Интерактивные методы работы в группах компенсирующей направленности.
статья по логопедии на тему
В современных социально-экономических условиях развития общества перед педагогической наукой и практикой стоят задачи поиска наиболее оптимальных систем обучения и воспитания детей с особыми возможностями здоровья. Коррекционно-развивающая работа учителя-логопеда дошкольной организации в соответствии с ФГОС дошкольного образования должна включать содержание коррекционных мероприятий, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных потребностей детей с тяжелыми нарушениями речи, их интеграция, использование эффективных нетрадиционных подходов, что ведет к освоению ими общеобразовательных программ дошкольного образования, к равным стартовым возможностям в школьном обучении.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
inter.metody_v_logopedii.docx | 25.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Учитель-логопед МБДОУ детский сад № 4 «Чипполино»
МО г.Саяногорска
Арнаутова Людмила Викторовна
Интерактивные методы работы в группах компенсирующей направленности.
В современных социально-экономических условиях развития общества перед педагогической наукой и практикой стоят задачи поиска наиболее оптимальных систем обучения и воспитания детей с особыми возможностями здоровья. Коррекционно-развивающая работа учителя-логопеда дошкольной организации в соответствии с ФГОС дошкольного образования должна включать содержание коррекционных мероприятий, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных потребностей детей с тяжелыми нарушениями речи, их интеграция, использование эффективных нетрадиционных подходов, что ведет к освоению ими общеобразовательных программ дошкольного образования, к равным стартовым возможностям в школьном обучении.
Согласно ФГОС ДО: «Речевое развитие детей включает владение речью, как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте».
Каждый учитель — логопед продумывает свои формы работы, приёмы, методы, средства сотрудничества детей и взрослых для формирования предпосылок универсальных учебных действий (УУД) при переходе на школьный уровень образования, а так же учитывает индивидуальные особенности каждого ребенка.
Учителю – логопеду при работе по ФГОС ДО необходимо обратить внимание на создание условий развития ребёнка, открывающихся возможности для позитивной социализации, личностного развития, развития инициативы и творческих способностей; на создание развивающей образовательной среды как системы условий социализации и индивидуализации детей.
В настоящее время учителя-логопеды дошкольных образовательных учреждений сталкиваются с тем, что речевые патологии дошкольников имеют комбинированную форму - одновременное нарушение речи, развития высших психических функций, состояния общей и мелкой моторики, эмоционально-волевой сферы
Принимая во внимание новые стандарты образования и особенности личностного развития детей, одной из актуальных проблем воспитания дошкольников с речевыми патологиями является использование в коррекционно-логопедической работе методов интерактивного обучения.
Интерактивные методы:
- Ориентированы на более широкое взаимодействие детей не только с логопедом, но и друг с другом
- В процессе занятий доминирует активность детей
- Учитель-логопед направляет деятельность детей на достижение целей занятия
- В процессе выполнения заданий дети более активно осваивают новый материал, чем закрепляют ранее изученный.
Интерактивные методы достаточно сложно классифицировать, так как многие из них являются сложным переплетением нескольких приемов. Объединение методов в группы условно и базируется, прежде всего, на целях их использования. Использование тех или иных методов зависит от разных причин: цели занятия, опытности и предпочтений учителя-логопеда и дошкольников. При этом часто одно и то же название используется для обозначения различного содержания, и наоборот - одни и те же методы встречаются под разными наименованиями.
Наиболее распространенные интерактивные методы в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда:
-Творческие задания с подгруппами
участие небольшой подгруппы детей (от 3 до 8 человек). В образовательном процессе можно организовать несколько образовательных ситуаций с одним дидактическим средством (сюжетной картиной, игрушкой, книгой, природным материалом), но с целью решения постепенно усложняющихся задач познавательно-речевого характера. Логопедом может быть организовано множество образовательных ситуаций, направленных на решение постепенно усложняющихся задач: научить способам доброжелательного делового общения с собеседником, научить задавать вопросы, выстраивая их в логической последовательности, учить обобщать полученные сведения в единый рассказ, учить способам презентации составленного текста.
-Обучающие игры
А. Г. Арушанова считает, что одной из форм речевого развития для детей является сценарий игры, который активизирует общение детей, тем самым развивая их игровое (диалогическое) общение. К этой форме относятся разговоры с детьми, подвижные, народные, дидактические игры, инсценировки, драматизации и т.д.
Игры с готовыми текстами: подвижные «Король», «Коршун», «Змея», и др.; дидактические «Я садовником родился», «Краски», «Смешинки» и др. (освоить разнообразие инициативных и ответных реплик, приобщиться к выполнению основных правил ведения диалога); дидактические игры, предполагающие диалогическое взаимодействие, но не содержащие готовых реплик: «Поручение», «Кто кого запутает», «Похожи – не похожи», «Угощайся пирожком», игры с телефоном «Вызов врача», «Звонок маме на работу», «Бюро добрых услуг».
-Привлечение окружающего социума через соревнования, выставки, спектакли, представления
Логопедический или речевой досуг — всем хорошо знакомая нетрадиционная форма организации деятельности детей. Цель: в занимательной игровой форме обобщить и закрепить полученные знания, продемонстрировать навыки и умения детей, разнообразить формы и методы коррекционно-педагогического воздействия. Именно в досугах очень ярко выражаются такие принципы психического развития, как мотивация (желание выразить свои знания, умения, навыки) и амплификация (обогащение, усиление и углубление детского развития). Широкое использование разных игровых приемов способствует положительному эмоциональному настрою детей, активному применению приобретенных ранее знаний, умений и навыков. Досуг является показателем работы педагогов, прежде всего логопеда, за определенный период обучения дошкольников. Строится на хорошо знакомых детям играх и упражнениях. Речевой материал подбирается с учетом возможностей детей и требований ФГОС. К участию в отдельных этапах досуга могут приглашаться родители и дети других групп.
