Конспект отрытой непосредственно образовательной деятельности с использование ЦОР в старшей группе по теме «По дороге к сказке»
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) по теме

Волковская Екатерина Александровна

Тема: «По дороге к сказке»

Задачи:

-закрепить четкое произношение раннее изученных звуков; закрепить у детей самоконтроль за собственной речью; автоматизировать поставленные звуки в устной речи, упражнять в звуковом анализе слов, в составлении слов из букв; совершенствовать речевой слух, ритм, темп речи, дикцию; совершенствовать интонацию и лексическую выразительность речи;

- развивать фонематический слух, навыки правильного дыхания; развивать ритмический слух, умение управлять своими движениями; развивать общую и мелкую моторику, воображение, внимание, мышление, память;

- воспитывать доброжелательность, чувство коллективизма, умение выслушать друг друга.

Оборудование: доска, разрезная азбука, картинки из сказок, презентация, мультимедийная доска.

 

Ход деятельности

I. Организационный момент.

(Логопед вместе с ребятами входит в группу и приветствует детей)

Дети:

- Добрый день!

-Здравствуйте!

- Мы рады видеть вас!

Логопед:

- Молодцы, ребята! Вы всем нашим гостям подарили свои улыбки, пожелания добра и здоровья.

- А теперь посмотрите все на меня и подарите мне свои улыбки, а я подарю свою вам.

Психогимнастика.

Логопед:

- А теперь оставим нашу грусть, улыбнемся друг другу и скажем все вместе:

Мы спокойны, мы спокойны,

Говорим всегда красиво,

Четко и не торопливо.

Вспоминаем обязательно,

Что учили на занятии.

Логопед:

- Молодцы, ребята! Присядьте на стульчики.

II.Сообщение темы и цели.

Логопед:

-Ребята, будьте внимательны. Послушайте, что я сейчас произнесу.

(логопед перечисляет названия сказок слайд №1, №2)

«Репка», «Колобок», «Снегурочка», «Гуси – лебеди», «Дюймовочка», «Красная шапочка», «Буратино», «Золушка», «Айболит»

Логопед:

- Ребята, что я сейчас назвала?

Дети: вы назвали сказки.

 

Логопед:

- Сегодня на нашем занятии, мы с вами будем говорить о сказках.

(слайд №3)

III.Основная часть.

Логопед:

- Ребята, посмотрите, на сказки какие изображены на экране и вспомните, какие сказки знаете вы?

(дети перечисляют сказки)

Логопед:

- Молодцы, ребята. Посмотрите от ваших правильных и красивых ответов даже солнечный зайчик к нам заглянул.

(слайд №4)

1,2,3,4,5 становитесь в круг играть.

Давайте с вами встанем в круг, будем говорить четко и неторопливо и выполнять все движения.

1.Речь с движением «Солнечный мой заинька»

Солнечный мой заинька

Открываем ладони  по очереди

Маленький как крошка

Поглаживаем ладонь о ладонь

Солнечный мой заинька

Открываем ладони по очереди

Прыгни на ладошку

Указательный палец одной руки качается ладони другой руки

Прыг на носик, на плечо

Касаемся указательным пальцем носика, другим указательным пальцем плеча

Ой, как стало горячо

Сводим плечи вперед, руки прижимаем к груди

Прыг на лобик, и опять на плече давай скакать

Указательным пальцем качаемся лба, потом поочередно касаемся обеими указательными пальцами плеч

Вот закрыли мы глаза, а солнышко играет

Закрываем глаза ладошками

Теплыми лучами щечки согревает

Поглаживаем ладонями  щеки

2.Упражнение на дыхание «Подуй на ладонь»

Логопед:

- Умнички! Поиграли с зайчиком, теперь отпустим его к другим ребятам, пусть их согревает.

(выполняют упражнение на дыхание, дуют на ладошки)

3.Работа над загадками.

Логопед:

- Ребята, присядем тихонечко на стульчики и отгадайте мои загадки. Вы внимательно слушайте и четко проговаривайте все звуки в слове отгадке.

