ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА занятия по речевому развитию «ПЕРЕЛЕТНЫЕ ПТИЦЫ» Старшая группа
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Никулина Оксана Владимировна

Педагогический замысел: - пополнить знания детей о перелётных птицах;

- формировать у детей представления об изменениях в жизни птиц с наступлением осени;

- познакомить детей с понятиями: лететь «клином», «вереницей», «стайкой»;

- продолжать формировать навыки порядкового счета;

- воспитывать у детей доброе отношение ко всему живому в природе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА НОД по речевому развитию

«ПЕРЕЛЕТНЫЕ ПТИЦЫ»

Автор-разработчик: Никулина О.В., воспитатель ГБДОУ детского сада № 83 Приморского района Санкт-Петербурга

Возрастная адресованность: старшая группа детского сада. Длительность мероприятия: 25 мин.

Цель: Продолжать знакомить детей с перелетными птицами, учить распознавать их.

Педагогический замысел: - пополнить знания детей о перелётных птицах;

- формировать у детей представления об изменениях в жизни птиц с наступлением осени;

- познакомить детей с понятиями: лететь «клином», «вереницей», «стайкой»;

- продолжать формировать навыки порядкового счета;

- воспитывать у детей доброе отношение ко всему живому в природе.

Задачи образовательных областей в интеграции:

- воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми; привычку сообща играть;

- обогащать и активизировать словарь по теме;

- закреплять правильное, отчетливое произношение гласных и согласных звуков родного языка;

- развивать зрительную , слуховую память, внимательность;

- упражнять в образовании сложных прилагательных;

- развивать умение поддерживать беседу;

- продолжать формировать интерес к музыке;

- продолжать формировать правильную осанку;

Предварительная работа: - наблюдение за птицами во время прогулки;

- чтение стихов, рассказов о птицах;

- рассматривание альбома «Перелетные и зимующие птицы»;

- беседы «Что мы знаем о птицах?», «Птицы леса», «Почему птицы улетают на юг?»

Материалы:

Демонстрационный материал: иллюстрации перелетных птиц (большие и маленькие) аудиозапись голосов и пения птиц ; мяч.

Предполагаемый результат: - внимательно слушает воспитателя, действовует по предложенному им плану;

умеет понимать поставленную задачу , способы ее достижения.

Этап занятия

Деятельность педагога

Деятельность детей

Время

1.Вводная часть

Организационный момент

Воспитатель читает стихотворение

М. Ивенсен «Осень»

Падают, падают листья.

В нашем саду листопад...

Желтые, красные листья

По ветру вьются, летят.

Птицы на юг улетают,

Гуси, грачи, журавли.

Вот уж последняя стая

Крыльями машет вдали.

- О каком времени года говорится в этом стихотворении?

- Назовите, пожалуйста, характерные признаки осени.

Слушают стихотворение

- Об осени.

Желтеет листва, идут дожди, улетают птицы.

2 мин.

Проблемная ситуация (или мотивация) и постановка и принятие детьми цели занятия

- Хотите узнать, о чем мы будем говорить сегодня?

- Отгадайте загадку: Они летать умеют, их пух и перья греют. Кто это?

- Да.

- Птицы

2.Основная часть

Проектирование решений ПС, актуализация знаний, или начало выполнения действий по задачам НОД

Сообщение темы занятия:

Педагог: Сегодня на занятии мы поговорим о птицах. 

Давайте вместе рассмотрим и назовём части тела птиц.

- У всех птиц одинаковое строение, у всех есть голова, клюв, перья, крылья, хвост, но почему же люди их называют по-разному? Как люди их отличают?

-Ребята, есть птицы, которые улетают в теплые края . Как они называются. ?

- Как называются птицы, которые остаются с нами зимовать?

- Ребята, посмотрите к нам сегодня прилетели перелетные птицы. Давайте узнаем, какие это птицы. Птицы расскажите о себе.

-Что за птичка на суку

Нам поёт ку-ку, ку-ку?

Всем в лесу она подружка,

А зовут её - …

Кукушка - небольшая перелетная птица, имеет серую окраску, длинный хвост, небольшой клюв. Кукушка питается насекомыми, особенно личинками, гусеницами. Кукушка никогда не вьет гнезда. Отложив на земле яйцо, она берёт его в клюв и, подлетев незаметно к гнезду какой-либо птички, подкладывает его туда. Когда птенец кукушки вылупляется, он выталкивает из гнезда других птенчиков и приемные родители кормят его одного.

- Послушайте, пожалуйста, как кукует кукушка. (Включает аудиозапись). Вы наверное слышали голос этой птицы, особенно когда бываете в лесу или в деревне.

Давайте послушаем вторую птицу

Педагог загадывает загадку:

-Под крышей я леплю гнездо

Из комочков глины.

Для птенчиков стелю на дно

Пуховую перину.

Ласточка - мелкая перелетная птица. Окрас птицы черно-синий, а брюшко у нее светлого цвета, крылья широкие, хвост раздвоенный. Все ласточки превосходно летают и проводят большую часть жизни в полете. Они питаются насекомыми, которых ловят на лету.

Послушаем, как поет ласточка (Включает аудиозапись). Вот так щебечет ласточка.

Давайте вспомним еще об одной перелетной птице.

Физкультминутка «Лебеди»

Лебеди летят, крыльями машут

Прогнулись над водой, качают головой Прямо и гордо умеют держаться

Очень бесшумно на воду садятся.

Лебедь - птица с белоснежным оперением и изогнутой длинной шеей. Лебеди — водоплавающие птицы, они селятся там, где есть озера и болота, устраивают свои гнезда подальше от людей и хищных животных.

Питаются лебеди водными растениями, личинками насекомых, а также мелкими рачками и моллюсками.

