Речевая карта для дошкольников старшей группы
методическая разработка по логопедии (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Речевая карта ребенка
Анкетные данные
Фамилия, имя ребенка________________________________________________________________
Дата рождения_______________________________________________________________________
Возраст на 01.09.20….г._______________________________________________________________
Домашний адрес ____________________________________________________________________
Домашний телефон __________________________________________________________________
Откуда поступил_____________________________________________________________________
Дата поступления в группу компенсирующей направленности____________________________
Сведения о родителях:
- мать (фамилия, имя, отчество, возраст на момент родов, мобильный телефон) _____________________________________________________________________________________
- отец (фамилия, имя, отчество, возраст на момент рождения ребенка, мобильный телефон)
_____________________________________________________________________________________
Национальный язык_______________ Двуязычие ______________________________________
Заключение ПМПК
от___________ протокол №____________ направлен(а) в группу компенсирующей направленности для детей с ТНР на срок_______________________________________________
Рекомендации ПМПК _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Даты заполнения речевой карты_______________________________________________________
Логопед ______________________________________________________________________
Решением ПМПК от ___________ протокол №___________продлен срок пребывания в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР с диагнозом ________________________ на срок___________________________________________________________________________
Ответственный за продление ________________________________________________________
Решением ПМПК от ___________ протокол №___________продлен срок пребывания в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР с диагнозом ________________________ на срок___________________________________________________________________________
Ответственный за продление ________________________________________________________
Решением ПМПК от ____________ протокол № ________________ выпускается из группы компенсирующей направленности
с (состояние речи) ___________________________________________________________________
в (тип ДОУ, школы) _________________________________________________________________
Ответственный за выпуск ___________________________________________________________
Члены ПМПК ___________________________________________________________________
Общий анамнез
Неблагоприятные факторы развития __________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
Перенесенные заболевания:
- до года __________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
- после года _______________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
Ушибы, травмы головы ___________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
Судороги при высокой температуре __________________________________________________
____________________________________________________________________________________
Раннее развитие
Голову держит с (N: с 1,5 мес.) _______________ Сидит с (N: с 6 мес.) ____________________
Ползает с (N: с 6—7 мес.) ___________________ Стоит с (N: с 10—11 мес.)________________
Ходит с (N: с 11—12 мес.) ______________ Узнает близких с (N: с 2,5—3 мес.)_________________
Первые зубы в (N: в 6—8 мес.)__________ Количество зубов к году (N: 8 зубов) _______________
Данные о нервно-психическом и соматическом состоянии (на основании медицинской карты)
Педиатр ____________________________________________________________________________
Невролог____________________________________________________________________________
Психоневролог_______________________________________________________________________
Оториноларинголог__________________________________________________________________
Офтальмолог________________________________________________________________________
Хирург______________________________________________________________________________
Ортопед_____________________________________________________________________________
Речевой анамнез
Гуление в (N: с 2-х мес.)________________ Лепет в (N: с 4—6 мес.) _________________________
Первые слова (N: около года) _____________ Первые фразы в (N: от 1,5 до 2-х лет)______________
Прерывалось ли речевое развитие и по какой причине ___________________________________ ___________________________________________________________________________________
Использование жестов (замена речи, дополнение речи)___________________________________
Отношение членов семьи к речевому дефекту___________________________________________
Занимались ли с логопедом___________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
Результаты занятий с логопедом_______________________________________________________
____________________________________________________________________________________
Исследование поведения и эмоциональной сферы
1. Особенности коммуникативной сферы (сразу вступает в контакт, избирательно, проявляет негативизм, отказывается от общения, использует неадекватные способы привлечения внимания, навязчив) _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Адекватность эмоциональных реакций ______________________________________________
_____________________________________________________________________________________
3. Устойчивость эмоциональных реакций (наличие импульсивности или эмоциональная стабильность) ______________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________
4. Взаимоотношение со сверстниками (умеет устанавливать контакт, степень активности, играет один или принимает участие в играх со сверстниками) ____________________________________
_____________________________________________________________________________________
Параметры оценивания ребенка:
- низкий уровень – 1 балл – ребенок не может выполнить все параметры оценки, помощь взрослого не принимает;
- низко-средний уровень – 2 балла – ребенок с помощью взрослого выполняет некоторые параметры оценки;
- средний уровень – 3 балл – ребенок выполняет все параметры оценки с частичной помощью взрослого;
- средне-высокий уровень – 4 балла – ребенок выполняет самостоятельно и с частичной помощью взрослого все параметры оценки;
- высокий уровень – 5 баллов – ребенок выполняет все параметры оценки самостоятельно.
