Развитие лексики у детей с ТНР
презентация к уроку по логопедии (подготовительная группа) на тему

Изменения в современном обществе  предъявляют    высокие требования к развитию выпускников образовательных учреждений, не исключение здесь и детские сады. Поэтому выпускник ДОУ должен быть интеллектуален, развит психически и физически, любознателен. 

Прилагается презентация.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon leksika._doklad.doc40.5 КБ
Office presentation icon leksika.ppt284.5 КБ

Предварительный просмотр:

Лексика.

        Изменения в современном обществе  предъявляют    высокие требования к развитию выпускников образовательных учреждений, не исключение здесь и детские сады. Поэтому выпускник ДОУ должен быть интеллектуален, развит психически и физически, любознателен. Познавательную активность ребёнка рассматривают как деятельность, в процессе которой он учится, познаёт окружающий мир в игре, на занятиях, в труде, продуктивной деятельности, в общении. В связи с этим  сегодня мы уделим внимание работе по обогащению и развитию словаря наших воспитанников и развитию чувства языка.

Развитие лексики в онтогенезе.

Развитие лексики (словаря) ребёнка  обусловлено развитием                                    мышления, грамматического строя речи, представлений ребёнка об окружающей действительности. По мере того как ребёнок знакомится с новыми предметами, явлениями, признаками предметов и действий, обогащается его словарь. Развитие лексики во многом определяется социальной  средой, в которой воспитывается ребёнок.  

Первоначально новое слово возникает у ребёнка как непосредственная связь между конкретным словом и соответствующим ему предметом. С этого момента началось развитие слова, его значения. Значение слова развивается в двух аспектах     –    смысловом и системном; от конкретного к абстрактному.

Овладевая речью, ребёнок активен: он анализирует речь  окружающих,  создаёт новые слова. Слова могут быть созданы верно, а могут выглядеть как неологизмы (вазелин-мазелин, лопатка-копатка, милиционер-улиционер, сольница, обколючилась). В этом явлении проявляется стремление ребёнка установить связь непонятного слова со значением знакомых, понятных. Что свидельствует о  функционировании в сознании ребёнка системы межсловесных связей, «вербальной сети», чувства языка.

  Нарушение     лексики у детей с ТНР.   

        Нарушение  формирования лексики у детей с ОНР проявляются в ограниченности     словарного запаса, резком расхождении объема  активного и пассивного словаря, не точном употреблении слов. Дошкольники с  ОНР  понимают значение многих слов; объём их пассивного словаря близок к норме. Однако употребление слов в экспрессивной речи, актуализация слова (поиск известного)  вызывают большие затруднения. Понимание и использование слова носит ситуативный характер.

        Замены прилагательных  свидетельствуют о том, что дети не выделяют существенных признаков, не дифференцируют качества предметов, их величины, высоты, ширины, толщины (высокий-длинный,   узкий-маленький, короткий-маленький). Дети используют глаголы  более общего, недифференцированного значения (ползёт-идёт, воркует-поёт).  Имеет место недостаточно развитое умение сравнивать  слова по их значению.                          

 

У детей с нормальным речевым развитием процесс поиска слова происходит очень быстро, автоматизировано. У наших детей этот процесс осуществляется очень медленно, развёрнуто, недостаточно автоматизировано, т.к. отвлекающее влияние оказывают   смысловые и звуковые ассоциации. Реакция   на слово-стимул у детей с речевыми нарушениями гораздо длительнее, чем в норме: до 10 сек. –  в норме; с речевой патологией – 40 сек.

Вывод очевиден – нашим детям нужно помочь научится наблюдать за языковыми явлениями, сравнивать слова, запоминать их смысл, объединять, изменять их.    

Дифференциация подхода воспитателя и логопеда  в работе по обогащению словаря  дошкольников с ТНР.

Общая  цель  деятельности педагогов, работающих с детьми, имеющими ТНР,  состоит не только в коррекции речевых нарушений, но и в формировании, развитии, обогащении пассивного и активного словарного запаса, развитии чувства языка.  Если  у детей с нормальным речевым развитием оно появляется во время, то  у наших детей его необходимо формировать, развивать, корректировать; т. е. создавать специальные условия для осуществления данной задачи.

