  если слышите звук Д поднимите руку, если в слове будет звук Д'.

Игра «Поймай звук».      

Игра «Измени звук». («Логопедия» стр. 88)

5. Произношение звуков  Д, Д'  в слогах.

 Догадайтесь, какая любимая игрушка у Данила.

За ширмой звенит колокольчик.        

Повторим звон колокольчика: дан – дон – динь (тихо), дон – дан – дон (громче).

6.Произношение звуков Д, Д'  в словах и предложениях, словообразование.

Выставляются картинки с изображением разных домов.  

 Что это? Посмотрите, какие они разные. Скажите ласково об этом доме. (Домик, домишко, домочек, домишечко.) А это не дом, а огромный... (домище).

Выставляются многоэтажные дома, затем — одноэтажные!

Где вы видели такие дома? (В городе, в деревне.) Этот дом сделан из дерева, какой он? (Деревянный.) В каждом доме, об этом мне рассказывал дедушка, жили странные существа  Домовые. Они были добрые, но невидимые. Какими они были?(Добрыми, невидимыми.) Данил хочет с нами подружиться. Данил хочет стать нашим ...(другом).Оля будет его...(подружкой). Дедушка спрашивает: знаете ли вы, что значит  дружить? Что такое дружба?

Объяснения детей. 

Расскажите им, кто есть у вас дома? Как назвать их одним словом? (Родные, родители.) Кто для вас самый родной человек? Какие слова о своей маме вы скажете нам? (Дорогая, добрая, родная.) «Лучше нет дружка, чем родная матушка». Кто
самый старый в вашей семье?
 (Дедушка.) Что вы хотите пожелать своим родным? (Здоровья, радости, удачи, добра.)

7.Определение позиции звуков Д, Д'. Подбор видовых понятий к родовым.

Познакомьте Данила с предметами вашего дома. Сначала назовите посуду, в названии которой есть звуки  Д, Д'. (Сковорода, дуршлаг, судок, селедочница, ведро, кадушка.)

Выставляются предметы или их изображения. Определяется позиция звука Д в словах. Цветовой сигнал звука Д кладется в окошко звукового домика.

Отгадайте загадку Данила: «Новая посудина, а вся в дырках» (Дуршлаг.)

В каком слове звучит звук Д ? Каким кружочком вы обозначите этот звук? (Синим.)

На чем вы сидите дома? (На диване.) Какой первый звук в слове диван? Назовите ещё мебель, которая есть у вас дома.

Выделение звуков Д, Д'.

Рассматривание картинок.

8.Практическое усвоение сложноподчиненных предложений с союзом «чтобы».

Для чего нужны сковорода, ведро?

9. Физминутка. Пальчиковая гимнастика.

Речедвигательная ритмика. «Звук  Д»

Руки вытянуты вперёд ладонями вниз. Произнося «да – да – да», руками совершать пружинистые покачивания, а коленями пружинистые движения

 «Пальчиковая азбука».  Буква – Д.

10.Подведение к умозаключениям. Работа над предложением.

Послушайте, какие «полезные» советы даёт нам Данил. «Дети, бросайтесь подушками! Солите лягушек в кадушках. Смотрите мультфильмы по холодильнику. Гладьте бельё сковородой. Жарьте дыню в ведре.» Какие это советы? (Глупые и бесполезные.) Объясните, почему так нельзя делать. Придумайте полезные советы. Расскажите Данилу о своих добрых делах.

11. Повторение чистоговорок.

Дедушка приглашает нас в деревню. Мы пойдём через лес и встретим там разных животных. Давайте вместе скажем, кого мы увидели в лесу.

Повторение чистоговорокс сопровождением движений.

Едь – едь – едь – идёт по лесу медведь.

Яц – яц – яц – прыгает трусишка заяц.

Са – са – са – это хитрая лиса.

Олк – олк – олк – крадётся серый волк.

Елка – елка – елка – отдыхает на ветке белка.

Я – я – я – ползёт длинная змея.

Ось – ось – ось – идёт рогатый лось.

А вот и деревня. Что мы делали в пути? Какие это животные?

12.Звуковой анализ слов ДОМ, ДЫМ, ДУБЫ.

Чем топят печки? (Дровами.) Что идёт из трубы? (Дым.) Сколько звуков в слове дым? Обозначьте звуки кружочками. Какое похожее слово мы произносили? (Дом.) Чем отличаются эти слова друг от друга? «Разбросайте» звуки слова дубы.

Вы хотите пить?  Откуда дедушка берёт воду? (Из колодца.) Измените это слово, чтобы в нём появился звук Д'. (Колодец.) Откуда мы берём воду в городе? (Из водопровода.) Скажите дедушке, кто чинит водопроводные краны. (Водопроводчик.) Дедушка угощает нас водой. Какая вода? (Холодная, студёная.)

13.Итог. Давайте поблагодарим дедушку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия в старшей логопедической группе по теме "Грибы и ягоды"

Конспект логопедического занятия по формированию грамматического строя речи...

Интегрированное игровое логопедическое занятие в старшей логопедической группе «В гостях у бабушки Маши»

Конспект интегрированного игрового логопедического занятия, которое мы проводили в рамках недели "Игра и игрушки"....

Логопедическое занятие в старшей логопедической группе "Зима. Зимние забавы"

Тема: «Зима. Зимние забавы.»Цели:1.     Развитие пространственно- временных представлений2.     Развитие неречевого дыхания (длительность, сила выдоха)3....

Конспект открытого логопедического занятия в старшей логопедической группе (5-6 лет) детей с ФФНР и ФНР «Звуки С – З» (Автоматизация звуков С - З). Речевое развитие детей через игровую деятельность «Автоматизация свистящих звуков».

Цель: Формировать у детей предпосылки к учебной деятельности на логопедических занятиях через игровую  деятельность, участников по совместной деятельности....

Самоанализ открытого группового логопедического занятия в старшей логопедической группе.

Занятие проводилось с детьми c диагнозом ФФНР. Занятие по теме «Автоматизация звуков «С-З» в слогах, словах, чистоговорках, предложениях» Занятие  занимает важное место в системе занятий по изуча...