Открытое логопедическое занятие
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему

Костенкова Валерия Александровна

Развитие графо - моторных навыков в старшей логопедической группе

Скачать:


Предварительный просмотр:

Открытое логопедическое занятие по демонстрации родителям методов развития графо-моторных навыков в старшей группе.

Тема. Демонстрация методов развития графических умений, зрительно - моторных координаций, как средства предупреждения дисграфии у старших дошкольников на примере графического диктанта.

                   Обращение логопеда к родителям.

        Уважаемые родители!

        Я Вас пригласила для того, чтобы продемонстрировать элементы работы по развитию графо-моторных навыков у старших дошкольников. Логопеды уделяют особое внимание развитию графических умений, зрительно-моторных координаций. Ведь от развития мелкой моторики зависит развитие речи.

        Дети с речевыми нарушениями плохо координируют движения руки и глаза, у них слабо развита мышечная моторика, координация пальцев рук. Низкий темп развития графической деятельности, низкий уровень подготовки руки к овладению письмом может привести к неуспеваемости в школе. Для предупреждения дисграфии (сложностей при обучении детей письму в начальной школе) можно избежать, проведя целенаправленную работу на дошкольном этапе.

         Проводится  системная последовательная работа от простого к сложному. А также мы учимся соблюдать основные гигиенические правила письма: посадка, положение рук, положение кисти руки, положение карандаша в кисти руки, положение тетради.

        Такие занятия способствуют нравственному, эстетическому воспитанию.   Дети не испытывают утомления потому, что проводятся логоритмические упражнения, упражнения для снятия утомления с глаз, проводится самомассаж рук и лица, артикуляционная гимнастика, упражнения для дыхания. У детей увеличивается объём внимания, становиться лучше зрительная, мускульная, двигательная, тактильная, словесная и слуховая память. Уточняется и расширяется словарь, развивается речь и пространственное воображение.

Цель.

        Демонстрация родителям методов развития графо-моторных навыков, как средства предупреждения дисграфии у старших дошкольников на примере графического диктанта.

Задачи.

1. Активизировать кисти рук, мимическую мускулатуру лица.

2. Развивать подвижность артикуляционного аппарата.

3. Формировать плавный сильный и целенаправленный выдох.

4. Соблюдать основные гигиенические правила письма.

5. Использовать серии расслабляющих упражнений для глаз.

6. Развивать мелкие движения мышц руки.

7. Закрепить умение ориентироваться на листе бумаги с помощью графического диктанта.

8. Закрепить лексико-грамматические категории по темам: «Весна», «Перелётные птицы».

9. Координировать речь и движения детей, развивать пространственную ориентацию.

10. Развивать внимание, память (зрительную, мускульную, двигательную, тактильную, словесную и слуховую, расширять словарь, развивать речь.

Оборудование: рабочие тетради, карандаши, ластики, точилки, Умелый карандаш, Незнайка, зеркала, резиновые ёжики, вертушки, картины весны и перелётных птиц, картинки с изображением эмоций, магнитная доска, призы.

Ход занятия.

1.Оргмомент.  (Беседа).

2. Психогимнастика.

Ребята, сейчас мы будем определять какое настроение у наших героев.

- Какое настроение?

-Удивленное.

 - Какое настроение?

-Радость.

-Какое настроение у Алёнушки?

-Скука.

-Какое настроение?

-Злость.

-Какое настроение?

-Испуг.

-Какое настроение у Удава?

-Гордость и задумчивость.

А теперь вы изобразите злое, доброе, грустное, весёлое, удивлённое и задумчивое настроение с помощью мимики лица. Дети изображают.

3.Артикуляционная гимнастика (с использованием зеркал и салфеток).

Сказка о весёлом язычке.

Сегодня мы пойдём в гости к Язычку. Этот домик-ротик. В нём живут звуки.

-Скажите, сколько этажей в домике?

-Два.

Первый этаж-это нижние зубы. Покажите их. (Дети показывают). На первом этаже живут гласные звуки: а, о, у, ы, э, и. Назовите их. (Дети называют) .

Там живёт семейка свистящих звуков. (Логопед произносит звуки: с, з, сь, зь, ц и просит детей их повторить) .

Второй этаж-это верхние зубы. (Логопед просит детей пальцами прошагать на второй этаж). Посмотрите, сколько звуков здесь живёт! Некоторые из них любят шипеть. Их называют семейкой шипящих звуков.

- Давайте их назовём.

-Ш, ж, ч, щ.

-Ещё на втором этаже живут звуки, которые любят петь звонкие песни. Это братья – сонорные звуки: л, ль, р, рь. Звуки л, р – с твёрдым характером, а звуки: ль, рь -с мягким характером. Давайте их назовём. (Дети называют) .