Логопед:

(слайд №5, после отгадывания загадки картинка появляется на мультимедийной доске, а звук выставляется на мольберт)

1.     Что выше леса, краше света, без огня горит

Дети: солнце.

 

Логопед:

- Правильно, это солнце. Произнеси первый звук этого слова

Дети: звук С.

2.Мурлычет на завалинке,

А с ней детеныш маленький.

Ему велит, увидев мышь,

- Быстрей лови ее малыш!

Дети (Кошка)

Логопед:

- Назови первый звук в слове.

Дети: звук К.

3.Посмотри дом стоит,

Полностью водой залит.

Он красивый и прозрачный,

И ни капельки не мрачный.

В этом домике жильцы,

Вертуозные пловцы.

Дети: аквариум.

Логопед:

- Назови первый звук в слове.

Дети: звук А.

4.Не барашек и не кот,

Носит шубу круглый год.

Шубка серая для лета,

Для зимы другого цвета.

Дети: зайчик.

Логопед:

- Назови первый звук в слове.

Дети: звук З.

5.Из меня берут порою реки свой исток,

А в руках твоих открою я любой замок.

Дети: ключ.

Логопед:

- Назови первый звук в слове.

Дети: звук К.

6.Всех на свете он добрей,

Лечит он больных, зверей.

И однажды бегемота,

Вытащил он из болота.

Дети: айболит.

Логопед:

- Назови первый звук в слове.

Дети: звук А.

Логопед:

4.Звукобуквенный анализ слова.

 

 

Очень хорошо! Ребята, посмотрите внимательно на доску, мы с вами записывали буквы, а получилось что?

Дети: слово.

(Слайд №6)

Логопед:

- Прочитайте, что за слово получилось?

Дети: слово СКАЗКА.

Логопед:

- Повторите все вместе четко и неторопливо.

- Сколько гласных в этом слове?

Дети: в этом слове 2 гласных звука.

Логопед: 

-Давайте назовем.

- Почему эти звуки называются гласными?

Дети: Потому что они поются.

Логопед:

- Каким цветом они обозначаются?

Дети: гласные звуки обозначаются красным цветом.

Логопед:

- Сколько согласных в этом слове?

Дети: в этом слове 4 согласных

Логопед:

- Давайте их назовем.

- каким цветом обозначаются согласные?

Дети: согласные звуки обозначаются синим цветом.

Логопед:

- Правильно, ребята! Значит все звуки в русском языке делятся на гласные и согласные, на синие и красные.

- сколько слогов в этом слове, давайте посчитаем.

Дети: в этом слове 2 слога.

5.Физминутка

(слайд №7, движения выполняются соответствен тексту)

Хомка, хомка, хомячок

Хома серенький бочок.

Хомка рано встает, моет лапки, чистит рот.

И, все сделав по порядку,

Он идет на физзарядку.

Раз, два – выше голова,

Три, четыре – руки шире,

Пять, шесть – тихо сесть,

Семь, восемь – лень отбросим.

6. Путешествие по сказке.

Логопед:

- А сейчас, ребята, я вам предлагаю отправиться в страну сказок, а чтобы туда попасть мы должны произнести волшебные слова. Встанем возле стульчиков, закроем глаза и произнесем.

 

Дети и логопед:

«КРИБЛЕ – КРАБЛЕ – БУМ!»

(в это время входит бабушка – рассказушка)

Логопед:

- Ребята, открывайте глаза, ну вот мы с вами и в сказке.

Бабушка – рассказушка:

- Здравствуйте, ребятишки, девчонки и мальчишки, гости. Не спешите, отдохните, сказочку послушайте.

(дети садятся на стульчики и слушают сказку)

- Летела сова, веселая голова, вот она летела, летела и села. Хвостиком повертела, да по сторонам поглядела. Это присказка, а сказка будет впереди.

Логопед:

- Бабушка – рассказушка, вы присядьте вместе с нами.

7. Игра «Сказка заблудилась»

Бабушка – рассказушка:

- Предлагаю вам поиграть со мной в игру «Сказка заблудилась» я ведь совсем старенькая и много путаю, если что перепутаю, то исправьте меня.