Исследование неречевых психических функций
1. Исследование слухового восприятия
Дифференциация контрастного звучания нескольких игрушек (дудочки, колокольчика, бубна, маракасов) ____________________________________________________________________
Определение направления звука_______________________________________________________
Восприятие и воспроизведение ритма__________________________________________________
с 5 лет
_ _ . . _ ______
_ . . _ _ ______
_ _ . . . _______
2. Исследование зрительного восприятия
Различение цвета, умение соотносить цвета (показать по просьбе логопеда предметы заданного цвета, подобрать к чашкам соответствующие по цвету блюдца, к шапочкам — соответствующие по цвету шарфики): _________________________________________
5 лет (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, белый, розовый, черный) ________________________________________________________________________________
Восприятие формы (показать по просьбе логопеда заданные геометрические фигуры и формы)
5 лет (круг, квадрат, овал, треугольник, прямоугольник, шар, куб)________________________
3. Исследование восприятия пространственных представлений, наглядно- действенного и наглядно-образного мышления
Ориентировка в пространстве:
5 лет (показать предметы, которые находятся вверху, внизу, впереди, сзади, слева, справа) ____________________________________________________________________________________
Ориентировка в схеме собственного тела:
5 лет (показать правый глаз, левый глаз, правое ухо, левое ухо)___________________________
Складывание картинок из частей:
5 лет (4—6 частей, вертикальный, горизонтальный и диагональный разрезы)_____________________________________________________________________________
Складывание фигур из палочек по образцу:
5 лет («домик» и «елочка» из шести палочек, «лесенка» из семи палочек)__________________ ____________________________________________________________________________________
Анатомическое строение артикуляционного аппарата
Губы (толстые, тонкие, расщелина, шрамы) ______________________________________
Зубы (редкие, кривые, мелкие, вне челюстной дуги, отсутствие зубов, двойной ряд зубов)__ ____________________________________________________________________
Прикус (прогнатия, прогения, открытый боковой, открытый передний, перекрестный)___________________________________________________________________
Твердое нёбо (высокое узкое, готическое, плоское, расщелина, укороченное, субмукозная щель) ___________________________________________________________
Мягкое нёбо (отсутствие, укороченное, раздвоенное, отсутствие маленького язычка) ____________________________________________________________________________
Язык (массивный, маленький, короткий, длинный, «географический» гипертрофия корня языка) ________________________________________________________________
Подъязычная связка (короткая, укороченная, нормальная, наличие спайки с тканями подъязычной области) ________________________________________________________
Исследование состояния моторной сферы
1. Состояние общей моторики (объем выполнения движений, темп, активность, координация движений — заполняется после проведения тестовых упражнений)
5 лет________________________________________________________________________________
Выполнение упражнений:
5 лет (попрыгать на двух ногах, на левой ноге, на правой ноге; прыгнуть в длину с места; потопать ногами и похлопать руками одновременно; бросить мяч от груди, из-за головы; поймать мяч; перепрыгнуть через небольшую мягкую игрушку)____________________________________________________________________________
2. Состояние ручной моторики (объем движений, темп, способность к переключению, наличие леворукости или амбидекстрин — заполняется после тестовых упражнений)
5 лет________________________________________________________________________________
Кинестетическая основа движений:
5 лет (одновременно вытянуть указательный и средний пальцы правой руки, потом левой руки, обеих рук) _____________________________________________________________________
Кинетическая основа движений:
5 лет (упражнение «Игра на рояле» ведущей рукой, проба «кулак — ребро — ладонь» ведущей рукой) ______________________________________________________________________
Навыки работы с карандашом:
5 лет (умение рисовать прямые, ломаные, замкнутые линии, человека)____________________
Манипуляции с предметами:
5 лет (умение застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать и развязывать шнурки) ____________________________________________________________________________________
3. Состояние мимической мускулатуры (наличие или отсутствие движений, точность выполнения, активность, мышечный тонус, темп, наличие синкинезий, замедленность движений глазных яблок — заполняется после проведения тестовых упражнений)
5 лет________________________________________________________________________________