Послушаем голос лебедя (Включает аудиозапись).

- Все эти птицы, с которыми мы познакомились зимующие или перелетные?

-Давайте вспомним, каких еще перелетных птиц вы знаете

-Ребята, а почему птицы улетают в теплые края?

Действительно осенью насекомые исчезают. Птицы лишаются основного корма, поэтому и вынуждены улетать в тёплые края. Первыми покидают нас насекомоядные птицы: грачи, ласточки и др. Затем, когда становится сложно находить зерно и плоды деревьев для еды, готовятся в далёкое путешествие зерноядные птицы. Последними улетают водоплавающие птицы: утки, гуси, лебеди. Потому что зимой все водоёмы замерзают, и найти подходящую пищу пернатым практически невозможно.

Значит, что страшнее птицам зимой – холод или голод?

Некоторые перелетные птицы улетают ночью, другие днем. Но перед полетом они совершают пробные полеты, больше обычного едят, в полете им подкрепиться негде. В полете птицы ориентируются на солнце и звезды.

- Вы обращали внимание, что некоторые птицы улетают «стаями» (дрозды, скворцы), все вместе; некоторые, например, журавли, выстраиваются «клином» в виде треугольника; другие выстраиваются «вереницей», в одну линию (утки, гуси, лебеди). Некоторым птицам нужны вожаки, которые показывают дорогу. Весной все перелетные птицы возвращаются назад, потому что им нужно выводить птенцов

Дети рассматривают и называют части тела птиц : голова, клюв, туловище, ноги, крылья, хвост.

По оперению, внешнему виду, величине.

- Птицы, которые улетают в теплые края, называются перелетными

- Птицы, которые остаются с нами зимовать, называются зимующими.

Рассматривают иллюстрации на мольберте.

- Кукушка.

Слушают рассказ воспитателя

Слушают аудиозапись

- Ласточка

Слушают рассказ воспитателя

Слушают аудиозапись

Дети машут руками

Качают головой

Распрямляют спину

Садятся.

Слушают рассказ воспитателя

Слушают аудиозапись

- Перелетные.

Скворцы, грачи, дикие утки, аисты, гуси, дрозды и т. д.

- Птицы улетают в теплые края, потому что наступают холода, зимой нет насекомых, которыми они питаются.

- Голод.

20 мин.

Самостоятельное применение нового на практике, либо актуализация уже имеющихся знаний, представлений, (выполнение работы)

- Ребята, встаньте, пожалуйста, в круг, я предлагаю вам поиграть в игру на внимание

Дидактическая игра «Топай-хлопай».

- Ребята, сейчас я буду говорить предложения о перелетных и зимующих птицах, если предложение будет правильное - хлопаете, если неправильное - топаете.

- Осенью все птицы улетают в теплые края?

-Аист - перелетная птица;

-птенцы высиживают яйца;

-воробей и синица-зимующие птицы;

-из яиц птиц вылупились крокодильчики;

-дети сделали для аистов скворечники;

-кукушка – перелетная птица;

-тело птицы покрыто шерстью.

Упражнение «Скажи одним словом» (в кругу)

- Я буду бросать вам мяч, а вы мне будете его возвращать с ответом.

-У аиста длинные ноги, он какой? …

-У ласточки длинный хвост, она …

-У синицы грудка жёлтая, она…

-У дикого гуся красный клюв, он …

-У ласточки острые крылья, она …

-У соловья звонкий голос, он …

-У сороки белые бока, она ….

Дидактическая игра «Какой птицы не стало»

Воспитатель вывешивает на доску картинки с изображением перелетных птиц (5 шт .).

-Ребята, давайте назовем всех птиц, закроем глаза (Педагог прячет одну картинку), а когда откроете глаза вы должны угадать, какой птицы не стало, сказать какая она была по счету.

Дети становятся в круг.

Дети отвечают:

- Длинноногий;

- длиннохвостая;

- желтогрудая;

- красноклювый;

- острокрылая

- звонкоголосый

- белобокая

Дети называют всех птиц, закрывают глаза, играют в игру.

3.Заключительная часть

Итог занятия. Систематизация знаний.

- Ребята, скажите, пожалуйста, о чем сегодня мы беседовали на занятии?

-О каких перелетных птицах вы узнали?

-Что интересного мы узнали о кукушке?

-Как они находят дорогу в теплые края и обратно к нам?

Отвечают на вопросы

3 мин.

4. Рефлексия

-Ребята, мне понравилось, как вы работали на занятии: внимательно слушали, думали, отвечали полными предложениями. Молодцы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия по познавательному развитию «Перелетные птицы» /СТАРШАЯ ГРУППА/

конспект занятия по познавательному развитию  «Перелетные птицы»  /СТАРШАЯ  ГРУППА/...

Конспект занятия по речевому развитию "Зимующие птицы" (старшая группа)

Данный конспект обогатит знания детей о жизни зимующих птиц, позволит поработать над слоговой структурой слов, над диалогической речью, над развитием речи и движения....

Технологическая карта занятия по речевому развитию "Путешествие по острову Вежливости" для детей старшего дошкольного возраста

Цель занятия: обобщение и расширение знаний о хороших и плохих поступках, о вежливом поведении....

Технологическая карта занятия по речевому развитию в средней группе Заучивание стихотворения А. Барто «Я знаю, что надо придумать».

Целью данной работы является: Развитие монологической речи детей среднего дошкольного возраста...

Технологическая карта занятия по речевому развитию в подготовительной группе "Путешествие на волшебные острова"

Тема занятия: «Путешествие на волшебные острова»Образовательная область: речевое развитиеВозрастная группа: подготовительная группаЦель занятия: Формирование умения выполнять разные задани...