-Изучение и закрепление нового информационного материала в образовательной ситуации общения
Под термином «ситуация общения» понимается специально проектируемая логопедом или возникающая спонтанно форма общения, направленная на упражнение детей в использовании освоенных речевых категорий. В зависимости от поставленной речевой задачи ситуации общения бывают вербально оценочными, лексическими, коллизийными, прогностическими, описательными. К ним относятся игры-ситуации такие, как «Я экскурсовод по городу» (упражнение в восприятии и составлении описательных рассказов о местах и памятниках города), «Герой из какой сказки потерял свои вещи» (упражнение в развитии объяснительной речи), «Лавка волшебных предметов» (упражнение в использовании средств языковой выразительности), «Я загадаю-ты отгадай» (упражнение детей в описании предметов, придумывании загадок). Возможно использование ситуаций: ребенок в роли учителя-логопеда; работа с наглядным пособием; каждый учит каждого.
-Обсуждение и разрешение проблем (проектный метод)
Проект рассматривается как способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, лично значимой для ребенка, которая должна завершиться практическим результатом, оформленным в виде конечного продукта с презентацией. Важнейшим достоинством проектного метода является самостоятельное «добывание» знаний детьми. «Скажи мне– и я забуду, покажи мне– и я запомню, вовлеки меня — и я научусь» — так гласит восточная мудрость. Действительно, только работая самостоятельно, методом проб и ошибок, ребенок приобретает знания и опыт.
Область применения данного метода в логопедической практике остается пока слабо разработанной. Логопед может сконцентрироваться на решении узкоспециализацированных коррекционных задач, и организовать логопедические монопроекты, например такие как «Послушный ветерок», «Рифмовки», «Копилка «трудных» слов», «Такие длинные слова». Интегрированные проекты в наибольшей степени позволяют осуществить принцип комплексного подхода при коррекции речевых нарушений, интеграцию логопедии в образовательный процесс жизнедеятельности детей, с позиции практической значимости навыков для ребенка, способствует установлению тесного сотрудничества и взаимодействия всех участников образовательного процесса. Т. к. речь и общение сопровождают все виды детской деятельности, и любой проект завершается презентацией продукта, то эффективность использования проекта с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи, возрастет, если структуру проекта подчинить решению вопросов коррекции и развития речи на фоне интереса детей. Таким образом, в любом проекте решаются основные логопедические задачи.
Применение интерактивных методов на логопедических занятиях, благодаря новым формам представления, восприятия, обсуждения, осмысления и анализа информации, позволяет:
- повышать познавательную активность дошкольников,
- стимулировать активность вовлечения детей в образовательный процесс,
- создавать условия для развития таких качеств личности дошкольников, как инициативность, настойчивость, толерантность, самостоятельность, ответственность, целеустремлённость
- стимулировать самостоятельную деятельность детей,
- развивать творческие способности дошкольников,
- повышать в несколько раз эффективность и качество обучения,
- сокращать сроки коррекционной работы с дошкольниками.
Таким образом, применение интерактивных методов содействует достижению комплекса образовательных эффектов – обучения, воспитания, развития и социализации личности дошкольника в условиях ДОУ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад из опыта работы: «Развитие познавательной активности старших дошкольников посредством использования исследовательских методов обучения в группе компенсирующей направленности»
Актуальность избранной мною темы на современном этапе очевидна.Современное общество нуждается в активной личности, способной к познавательно-деятельностной самореализации, к проявлению исс...
Проект «Развитие познавательной активности старших дошкольников посредством использования исследовательских методов обучения в группе компенсирующей направленности»
Исследовательская активность помогает становлению субъектной позиции дошкольника в познании окружающего мира, тем самым обеспечивает готовность к школе. Именно в старшем дошкольном возрасте создаются ...
Опыт работы в группе компенсирующей направленности "Сказкотерапия в логопедической работе с дошкольниками"
Доклад с использованием нестандартных форм и методов - "Сказкотерапия", с презентацией "Сказкотерапия в работе с дошкольниками"...
«Развитие познавательной активности старших дошкольников посредством использования исследовательских методов обучения в группе компенсирующей направленности»
Современное общество нуждается в активной личности, способной к проявлению исследовательской активности и творчества в решении жизненно важных проблем. Дошкольное образование призвано способствовать р...
Интерактивное родительское собрание в группе компенсирующей направленности 2 года обучения на тему: «Использование информационных компьютерных технологий во взаимодействии ДОУ с семьей»
Цель: Создание условий для использования информационных компьютерных технологий во взаимодействии ДОУ с семьей. Задачи: познакомить родителей с необходимостью соблюдать требования и правила...
Календарный план воспитательно-образовательной работы подготовительной группы компенсирующей направленности для детей с ТНР на тему: Весенние сельскохозяйственные работы"
Календарный план воспитательно-образовательной работы...
РМО от 13 мая 2020 г. «Эффективность коррекционной работы в группе компенсирующей направленности как итог слаженности в работе учителя – логопеда, воспитателей и родителей»
Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателя и родителей в коррекции ОНР у детей дошкольного возраста...