Обучение рассказыванию с элементами творчества детей с общим недоразвитием речи.
статья по логопедии (подготовительная группа) на тему

        Обучение творческому рассказыванию играет важную роль в развитии словесно-логического мышления, представляя большие возможности для самостоятельного выражения ребенком своих мыслей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obuchenie_rasskazyvaniyu_tvorch.doc94 КБ

Предварительный просмотр:

        Под творческими рассказами понимают придуманные детьми рассказы с самостоятельным выбором содержания \ситуаций, действий, образов\, логически построенным сюжетом, облеченным в соответствующую словесную форму.

        Обучение творческому рассказыванию играет важную роль в развитии словесно-логического мышления, представляя большие возможности для самостоятельного выражения ребенком своих мыслей, осознанного отражения в речи разнообразных связей и отношений между предметами и явлениями, способствует активизации знаний и представлений об окружающем. Творческое рассказывание максимально приближает ребенка к тому уровню монологической речи, который потребуется ему для перехода к новой ведущей \учебной\ деятельности. К основным видам рассказывания с элементами творчества относятся рассказы по аналогии, придумывание продолжения и завершения рассказа, составление рассказа по нескольким опорным словам и на предложенную тему.

       Составление творческого рассказа предполагает умение связно и последовательно отображать в речи те или иные события, а также наличие у детей представлений о некоторых правилах построения рассказа-сообщения \зачин, отображение сюжетного действия в его развитии, концовка; точное определение времени и места событий и др.\. В связи с этим обучение составлению творческих рассказов осуществляется при условии сформированности у детей определенных навыков связных развернутых высказываний \пересказ, составление рассказа по картине, рассказ-описание предмета и др.\. Обучение данному виду рассказывания занимает особое место в работе с детьми, имеющими четвертый уровень речевого развития.

      Формирование навыков творческого рассказывания у детей старшего дошкольного возраста, имеющих общее недоразвитие речи,  связано с большими трудностями. Эти дети испытывают значительные затруднения в определении замысла рассказа, последовательном развитии выбранного сюжета и его языковой реализации. Нередко выполнение творческого задания \составление небольшого рассказа на заданную тему\ вызывает трудности и подменяется пересказом знакомого текста. Указанные трудности, связанные с системным речевым недоразвитием, могут быть обусловлены также недостатком знаний и представлений об окружающей действительности и отмечаемой у этих детей инертностью процессов воображения, отставанием в развитии комбинаторных функций.

       Все  это определяет необходимость особого внимания к организации занятий по обучению дошкольников с ОНР составлению рассказов с элементами творчества и к использованию адекватных приемов обучения с учетом особенностей этой группы детей.

       Обучение детей с ОНР составлению самостоятельных рассказов с элементами творчества проводится в основном на втором году обучения. Однако начиная с третьего периода первого года обучения в занятии по пересказу, рассказыванию по картинам и другие рекомендуется включать отдельные доступные детям задания творческого характера \см. прил.№1\.

       Остановимся в качестве примера на некоторых вариантах таких заданий. Так, после пересказа сказки “Хвосты” детям предлагается составить творческий пересказ с  введением в сюжетное действие новых действующих лиц \петух, корова, павлин\, придумать какой-либо эпизод на основе ее сюжета. Перед выполнением творческого задания проводится дополнительная беседа по содержанию текста \с уточненим ключевых моментов действия\, объясняется предлогаемый способ “трансформации” сюжета \введение новых персонажей, замена некоторых деталей повествования\. Как вспомогательный прием используется образец рассказа педагога или вопросный план \3-4 вопроса\. При затруднениях вопросы повторяются по ходу составления рассказа.

     После составления пересказа сказки \например, “Колобок” и др.\ на отдельном занятии дается задание составить пересказ от первого лица. Составление таких рассказов-“контоминаций” активно способствует развитию воссоздающего и творческого воображения и монологической речи детей.

     На занятиях по отдельным картинам и сериям картинок детям предлагается придумать на основе наглядного содержания завязку или продолжение к изображенному сюжетному действию \по вопросам педагога\. Для детей, более продвинутых в плане усвоения навыков связных высказываний, после составления рассказа по серии сюжетных картинок рекомендуется вводить различные творческие задания \например, по серии В.Г.Сутеева “Находка” составить рассказ с заменой главного персонажа и игрушки\.

