Речевая карта для дошкольников старшей группы
методическая разработка по логопедии (старшая группа)

Филатова Антонина Владимировна

по Н.В. Нищевой

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл диагностика речи33.73 КБ

Предварительный просмотр:

Речевая карта ребенка

Анкетные данные

Фамилия, имя ребенка________________________________________________________________

Дата рождения_______________________________________________________________________

Возраст на 01.09.20….г._______________________________________________________________

Домашний адрес  ____________________________________________________________________

Домашний телефон __________________________________________________________________

Откуда поступил_____________________________________________________________________

Дата поступления в группу компенсирующей направленности____________________________

Сведения о родителях:

- мать (фамилия, имя, отчество, возраст на момент родов, мобильный телефон) _____________________________________________________________________________________

- отец (фамилия, имя, отчество, возраст на момент рождения ребенка, мобильный телефон)

_____________________________________________________________________________________

Национальный язык_______________    Двуязычие ______________________________________

Заключение ПМПК

 от___________ протокол №____________   направлен(а) в группу компенсирующей направленности для детей с ТНР на срок_______________________________________________

Рекомендации ПМПК _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Даты заполнения речевой карты_______________________________________________________

Логопед              ______________________________________________________________________

Решением ПМПК от ___________ протокол №___________продлен срок пребывания в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР с диагнозом ________________________  на срок___________________________________________________________________________

Ответственный за продление ________________________________________________________

Решением ПМПК от ___________ протокол №___________продлен срок пребывания в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР с диагнозом ________________________  на срок___________________________________________________________________________

Ответственный за продление ________________________________________________________

Решением ПМПК от ____________ протокол № ________________ выпускается из группы компенсирующей направленности                                                                                  

с (состояние речи)         ___________________________________________________________________

в (тип ДОУ, школы)  _________________________________________________________________

Ответственный за выпуск   ___________________________________________________________

Члены ПМПК        ___________________________________________________________________

                                                                                                                                                               

Общий анамнез

Неблагоприятные факторы развития __________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

Перенесенные заболевания:  

- до года __________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

- после года  _______________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

Ушибы, травмы головы      ___________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

Судороги при высокой температуре  __________________________________________________

____________________________________________________________________________________

Раннее развитие

Голову держит с (N: с 1,5 мес.) _______________         Сидит с (N: с 6 мес.) ____________________

Ползает с (N: с 6—7 мес.)   ___________________          Стоит с (N: с 10—11 мес.)________________

Ходит с (N: с 11—12 мес.) ______________       Узнает близких с (N: с 2,5—3 мес.)_________________

Первые зубы  в (N: в 6—8 мес.)__________  Количество зубов к году (N: 8 зубов) _______________

Данные о нервно-психическом и соматическом состоянии (на основании медицинской карты)

Педиатр ____________________________________________________________________________

Невролог____________________________________________________________________________

Психоневролог_______________________________________________________________________

Оториноларинголог__________________________________________________________________

Офтальмолог________________________________________________________________________

Хирург______________________________________________________________________________

Ортопед_____________________________________________________________________________

Речевой анамнез

Гуление в (N: с 2-х мес.)________________      Лепет в (N: с 4—6 мес.) _________________________

Первые слова (N: около года) _____________   Первые фразы в (N: от 1,5 до 2-х лет)______________

Прерывалось ли речевое развитие и по какой причине ___________________________________ ___________________________________________________________________________________

Использование жестов (замена речи, дополнение речи)___________________________________

Отношение членов семьи к речевому дефекту___________________________________________

Занимались ли с логопедом___________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

Результаты занятий с логопедом_______________________________________________________

____________________________________________________________________________________

Исследование поведения и эмоциональной сферы

1. Особенности коммуникативной сферы (сразу вступает в контакт, избирательно, проявляет негативизм, отказывается от общения, использует неадекватные способы привлечения внимания, навязчив) _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Адекватность эмоциональных реакций ______________________________________________

_____________________________________________________________________________________

3. Устойчивость эмоциональных реакций (наличие импульсивности или эмоциональная стабильность)  ______________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________

4. Взаимоотношение со сверстниками (умеет устанавливать контакт, степень активности, играет один или принимает участие в играх со сверстниками) ____________________________________

_____________________________________________________________________________________

 

Параметры оценивания ребенка:

- низкий уровень – 1 балл – ребенок не может выполнить все параметры оценки, помощь взрослого не принимает;

- низко-средний уровень – 2 балла – ребенок с помощью взрослого выполняет некоторые параметры оценки;

- средний уровень – 3 балл – ребенок выполняет все параметры оценки с частичной помощью взрослого;

- средне-высокий уровень – 4 балла – ребенок выполняет самостоятельно и с частичной помощью взрослого все параметры оценки;

- высокий уровень – 5 баллов – ребенок выполняет все параметры оценки самостоятельно.