Выполнение упражнений:
5 лет (закрыть правый глаз, левый глаз; поднять брови, нахмурить брови; надуть щеки, втянуть щеки; наморщить нос) _______________________________________________________
Наличие или отсутствие сглаженности носогубных складок:
5 лет_______________________________________________________________________________
4. Состояние артикуляционной моторики (наличие или отсутствие движений, тонус, объем, способность к переключению, замены, синкинезии, тремор, обильная саливация, отклонение кончика языка — заполняется после проведения тестовых упражнений)
5 лет_______________________________________________________________________________
Движения нижней челюсти:
5 лет (открыть и закрыть рот; открыть и закрыть рот, преодолевая сопротивление кулаков) _________________________________________________________________________
Движения губ:
5 лет (растянуть губы в «улыбку», вытянуть губы вперед «трубочкой», чередовать выполнение указанных упражнений) _________________________________________________
Движения языка:
5 лет (показать широкий язычок — «лопату», показать узкий язычок — «жало», чередовать выполнение указанных упражнений; положить язычок сначала на верхнюю губу, потом на нижнюю — «качели» ; коснуться кончиком языка сначала левого уголка губ, потом правого — «маятник»)_______________________________________________________________________
Движения мягкого нёба (широко открыть рот и зевнуть):
5 лет________________________________________________________________________________
Исследование состояния импрессивной речи
1. Пассивный словарь.Понимание существительных (показать на картинках по просьбе логопеда отдельные предметы, объекты, части предметов и объектов):
5 лет_____________________________________________________________________________
Умение обобщать (показать по просьбе логопеда несколько предметов или объектов, относящихся к одному понятию):
5 лет (игрушки, одежда, обувь, посуда, мебель, овощи, фрукты, птицы)________________
____________________________________________________________________________________
Понимание действий (показать по предложенным картинкам):
5 лет (птица летит, рыба плывет, слон идет, лягушка прыгает, змея ползет)________________ ____________________________________________________________________________________
Понимание признаков (показать по предложенным картинкам):
5 лет (круглое печенье, квадратное печенье, треугольное печенье, овальное печенье; холодное мороженое, горячий чай; горькое лекарство, сладкое варенье)___________________
_____________________________________________________________________________________
2. Понимание различных форм словоизменения
Дифференциация единственного и множественного числа существительных (показать по картинкам):
5 лет (глаз — глаза, стул — стулья, лист — листья, окно — окна)________________________
_____________________________________________________________________________________
Понимание предложно-падежных конструкций с предлогами:
5 лет (в, на, у, под, за, по)______________________________________________________________
Понимание уменьшительно-ласкательных суффиксов существительных:
5 лет (носок — носочек, чашка — чашечка, окно — окошечко)____________________________
Дифференциация форм единственного и множественного числа глаголов (показать по предложенным картинкам):
5 лет (птица летит — птицы летят, машина едет — машины едут)_______________________ Дифференциация глаголов с различными приставками (показать по предложенным картинкам):
5 лет (птица вылетает из клетки, птица влетает в клетку)________________________________
3. Понимание отдельных предложений и связной речи
Понимание предложений (показать по предложенным картинкам):
5 лет (Собака бежит за мальчиком. Мальчик бежит за собакой.)___________________________
Понимание текста:
5 лет (сказка «Колобок»)______________________________________________________________
Исследование состояния фонематического восприятия
Дифференциация оппозиционных звуков, не смешиваемых в произношении (показать по картинкам):
5 лет : мышка — мишка ____________________; почка — бочка ____________________
катушка — кадушка________________________ ; корка — горка_____________________
Дифференциация оппозиционных звуков, смешиваемых в произношении (показать по картинкам):
5 лет: речка — редька____________________ ; цвет — свет ________________________
челка— щелка________________________ ; рейка— лейка_________________________
Исследование состояния экспрессивной речи
Характер экспрессивной речи:
5 лет_______________________________________________________________________
Исследование состояния экспрессивного словаря
Номинативный словарь (имена существительные):
Назвать по 4-5 имен существительных по предложенным логопедом темам:
5 лет
Мебель_____________________________________________________________________
