Паспорт логопедического кабинета
учебно-методический материал по логопедии на тему

Платонова Татьяна Уалентовна

В процессе осуществления коррекционно-развивающей деятельности учитель-логопед решает типовые профессиональные задачи, предъявляемые к соответствующим видам деятельности. Данный материал поможет вам в решении данного данных задач.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pasport_logopedicheskogo_kabineta.docx30.58 КБ

Предварительный просмотр:

Виды деятельности учителя – логопеда для  реализации профессиональных задач.

В процессе осуществления коррекционно-развивающей деятельности учитель-логопед решает типовые профессиональные задачи, предъявляемые к соответствующим видам деятельности.

Учебно-воспитательная деятельность:

— осуществление процесса обучения в соответствии с образовательной программой;

— планирование и проведение учебных занятий с учетом специфики тем и разделов программы и в соответствии с учебным планом;

— использование современных научно обоснованных и наиболее адекватных приемов, методов и средств обучения, в том числе технических средств, информационных и компьютерных технологий;

— применение современных средств оценивания результатов обучения;

— формирование духовных, нравственных ценностей и патриотических убеждений на основе индивидуального подхода;

— применение современных педагогических технологий.

Диагностико-аналитическая деятельность:

— проведение дифференциальной диагностики для определения типа нарушения;

— проведение психолого-педагогического обследования с целью определения уровня психического развития, его соответствия возрастным нормам.

Коррекционно-развивающая деятельность:

— осуществление коррекционного обучения детей с нарушениями речи;

— реализация личностно-ориентированного подхода к образованию, воспитанию и развитию детей с нарушениями речи;

— осуществление профилактики речевых нарушений.

Социально-педагогическая деятельность:

— планирование и проведение мероприятий по социальной профилактике в процессе обучения  и воспитания;

— установление контакта с родителями воспитанников, оказание им помощи в семейном воспитании;

— оказание помощи в социализации детей.

Научно-методическая деятельность:

— выполнение научно-методической работы, участие в работе научно-методических объединений;

— анализ собственной деятельности с целью ее совершенствования и повышения своей квалификации.

Консультативная деятельность:

— консультирование родителей детей с отклонениями в речевом развитии, (беседы, показ приемов индивидуальной коррекционной работы с ребенком.)
Консультирование педагогов по проблемам  речевого развития и обучения;

Культурно-просветительская деятельность:

— формирование общей культуры воспитанников.

Организационно-управленческая деятельность:

— рациональная организация образовательного и коррекционного процесса с целью укрепления и сохранения здоровья дошкольников;

— обеспечение охраны жизни и здоровья детей во время образовательного процесса;

— ведение необходимой документации, речевых карт;

— организация  контроля  за результатами обучения и воспитания;

— выполнение правил и норм охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты.

Для реализации профессиональных задач и организации более эффективной работы с детьми дошкольного возраста по преодолению речевых нарушений учителю-логопеду необходимо специально оборудованное рабочее место – логопедический кабинет.

ПАСПОРТ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО КАБИНЕТА

  Логопедический кабинет предназначен для:

1. Проведения диагностического обследования речевого развития детей дошкольного возраста.
2. Проведения подгрупповых и индивидуальных занятий учителя-логопеда с детьми.

Задачи коррекционной работы:

1) Развитие общих произвольных движений. Совершенствование статической и динамической организации движений, скорости и плавности переключения с одного движения на другое.

2) Развитие тонких дифференцированных движение кисти и пальцев рук.

3) Формирование психологической базы речи. Развитие познавательных психических процессов: внимания, восприятия и памяти разной модальности, мышления, воображения.

4) Развитие речевого аппарата. Совершенствование статической и динамической организации движений артикуляционного, дыхательного и голосового отделов речевого аппарата, координации их работы.

5) Развитие мимической мускулатуры. Нормализация мышечного тонуса, формирование выразительной мимики.

6) Формирование правильного звукопроизношения. Постановка, автоматизация звуков, их дифференциация.

7) Развитие фонематических процессов. Обучение опознанию, различению, выделению звуков, слогов в речи, определению места, количества и последовательности звуков и слогов в слове.

