Конспект подгруппового занятия по автоматизации и введению в речь звука Р.
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) по теме

Заець Наталия Богдановна

Автоматизация поставленных звуков всегда происходит более успешно и результативно, если речевой материал сочетается с двигательной  нагрузкой. Использование музыкального сопровождения, игр малой подвижности и  ресурсов портала МЕРСИБО делает занятия разнообразными и привлекательными для дошколят. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Сказка»

Конспект  

подгруппового логопедического занятия   по автоматизации звука Р

у детей подготовительной группы  с ФФНР.

Тема: « Приключения Буратино».

Составила

учитель-логопед Заець Н.Б.

первая квалификационная категория

Когалым, 2016

Цель: автоматизация звука Р в речи.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

Закрепить  правильное произношения звука Р в словах , предложениях, скороговорках на фоне двигательной  и функциональной нагрузки.

Закреплять навык выделения отдельных слов в предложениях,  навык  самостоятельного определения позиции заданного звука в слове, деления слов на слоги с опорой на двигательный компонент.

Совершенствовать навык и  умение  правильно грамматически  оформлять  распространенные и  сложные предложения.

Активизировать словарь, уточнить значение  слов  «рубанок», «паспорт».  

Коррекционно-развивающие:

Развивать  фонематический слух, интонационную выразительность,  слуховую память, внимание, ритм.  

Развивать  артикуляционную моторику, общую моторику рук, умение детей сохранять равновесие, развивать дыхание и  формировать целенаправленную воздушную струю.

Коррекционно-воспитательные:

Развивать навыки работоспособности с помощью смены видов деятельности, целевых установок.

Учить навыкам коллективной и индивидуальной работы.

Учить навыкам самоконтроля и  речевой самокоррекции.

Развивать мотивацию игровой и учебной деятельности.

Учить детей быть дружными, точно и правильно выполнять совместные  задания.

Воспитывать  личные  качеств детей, активность, самостоятельность.

Оборудование:   компьютер, телевизор, веревка с узлами, крупяные мячики, схемы слов, запись песенки «Сладкая жизнь» из мультфильма «Маша и медведь» для артикуляционной гимнастики и  минусовка песни «В лесу родилась елочка» для распевки слогов и слов, электронная игра-бродилка  «Приключения Буратино» (сайт МЕРСИБО), мольберт и фломастеры, коробочка в виде сердечка для сюрпризного задания.

Логопед встречает детей:

-Здравствуйте мои грустные ребята.

-Мы не грустные ребята. Мы наоборот - веселые.

-Здравствуйте мои ленивые ребята.

-Мы не ленивые. Мы наоборот, трудолюбивые ребята.

 -Здравствуйте, мои  молчаливые ребята

 -Мы не молчаливые. Мы наоборот, разговорчивые ребята.

Логопед приглашает детей на ковер.

-Ребята, какой звук мы учимся правильно и красиво говорить на наших занятиях? (Звук Р). Расскажите, как правильно его произносить.  (Дети рассказывают артикуляционный уклад звука Р).  Логопед предупреждает детей о том, что сегодня им предстоит  играть электронную игру «Приключения Буратино». Но в какой-то момент им будет предложено сюрпризное задание. В чем оно состоит и когда оно начнется - это небольшой секрет.

-Чтобы  звук Р было произносить легко,  давайте выполним артикуляционную гимнастику.

Дети,  стоя, под музыку  выполняют артикуляционную гимнастику и дыхательные упражнения.

Автоматизации  звука Р в слогах и словах.

Пропевание слогов и слов со звуком р под музыку «В лесу родилась елочка».

-Ну, а теперь нас ждет электронная игра «Приключения Буратино».

Задание 1. Проговорите чистоговорку, изображенную на экране:

Ра-ра-ра, там далеко высокая гора.

Игра «Перебежки». 

Дети становятся в колонну по одному. Последний из колонны проговаривает первый слог чистоговорки,  перебегает и становится первым и так далее – каждый перебегает, проговаривая очередной  слог или слово,  предложенной чистоговорки.

Игра «Передай слово по ладошке».

Дети становятся в круг, по очереди  хлопают своего соседа по ладошке и передают очередной слог  или  слово только- что разученной чистоговорки. Тот ребенок, на ком она остановится,  начинает   игру  заново.

Задание 2. Отгадайте загадку:

На длинной палке, острые царапки.

Траву загребают, в охапки собирают.  (Грабли)

Логопед называет три слова из группы «Инструменты»: грабли, топор, рубанок. Дети должны их запомнить и повторить по порядку.

Прежде чем выполнить задание, дети дают толкование слова рубанок, показывают,  имитируя,  как можно строгать доски рубанком.

Игра «Передай слово по плечу».

Логопед называет слова: грабли, топор, рубанок.