Овощи______________________________________________________________________
Фрукты_____________________________________________________________________
Птицы______________________________________________________________________
Назвать части тела и части предметов (по картинкам):
5 лет
Нос_______________________________ рукав ___________________________________
Рот_________________________ воротник_________________________________
Шея________________________ пуговица_________________________________
Живот_____________________________ кабина машины__________________________
Грудь______________________________ руль____________________________________
Назвать одним словом (обобщить) предметы и объекты, изображенные на картинке:
5 лет
Стул, стол, шкаф _____________________________________________________________
Огурец, помидор, морковь_____________________________________________________
Яблоко, банан, апельсин ______________________________________________________
Воробей, голубь, сова ________________________________________________________
Предикативный словарь (глаголы)
5 лет (ответить на вопросы логопеда)
Как передвигаются птицы? (Летают) ____________________________________________
Как передвигаются рыбы? (Плавают)____________________________________________
Как передвигается змея? (Ползает) _____________________________________________
Как передвигается лягушка? (Прыгает)__________________________________________
Как передвигается человек? (Ходит) ____________________________________________
Кошка мяукает. А собака что делает? (Лает)______________________________________
А как подает голос корова? (Мычит) ____________________________________________
А как подает голос петух? (Кукарекает)__________________________________________
Назвать предъявленные цвета:
5 лет
Красный ____________________________ Оранжевый_____________________________ Желтый_____________________________ Зеленый________________________________
Голубой ____________________________ Синий__________________________________
Белый______________________________ Черный _________________________________
Назвать форму (ответить на вопросы с опорой на картинки):
5 лет
Солнце какое? (Круглое) ______________________________________________________
Печенье какое? (Квадратное)__________________________________________________
Косынка какая? (Треугольная)__________________________________________________
Огурец какой? (Овальный) ____________________________________________________
Состояние грамматического строя речи
Употребление существительных в именительном падеже единственного и множественного числа (образовать по аналогии):
5 лет Глаз - глаза
Рот__________Лев__________ Река___________ Ухо_____________ Кольцо _______________
Образование существительных множественного числа в родительном падеже (ответить на вопрос «Много чего?» по картинкам):
5 лет
Шаров _____________ Ключей______________ Берез______________ Ложек__________
Согласование прилагательных с существительными единственного числа (назвать по картинкам):
5 лет
Оранжевый апельсин ____________ Голубая бабочка ___________ Белое блюдце______
Употребление предложно-падежных конструкций (ответить на вопросы по картинкам):
5 лет
Где сидит снегирь? (На дереве) ____________________________________________________
Где стоит машина? (В гараже)______________________________________________________
У кого кукла? (У девочки) ________________________________________________________
Где стоит коза? (За забором) _________________________________________________________
Где едет машина? (По дороге) ________________________________________________________
Употребление числительных 2 и 5 с существительными:
5 лет
Два мяча __________________________ _ Пять мячей_____________________________
Две розы ____________________________Пять роз_______________________________
Два окна ____________________________Пять окон ______________________________
Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами (по картинкам):
5 лет
Забор — заборчик______________________Носок — носочек ______________________
Лента — ленточка _____________________Окно — окошечко______________________
Образование названий детенышей животных:
5 лет
У зайчихи ___________________________ У волчицы ______________________________
У белки ____________________________ У козы __________________________________
Состояние связной речи
Составление рассказа по серии картинок
5 лет Рассмотри картинки, ответь на вопросы, составь рассказ.
- Кого ты видишь на картинке? Что они делают? (На картинке нарисованы бабушка и котенок. Бабушка вяжет носок. Котенок спит в корзинке с клубками.)
- Рассмотри вторую картинку? Что случилось дальше? (Бабушка уснула. Котенок вылез из корзинки и стал катать клубки.)
- Что произошло потом? (Бабушка проснулась и увидела большой клубок. Из клубка торчали хвост и ушки котенка.)