1 сказка

Идет медведь по лесу, устал и говорит сам себе: «Сяду на пенек, съем пирожок». А Машенька ему из короба «Кто сидел на моем стуле и сломал его?»

Логопед:

- Погоди, погоди, бабуля, не спеши. Разве эти слова говорила Машенька медведю?

- Ребята, давайте подумаем и правильно продолжим сказку. Что говорила Машенька медведю?

Дети:

Машенька говорила из короба: «Не садись на пенек, не ешь пирожок. Неси бабушке, неси дедушке»

Логопед:

- Молодцы, ребята, осталось лишь разобраться какие сказки заблудились?

Дети: Заблудились сказки «Маша и медведь» и «Три медведя»

Логопед:

- Правильно, умнички! Бабушка – рассказушка мы с ребятами дальше хотим слушать сказку.

Бабушка – рассказушка:

2 сказка

Росла у стариков внучка не по дням, а по часам. Сама беленькая, точно снег; а песню запоет, заслушаться можно: «Вы козлятушки, вы ребятушки – отопритеся, отворитеся»

Логопед:

- извини, бабуля, но что-то тут опять не так. Дети, давайте поможем сказкам стать на свои места. О каких сказках, говорила, бабушка?

Дети: «Снегурочка», «Волк и семеро козлят»

Логопед:

 

 

 

 

- Правильно, ребята, пусть снегурочка возвращается в сказку о снегурочке, а песенка о козлятах в сказку «Семеро козлят»

Вот и порядок в наших сказках!

Логопед:

- Ребята, вам понравилось слушать бабушкины сказки?

Дети: да.

Бабушка – рассказушка:

- И вам спасибо, ребята, вы мне тоже помогли.

Логопед:

- Ребята, согласитесь, очень приятно слушать сказку на ночь. Тогда и сон становиться слаще и крепче. Здорово, когда в семье живет сказка, тогда в ней все ладится и спорится. А давайте вспомним нашу дружную семью, в которой все заняты делом. Встаньте возле стульчиков и выполним движения, четко проговаривая слова.

8. Пальчиковая гимнастика «Мама лепит пирожки»

Мама лепит пирожки,

поочередно сжимают и разжимают кулаки перед собой.

Папа полку мастерит.

кулачками легко ударяют друг о друга.

Дед в очках читает книгу,

делают очки из пальцев.

Шьет бабуля мне штанишки.

имитируют шитье движениями пальцев.

Моет пол сестренка Маша,

трут кулачком о ладошку.

Трудиться семья вся наша.

смыкают пальцы обеих рук.

На лужок я побежал,

имитируют пальчиками бег по тропинке.

Всем большой букет собрал.

смыкают обе руки, пальцы разводят в сторону.

Логопед:

- Молодцы, ребята! Очень хорошо выполнили движения и проговаривали все слова.

9.Работа над картинками.

Логопед:

- Ребята, присаживайтесь на стульчики.

Бабушка – рассказушка:

- У меня в голове такая путаница, перемешались все картинки. Я совсем забыла из какой они сказки.

Логопед:

- Мы с удовольствием поможем вам и тем временем вспомним сказки. Предлагаю вам, ребята, внимательно рассмотреть картинки, которые, появятся сейчас на экране. Но помните, будем говорить только о главных героях, четко проговаривая все звуки.

(слайд № 8 на экране появляются картинки из сказки, логопед вместе с детьми называют ее главных героев)

Логопед:

- Ребята, а вы знаете, что в сказках бывают герои и «добрые» и «злые». Но сказка всегда заканчивается хорошо, добро всегда побеждает зло.

Бабушка – рассказушка:

- Ребята, а на каких сказочных героев, вы хотели бы быть похожи?

 

 

Дети: мы хотели бы быть похожи на добрых сказочных героев:  Снегурочка, Дюймовочка,  Буратино.

Бабушка – рассказушка:

- А кем не хотели бы быть?

Дети: не хотели бы быть Бабой Ягой, Волком, зайцем Хвастой.

