Использование коррекционных технологий обучении детей с ОВЗ
статья по логопедии (старшая группа) на тему

Использование коррекционных технологий  обучении детей с ОВЗ

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование коррекционных технологий  обучении детей с ОВЗ

Для осуществления коррекционно-образовательного процесса автор использует программы, методические пособия, технологии, согласующиеся с основной общеобразовательной программой дошкольного образования.

При организации коррекционного процесса в ФФНР Намеченные задачи условно разделены на три группы:

I. Группа задач ознакомительно-адаптационного цикла

  • Ознакомление детей с интерактивным оборудованием и правилами поведения при работе с ними.
  • Знакомство детей с компьютерными игровыми программами и их героями.

II. Группа задач коррекционно-развивающего, образовательного и воспитательного цикла

  • Коррекция звукопроизношения, просодических компонентов речи, фонематического слуха, фонематического восприятия, лексико-грамматических компонентов языка.
  • Совершенствование диалогической речи детей: умение слушать собеседника, понимать вопросы, смысл задания, уметь задавать вопросы, отвечать на них.
  • Формирование и развитие навыков учебной деятельности: осознание цели, самостоятельное решение поставленных задач, достижение поставленной цели, оценка результатов деятельности.
  • Развитие словесно-логического мышления, зрительного и слухового восприятия, вербальной и зрительной памяти, внимания.
  • Развитие мотивационной сферы детей.
  • Развитие эмоционально-волевой сферы детей: воспитание самостоятельности, усидчивости, сосредоточенности; приобщение к сопереживанию, сотрудничеству, сотворчеству.

III. Группа задач творческого цикла

  • Развитие воображения.
  • Развитие познавательной активности.

Знакомство

с интерактивными технологиями

Интерактивная доска – эффективный инструмент развития речи у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи (далее ФФНР).

Дети с ФФНР  в большей степени нуждаются в том, чтобы занятия были интересными и увлекательными, им нужна дополнительная мотивация, большая наглядность. Занятия немыслимы без элементов игры, в которой они всегда принимают самое активное участие. В детском саду нельзя, как в школе, обойтись просто красочной и информативной презентацией, именно здесь востребованы возможности интерактивных досок.

Интерактивная доска - это не просто экран для проектора, на котором логопед  показывает заранее заготовленные материалы, а общее рабочее пространство, позволяющее детям принять активное участие в происходящем на занятии.

Конечно, занятие с дошкольниками нельзя строить только на использовании интерактивной доски, но даже непродолжительное ее применение позволяет мотивировать детей, сделать процесс обучения более интересным и эффективным.

Интерактивный сенсорный стол не ограничен в применении - программное обеспечение включает развивающие и обучающие модули на все темы для любых возрастов. .

Работа за столом отличается ориентацией на индивидуальные потребности детей, они сами могут одновременно выделять или передвигать объекты, рисовать или писать на экране, играть в развивающие игры, и при этом взаимодействовать с остальными детьми, отвечая на интеллектуальные вопросы и развивая моторику и основы дошкольных дисциплин. Детский интерактивный стол удобен для проведения индивидуальных и коллективных занятий. Идеально подходит для дошкольного обучения и проведения развивающих игр. Игры на интерактивном столе приносят детям огромное удовольствие.

Инструмент интерактивной доски, стола

Воздействие на обучение

Приемы

Цвет

Разнообразие цветов позволяет педагогам выделять важные области и привлекать внимание к ней;

связывать общие идеи или показывать их отличие и демонстрировать ход размышления.

 Определение твёрдости-мягкости, гласных-согласных звуков;

Записи на экране

Возможность делать записи позволяет добавлять информацию, вопросы и идеи к тексту, изображениям на экране. Все примечания можно сохранить, еще раз просмотреть или распечатать.

При составлении рассказов на экране добавлять предметы, обводить, классифицировать

Аудио- и видео-вложения

Значительно усиливают подачу материала. Также можно захватывать видеоизображения и отображать их статично, чтобы иметь возможность обсуждать и добавлять к нему записи.

 Прослушивания звуков природы

Выделение отдельных частей экрана

Тест, схему или рисунок на интерактивной доске можно выделить. Это позволяет педагогам и воспитанникам фокусироваться на отдельных аспектах темы. Часть экрана можно скрыть и показать его, когда будет нужно.