Деятельность воспитателя и логопеда подразумевает создание специальной среды для  развития речи детей с ТНР. Таковая деятельность имеет одинаковую цель, но идём к ней разными путями.  

Цель -  создать условия для обогащения и активизации словаря ребёнка, в которых  может научиться наблюдать за словом, определять и расширять его значение, развить умение грамматически верно выстраивать высказывания на уровне словосочетаний и предложений, т.е. самостоятельно конструировать речевое высказывание.

Правильно чувствовать слово и работать с ним ребёнок с ОНР сможет, если воспитатели, логопеды и родители будут,  взаимодействуя друг с другом, согласованно влиять на развивающую среду, в которой пребывает наш воспитанник.

Детский психолог Петровский выделил три зоны развития, которые окружают ребёнка: актуальная  и  ближайшая, перспективная.

Актуальная зона – знания, умения, навыки  (ЗУН), которыми владеет ребёнок. Здесь ребёнок работает самостоятельно.

Ближайшая зона – ближайшая к ребёнку информация, среда, в которой происходит  его развитие, т.е. новые знания, умения, навыки. Здесь работает с ребёнком педагог.

Перспективная зона – та зона информации и среды, в которой ребёнок будет или может работать через определённое количество времени.

Учитель  – логопед, корректируя речевое развитие воспитанника, начинает работает в  зоне   актуального развития. Диагностирует  речевое развитие ребёнка; соотносит с речевой нормой уровень развития его  речевых параметров;  формирует, развивает, автоматизирует новые умения, которые будут составлять его зону актуального развития. Таким образом,  логопед, работая в зоне актуального развития,  позволит ребёнку выходить в его ближайшую зону и даже за её пределы с наработанными ЗУНами.

Воспитатель, привлекая ребёнка  к окружающей действительности, активизирует словарь на своих занятиях (беседы, чтение литературы, рассматривание картин), опирается на общую информацию, которая может быть доступна ребёнку в данном возрасте,  в  большей части работает в зоне ближайшего развития.  Из этой зоны  педагог  корректирует зону актуального развития, упрочняет знания.  Ребёнок, в беседах с воспитателем отзывается  на затронутую тему, вспоминая и рассказывая о знакомых ему явлениях, предметах, событиях ( а моей бабушки…, а мы были в парке и видели…). Воспитатель при этом выслушивает детей и поддерживает их интерес, расширяя зону ближайшего развития.

Логопед же в такой ситуации на занятиях по развитию лексико-грамматических категорий, подогревая интерес ребёнка своими техниками, уходит из зоны ближайшего развития (не имеет возможности выслушивать ребёнка как воспитатель),  конкретизирует речь ребёнка с целью сформировать необходимое умение, например: образование сущ. с уменьшит. ласк. суф.

Таким образом, воспитатель  на занятиях по ознакомлению с окружающим идёт от общего к частному, а логопед то частного к общему.

Согласованная работа педагогов  позволит создать условия для развития лексических знаний, умений, навыков, способствующих развитию чувства языка.

Сегодня мы рассмотрим данную проблему со стороны активизации и расширения словаря детей.  

Направления работы по обогащению

словаря дошкольников

  • Активизация и уточнение словаря (номинативный, предикативный, качественный).
  • Образование слов при помощи суффиксов, приставок и адекватное их употребление.
  • Усвоение понятия о родственных словах.
  • Употребление предлогов.
  • Овладение навыками подбора антонимов и синонимов.
  • Усвоение понятия многозначности слов.
  • Развитие и представление о фразеологизмах. Понимание фразеологических оборотов, прямого и переносного значения слов.
  • Работа с пословицами и поговорками.
  • «Интересные слова».

Направления работы по обогащению

словаря дошкольников

  • Активизация и уточнение словаря (номинативный, предикативный, качественный).
  • Образование слов при помощи суффиксов, приставок и адекватное их употребление.
  • Усвоение понятия о родственных словах.
  • Употребление предлогов.
  • Овладение навыками подбора антонимов и синонимов.
  • Усвоение понятия многозначности слов.
  • Развитие и представление о фразеологизмах. Понимание фразеологических оборотов, прямого и переносного значения слов.
  • Работа с пословицами и поговорками.
  • «Интересные слова».