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Пересказ текста из нескольких предложений:
5 лет РЫБАЛКА
Илюша собрался на рыбалку. Он накопал червей, взял удочку и пошел к реке. Сел Илюша на берегу и закинул удочку. Скоро ему попался лещ, а потом окунь. Мама сварила Илюше вкусную уху.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Исследование фонетической стороны речи
Исследование звукослоговой структуры слов (повторить за логопедом с опорой на наглядность):
5 лет
Самолет______________ __ Скворец__________________ Фотограф__________________
Микстура_______________ Парашютист _____________ Погремушка ________________
Сестренка развешивает простыни.______________________________________________
В универсаме продают продукты._______________________________________________
Парашютисты готовятся к прыжку.______________________________________________
Состояние звукопроизношения (отсутствие, замены звуков, возможные искажения, назализованность ротовых и неназализованность носовых звуков):
5 лет (изолированно, в словах, в предложениях)
Гласные [а], [у], [о], [и], [э]____________________________________________________________
Согласные [б], [п], [м], [б'], [п'], [м']____________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
[в], [ф], [в'], [ф']______________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
[д], [т], [н], [д'], [т'], [н']_______________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
[г], [к], [х], [г'], [к'], [х']_______________________________________________________________
[й].________________________________________________________________________________
[с], [з], [ц], [с'], [з']___________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________
[ш], [ж]_____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
[ч], [щ]_____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
[л], [л']______________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
[р], [р']______________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
Состояние дыхательной и голосовой функций
5 лет
Тип физиологического дыхания (верхнеключичное, диафрагмальное, брюшное, смешанное)_________________________________________________________________
Объем дыхания (достаточный, недостаточный)___________________________________
Продолжительность речевого выдоха___________________________________________
Сила голоса_________________________________________________________________
Модуляция голоса____________________________________________________________
Особенности диафрагмальной стороны речи
5 лет
Темп(нормальный, ускоренный, замедленный)___________________________________
Ритм (нормальный, дисритмия)________________________________________________
Паузация (правильность расстановки пауз в речевом потоке)_______________________
Употребление основных видов интонации_______________________________________
Состояние фонематического восприятия,
навыков фонематического анализа и синтеза
Повторение слогов с оппозиционными звуками:
5 лет
ба-па-ба______________________ па-ба-па_________________________
да-та-да______________________ та-да-та_________________________
га-ка-га______________________ ка-га-ка_________________________
за-са-за______________________ са-за-са_________________________
та-тя-та______________________ тя-та-тя__________________________
Выделение начального ударного из слов:
5 лет
Астра ______________________ арка _____________________________
Осень ______________________ озеро____________________________
Улей ______________________ уши______________________________
Иглы ______________________ искры____________________________
ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ
5 лет
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Дата ____________________
Дата ____________________
Дата ____________________
Логопед/ _________________________
Старший воспитатель/ _______________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект: ООД ОО «Речевое развитие» для детей старшей группы общеразвивающей направленности Тема : «Составление описательных рассказов по предметным картинкам «Домашние животные»»
Конспект: ООД ОО «Речевое развитие» для детей старшей группы общеразвивающей направленностиТема : «Составление описательных рассказов по предметным картинкам «Домашние животные»»...
Речевая карта для дошкольника (общая)
Речевая карта предназначена для обследования ребёнка дошкольного возраста...
Речевая карта для дошкольников с ОНР (2 года)
Представлена речевая карта для дошкольников с ОНР, рассчитанная на 2 года обучения в логопедичекой группе...
Работа по профилактике и исправлению речевых нарушений у дошкольников старшей группы
Работа по профилактике и исправлению речевых нарушений у дошкольников старшей группы...
Технологическая карта занятия в старшей группе по речевому развитию "Пересказ рассказа "Пушок" " (по Г. Скребицкому)
Конспект отмечен благодарственным письмом Института дополнительного образования ФГБОУ ВО Иркутский государственный университет « Лучший конспект занятия с использованием технологической карты ка...
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА занятия по речевому развитию «ПЕРЕЛЕТНЫЕ ПТИЦЫ» Старшая группа
Педагогический замысел: - пополнить знания детей о перелётных птицах;- формировать у детей представления об изменениях в жизни птиц с наступлением осени;- познакомить детей с понятиями: лете...