Речевая карта для дошкольников с ОНР (2 года)
методическая разработка по логопедии (старшая, подготовительная группа) по теме
Представлена речевая карта для дошкольников с ОНР, рассчитанная на 2 года обучения в логопедичекой группе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rechevaya_karta.docx | 35.06 КБ |
Предварительный просмотр:
РЕЧЕВАЯ КАРТА
Анкетные данные
Фамилия, имя ребенка_________________________________________________________________
Дата рождения, возраст________________________________________________________________
Домашний адрес_______________________________________________
Мобильный телефон (одного из родителей)___________________________________________________
Поступил____________________________________________________________________________
Сведения о родителях
Мать (Ф.И.О., образование, место работы, должность)_____________________________________________
_____________________________________________________________________________________
Отец (Ф.И.О., образование, место работы, должность)__________________________________________
_____________________________________________________________________________________
Двуязычие в семье____________________________________________________________________
Общий анамнез
Мать (возраст на момент родов)_________________________________________________________
Отец (возраст)________________________________________________________________________
От какой беременности ребенок_________________________________________________________
Характер протекания беременности (инфекции, травмы, токсикоз I,II половины беременности, хронические, соматические заболевания)____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
Роды (досрочные, срочные, быстрые, стремительные, обезвоженные, затяжные)___________________________
Стимуляция (механическая, химическая, электростимуляция)_______________________________________
Когда закричал ребенок (сразу, реаним.)____________________________________________________
Наблюдалась ли асфиксия (синяя, белая)____________________________________________________
Rh (конфликт)_____________Вес______________________Рост__________________________________
Родовые травмы (переломы, вывихи, гематомы)________________________________________________
Грудное вскармливание с___________________________до__________________________________
Раннее психомоторное развитие
Голову держит с (1,5 мес.)_______________________________________________________________
Сидит с (6 мес.)______________________________________________________________________________________
Ходит с (12 мес.)_____________________________________________________________________________________
Появление первых зубов (6-8 мес.)___________________________________________________________________
Перенесенные заболевания
Тяжелые соматические заболевания, инфекции, ушибы, травмы головы, судороги при высокой температуре
До года______________________________________________________________________________
После года___________________________________________________________________________
Раннее речевое развитие
Гуление (с 2 мес.)___________________________________________________________________________________
Лепет (с 3-4 мес.)_______________________________________________________________________
Первые слова (с 1 г.)_____________________________________________________________________________
Первые фразы (1,5-2 г.)__________________________________________________________________
Прерывалось ли речевое развитие, по какой причине_______________________________________
Анатомическое строение артикуляционного аппарата
Губы (тонкие, толстые)__________________________________________________________________
Зубы (мелкие, крупные, век дуги, отсутствуют, наклон, редкие, кривые)________________________________
Прикус (открытый боковой, открытый передний, перекрестный, прямой, проген., прогнат.)______________________
Твердое нёбо (высокое узкое, уплощенное, готическое, расщелины, субмукозная щель)_________________________
Мягкое нёбо (укороченное, раздвоенное, отсутствие маленького язычка)_____________________________________
Язык (микро-,макроглоссия, состояние подъязычной связки)________________________________________________
Состояние дыхательной, голосовой функции и просодики
Тип физиологического дыхания (верхнеключичное, диафрагмальное, брюшное, смешанное)_________________
Объем дыхания (достаточный, недостаточный )__________________________________________________________
