Картотеки
материал по логопедии (старшая группа) по теме

Купигешева Оксана Вячеславовна

В помощь логопеду

Скачать:


Предварительный просмотр:

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА  

КАРТОЧКА  №1

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА  

КАРТОЧКА  №2

Ах, какое наслажденье

Есть вишневое варенье!

    

Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу сверху вниз, но не из стороны в сторону.Выполнять упражнение 8-10 раз.

    


Вот грибок на тонкой ножке -

Ты клади его в лукошко!

Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и, прижав широкий язык всей плоскостью к небу, широко открыть рот. Язык будет напоминать тонкую шляпку грибка, а растянутая подъязычная связка - ножку гриба. Удерживать язык в таком положении до 10 сек.

    


АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА  

КАРТОЧКА  №3

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА  

КАРТОЧКА  №4

    Ловко кисточкой забор

    Красят Петя и Егор.

Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и кончиком языка «покрасить» верхние зубы, совершать движения языком сначала из стороны в сторону, потом снизу вверх.

    


У щенка - малютки

Уже большие зубки.

Как покажет их Трезорка,

Сразу в дом бежит Егорка.   

Улыбнуться без напряжения, так, чтобы были видны передние верхние и нижние зубы. Чтобы показать ребенку, как это сделать, надо про себя произнести звук «и». Удерживать в таком положении губы на счет от 1 до 5.

    

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА  

КАРТОЧКА  №5

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА  

КАРТОЧКА  №6

Язычок наш молодец,

Достает он леденец!

    

    1. Приклеить кусочек леденца к небу, достать его кончиком языка.

2. Предложить ребенку улыбнуться, показать зубы, открыть рот и кончиком языка дотянуться до леденца. Губы остаются неподвижными.

    Широко разинув рот,

    Зевает толстый бегемот.

    А веселая мартышка,

    Губы сжав,

    Читает книжку.     

    Рот широко раскрыть. Вдох через рот: имитация зевоты.Затем плотно сжать губы.

Чередовать упражнения.

    

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА  

КАРТОЧКА  №7

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА  

КАРТОЧКА  №8

    Смастерим мы дудочку,

    Дудочку-погудочку.     

Вытянуть сомкнутые губы вперед трубочкой. Удерживать в таком положении под счет от 5 до 7.

    


    Собираем мы без спешки,

    Словно белочка, орешки.    

Рот приоткрыть. Поочередно упираться языком в щеки, имитируя выдавливание шариков. Упражнение выполнять медленно, четко 8-10 раз.

    


АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА  

КАРТОЧКА  №9

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА  

КАРТОЧКА  №10

    Наливаем воду в бочку -

    Надуваем сильно щечки

    

 Рот закрыть, губы плотно сжать, щеки надуть. «Полоскать» рот воздухом.

Проделать упражнение 8-10 раз.

    

    Не нужны сейчас улыбки -

    Делай ротик, как у рыбки.

    

     Губы сжаты, щеки втянуты.

Упражнение выполнять медленно, четко 8-10 раз.

    

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА  

КАРТОЧКА  №11

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА  

КАРТОЧКА  №12

    Мы печем, печем блиночки

    И для сына, и для дочки.

Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить звукосочетание: «пя-пя-пя».

Упражнение выполнять в течение 10- 15 сек.

    

    Петя встал сегодня рано

    И стучит по барабану.     

Улыбнуться, открыть рот, постучать кончиком языка за верхними зубами, при этом четко произносить звук

«д-д-д-д…» - сначала медленно, затем темп увеличить.

Упражнение выполнять в течение 10- 15 сек.

    

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА  

КАРТОЧКА  №13

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА  

КАРТОЧКА  №14

    На лошадках по дорожке

    Скачут Аня и Сережка.     

    Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и, присасывая язык к небу, пощелкать кончиком языка. Рот широко открывать. (Как лошадка цокает копытами.)

    

    Тик-так, тик-так -

    Ходят часики - Вот так!     

Рот широко раскрыть. Язык медленно горизонтально передвигать из стороны в сторону, тянуть язык к уголкам рта.

Поочередно менять положение языка 4-6 раз.

    

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА  

КАРТОЧКА  №15

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА  

КАРТОЧКА  №16

    На качелях мы качались

    И друг другу улыбались!

Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык за нижние зубы с внутренней стороны и удерживать в таком положении под счет от одного до пяти, затем поднять широкий язык за верхние зубы и удерживать под счет от одного до пяти.

Поочередно менять положение языка 4-6 раз.

    Мы с моей подружкой Светкой

    Жуем мятные конфетки.  

Улыбнуться, приоткрыть рот, «пожевать» передними зубами кончик языка.

Язык широкий.

Упражнение выполнять медленно, четко 8-10 раз.