Выделение частей у предметов по обогащению словаря;

 Работа с мнемотаблицами по развитию связной речи

Вырезать и вставить

Объекты можно вырезать и стирать с экрана, копировать и вставлять, действия - отменять или возвращать. Это придает воспитанникам больше уверенности - они знают, что всегда могут вернуться на шаг назад или изменить что-нибудь.

Детализация предметов при изучении лексической темы

Разделение экрана

Педагог может разделить изображение с экрана компьютера и показать его на разных досках. Это может пригодиться при тщательном исследовании предмета.

Сравнение предметов

Поворот объекта

Позволяет перемещать объекты, показывая симметрию, углы и отражения

Узнавание, описание предметов

В нашем дошкольном учреждении интерактивные технологии (интерактивная доска, интерактивный стол) являются удобными инструментами и «помощниками» в организации коррекционного и образовательного процесса с детьми с ФФНР.

Все манипуляции интуитивно понятны – рукой передвигаем объекты, берём маркер – пишем, ластик – стираем. Доска позволяет писать и рисовать на ней электронными чернилами и сохранять все сделанные записи.

Используя крупные яркие картинки, буквы, составления слов; оперируя разными объектами пальцами, дети становятся интерактивными участниками процесса «живого» общения.  Когда ребенок, выполняя задание, касается экрана, она как бы «откликается» на прикосновение, словно живая. Детям очень нравится необычность такой работы, они хотят снова и снова взаимодействовать: наперегонки стараются отвечать, что способствует эффективной коррекционной работе.

Деятельность с интерактивными технологиями проводится на основании рекомендаций СанПин, соблюдая при этом условия для сбережения здоровья дошкольников.

Организация коррекционного процесса

В традиционной системе обучения педагог является своеобразным «фильтром», пропускающим учебную информацию через себя. В интерактивной системе, педагог – помощник ребенка в его стремлении познать мир, в то время как сам процесс познания происходит при помощи компьютера и другого интерактивного оборудования.

Коррекционные технологии

Компьютерные:

  • интерактивная доска
  • интерактивный стол
  • мультимедийные презентации

Здоровьесберегающие:

  • артикуляционная гимнастика
  • дыхательная гимнастика
  • логоритмика
  • су-джок – терапия
  • зрительная гимнастика

 Игровые

Технологии проблемного обучения                                                                                           Технологии деятельностного подхода                                                                         Технологии критического мышления.

Каждое занятие с использованием интерактивного оборудования является комплексным, то есть представляет собой оптимальную комбинацию традиционных и компьютерных средств коррекционного обучения, отвечающего индивидуальным особенностям, возможностям и образовательным потребностям ребенка с нарушениями речи.

Для реализации поставленных задач я использую средства:

  • интерактивная доска
  • интерактивный стол
  • компьютер
  • ноутбуки
  • мультимедийные презентации

Этапы работы

Диагностический

        Выявление отклонений в развитии устной речи

        Определение структуры речевого диагноза.

  Коррекционный

        Формирование правильного звукопроизношения

        Развитие навыков звуко-слогового анализа и синтеза; словаря

        Совершенствование связной речи.

Оценочный

        Мониторинг проведения диагностики в середине и в конце учебного года

        Определение перспективы дальнейшей работы.

Применение ИКТ на занятиях по развитию речи охватывал следующие направления:

Направления коррекционной деятельности

Задачи

Содержание

Методы, приёмы

Звукопроизноше-ние

Развитие фонематического слуха

Уточнить правильную артикуляцию звука.

Подготовить органы артикуляции к постановке звука.

Развивать умение слышать и различать изучаемый звук  среди других звуков

Интерактивная доска

а) Модели артикуляции соответствующего звука отражают положение органов артикуляционного аппарата

Дети определяют правильное и неправильное положение органов артикуляции при произнесении заданного звука

Интерактивный  стол

б) «Сломалось пианино. И теперь звуки клавиш издают непонятные звуки». Назовите,  какие предметы издают клавиши. Сначала нажми на клавишу, а потом на картинку, звук, которого ты услышал.

в) Дети по очереди нажимают на животных, слушают их голоса.

г) Ставится задача перед детьми: каких животных позвала бабушка? Слушают звуки и определяют.

«Нарисуй фигуру ротика»

«Дорисуй у Незнайки рот»

Оценка артикуляции происходит на основе изображения Весёлого языка в своем домике. Весёлый показывает правильную артикуляцию, а Грустный – неправильную.