На втором этаже живут ещё и другие звуки, но с ними мы познакомимся позднее. Вот такой он «Домик звуков». А хозяин домика - Язычок. Сейчас он будет делать зарядку. Давайте поможем Язычку!

Жил-был Язычок. Проснулся он рано - утром. Открыл окошко. Посмотрел налево, направо, вниз - нет ли луж, вверх-есть ли солнышко. Закрыл окошко - жарко стало (а-а-а… ). Открыл снова - холодно стало (д-д-д… ). Побежал Язычок в ванну. Открыл дверь. «И-и-и» – заскрипела дверь. «Надо дверь смазать», - подумал Язычок. Включил свет - чик. Открыл воду - чик-чик-чик. Полилась горячая вода: ш-ш-ш…. «Ой! »- испугался Язычок и отдёрнул руки. Надо открыть холодную воду! (Чик-чик-чик). Холодная вода соединилась с горячей, и водичка стала тёплой: сь-сь-сь… . Язычок почистил зубки, прополоскал ротик, умылся. Закрыл воду: чик-чик-чик. Закрыл скрипучую дверь: и-и-и… . И побежал на кухню завтрак готовить.

Решил Язычок блины испечь. Начал тесто месить (губами – язык) : пя-пя-пя, тя-тя-тя… (зубами - язык). Готово ли тесто. (Нет, не готово). Снова месим тесто (то же). Готово ли тесто? (Готово) .

Испёк Язычок блины. Съел их со вкусным вареньем. Запил молоком из чашечки. И решил пойти гулять.

Вышел Язычок на крыльцо дома. Посмотрел вокруг. На крыше домика он увидел трубу. В трубе живёт весёлый ветер. «У-у-у», - поздоровался он с Язычком. И Язычок поздоровался: «У! ».

А вокруг дома – длинный забор. Смотрит Язычок - маляр забор красит. Язычок помог ему. И побежал на конюшню - в гости к своей любимой лошадке.

- Здравствуй, лошадка! - поздоровался Язычок. Поедем кататься!

- И-го-го, - обрадовалась лошадка. И поскакали они в лес собирать грибы. Один грибок нашли, второй, третий…. Насобирал Язычок грибов полное лукошко. По дороге домой с кустов ещё набрал орехов. Когда приехал домой, Язычок решил во дворе покататься на качелях. Пошел он домой отдыхать. Так прошел день весёлого Язычка.

4. Дыхательная гимнастика с помощью поддувалочек.

Вдох - через нос (короткий). Выдох - через рот (в три раза длиннее) на вертушки.

5. Массаж мимической мускулатуры лица.

Упражнение «Солнышко проснулось».

Солнышко проснулось, (Сжимать пальцы в кулачки и разжимать их.)

Лобика коснулось, (Проводить пальчиками обеих рук по лбу.)

Лучиками провело и погладило и погладило. (Проводить пальчиками обеих рук от середины лба к верхней части ушей.)

Солнышко проснулось, (Сжимать пальцы в кулачки и разжимать их.)

К щёчкам прикоснулось (Проводить пальчиками обеих рук по щекам.)

Лучиками провело и погладило, и погладило (Проводить пальчиками обеих рук от носа к средней части ушей, от середины подбородка к нижней части ушей.)

Солнце личико согрело.

Потеплело, потеплело.

Наши ручки покачнулись,

Наши губки улыбнулись.

6. Массаж пальцев рук.

Ребята, представим, что мы в лесу. Отгадайте загадку, чтобы узнать, кого мы там встретим.

Загадка. Под соснами, под ёлками лежит мешок с иголками. (Ёж) .

Ёжиковый массаж (массажными мячиками-ёжиками) .

Ёжик, ёжик, спрячь свои иголки, (Сжимание мячика в правой и левой ладони попеременно) .

Мы же дети, а не волки.

Ты колючий, ну и что ж. (Удержание мячика двумя пальцами). – 2 раза.

Спрячь свои иголки ёж. (Прокатывание мячика между двумя ладонями) .

Мы хотим тебя погладить,

Мы хотим с тобой поладить.

Ёж иголки отряхнул, (Встряхнуть руку с ёжиком) .

Ёж свернулся и уснул. (Положить ладони с ёжиком под щеку) .

7. Пальчиковая гимнастика «Замок».

Карандаш:

Чтоб красиво всем писать

И руке не уставать,

Мы гимнастику начнём,

Каждый пальчик разомнём.

На двери висит замок.

Кто его открыть не смог?

Мы замочком постучали,

Мы замочек повертели,

Мы замочек покрутили,

Покрутили и открыли!

8. Работа в тетради.

Карандаш: Открывайте-ка тетрадь!

В ней вы будете писать,

А поможет карандаш.

Он теперь помощник ваш!

Логопед напоминает о правильной посадке, о положении рук, карандаша и тетради. Массаж рук карандашом.

Упражнение на закрепление карандаша в руке между тремя пальцами:

«Птицы».