Исследование неречевых психических функций

        1. Исследование слухового восприятия

Дифференциация контрастного звучания нескольких игрушек (дудочки, колокольчика, бубна, маракасов) ____________________________________________________________________

Определение направления звука_______________________________________________________

Восприятие и воспроизведение ритма__________________________________________________

                                                             с 5 лет                                    

                                         _ _ . . _  ______                    

                                         _ . . _ _  ______                   

                                         _ _ . . .  _______                  

        2. Исследование зрительного восприятия

Различение цвета, умение соотносить цвета (показать по просьбе логопеда предметы заданного цвета, подобрать к чашкам соответствующие по цвету блюдца, к шапочкам — соответствующие по цвету шарфики): _________________________________________

5 лет (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, белый, розовый, черный) ________________________________________________________________________________

Восприятие формы (показать по просьбе логопеда заданные геометрические фигуры и формы)

5 лет (круг, квадрат, овал, треугольник, прямоугольник, шар, куб)________________________

3. Исследование восприятия пространственных представлений, наглядно-    действенного и наглядно-образного мышления

Ориентировка в пространстве:

5 лет (показать предметы, которые находятся вверху, внизу, впереди, сзади, слева, справа) ____________________________________________________________________________________

Ориентировка в схеме собственного тела:

5 лет (показать правый глаз, левый глаз, правое ухо, левое ухо)___________________________

Складывание картинок из частей:

5 лет (4—6 частей, вертикальный, горизонтальный и диагональный разрезы)_____________________________________________________________________________

Складывание фигур из палочек по образцу:

5 лет («домик» и «елочка» из шести палочек, «лесенка» из семи палочек)__________________ ____________________________________________________________________________________

 

Анатомическое строение артикуляционного аппарата

Губы (толстые, тонкие, расщелина, шрамы) ______________________________________

Зубы (редкие, кривые, мелкие, вне челюстной дуги, отсутствие зубов, двойной ряд зубов)__ ____________________________________________________________________

Прикус (прогнатия, прогения, открытый боковой, открытый передний, перекрестный)___________________________________________________________________

Твердое нёбо (высокое узкое, готическое, плоское, расщелина, укороченное, субмукозная щель) ___________________________________________________________

Мягкое нёбо (отсутствие, укороченное, раздвоенное, отсутствие маленького язычка) ____________________________________________________________________________

Язык (массивный, маленький, короткий, длинный, «географический» гипертрофия корня языка) ________________________________________________________________

Подъязычная связка (короткая, укороченная, нормальная, наличие спайки с тканями подъязычной области) ________________________________________________________

        

Исследование состояния моторной сферы

1. Состояние общей моторики (объем выполнения движений, темп, активность, координация движений — заполняется после проведения тестовых упражнений)

5 лет________________________________________________________________________________

Выполнение упражнений:

5 лет (попрыгать на двух ногах, на левой ноге, на правой ноге; прыгнуть в длину с места; потопать ногами и похлопать руками одновременно; бросить мяч от груди, из-за головы; поймать мяч; перепрыгнуть через небольшую мягкую игрушку)____________________________________________________________________________

2. Состояние ручной моторики (объем движений, темп, способность к переключению, наличие леворукости или амбидекстрин — заполняется после тестовых упражнений)

5 лет________________________________________________________________________________

        Кинестетическая основа движений:

5 лет (одновременно вытянуть указательный и средний пальцы правой руки, потом левой руки, обеих рук) _____________________________________________________________________

        Кинетическая основа движений:

5 лет (упражнение «Игра на рояле» ведущей рукой, проба «кулак — ребро — ладонь» ведущей рукой) ______________________________________________________________________

        Навыки работы с карандашом:

5 лет (умение рисовать прямые, ломаные, замкнутые линии, человека)____________________