«Починим пианино»

Упражнения «Чей это голос?» 

«Чей рык?», «Чей вой», «Чей визг?», «Чей рёв?»

«Нажми на кнопку»

Общая и мелкая моторика пальцев рук

Вырабатывать четкие координированные движения во взаимосвязи с речью.

Интерактивная доска

а) Дети под ритм, показ движений повторяют упражнения на развитие общей моторики

Интерактивный стол

б) Действия по выполнению упражнений на развитие мелкой моторики направленны на регуляцию мышечного тонуса  Приложение 3

 

Приём «Дискотека»

Упражнения на экране:

«Лодочка»

«Дерево» «Бревнышко»

«Скачет зайка другой»

Обучение грамоте

Развивать фонематический слух через восприятие неречевых и речевых звуков.

Интерактивный стол

а) Работа по развитию  слухового восприятия начинается с неречевых звуков.

Интерактивная доска

б) Для запоминания акустической характеристики звука на экране схема анализа: синий круг-твёрдый звук, зеленый – мягкий;

модель слова, которую необходимо соединить линией на экране с предметом.

в) Детям необходимо помочь девочке собрать те  цветы, в  которых слышится звук (А).

слуховые ассоциации:

«Вода капает»

«Дверь скрипит»

«Стучит молоток»

«Звуки дома»

«Найди дорожку к слову»

«Преврати звук в букву»

«Собери цветы»

Словарный  запас и грамматический строй речи

Развивать номинативный, предикативный, атрибутивный словарь.

Совершенствование грамматического строя речи.

Интерактивная доска

б) Дети говорят о том, чья мордочка видна из-за дерева.

Нажатием на деревья и кусты (анимация: исчезновение) ребятам предлагается проверить, точно ли это лосиные рога, медвежья морда и т. д

Ребенок рукой обводит какой-либо объект произвольной фигурой (круг, квадрат, а эта фигура преобразуется в ровную геометрическую фигуру и все пространство внутри неё как бы выдвигается вперед, увеличивается. Остальная поверхность картинки затеняется).

Игра

«Чей хвост?»,

«Чья мордочка?»,

«Чья лапа?»

«Чьи уши?»

«Чьи рога?»

Связная речь

Совершенствование навыков ведения диалога, умение отвечать на вопросы полно и кратко; умение составлять описательные рассказы по заданному плану; совершенствование пересказа сказок; составление рассказов по серии картин, по сюжетной картине.                                        

Интерактивная доска.

Картинки распределены на экране в хаотичном порядке. Дети составляют последовательно, тем самым проговаривают весь рассказ.

Игра

«Спасём принцессу»

«Поможем ручью»

«Зверюшки на дорожках»

«Помоги животным»

«Отпусти рыбку»

Упражнение

«Дорисуй картинку и составь предложение»

«Наоборот» «Друзья»

«Составь рассказ»

Также использовались компьютерные ресурсы в виде готовых продуктов:

- компьютерные логопедические тренажёры

- обучающие игры

  • "Учимся говорить правильно” (ООО "Новый Диск”, программа для ЭВМ, 2008).
  • "Баба-Яга учится читать” (Компания "МедиаХауз”, 2003).
  • "Игры для Тигры” (автор Л.Р.Лизунова, г. Пермь, 2004).
  • "Алик. Скоро в школу” ("Руссобит – М”, 2001).
  • "Гарфилд дошкольникам. Основы чтения” ("Руссобит – М”, 2005).
  • "Гарфилд дошкольникам. Основы грамматики и письма” ("Руссобит – М”, 2005).
  • "Подготовка к школе. Лучшие обучающие игры для дошкольников” (ООО "ИгроМаркет”, 2010).
  • "Букварь. Электронное пособие для предшкольной подготовки и начальной школы” (ЗАО "1С”, 2005).
  • "Незнайкина грамота. Сборник образовательных игр для малышей” ("БУКА Интертейнмент”, 1998).
  • Развивающие игры "Веселые моторы” (Фирма "1С”, 2006).
  • "Азбука – малышка” (ТО "Маски”, 2008).
  • "Маша и Медведь” (подготовка дошкольников к школе) и др.