Дети стоят в колонне по одному. Последний   из  колонны ребенок  называет первое слово и кладет правую руку на правое плечо впереди стоящего  товарища.  Второй называет и так же передает второе слово и т. д. Первый ребенок поворачивается через левое плечо  к тому. кто стоял  за ним,  и  отдает полученное слово обратно, кладя правую руку уже на левое плечо и т.д. Игру можно проиграть несколько раз, увеличивая темп последовательного проговаривания и передачи слов. Важно соблюсти темп и правильность  очередности слов. При возникновении ошибки- игра начинается сначала.

Задание 3. Послушай и найди лишнее слово:

Рубль, евро, паспорт, доллар.

Дети определяют, что  лишнее слово - «паспорт»,  объясняют свой выбор, дают толкование этому  слову, прочитывают слова на экране телевизора.

Логопед  дает задание детям определить позицию звука р в каждом из оставшихся слов с помощью полосок и фишек синего цвета.  

Задание4. Дети читают на экране телевизора слоги, которые написаны в слоговых  кружочках игры-бродилки «Приключения Буратино».

Задание 5. Дети называют  животных, которые нарисованы на игровом поле. Тигр, краб, ворона.

Как называется детеныш тигра? (тигренок). А если их несколько? (тигрята).

Игра «Брось мячик».( используются  по 3 крупяных  мячика для каждого ребенка)

Дети  устно делят слово тигренок на слоги, потом на первый слог  бросают  крупяной мячик  логопеду, а  на два последующих слога- поочередно бросают мячики на пол.

ТИ-ГРЕ-НОК

Задание 6. Запомни и назови диких,  домашних животных, изображенных на экране.

Корова, баран, носорог, жираф.

Игра « Хлоп, топ, слово».

Дети,  запомнив  четыре слова из игры,  поочередно их проговаривают, при этом одновременно шагают и хлопают. В случае ошибки –игра начинается сначала.

Игра «Узелки».

Логопед предлагает   детям новый порядок 4 слов: носорог, корова, баран, жираф. Их нужно без ошибок проговорить, перехватывая  крупные узелки на веревке.

Сюрпризное задание.

Логопед достает задание из красной коробочки в виде сердечка: Выучите трудноговорку «У коровы-пара рогов, у двух коров, две пары рогов».

Дети рассуждают, как можно легко и быстро выучить сложную, запутанную трудноговорку, озвучивают разные варианты. Логопед  предлагает остановиться на варианте - самим нарисовать и попытаться выучить.

Дети договариваются, кто из них какую часть рисунка нарисует.  

Игра « Прошагаем парами».

А теперь, ребята, давайте  проговорим эту трудноговорку, прошагав парами. Дети становятся парами, скрестив руки  ( ребенок правой рукой держит правую руку соседа, а левой-левую руку), одновременно шагают и проговаривают слова скороговорки: на один шаг-одно слово. Также они договариваются между собой, кто будет  давать команду на начало движения.

Итог занятия. Логопед вместо слов с помощью  слога РА, используя необходимую интонацию,  благодарит одного из ребят, другого ребенка  с помощью слога АР поздравляет с тем, что он научился «заводить» звук Р, третьего  ребенка  с помощь слогов ИР и РЫ спрашивает, понравилось ли ему  на занятии. Дети отвечают логопеду слоговыми шифровками, соблюдая интонацию, которую предполагает  ответ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект подгруппового занятия по автоматизации звуков [Р, РЬ] для детей 6-7 лет

Сюжетное занятие для детей 6-7 лет, на конец учебного года. Автоматизация звуков [Р, РЬ] изолированно, в слогах, словах, предложениях, тексте.В конспект включены пальчиковая игра, физ. минутка. с...

Конспект подгруппового занятия по автоматизации звука Р на материале лексической темы "Птицы"

Цели занятия : Автоматизация звука (Р) как в отраженной, так и в самостоятельной речи, развитие мышления, слухового  внимания и памяти, зрительного внимания.- Словообразование: продолж...

Конспект подгруппового занятия по автоматизации звука Ш

Подгрупповое логопедическое занятие с детьми старшего возраста по автоматизации звука Ш....

Конспект подгруппового занятия по автоматизации звуков "Р", "РЬ" "Поездка в Простоквашино"

Занятие очень интересное, насыщенное заданиями разного уровня сложности. В основу положен сюжет любимого всеми детьми мультфильма. Рекомендовано для детей подготовительной к школе группе....

Конспект подгруппового занятия по автоматизации звука «С» (в подготовительной группе) «Путешествие за сокровищами»

Конспект подгруппового занятия по автоматизации звука «С» (в подготовительной группе) «Путешествие  за сокровищами»Цель: закрепление произношения звука [С] в слогах, ...

Конспект подгруппового занятия по автоматизации и введению в речь звука Р.

Этап введения звука в беглую речь, пожалуй,  самый сложный в работе с детьми - дизартриками. Чем чаще на занятиях  дети вовлечены в интересные речевые игры и задания, которые предполагают ак...

Конспект подгруппового занятия по автоматизации звука Р.

Тема: «В гостях у Тигра  Ромы»Цель: автоматизация звука «Р» в речи.Задачи:1)     Коррекционно-образовательные:- упражнять в правильном произношении звука «Р»  изолированн...