Наши уточки с утра-

Кря-кря-кря! Кря-кря-кря!

Наши гуси у пруда-

Га-га-га! Га-га-га!

Наши курочки в окно-

Ко-ко-ко! Ко-ко-ко!

А как Петя-петушок

Раным-рано поутру

Нам споёт:

-Ку-ка-ре-ку!

Графический диктант

9. Офтальмотренаж.

Вы, метёлки, усталость снимите.

Глазки мои хорошо отдохните. (Дети моргают глазами и говорят стих) .

Упражнения для профилактики нарушений зрения.

«Бабочка».

Спал цветок и вдруг проснулся, (Закрывают глаза, расслабляются.)

Больше спать не захотел. (Моргают.)

Встрепенулся, потянулся, (Руки поднимают вверх.)

Взвился вверх и полетел. (Смотрят на руки, тянуться.)

Прилетела к нам вчера (Машут ладонями.)

Полосатая пчела. (На каждое название насекомого загибают пальчики.)

А за нею шмель-шмелёк

И весёлый мотылёк,

Два жука и стрекоза,

Как фонарики глаза. (Делают кружочки из пальцев и подносят к глазам.)

Пожужжали, полетали, (Машут ладонями.)

От усталости упали. (Роняют ладони на стол.)

11. Лексические упражнения.

На доске картины ранней весны с проталинами, скворечником и поздней весны – с цветами.

Отгадывание загадок.

Логопед. Умелый карандаш ранней весной набрал миску волшебных шариков. Это кусочки солнечных лучиков, которые радужно застыли в каплях первой весенней капели. Когда мы отгадаем его загадки, то быстрее наступит теплое долгожданное лето.

1). Тает снежок, ожил лужок,

День прибывает. Когда это бывает? (Весной) .

Значит, какое сейчас время года? (Сейчас время года весна.)

2). Не обуешь валенки, на снегу … .(Проталинки) .

Счёт проталин до пяти.

3). На ветках – плотные комочки,

В них дремлют клейкие листочки. (Почки) .

4). На шесте дворец,

Во дворце певец,

А зовут его … (скворец) .

Счёт скворцов до пяти.

5). Угадайте, что за птичка:

Темненькая невеличка,

Беленькая с живота,

Хвост раздвинут в два хвоста. (Ласточка.)

Упражнение «Исправь Незнайкины ошибки».

Логопед читает ошибки с тетради Незнайки.

Скворец из скворечника влетает. (Вылетает.)

Аист с поля прилетает. (Улетает.)

Птенцы высиживают яйца.

Из яиц птиц вылупились крокодильчики.

Дети сделали для аистов скворечники.

Тело птицы покрыто шерстью.

Скворец живёт в будке.

12. Подведение итога занятия. Раздача призов.

Логопед. Ребята, вы молодцы, умеете правильно сидеть, держать карандаш, ориентироваться в тетради (в клетке, умеете писать слева - направо не выходя за поля. Внимательно слушаете педагога. Умеете делать пальчиковую, артикуляционную гимнастики, самомассаж рук и лица, гимнастику для глаз. Вы стали лучше говорить, подготовились к обучению грамоте (к восприятию формы буквы) и дальнейшему развитию речи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей логопедической группе по теме «Зима»

Конспект открытого логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей логопедической группе по теме «Зима»...

Открытое логопедическое занятие "Логопедическая олимпиада"

Цели: развивать интерес у детей к спорту. Расширение и обогащение  представлений о зимних видах спорта, систематизировать знания о данных видах спорта, совершенствование связной речи, словарного ...

Конспект открытого логопедического занятия по формированию лексико- грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей логопедической группе по теме «Зима»

Коррекционно - образовательные цели:Совершенствовать навыки языкового анализа: умение дифференцировать гласные исогласные звуки речи; совершенствовать количественный слоговой анализ слов.Продолжать ра...

Конспект открытого логопедического занятия по формированию лексико- грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей логопедической группе по теме «Зима»

Коррекционно - образовательные цели:Совершенствовать навыки языкового анализа: умение дифференцировать гласные исогласные звуки речи; совершенствовать количественный слоговой анализ слов.Продолжать ра...

Конспект открытого логопедического занятия в старшей логопедической группе (5-6 лет) детей с ФФНР и ФНР «Звуки С – З» (Автоматизация звуков С - З). Речевое развитие детей через игровую деятельность «Автоматизация свистящих звуков».

Цель: Формировать у детей предпосылки к учебной деятельности на логопедических занятиях через игровую  деятельность, участников по совместной деятельности....

Конспект открытого логопедического занятия в старшей логопедической группе Тема: «Осень»

Образовательная область: речевое развитиеВид деятельности: непосредственно -образовательнаяВозрастная группа: старший дошкольный возрастЦель: обобщение представлений о характерных признаках осени.Прог...