- практические упражнения, задания

  • картинки-раскраски по лексическим темам
  • онлайн-игра «Раскрась алфавит»
  • онлайн-игра фонетическая раскраска
  • онлайн-игры с интерактивным соперником на развитие речи и ВПФ
  • использование различных порталов и сайтов

 - мультимедийные презентации (авторские и из ресурсов Интернета)

  • Презентации - картинки;
  • Электронные книжки;
  • Сказки, загадки;
  • Электронные игры по развитию речи и ВПФ;

Просматривая презентацию, дети быстрее и лучше запоминают информацию, учатся объединять изображение и звук в одно целое. Они подражают звукам, повторяют слова за диктором, а значит, развивают свою речь.

Электронные презентации используются на различных этапах коррекционно-логопедической работы. На подготовительном этапе при проведении артикуляционной гимнастики, когда ребёнок уже устаёт от многократного повторения перед зеркалом одних и тех же движений в течение достаточно длительного времени, можно предложить поиграть с котом Мурзиком. А, например, упражнение «Песенка змеи» направлено на формирование длительного речевого выдоха. Прошу ребёнка сделать выдох и произносить звук «Ш», пока змея движется по дорожке. Или игра для автоматизации звука «Ш» в начале слова: змея ползет по дорожке к своему домику. Каждый раз путь змее преграждает предмет, название которого начинается на звук «Ш». Ребенок должен правильно произнести название предмета, чтобы он исчез с дорожки и позволил змее двигаться дальше. Также использую большое количество слайдов с картинками для автоматизации и дифференциации звуков в различных положениях в слове, для работы на лексико-грамматическом уровне и уровне связной речи. Задания применяются в любой части логопедического занятия: в начале - для включения детей в работу; в середине - для подачи основного материала; в конце - для закрепления полученных знаний. Подготовленные в виде таких мультимедийных презентаций материалы предлагаю и родителям. Такой способ выполнения рекомендаций использую в процессе домашних занятий который вызывает интерес не только детей, но и родителей.

Информационно-компьютерное пространство объединило усилия всех участников: ребенка, воспитателей, учителя-логопеда, профильных специалистов и семьи.

 Система работы реализуется через использование определенного сочетания методов и приемов:

  • наглядные: наблюдение, показ, подражание;
  • словесные: беседа, пересказ, рассказ по алгоритму, словарная работа;
  • практические: дидактические, информационно-компьютерные, речевые игры, проблемно-поисковые.

Таким образом, интерактивные технологии в образовательной деятельности выступают не только в качестве наглядного пособия, но и помогают создавать такие условия для развития детей, с помощью которых раскрываются их  возможности. Дети начинают «выходить» на более высокий уровень мышления.

Использование информационных технологий в коррекционно-образовательной деятельности позволяет расширить творческие возможности и оказывать положительное влияние на различные стороны психического развития дошкольников с нарушениями речи.

Интерактивные технологии в образовании  являются незаменимым инструментом для индивидуального и коллективного обучения. Они облегчают восприятие материала и создают не только мотивацию, но и углубленную систематизацию знаний по развитию речи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование коррекционно-развивающих занятий в процессе формирования у детей старшего дошкольного возраста социальных умений и навыков

       В дошкольном возрасте закладываются основы социальности – умения гармонично взаимодействовать с собой, с людьми, с окружающим миром.      ...

Консультация для воспитателей: «Использование коррекционной гимнастики в физкультминутках для обучения детей с нарушениями речи».

Консультация для воспитателей: «Использование коррекционной гимнастики в физкультминутках для обучения детей с нарушениями речи»....

Подготовка детей с ОНР к обучению грамоте через использование коррекционно-развивающих игр и занимательного наглядного материала.

Консультация знакомит воспитателей с  вариантами использования коррекционно-развивающих игр и приемов дающих наибольший эффект в подготовке к обучению грамоте....

Интегрированное музыкально-коррекционное развлечение с использованием куклотерапии. (для детей раннего возраста) « В гостях у Сороки-белобоки».

Доставить детям радость, вызвать эмоциональный отклик на музыку,желание слушать музыкальные произведения....

Конспект игры - путешествия « Путешествие по городу Лангепас» с использованием ИКТ для детей старшей (коррекционной) группы

Лангепасское городское муниципальное автономное дошкольное        образовательное учреждение«Детский сад комбинированного вида №9 «Солнышко»...

Коррекционное занятие с использованием сказкатерапии для детей подготовительных к школе групп, имеющих предпосылки демонстративного агрессивного поведения.

в занятии описаны методы и приемы снижения и коррекции демонстративной агресивности у детей подговительных к школе групп....