        Манипуляции с предметами:

5 лет (умение застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать и развязывать шнурки) ____________________________________________________________________________________

3. Состояние мимической мускулатуры (наличие или отсутствие движений, точность выполнения, активность, мышечный тонус, темп, наличие синкинезий, замедленность движений глазных яблок — заполняется после проведения тестовых упражнений)

 5 лет________________________________________________________________________________

Выполнение упражнений:

5 лет (закрыть правый глаз, левый глаз; поднять брови, нахмурить брови; надуть щеки, втянуть щеки; наморщить нос) _______________________________________________________

        Наличие или отсутствие сглаженности носогубных складок:

 5 лет_______________________________________________________________________________

4. Состояние артикуляционной моторики (наличие или отсутствие движений, тонус, объем, способность к переключению, замены, синкинезии, тремор, обильная саливация, отклонение кончика языка — заполняется после проведения тестовых упражнений)

  5 лет_______________________________________________________________________________

Движения нижней челюсти:

  5 лет (открыть и закрыть рот; открыть и закрыть рот, преодолевая сопротивление кулаков) _________________________________________________________________________        

Движения губ:

5 лет (растянуть губы в «улыбку», вытянуть губы вперед «трубочкой», чередовать выполнение указанных упражнений) _________________________________________________

Движения языка:

5 лет (показать широкий язычок — «лопату», показать узкий язычок — «жало», чередовать выполнение указанных упражнений; положить язычок сначала на верхнюю губу, потом на нижнюю — «качели» ; коснуться кончиком языка сначала левого уголка губ, потом правого — «маятник»)_______________________________________________________________________

        Движения мягкого нёба (широко открыть рот и зевнуть):

 5 лет________________________________________________________________________________

Исследование состояния импрессивной речи

        1. Пассивный словарь.Понимание существительных (показать на картинках по просьбе логопеда отдельные предметы, объекты, части предметов и объектов):

5 лет_____________________________________________________________________________

Умение обобщать (показать по просьбе логопеда несколько предметов или объектов, относящихся к одному понятию):

  5 лет (игрушки, одежда, обувь, посуда, мебель, овощи, фрукты, птицы)________________

____________________________________________________________________________________

        Понимание действий (показать по предложенным картинкам):

5 лет (птица летит, рыба плывет, слон идет, лягушка прыгает, змея ползет)________________ ____________________________________________________________________________________

        Понимание признаков (показать по предложенным картинкам):

5 лет (круглое печенье, квадратное печенье, треугольное печенье, овальное печенье; холодное мороженое, горячий чай; горькое лекарство, сладкое варенье)___________________

_____________________________________________________________________________________

2. Понимание различных форм словоизменения

Дифференциация единственного и множественного числа существительных (показать по картинкам):

  5 лет (глаз — глаза, стул — стулья, лист — листья, окно — окна)________________________

_____________________________________________________________________________________

        Понимание предложно-падежных конструкций с предлогами:

5 лет (в, на, у, под, за, по)______________________________________________________________

        Понимание уменьшительно-ласкательных суффиксов существительных:

5 лет (носок — носочек, чашка — чашечка, окно — окошечко)____________________________

Дифференциация форм единственного и множественного числа глаголов (показать по предложенным картинкам):

 5 лет (птица летит — птицы летят, машина едет — машины едут)_______________________ Дифференциация глаголов с различными приставками (показать по предложенным картинкам):

 5 лет (птица вылетает из клетки, птица влетает в клетку)________________________________

        3. Понимание отдельных предложений и связной речи

        Понимание предложений (показать по предложенным картинкам):

5 лет (Собака бежит за мальчиком. Мальчик бежит за собакой.)___________________________

        Понимание текста:

5 лет (сказка «Колобок»)______________________________________________________________

        

Исследование состояния фонематического восприятия

Дифференциация оппозиционных звуков, не смешиваемых в произношении (показать по картинкам):

 5 лет : мышка — мишка ____________________; почка — бочка ____________________

катушка — кадушка________________________ ; корка — горка_____________________

Дифференциация оппозиционных звуков, смешиваемых в произношении (показать по картинкам):

  5 лет: речка — редька____________________ ; цвет — свет ________________________

челка— щелка________________________ ; рейка— лейка_________________________

Исследование состояния экспрессивной речи

Характер экспрессивной речи:

5 лет_______________________________________________________________________

Исследование состояния экспрессивного словаря

Номинативный словарь (имена существительные):

Назвать по 4-5 имен существительных по предложенным логопедом темам:

5 лет

Мебель_____________________________________________________________________

Овощи______________________________________________________________________

Фрукты_____________________________________________________________________

Птицы______________________________________________________________________

Назвать части тела и части предметов (по картинкам):

5 лет

Нос_______________________________    рукав ___________________________________

Рот_________________________               воротник_________________________________

Шея________________________                пуговица_________________________________

Живот_____________________________   кабина машины__________________________

Грудь______________________________   руль____________________________________

Назвать одним словом (обобщить) предметы и объекты, изображенные на картинке:

 5 лет

Стул, стол, шкаф _____________________________________________________________

Огурец, помидор, морковь_____________________________________________________ 

Яблоко, банан, апельсин ______________________________________________________ 

Воробей, голубь, сова ________________________________________________________ 

Предикативный словарь (глаголы)

5 лет (ответить на вопросы логопеда)

Как передвигаются птицы? (Летают) ____________________________________________

Как передвигаются рыбы? (Плавают)____________________________________________ 

Как передвигается змея? (Ползает) _____________________________________________

Как передвигается лягушка? (Прыгает)__________________________________________ 

Как передвигается человек? (Ходит) ____________________________________________

Кошка мяукает. А собака что делает? (Лает)______________________________________

А как подает голос корова? (Мычит) ____________________________________________

А как подает голос петух? (Кукарекает)__________________________________________

Назвать предъявленные цвета:

 5 лет

Красный ____________________________  Оранжевый_____________________________ Желтый_____________________________   Зеленый________________________________ 

Голубой ____________________________   Синий__________________________________

Белый______________________________    Черный _________________________________

Назвать форму (ответить на вопросы с опорой на картинки):

5 лет

Солнце какое? (Круглое) ______________________________________________________

Печенье какое? (Квадратное)__________________________________________________

Косынка какая? (Треугольная)__________________________________________________

Огурец какой? (Овальный) ____________________________________________________

Состояние грамматического строя речи

Употребление существительных в именительном падеже единственного и множественного числа (образовать по аналогии):

  5 лет Глаз - глаза

Рот__________Лев__________ Река___________ Ухо_____________ Кольцо _______________

Образование существительных множественного числа в родительном падеже (ответить на вопрос «Много чего?» по картинкам):

5 лет

Шаров _____________ Ключей______________ Берез______________ Ложек__________

Согласование прилагательных с существительными единственного числа (назвать по картинкам):

 5 лет

Оранжевый апельсин ____________ Голубая бабочка ___________ Белое блюдце______

Употребление предложно-падежных конструкций (ответить на вопросы по картинкам):

5 лет

Где сидит снегирь? (На дереве) ____________________________________________________

Где стоит машина? (В гараже)______________________________________________________

У кого кукла? (У девочки) ________________________________________________________

Где стоит коза? (За забором) _________________________________________________________

Где едет машина? (По дороге) ________________________________________________________

Употребление числительных 2 и 5 с существительными:

 5 лет

Два мяча __________________________ _ Пять мячей_____________________________

Две розы ____________________________Пять роз_______________________________

Два окна ____________________________Пять окон ______________________________

Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами (по картинкам):

  5 лет

Забор — заборчик______________________Носок — носочек ______________________

Лента — ленточка _____________________Окно — окошечко______________________

Образование названий детенышей животных:

 5 лет

У зайчихи ___________________________   У волчицы ______________________________

 У белки ____________________________   У козы __________________________________

 

Состояние связной речи

Составление рассказа по серии картинок

  5 лет Рассмотри картинки, ответь на вопросы, составь рассказ.

  • Кого ты видишь на картинке? Что они делают? (На картинке нарисованы бабушка и котенок. Бабушка вяжет носок. Котенок спит в корзинке с клубками.)
  • Рассмотри вторую картинку? Что случилось дальше? (Бабушка уснула. Котенок вылез из корзинки и стал катать клубки.)
  • Что произошло потом? (Бабушка проснулась и увидела большой клубок. Из клубка торчали хвост и ушки котенка.)