Бабушка – рассказушка:

- Молодцы, ребята! Я смотрю вы справились со многими проблемами. Ведь когда-то вам не поддавались трудные звуки, сложные слова, а сегодня вы просто молодцы! Но к сожалению, мне пора уходить, моих сказок ждут другие ребята. За то, что вы такие добрые и отзывчивые, я приготовила вам сюрприз.

(бабушка оставляет корзину с угощениями)

Логопед:

- А что за сюрприз, мы с вами посмотрим, когда вернемся в детский сад.

10.Игра «Узнай сказку»

Логопед:

- А сейчас, ребята, нам пора с вами возвращаться. Но как же нам вернуться?

- Посмотрите  бабушка – рассказушка оставила нам подсказку, давайте посмотрим, что там?

- Оказывается, чтобы вернуться в детский сад, мы должны выполнить последнее задание «Узнай сказку»

( слайд №9,10, дети отгадывают сказки и на экране появляется картинка из этой сказки)

1.Был похож на мяч немножко,

И катился по дорожке (колобок)

2.Рыбка не простая, чешуей сверкает,

Плавает, ныряет, желанье исполняет (золотая рыбка)

3.Я сижу высоко и гляжу далеко,

Мишка, мишенька, дружок,

Ты не кушай пирожок (Маша и медведь)

4. У отца был мальчик странный,

Необычный, деревянный (Буратино)

5.По тропе, шагая бодро,

Сами ведра тащат воду (По щучьему веленью)

Логопед:

- Молодцы, ребята, вы справились с заданием. А сейчас встаньте рядом со стульчиками, закройте глаза и произнесем волшебные слова:

Логопед и дети:

«КРИБЛЕ – КРАБЛЕ – БУМ!»

Логопед:

- Вот мы и вернулись в наш детский сад.

IV.Итог.

Логопед:

- Молодцы, ребята! Спасибо вам за ваши старания, улыбки, понимания, за то, что ваши маленькие радости, были моими большими успехами! Наше путешествие закончено. До свидания!

(слайд №11)

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ непосредственной образовательной деятельности для детей старшей группы по теме: «Зоопарк» (с использованием личностно-ориентированной и игровой технологий)

КОНСПЕКТнепосредственной образовательной деятельностидля детей старшей группыпо теме: «Зоопарк» (с использованием личностно-ориентированной и игровой технологий)...

Конспект совместной непосредственно-образовательной деятельности для детей старшей группы на тему "В стране вежливости"

Целью этих игр является воспитание культуры общения, умения приветливо разговаривать друг с другом. В ходе занятий систематизируются правила доброго, вежливого поведения, обобщаются знания о хороших и...

Конспект интегрированной непосредственной образовательной деятельности детей в старшей группе на тему: «Знакомство детей с народным костюмом Ивнянского края села Выезжее»

В конспекте содержится материал по знакомству детей старшего дошкольного возраста с Русским народным костюмом Ивнянского края. Дети в игровой форме знакомятся с элементами женского и мужского костюма....

Конспект интегрированной непосредственно-образовательной деятельности с детьми старшей группы по теме: «День космонавтики»

Сегодня замечательный праздник – День космонавтики. Люди всегда стремились в небо и мечтали о полетах по просторам Вселенной. Именно потому 12 апреля весь мир празднует День космонавтики....

Конспект непосредственной образовательной деятельности для детей старшей группы по теме «Опасности на дороге

Интеграция образовательных областей: безопасность, социализация, познание, коммуникацияЦель: Закрепить знания детей о работе светофора, о дорожных знаках и их назначении.Задачи:Образовательные: Закреп...

Конспект итоговой непосредственной образовательной деятельности детей в средней группе на тему: «Дорога в старшую группу»

Цель: формировать математические, конструктивные способности, коммуникативные навыки, расширять активный словарь детей....

конспект комплексной непосредственно – образовательной деятельности для детей старшей группы с элементами театрализованной деятельности и с использованием ЭОР Тема: « Увлекательное путешествие»

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие.Цель:  формировать представление о предназначении транспорта, расширять знания ...