8) Формирование слоговой структуры слова. Тренировка в произношении и анализе слов различной слоговой структуры.

9) Развитие и совершенствование лексико-грамматической стороны речи. Формирование умения понимать предложения, логико-грамматические конструкции разной степени сложности, уточнение, закрепление, расширение словаря по лексическим темам, активизация использования предложных конструкций, навыков словообразования, словоизменения, составления предложений и рассказов.

10) Подготовка к обучению грамоте. Формирование умения устанавливать связь между звуком и буквой, навыков звукобуквенного анализа, слитного чтения с пониманием смысла прочитанного.

 Оборудование логопедического кабинета

1. Оснащение кабинета:

Зеркало настенное (50  100 см) с лампой дополнительного освещения;

Зеркала для индивидуальной работы (6 шт.);

Ковер напольный;

Шкафы для хранения пособий;

Столы для детей;

Стулья детские;

Стол, стулья для работы логопеда с документацией.

2. Учебно-методические пособия:

а) для коррекционной логопедической работы:

по звукопроизношению (речевые профили звуков, карточки с изображением символов звуков, картинный материал для автоматизации поставленных звуков, рабочие тетради для закрепления звуков, речевое домино, логопедическое лото, речевые домики);

по фонематическому восприятию (наборы картинок, тетради для развития фонематического слуха);

по лексическому запасу (дидактические игры, наборы картинок);

по связной речи (наборы предметных, сюжетных картинок и серии картинок для составления рассказов разной сложности, тексты для пересказа, алгоритмы, опорные схемы для составления описательных рассказов);

б) для обследования интеллекта, развития памяти, внимания, мышления:

счетный материал;

пирамидки;

разрезные картинки разной конфигурации;

набор картинок «Четвертый лишний»;

набор карточек на обобщающие темы;

наборы картинок для игр «Чей силуэт», «Что сначала, что потом», «Путаница», «Нелепицы».

в) картотеки:

артикуляционная гимнастика в картинках;

пальчиковые игры;

дыхательные упражнения и игры;

наборы предметных картинок по лексическим темам;

загадки, чистоговорки, скороговорки;

упражнения на релаксации

г) пособия и материалы:

— на развитие дыхания:

свистки

воздушные шары

вертушки

мыльные пузыри.

— на развитие мелкой моторики:

матрешки

шнуровки

пирамидки

пазлы

трафареты

— по обучению грамоте:

настенная азбука

кассы букв и слогов

предметные картинки на каждую букву

трафарет

схемы артикуляции звуков

материал для звукобуквенного анализа и синтеза

  1. Документация.

 -Рабочая программа учителя-логопеда на учебный год.

-Журнал учета посещаемости детей.

-Речевые карты обследования устной речи на каждого ребенка.

-Комплексно-тематический планирование работы.

-Индивидуальные тетради детей с домашними заданиями по коррекции звукопроизношения, формированию лексико-грамматических средств языка, развитию графических навыков.

-Циклограмма работы учителя-логопеда.

-График работы учителя-логопеда.

-Тетрадь взаимодействия воспитателей и специалистов  с учителем-логопедом.

- Акты обследования детей общеобразовательных групп.

- Протоколы заседаний ПМПК группы.

-Отчет об эффективности работы учителя-логопеда за учебный год.  

  1.  Список литературы.

  1. «Адаптированная примерная основная образовательная программа для дошкольников с тяжелым нарушением речи» под редакцией профессора Л. В. Лопатиной
  2. Воспитание речи у детей с моторной алалией. Н. И. Кузьмина.В. И. Рождественская.
  3. Планирование коррекционно – развивающей работы в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР). СПб, Детство.
  4. Подготовка к школе детей с недостатками речи. Г. А. Каше.
  5. Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей. Н. С. Четверушкина.
  6. Научите меня говорить правильно. О. И. Крупенчук.
  7. Развитие связной речи дошкольника. Обучение рассказыванию по картине. И. Н. Лебедева.
  8. Игры и упражнения для развития у детей общих речевых навыков. Г. А. Османова, Л. А. Позднякова.
  9. Взаимосвязь в работе воспитателя и учителя – логопеда. И. А. Михеева, С. В. Чешева.
  10.  Формирование лексико-грамматических представлений .Т. А. Ткаченко.
  11. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. Н. В. Нищева.
  12. Коррекция речи у дошкольников. И. С Лопухина.
  13. Формирование произношения у дошкольников. Т. В. Туманова.
  14. Методическая литература  по автоматизации, дифференциации всех звуков.
  15. Методическая литература по обучению детей грамоте, подготовке к школе.
  16.  Логопедическая диагностика и коррекция нарушений речи у детей  под ред.

