Предметно-развивающая среда логопункта ДОУ
методическая разработка по логопедии на тему

Казакова Любовь Ивановна

Данный материал будет интересен учителям-логопедам дошкольных образовательных учреждений, так как раскрывает важный аспект создания предметно-развивающей среды логопедического пункта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon predmetno-razvivayushchaya_sreda_dword_2.doc41.5 КБ

Предварительный просмотр:

Предметно-развивающая среда логопедического кабинета дошкольного образовательного учреждения

Основное назначение логопедического кабинета - это создание оптимальных условий для коррекционного обучения дошкольников с речевыми нарушениями.

Одним из важных факторов развития личности ребенка является среда, в которой он живет, играет, занимается и отдыхает. Предметно-развивающая среда должна обладать мобильностью, быстро реагировать на изменяющиеся и формирующиеся в коррекционно-образовательном процессе потребности и возможности ребенка.

Развивающая среда в логопедическом кабинете организована таким образом, что бы способствовать развитию всех сторон речи и неречевых психических функций. Педагогическое пространство логопедического кабинета должно рассматриваться как система взаимосвязанных коррекционно-воспитательных ситуаций, субъектами которых являются ребенок и логопед. При этом следует помнить, что эта система реализуется в условиях специально разработанной предметно-развивающей среды, представляющей собой совокупность предметов помещения кабинета, основное назначение, которых - побуждать ребенка к деятельности, стимулировать поиск, любознательность.

Создавая предметно-развивающую среду логопедического кабинета, мы руководствовались следующими принципами:

  • соответствие психолого-педагогическим и санитарно-гигиеническим требованиям;
  • инновационная направленность (соответствие ФГТ, учет современных образовательных технологий);
  • системность (весь материал систематизирован по зонам, каждой зоне отведено определенное пространство кабинета);
  • доступность;
  • мобильность (настенные пособия легко снимаются со стен и переносятся);
  • многообразие материала.

Оформление логопедического кабинета должно учитывать современные образовательные технологии (СОТ).

Личностно-ориентированные технологии учитываются следующим образом: для обеспечения индивидуальной детской деятельности планируется создать ситуации занятости и увлеченности каждого ребенка.

Для реализации современных игровых технологий предусмотрено

расширение функциональности предметно-развивающей среды: в работе будут использоваться настольно-печатные игры, игротеки, логопедические рифмовки, пальчиковый театр, сенсомоторные игры.

        Технологии проектной деятельности также могут широко использоваться: для обеспечения возможности реализовывать исследовательскую, экспериментально - познавательную деятельность, у ребенка должен быть выбор способа выполнения задания.

        Я решила разделить помещение логопедического кабинета по целенаправленному оснащению и применению материалов на следующие условные зоны:

Зоны для детей

Зоны для взрослых

  • зона коррекции звукопроизношения;
  • зона развития мелкой моторики;
  • зона развития речевого дыхания;
  • зона развития фонематического восприятия, анализа и синтеза;
  • зона развития лексико-грамматической стороны речи
  • Зона дидактического и методического сопровождения;
  • Информационная зона;
  • Зона ТСО

Зона коррекции звукопроизношения. Здесь находятся: настенное зеркало с дополнительным освещением, небольшой рабочий стол ( в соответствии с ростом ребенка), логопедические зонды, литература по автоматизации и дифференциации дефектных звуков, картотеки на автоматизацию и дифференциацию звуков в слогах, словах, предложениях и связных текстах, карточки с артикуляционными укладами речевых профилей (шипящие, свистящие, соноры).

Зона развития мелкой моторики, в которой находятся разнообразные пазлы, шнуровки, конструкторы, мозаика, пирамидки, матрешки, мелкие игрушки, игры с пуговицами, бисером, спичками, трафареты на различные лексические темы и др.

Зона развития речевого дыхания, включающая в себя различные игры для формирования плавной воздушной струи и речевого выдоха: листочки, бантики, листики деревьев, травинки, пузырьки, бабочки, «ветродуйчики», мелкие, легкие игрушки и т.д.

Зона развития фонематического восприятия, анализа и синтеза: картинный материал «звукоподражания», дидактический материал «паронимы», схемы для определения позиции звука в слове, «звуковые дорожки», картинный материал и игры для определения места звука в словах и др.

Зона развития лексико-грамматической стороны речи состоит из различного картинного материала по развитию лексико-грамматической стороны речи (игры «один-много», «большой-маленький», «подбери предлог», «назови одним словом»), пособий по развитию связной речи (сюжетные картинки, сюжетные картинки с последовательностью событий, картинный материал «антонимы», «синонимы», «азбука действий» и др. Также здесь собраны игровые задания на закрепления грамматических категорий, картотеки различных словесных игр.

Зона дидактического и методического сопровождения. В ней собрана документация логопедического пункта. Широко представлена методическая литература, логопедические тетради и альбомы. А также программно-методическое обеспечение всех логопедических занятий (диски с развивающими играми, логоритмическими упражнениями в аудио сборниках).

Информационная зона, где размещаются: график работы логопеда, расписание занятий, консультации для родителей, памятки, материал для воспитателей.

Итак, грамотно организованная на нашем логопункте предметно-развивающая среда будет способствовать:

  1. целенаправленному формированию эмоционально-положительного психологического климата в процессе коррекционной работы;
  2. реализации предметно-практической направленности специального педагогического пространства;
  3. обеспечению чувства психологической защищенности
  4. сочетанию привычных и инновационных методов в организации и проведении коррекционных занятий.

Отмечу, что эта работа не может быть единовременной, моделирование среды должно продолжаться в течение всего учебного года и в дельнейшем совершенствоваться.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

предметно-развивающая игровая среда в дошкольном образовательном учреждении

Игра -это ведущий вид деятельности дошкольников и один из способов проявления и выражения себя, своих чувств, мыслей, отношения к окружающему миру....

Предметно-развивающая игровая среда самых маленьких

особености организации предметно-развивающей игровой среды для детей 2-3 лет...

Ранний возраст Предметно-развивающая, игровая среда в группах раннего возраста

Предметно-развивающая среда в группе раннего возраста...

Предметно-развивающая, игровая среда в группах раннего возраста.

Общеизвестно, какую неоценимую роль в развитии ребёнка играет предметно-развивающая среда. Ведь предметная среда – это не только набор тематических зон, самое главное – это «среда обитания» малыша, в ...

Предметно - развивающая, игровая среда в 1 младшей группе

В период детства маленький человек активно познает окружающий мир. И наша задача — сделать окружение для ребенка ярким, интересным, запоминающимся, эмоциональным, активным, мобильным. Правильно ...