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Лексика Развитие и обогащение словарного запаса детей с тяжелыми нарушениями речи

Слайд 2

Современные требования к развитию выпускников ДОУ Интеллектуален Развит психически и физически Любознателен

Слайд 3

Условия развития лексики (словаря) в онтогенезе Развитие мышления Развитие грамматического строя речи Развитие представлений об окружающем мире Социальная среда, в которой воспитывается ребёнок

Слайд 4

Условия появления нового слова Активный анализ речи окружающих (при вовремя развивающихся слуховом и речевом анализаторах). Возникновение непосредственной связи между конкретным словом и соответствующим ему предметом. Функционирование в сознании ребёнка системы межсловесных связей, «чувства языка» с помощью которых развивается значение слова в смысловом и системном аспектах.

Слайд 5

Нарушение лексики у детей с ОНР Ограниченный словарный запас. Резкое расхождение объёма активного и пассивного словаря. Неточное употребление слов. Понимание и использование слова носит ситуативный характер. Затруднительное выделение существенных признаков предметов. Использование глаголов более общего значения Неразвитое умение сравнивать слова по их значению.

Слайд 6

Специальные условия для развития чувства языка Воспитатель, логопед – создатели развивающей среды для развития речи детей ТНР

Слайд 7

Цель педагогов. Создать условия для обогащения и активизации словаря ребёнка, в которых он может научиться наблюдать за словом, определять и расширять его значение, развить умение грамматически верно выстраивать высказывания на уровне словосочетаний и предложений, т.е. самостоятельно конструировать речевое высказывание.

Слайд 8

Петровский. Зоны развития. Актуальная – знания, умения, навыки, (ЗУН) которыми владеет ребёнок. Здесь ребёнок работает сам. Ближайшая - ближайшая к ребёнку информация, среда, в которой происходит его развитие, где он приобретает новые знания, умения, навыки. ( воспитатель и логопед) Перспективная – информация и среда, в которой ребёнок будет работать в перспективе.

Слайд 9

Дифференцированный подход воспитателя и логопеда Ребенок Актуальная зона Ближайшая зона Перспективная зона

Слайд 10

Направления работы по обогащению словаря Активизация и уточнение словаря (номинативный, предикативный, качественный). Образование слов при помощи суффиксов, приставок и адекватное их употребление. Усвоение понятия о родственных словах. Употребление предлогов. Овладение навыками подбора антонимов и синонимов Усвоение понятия многозначности слов Развитие и представление о фразеологизмах. Понимание фразеологических оборотов, прямого и переносного значения слов. Работа с пословицами, поговорками. «Интересные слова».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности коррекционной работы по развитию лексики у детей с задержкой психического развития

Специфика содержания и методов работы по развитию лексики у детей с задержкой психического развития....

Методика работы по развитию лексики у детей с ЗПР

Методика работы по развитию лексики у детей с ЗПР. Материал для учителя-дефектолога, логопеда....

Лэпбук как современный метод развития лексики у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (ОНР)

Актуальность опыта работыРечь - это дар природы, благодаря которому все люди общаются друг с другом, познают окружающий мир. В дошкольном возрасте создаются благоприятные условия для развития речи, но...

Презентация «Лэпбук как современный метод развития лексики у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи»

Представлена краткая презентация выступления по проекту "Лэпбук как современный метод развития лексики у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи"...

Развитие лексики у детей раннего и дошкольного возраста

Слово. Компоненты языковой системы. Степени обобщения слов. Тематическое планирование коррекционно-педагогической работы с детьми в доме ребенка....

Методика работы по развитию лексики у детей с задержкой психического развития.

Методика работы по развитию  лексики у детей с задержкой психического развития....

Консультация: "Методика работы по развитию лексики у детей с задержкой психического развития"

Методика работы по развитию  лексики у детей с задержкой психического развития...