Л. В. Лопатиной.

  1.  Формирование восприятия речи у детей с тяжелыми нарушениями произношения. С. И. Иваненко.
  2. Мяч и речь. Т.А. Воробъева О.И. Крупенчук.
  3. Преодоление задержки речевого развития у дошкольников. Н. С. Жукова, Е.М. Мастюкова. Т. Б. Филичева.
  4. Играем, слушаем, подражаем – звуки получаем. В. Цвынтарный.
  5. Учитесь говорить правильно. Л. П. Успенская, М. Б. Успенский.
  6. Игротерапия в логопедии. С. В. Исхакова.
  7. Преодоление задержки психоречевого развития у детей 4-7 лет. С. Ю. Танцюра, О. А. Романович.
  8. Формирование фонематического восприятия.  Т.А. Ткаченко.
  9. Развитие пространственного ориентирования у дошкольников и младших школьников.

Т. А. Павлова.

26.  Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей. С. Д. Забрамная.

27. Взаимодействие специалистов в работе по преодолению ОНР у  дошкольников 5-7 лет.

28.«Количественный мониторинг общего и речевого развития детей с ОНР», авторы – составители А. М. Быховская, Н. А. Казакова.

                         Инструкция по технике безопасности учителя-логопеда

Вводная часть:

1. Учитель-логопед должен знать и соблюдать инструкцию по охране жизни и здоровья детей, технике безопасности, строго соблюдать трудовую и производственную дисциплину.

2. Строго соблюдать инструкцию по правилам безопасного пользования оргтехникой, санитарные правила, правила пожарной безопасности и правила личной гигиены.

Перед началом работы необходимо:

— тщательно вымыть руки;

— подготовить для работы все необходимое;

Во время работы необходимо:

1. Выполнять требования врача, связанные с охраной и укреплением здоровья детей.

2. Содержать логопедические зонды в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями.

3. Информировать врача о своих наблюдениях за состоянием здоровья детей.

4. Вести необходимую документацию.

5. Следить за тем, чтобы во время занятий, в руках у детей не было острых металлических предметов.

6. Запрещается удлинять продолжительность занятий с детьми и сокращать перерывы между ними.

7. Запрещается оставлять детей без присмотра.




           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Паспорт логопедического кабинета

Паспорт логопедического кабинета - основной документ, который отражает материально - техническое состояние и оснащенность логопедического кабинета. В нем описано оборудование, указаны программы обучен...

Паспорт логопедического кабинета

В данном материале описано:  график работы логопедического кабинета, оснащение, документация, пособия, зоны логопедического кабинета, литература....

паспорт логопедического кабинета

Основная задача работы логопедического кабинета это - обеспечение специализированной помощи детям дошкольного возраста с нарушениями речи: консультативно - диагностической; коррекционно - образователь...

Паспорт логопедического кабинета

Паспорт логопедического кабинета - основной документ, который отражает материально - техническое состояние и оснащенность логопедического кабинета....

Паспорт логопедического кабинета

Паспорт логопедического кабинета...

Паспорт логопедического кабинета, внешний вид кабинета и техника по стерилизации логопедических инструментов.

Рекомендую для просмотра логопедов:паспорт логопедического кабинета, фотографии кабинета и  оборудованию по стерилизации логопедических инструментов. Мы купили согласно  приказа  о стер...

Паспорт логопедического кабинета в ДОУ( логопедический пункт)

В материале содержится литература, пособия, игры, используемые в работе логопеда....