Голос (тихий, громкий, высокий, низкий, сиплый, назальный)________________________________________________
Темп___________________________________Ритм_________________________________________
Употребление основных видов интонации________________________________________________
Обследование состояния моторной сферы
Координированность движений, состояние мелкой моторики, какой рукой предпочитает работать
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Состояние артикуляционной моторики (наличие или отсутствие движений, тонус, объем, способность к
переключению, замены, синкенезии, тремор, саливация, отклонения кончика языка)_____________________________
Общее развитие ребенка
1.Разговорно-описательная беседа:
Как тебя зовут?_______________________________________________________________________
Как зовут маму?______________________________________________________________________
Сколько тебе лет?____________________________________________________________________
Есть ли у тебя друзья?_________________________________________________________________
Где ты живешь?_______________________________________________________________________
2.Счет
Прямой_____________________________________________________________________________
Обратный___________________________________________________________________________
Зрительное восприятие
1. Показ основных цветов
Цвет | 5 лет | 6 лет |
Красный | ||
Желтый | ||
Синий | ||
Зеленый | ||
Белый | ||
Черный | ||
Оранжевый | ||
Голубой | ||
Фиолетовый | ||
Розовый | ||
Коричневый | ||
Серый |
2.Восприятие формы
Возраст | Выполнение задания |
5 лет (круг, квадрат, овал, треугольник, прямоугольник) | |
6 лет (круг, квадрат, овал, треугольник, прямоугольник, многоугольник) |
Зрительно - пространственный гнозис и праксис
1. Ориентировка в пространстве
Покажи предметы, которые находятся | Возраст | |
5 лет | 6 лет | |
Вверху | ||
Внизу | ||
Впереди | ||
Сзади | ||
Слева | ||
Справа | ||
Слева внизу | ||
Справа вверху | ||
Слева вверху | ||
Справа внизу |
2.Ориентировка в схеме тела
5 лет (покажи правый глаз, левый глаз, правое ухо, левое ухо)________________________________________________
6 лет (покажи правой рукой левый глаз, левой рукой правое ухо)_____________________________________________
3.Складывание картинок из частей
5 лет (3-5 частей)______________________________________________________________________________________
6 лет (4-8 частей)______________________________________________________________________________________
Состояние фонематического восприятия
1.Повторение слогов с оппозиционными звуками
5 лет | 6 лет | ||
Са-ша-са | Ба-па-ба | ||
Ча-тя-ча | Га-ка-га | ||
Са-ца-са | Па-ба-па | ||
Ща-ча-ща | Да-та-да |
2.Различение слов-паронимов (покажи, где…)
Козы-косы_____________
Мишка-миска____________
Суп-зуб____________
Почка-бочка____________
Обследование звукопроизношения
Произношение | 5 лет (изолированно, в словах, во фразах) | 6 лет (изолированно, в словах, во фразах) |
[б], [п], [м] | ||
[в], [ф] | ||
[д], [т], [н] | ||
[г], [к], [х] | ||
[й] | ||
[с], [з], [ц] | ||
[с’], [з’] | ||
[ш], [ж] | ||
[ч], [щ] | ||
[л], [л’] | ||
[р], [р’] | ||
[а], [у], [о], [ы], [э], [я], [е], [ё], [ю] | ||
др.звуки |
Отметить характер нарушения звуков: отсутствие, замена на другие звуки, искажения.
Воспроизведение звукослоговой структуры слова
5 лет | 6 лет |
Самолет | Фотоаппарат |
Фотограф | Температура |
Парашютист | Милиционер |
Парашютисты готовятся к прыжку | Водопроводчик чинит водопровод |
В универмаге продают продукты | Регулировщик стоит на перекрестке |
Отметить нарушения:
-Парафазии (замены)
-Эллизии (пропуски)
-Итерации (повторения)
-Контаминации (часть одного слова соединяется с частью другого)
-Персевирации (отсроченное повторение)
-Перестановка
Исследование состояния импрессивной речи
1.Пассивный словарь (объем словаря)
Знание предметов, действий, частей тела | 5 лет | 6 лет |
А) Где часы, иголка, балкон, хлеб? | ||
Б) Кто скачет, стучит, пьет, моется, ест, плачет? | ||
В) Где у тебя ухо, нос, рот, шея, локоть, пятка? | ||
Узнавание предметов по их назначению | ||
Из чего ты пьешь чай? Чем ты ешь суп? Куда кладут чистые тарелки? |
Исследование состояния экспрессивной речи
1.Состояние активного словаря
Речевой материал | Выполнение задания | |
5 лет | 6 лет | |
Назвать обобщающие понятия | ||
Рубашка, костюм, перчатки, платье | ||
Сапоги, туфли, тапки, валенки | ||
Миска, стакан, чашка, блюдце | ||
Морковь, капуста, лук, свекла | ||
Яблоко, груша, лимон, апельсин | ||
Собака, кошка, слон, лось | ||
Голубь, ласточка, снегирь, сова | ||
Шкаф, диван, стол, стул | ||
