Занятие для развития речи у дошкольников
материал по логопедии на тему

Заломнова Наталия Дмитриевна

Формирование лексико-семантической готовности к составлению расска­за по серии сюжетных картин.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Подготовительные лексические упражнения по серии сюжетных картин «Как щенок нашел друзей»

Цель: формирование лексико-семантической готовности к составлению рассказа по серии сюжетных картин.

Оборудование: серия сюжетных картин «Как щенок нашел друзей» Н.Е.Ильковой, мяч.

Ход занятия

I. Организационный момент

Логопед предлагает детям вспомнить и назвать детенышей домашних животных, а затем логопед просит детей послушать стихотворение-загадку:

Этот маленький комок

В дом несётся со всех ног.

Нос наморщил и чихнул,

Папе руку он лизнул.

Этот зверь, увидев кошку,

Громко лает у окошка.

Я люблю тебя, дружок,

Рыжий, маленький...(Щенок)

Логопед просит детей объяснить, почему они решили, что это щенок, а затем предлагает детям еще раз послушать это стихотворение, запомнить и назвать слова, которые помогли догадаться, что это стихотворение-загадка о щенке. Дети вместе с логопедом рассматривают игрушечного щенка.

 1. Лексические игры с мячом. Игра «Придумай действие».

Логопед предлагает детям, передавая мяч друг другу, назвать отдельные действия (словосочетания), которые может делать щенок.

Щенок (что делает?) - играет (с мячиком), спит (сладко), лает (громко), скулит (жалобно), кусается, грызет (косточку), пьет (воду)... Если дети затрудняются ответить, логопед использует вопросы-подсказки типа «что делает щенок с мячиком?» «с водой?»

Игра «Подбери признак». 

Дети, передавая мяч, подбирают слова-признаки. Щенок (какой?) - пушистый, лохматый, ласковый, умный, добрый, маленький, рыжий, серый, пятнистый, забавный, веселый и т.д.

II. Основная часть занятия

Логопед предлагает узнать интересную историю, нарисованную на четырех картинах. Рассмотрев картины, рассказать, что произошло и о ком эта история.

Беседа по содержанию каждой картины.

На магнитную доску по очереди выставляются сюжетные картины. Логопед предлагает детям внимательно рассмотреть каждую картину и ответить на вопросы.

Картина № 1: Кто изображен на картине? Что делает щенок? Какое время года изображено на этой картине? Как вы это определили? Как выглядит щенок ? Какое у щенка настроение? Как вы думаете, щенок находится в городе или в деревне? Почему вы так решили? Почему щенок такой печальный? Почему щенок здесь сидит и никуда не уходит?

Картина № 2: Кто нарисован на этой картине? Как одеты девочки? Что у них в руках? Какой идет дождик? Почему девочки остановились возле щенка? Почему он опустил голову? Какой идет дождик? Что чувствуют девочки к щенку? Как чувствует себя щенок?

Картина № 3: Кого вы видите на этой картине? Какое настроение у девочек? А у щенка? Что он делает? Как девочки смотрят на щенка? Что изображено на картине, висящей на стене?

Картина № 4: Что делают девочки на этой картине? А что делает щенок? Почему он уснул? О чем разговаривают девочки на диване? Почему они решили забрать щенка домой? Как девочки смотрят на щенка?

2. Физкультминутка.

По ходу стихотворения дети выполняют соответствующие движения.

 А теперь всем детям встать,

 Руки медленно поднять,

 Пальцы сжать, потом разжать,

 Руки вниз и так стоять.

 Отдохнули все немножко

 И отправились в дорожку

3. Игра на внимание

Логопед предлагает детям еще раз внимательно посмотреть на картины и запомнить как можно больше предметов, изображенных на них. Затем переворачивает картины. Дети вспоминают и называют предметы, относящиеся к первой, второй, третьей и четвертой картинам. Игра проводится в виде соревнования.

4. Задание- продолжи предложение с опорой на картины.

Придумайте подходящий конец к каждому предложению. Определите, к какой из четырех картин оно относится. Наступила поздняя... Девочки смотрели... Почти все листья... Щенок сладко спал, а девочки ... Во дворе сидит...Щенок поел и пошел ...Девочки решили забрать...Две девочки увидели...Теперь у щенка появились настоящие ...

5.Игра «Путаница».

Установление причинно-следственных связей, смысловых ассоциаций и последовательности событий в рассказе по серии сюжетных картинок.

Логопед говорит детям о том, что щенок поиграл с картинами, но перепутал их порядок. Логопед просит детей вспомнить, что было в начале этого рассказа, что в середине, что в конце и расставить картины по порядку.

6.Придумывание названия рассказу.

Логопедом предлагается несколько названий рассказа для исключения их детьми по несоответствию содержанию серии сюжетных картинок. Осенью во дворе. Грустный щенок. Как щенок нашел друзей. Щенок на горке. Как щенок кушал и т.п.

III. Подведение итогов занятия

Логопед задает детям различные вопросы: Чем занимались? Чему научились? Что понравилось в картинах? Кого запомнили? И т.д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект занятия по развитию речи у дошкольников 4, 5 - 5, 5 лет на тему: "Знакомство с многообразием слов, деление слов на слоги. Слова длинные и короткие".

Цели занятия: 1. образовательная - научить делить слова на слоги, определять количество слогов в слова, учить отвечать на вопросы.2. развивающая - развивать внимание, речь.3. воспитательная - вос...

План - конспект занятия по развитию речи у дошкольников 4, 5 - 5, 5 лет на тему: "Знакомство с многообразием слов, деление слов на слоги. Слова длинные и короткие".

Цели занятия: 1. образовательная - научить делить слова на слоги, определять количество слогов в слова, учить отвечать на вопросы.2. развивающая - развивать внимание, речь.3. воспитательная - вос...

Развитие лексико-грамматических категорий на занятиях по развитию речи у дошкольников с ЗПР

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста с ЗПР, Тема "Фрукты"...

Элементы ранней профориентации на логопедических занятиях по развитию речи старших дошкольников

Конспект интегрированного занятия с элементами логоритмики "Путешествие в Город Веселых профессий"...

Занятие по развитию речи для дошкольников. Тема занятия "Звук"

Занятие по развитию речи для дошкольников (5-6) лет. Ознакомление с понятием "звук". Как можно определить звук предмета, если его не видишь? Практическая работа "Определи по звуку, что ...

Мастер-класс по речевому развитию. «Развитие словотворчеством. Использование технологий друдлов, лимериков, логосказок, синквейнов при организации «забавных занятий» по развитию речи с дошкольниками».

Масстер -класс по речевому развитию "Развитие словотворчеством. Использование технологий друдлов, лимериков, логосказок, синквейнов при организации "забавных занятий" по развитию речи с...