    

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА  

КАРТОЧКА  №17

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА  

КАРТОЧКА  №18

    Ходят по двору подружки -

    Две болтливые индюшки.   

Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперед и назад, стараясь не отрывать язык от губы, поглаживать ее. Сначала производить медленные движения, затем ускорить темп и добавить голос, пока не послышиться «бл-бл-бл…».

    

    Обезьянка, бегемотик -

    Все водой полощут ротик.

Рот закрыть, губы плотно сжать, щеки надуть. Имитировать полоскание рта водой.

Выполнять упражнение в течение 10- 15 сек.

    

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА  

КАРТОЧКА  №19

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА  

КАРТОЧКА  №20

    И-У, И-У, И-У

    Взяли в садик мы дуду.

Раздвинуть губы в широкой улыбке, затем вытянуть вперед («трубочка»). Чередовать движения 6-7 раз.

    

    На нижней губке язычок

    Расстелим, как половичок.   

Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать в таком положении на счет от 5 до 10.

    

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА  

КАРТОЧКА  №21

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА  

КАРТОЧКА  №22

    Эй, дружок, Антошка!

    Сыграй нам на гармошке!

Улыбнуться, приоткрыть рот, приклеить язык к небу. Не опуская язык, открывать и закрывать рот. Губы в положении улыбки. При повторении упражнения надо стараться открывать рот все шире и все дольше удерживать язык в верхнем положении.

    Как волшебник, наш Николка -

    Лопатку превратил в иголку.

Улыбнуться, выложить широкий язык на нижнюю губу, затем сделать язык узким, а кончик языка - острым.

Чередовать движения 6-8 раз.

    

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА  

КАРТОЧКА  №23

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА  

КАРТОЧКА  №24

    Лида, Оля и Наташка

    Пили молоко из чашки.

    

Улыбнуться, приоткрыть рот, вытянуть вперед язык, кончик языка загибать вверх.

Выполнять упражнение в медленном темпе 6-8 раз.


    Поиграть тебе охота?

    Загоняем мяч в ворота.

Вытянуть губы трубочкой и длительно подуть на ватный шарик, который лежит на столе. Воротами могут служить два кубика или коробочка.

Выполнять упражнение 6-8 раз.

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА  

КАРТОЧКА  №25

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА  

КАРТОЧКА  №26

    По утрам мы чистим зубки,

    Любим песенки и шутки.    

Водить кончиком языка по верхним и нижним зубам.

Совершать по 5 движений справа налево и слева направо.     

    Потолок покрасил гномик,

    Приглашает нас в свой домик.

Улыбнуться, открыть рот, «погладить» кончиком языка твердое небо, совершая движения вперед и назад.

Проделать 10 раз, меняя направления.

    

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА  

КАРТОЧКА  №27

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА  

КАРТОЧКА  №28

    Шарик лопнул у Танюшки -

    Плачет бедная девчушка.

Предложить ребенку длительно произнести звук «ш». Передний край языка находится за верхними зубами, губы округлены, выдыхаемая струя воздуха теплая.

    

    Заводи мотор, пилот!

    Пусть взлетает самолет

    Дррррррррр …

Предложить ребенку длительно произнести сочетание «дрррр…». Широкий кончик языка приподнят к небу и дрожит.

Выполнять упражнение в течение 10- 15 сек.


АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА  

КАРТОЧКА  №29

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА  

КАРТОЧКА  №30

    Стучат колеса: т-т-т-т

    В вагоне едем я и ты.

Улыбнуться, приоткрыть рот, стучать кончиком языка по небу за верхними зубами, произносить «ттттттт…».

Выполнять упражнение в течение 10- 15 сек.

    

    Быстро по реке плывет

    И гудит наш пароход - «ыыыы»!

Приоткрыть рот и длительно произносить звук «ыыыыыы» - имитация гудка парохода. Обратить внимание ребенка, что широкий кончик языка прижат к небу и не двигается.

    

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА  

КАРТОЧКА  №31

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА  

КАРТОЧКА  №32

    Язычок играет в прятки -

    Поиграйте с ним, ребятки!

Улыбнуться, приоткрыть рот, вытянуть как можно дальше язык между зубами, быстро убрать внутрь рта. Повторять 5-6 раз в медленном темпе.

    


    Чистить зубки тщательно

    Всем деткам обязательно

Облизывать зубы снаружи и внутри по 3-5 движений в каждую сторону.

Выполнять упражнение в течение 10- 15 сек.

    

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА  

КАРТОЧКА  №33

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА  

КАРТОЧКА  №34

    С братом мы возьмем насос -

    Будет праздник для колес:

    Подкачаем шины

    Папиной машины.