Автобус, самолет, грузовик |
Возраст | Задание | Выполнение задания | |
Назвать существительные, обозначающие части тела и части предметов | |||
5 лет | Чайник: донышко, носик, крышка | ||
Части стула: сиденье, ножка, спинка | |||
6 лет | Части тела: локоть, ладонь. пальцы, ноготь, висок | ||
Части окна: рама, подоконник, стекло |
Предикативный словарь | ||
5 лет | Кто как голос подает? | |
кошка | мышь | |
собака | лягушка | |
корова | свинья | |
Кто как передвигается? | ||
птицы | лягушка | |
рыбы | человек | |
6 лет | Кто какие звуки издает? | |
кукушка | корова | |
волк | овца | |
лошадь | мышь | |
Кто что делает? | ||
Повар | Летчик | |
Продавец | Учитель | |
Почтальон |
Атрибутивный словарь (назвать предъявленные цвета)
5 лет
Белый, черный, красный, синий, зеленый, желтый, розовый, голубой, оранжевый, коричневый______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6 лет
Белый, черный, красный, синий, зеленый, желтый, розовый, голубой, оранжевый, коричневый, фиолетовый, серый____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
Подобрать антонимы | ||
6 лет | Горячий- | Светлый- |
Толстый- | Большой- | |
Широкий- | Веселый- | |
Подобрать прилагательные к существительным | ||
5 лет | Цыпленок (какой?) | Лиса (какая?) |
Солнце (какое?) | Цветы (какие?) |
Грамматический строй речи
Состояние словоизменения
Употребление существительных в И.п. ед.ч. и мн.ч. | ||
Речевой материал | Выполнение задания | |
5 лет | 6 лет | |
Лист | ||
Стул | ||
Лев | ||
Ухо | ||
Глаз | ||
Мост | ||
Дерево |
Согласование прилагательных с существительными | ||
5 лет | Майка какая? (белая) | |
Солнце какое? (оранжевое) | ||
Мяч какой? (голубой) | ||
6 лет | Ведро какое? (серое) | |
Юбка какая? (розовая) | ||
Лепестки какие? (фиолетовые) | ||
Употребление предложно - падежных конструкций | ||
5 лет | Где отдыхает бабочка? (на цветке) | |
Куда спряталась бабочка? (в цветок) | ||
Где летает бабочка? (над цветком) | ||
Где сидит бабочка? (под цветком) | ||
6 лет | Где спит собака? (в будке) | |
Откуда вылезает собака? (из под коробки) | ||
Где прячется собака? (за коробкой) | ||
Откуда выходит собака? (из-за коробки) | ||
Употребление существительных с числительными 2 и 5 | ||
5 лет | Шар-два… | Шар-пять… |
Роза-две… | Роза-пять… | |
6 лет | Карандаш-два… | Карандаш-пять… |
Лев-два.. | Лев-пять… |
Состояние словообразования
Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами | ||
Речевой материал | Выполнение задания | |
5 лет | 6 лет | |
юбка | ||
елка | ||
дом | ||
шкаф | ||
кукла | ||
Образование названий детенышей | ||
Возраст | Речевой материал/выполнение задания | |
5 лет | У зайца- | У белки- |
У медведя- | У козы- | |
6 лет | У коровы- | У лошади- |
У собаки- | У овцы- |
Образование относительных прилагательных | |
С 6 лет | Шкаф из дерева… |
Варежки из шерсти… | |
Чемодан из кожи… | |
Сок из моркови… | |
Дом из кирпича… | |
Образование притяжательных прилагательных | |
С 6 лет | Сумка мамы.Сумка чья? |
Газета папы.Газета чья? | |
Нора лисы.Нора чья? | |
Лапа волка.Лапа чья? | |
Образование приставочных глаголов | |
С 6 лет | Ходит (уходит, входит, выходит, переходит) |
Едет (уезжает,въезжает заезжает, переезжает) |
Связная речь
Краткий пересказ знакомой сказки с опорой на картинку | 5 лет |
Пересказ короткого текста Два козлика. Два упрямых козлика встретились на узком бревнышке, переброшенном через ручей. Вдвоем перейти ручей было невозможно; нужно было кому-нибудь вернуться назад, дать другому дорогу и подождать. - Уступи мне дорогу,-сказал один козлик. - Вот еще! Я первый взошел на мост. Тут оба столкнулись крепкими лбами, сцепились рогами и стали драться. Но бревно было мокрое: оба упрямца поскользнулись и упали прямо в воду. (По К.Д.Ушинскому) | 6 лет |
2.Составление рассказа по серии сюжетных картин
5 лет | 6 лет |
ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Речевая карта ОНР ( на 2 года).
Данная речевая карта предназначена для детей 5 и 6 лет с общим недоразвитием речи в логопедической группе.Очень удобна, т.к. в течение двух лет прослеживается динамика речевого развития детей.Первая с...
Речевая карта для дошкольника (общая)
Речевая карта предназначена для обследования ребёнка дошкольного возраста...
речевая карта для дошкольников
РЕЧЕВАЯ КАРТА ДОШКОЛЬНИКА по методике Кольцова Е. П., Романович О. А для детей 5-7 лет...
Речевая карта (старшие дошкольники)
Речевыая карта (старшие дошкольники)...
Речевая карта для дошкольников с ОНР
Логопедическое обследование дошкольников с ОНР...
Речевая карта для дошкольников старшей группы
по Н.В. Нищевой...