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Пересказ текста из нескольких предложений:

5 лет РЫБАЛКА

Илюша собрался на рыбалку. Он накопал червей, взял удочку и пошел к реке. Сел Илюша на берегу и закинул удочку. Скоро ему попался лещ, а потом окунь. Мама сварила Илюше вкусную уху.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Исследование фонетической стороны речи

Исследование звукослоговой структуры слов (повторить за логопедом с опорой на наглядность):

 5 лет

Самолет______________ __ Скворец__________________ Фотограф__________________

Микстура_______________ Парашютист _____________ Погремушка ________________

Сестренка развешивает простыни.______________________________________________

В универсаме продают продукты._______________________________________________

Парашютисты готовятся к прыжку.______________________________________________

Состояние звукопроизношения (отсутствие, замены звуков, возможные искажения, назализованность ротовых и неназализованность носовых звуков):

5 лет (изолированно, в словах, в предложениях)

Гласные [а], [у], [о], [и], [э]____________________________________________________________

Согласные [б], [п], [м], [б'], [п'], [м']____________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

[в], [ф], [в'], [ф']______________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

[д], [т], [н], [д'], [т'], [н']_______________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

[г], [к], [х], [г'], [к'], [х']_______________________________________________________________

 [й].________________________________________________________________________________

[с], [з], [ц], [с'], [з']___________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

[ш], [ж]_____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

[ч], [щ]_____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

[л], [л']______________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

 [р], [р']______________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

Состояние дыхательной и голосовой функций

 5 лет

Тип физиологического дыхания (верхнеключичное, диафрагмальное, брюшное, смешанное)_________________________________________________________________

Объем дыхания (достаточный, недостаточный)___________________________________

Продолжительность речевого выдоха___________________________________________

Сила голоса_________________________________________________________________

Модуляция голоса____________________________________________________________

Особенности диафрагмальной стороны речи

5 лет

Темп(нормальный, ускоренный, замедленный)___________________________________

Ритм (нормальный, дисритмия)________________________________________________

Паузация (правильность расстановки пауз в речевом потоке)_______________________

Употребление основных видов интонации_______________________________________

        

Состояние фонематического восприятия,

 навыков фонематического анализа и синтеза

Повторение слогов с оппозиционными звуками:

5 лет

ба-па-ба______________________                           па-ба-па_________________________

да-та-да______________________                           та-да-та_________________________

га-ка-га______________________                            ка-га-ка_________________________

за-са-за______________________                            са-за-са_________________________

та-тя-та______________________                            тя-та-тя__________________________

Выделение начального ударного из слов:

 5 лет

Астра ______________________                              арка _____________________________

Осень ______________________                              озеро____________________________ 

Улей  ______________________                              уши______________________________

Иглы ______________________                               искры____________________________

ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ

5 лет

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Дата  ____________________                                  

Дата  ____________________

Дата  ____________________                                                                                                                                                      

                                                                                                       Логопед/ _________________________

                                                                                    Старший воспитатель/ _______________________                                                                                                                            

                                                                                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

технологические карты по формированию основ правовой культуры дошкольников старшей группы

В картах представлена работа с детьми в ОД, в ОДВРМ, самостоятельной деятельности детей, работа с родителями. Материал успешно реализован....

Конспект: ООД ОО «Речевое развитие» для детей старшей группы общеразвивающей направленности Тема : «Составление описательных рассказов по предметным картинкам «Домашние животные»»

Конспект: ООД ОО «Речевое развитие» для детей старшей группы общеразвивающей направленностиТема : «Составление описательных рассказов по предметным картинкам  «Домашние животные»»...

Работа по профилактике и исправлению речевых нарушений у дошкольников старшей группы

Работа по профилактике и исправлению речевых нарушений у дошкольников старшей группы...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА занятия по речевому развитию «ПЕРЕЛЕТНЫЕ ПТИЦЫ» Старшая группа

Педагогический замысел: - пополнить знания детей о перелётных птицах;- формировать у детей представления об изменениях в жизни птиц с наступлением осени;- познакомить детей с понятиями: лете...

Педагогический проект «Формирование нравственно-патриотических чувств у старших дошкольников, через знакомство с картой нашей Родины » старшая группа

Дошкольный возраст - период, когда закладываются предпосылки гражданских качеств. Сила Российского государства, процветание его граждан, стабильная экономическая ситуация прежде всего зависят от творч...