Предложить ребенку длительно произнести звук «сссс…». Обратить его внимание, что при произнесении звука язык находится за нижними зубами, губы в улыбке, выдыхаемая струя воздуха холодная.

    Лопаткой ямку я копаю,

    Цветы иголкой вышиваю.

Улыбнуться, выложить широкий язык на нижнюю губу, затем сделать язык узким, а кончик языка - острым. Чередовать движения 6-8 раз.

    

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА  

КАРТОЧКА  №35

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА  

КАРТОЧКА  №36

    Кормит ласточка птенцов -

    Голосистых молодцов.

Опускать и поднимать нижнюю челюсть. Выполнять упражнение 5-7 раз.

    

    Ветер дул на одуванчик -

    Разлетелся сарафанчик.

Вытянуть губы вперед трубочкой и длительно дуть на ватный шарик, зафиксированный на ниточке.

Выполнять упражнение 4-6 раз.

    

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА  

КАРТОЧКА  №37

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА  

КАРТОЧКА  №38

    Юля бублик быстро съела,

    Земляничку захотела.  

Округлить губы как при произнесении звука «о».

Затем имитировать захват губами ягоды земляники.

Выполнять упражнение 4-6 раз.

    

    Мурка спинку выгибает,

    Глазки щурит и зевает.

Улыбнуться, приоткрыть рот. Прижать кончик языка к нижним зубам, выгнув при этом спинку языка.

Выполнять упражнение 4-6 раз.

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА  

КАРТОЧКА  №39

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА  

КАРТОЧКА  №40

    Кошка сердится на Машу:

    Хочет рыбку, а не кашу.

Улыбнуться, приоткрыть рот. Прижать кончик языка к нижним зубам, при этом спинку языка поднимать и опускать.

Выполнять упражнение 3-5 раз.

    Кашку манную мы ели

    И добавки захотели.

    Хобот вытянул слоненок,

    Плачет великан - ребенок.

Растянуть губы в улыбке. Произносить: «ням-ням-ням…»

Затем вытянуть губы вперед, длительно произнести «ууууууу…».

Чередовать движения 4-6 раз.

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА  

КАРТОЧКА  №41

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА  

КАРТОЧКА  42

1. Сосет апельсиновый сок

    Из трубочки мамин сынок.

Имитировать высасывание сока через тоненькую

трубочку.

Выполнять упражнение в течение 10- 15 сек.

   

       2.  Бобик с мясом съел картошку,

    Вылизал большую плошку.

    Имитировать вылизывание плошки языком.

    Выполнять упражнение в течение 10- 15 сек.

    Тарелку вылизал щеночек,

    Колбаски просит он кусочек.

Вылизывать широким языком блюдце, намазанное

вареньем.

Выполнять упражнение в течение 10- 15 сек.



Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ С РАСТЕНИЯМИ (картотека основана на книге: Дрязгуновой В. А. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями. М.: Просвещения, 1981. – 8о с. )

С раннего детства ребенок видит вокруг себя раз­личные овощи и фрукты. Постепенно он запоминает их названия, начинает находить знакомые среди них. Однако малыши почти не имеют представления об о...

Методический материал для воспитателей старшей группы. Перспективное планирование сюжетно - ролевых игр. Картотека подвижных игр, приложение. Картотека сюжетно - ролевых игр.

Картотека подвижных игр. Картотека наблюдений на прогулке (на год) старшая  группа. картотека сюжетно - ролевых игр с приложением. Перспективное планирование сюжетно - ролевых и театрализованных ...

Картотека (младший возраст) по теме: Картотека театрализованных игр

Картотека включает в себя театрализованные игры, творческие упражнения, миниатюры, сценки, импровизации. Цель: развитие творческой активности Задачи: развитие творческого воображения, выразительности,...

Картотека игр по развитию речи для дошкольников и картотека с/р игр

Картотека игр по развитию речи для дошкольников и здесь же картотека с/р игр....

Картотека физкультминуток во второй младшей группе; Картотека гимнастики после сна во второй младшей группе; Картотека подвижных игр во второй младшей группе; Картотека утренней гимнастики во второй младшей группе.

Картотека физкультминуток во второй младшей группе; Картотека гимнастики  после сна во второй младшей группе; Картотека подвижных игр во второй младшей группе; Картотека утренней гимнастики...

Картотека дидактических и подвижных игр по формированию основ пожарной безопасности; картотека загадок и стихов о противопожарной опасности в быту, социуме, природе.

Картотека дидактических и подвижных игр по формированию основ пожарной безопасности; картотека загадок и стихов о противопожарной опасности в быту, социуме, природе....

Картотека для детей средней и младшей группы. Картотека сюжетно-ролевых игр

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждениедетский сад № 81 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию детейВыборгского рай...