     Примером творческого задания, способствующего развитию воображения и словесного творчества детей, является игра-упражнение “Угадай-ка!” с использованием многофигурной картины \”Зимние забавы”, ”Летом в парке” и др.\. Перед детьми ставится задача представить и воспроизвести в речи наглядное содержание одного из фрагментов картины, закрытого экраном. Педагог, помогая детям, называет место действия, изображенного на закрытой части картины \”Здесь - каток” или “Там изображена горка” – по картине “Зимние забавы”\.Дети, ориентируясь на общее содержание картины, высказывают догадки о возможных персонажах и их действиях, а педагог отмечает правильно угаданные или близкие к изображенному варианты \персонажи, предметы, моменты действия\. Затем экран убирается, и дети составляют по данному фрагменту рассказ-описание. В другом варианте задания детям предлагается крупноформатная картина с изображением только места действия, той или иной обстановки \например, места дейсвия к картинам “Зимние развлечения”, “Наш двор” и др.\ без изображения соответствующих персонажей. На наборном полотне или магнитной доске рядом с картиной помещают плоскостные фигурки возможных персонажей картины \людей, животных\, а также тех или иных предметов. Задача, стоящая перед детьми, - установление действующих лиц и их взаимоотношений; требуется произвести правильный выбор персонажей и предметов и найти им нужное место на картине. По ходу “заполнения” картины дети упражняются в составлении предложений, включающих изображения предметов и указание на их местонахождение, определение выполняемых персонажами действий и др. После восстановления наглядного содержания картины дети переходят к ее описанию. Указанный вид работы может также проводиться с использованием компьютера.

        Включение творческих заданий в различные виды занятий \пересказ, рассказы по картинам, описание предмета и др.\ имеет целью подготовку детей к специальным занятиям по обучению рассказыванию с элементами творчества.

        В целях формирования у детей с ОНР навыков составления самостоятельного рассказа с элементами творчества проводятся следующие виды занятий: составление рассказа по аналогии; придумывание продолжения \окончания\ незавершенного рассказа; составление сюжетного рассказа по набору игрушек; сочинение на заданную тему по нескольким опорным словам и предметным картинкам и др. При этом решаются следующие практические задачи – развитие у детей умений ориентироваться в предложенном текстовом и наглядном материале при составлении собственного рассказа; активизация имеющихся у детей знаний и представлений об окружающем, уточнение и развитие пространственных и временных представлений; развитие воссоздающего и творческого воображения.

        При обучении  рассказыванию по аналогии рекомендуется вспомогательный прием совместного составления рассказа по предложенной педагогом сюжетной схеме. \см. прил.№2\ Дети заканчивают предложения. Затем педагог объединяет их высказывания в законченный текст, который используется как образец для составления своих вариантов рассказа. Для составления рассказов по аналогии могут быть использованы и произведения для пересказа с последующей заменой действующих лиц, деталей повествования, действий отдельных персонажей. В дальнейшем с прослушанным текстом небольшого объема работа может проводиться без предварительного пересказа \с учетом возросших речевых и познавательных возможностей детей\. Структура таких занятий включает \см.прил.№2\:

  • двукратное чтение и разбор содержания текста;
  • конкретные указания по составлению рассказа \изменение времени года, места действия и т.д.\;
  • рассказы детей с последующим коллективным анализом и оценкой.

Составление продолжения \окончания\ незавершенного рассказа рекомендуется проводить в двух последовательно используемых вариантах, с опорой и без опоры на наглядный материал. В первом варианте детям предлагается картина, изображающая кульминационный момент неоконченного рассказа. После разбора ее содержания \описательная характеристика персонажей, изображенной обстановки\ дважды прочитывается текст начала рассказа. Предлагается несколько вариантов возможного его продолжения в соответствии с данной сюжетной ситуацией.\см.прил. №3\

Для второго варианта задания \окончание рассказа без наглядной опоры\ текст неоконченного рассказа после двукратного чтения пересказывается 1-2 детьми. Затем дается задание придумать окончание рассказа по одному из предложенных вариантов \по выбору детей\. Для занятий подбираются тексты, позволяющие выбор нескольких вариантов продолжения рассказа. Фрагмент занятия и примерные тексты неоконченного рассказа даны в приложении \см. прил.№4\

      Для составления рассказов по наборам игрушек могут быть использованы следующие темы: “Таня в гостях у бабушки”, “Как Даня и Коля ходили в зоопарк” и др. Такие занятия могут проводиться воспитателем по плану логопеда. Пример построения одного из такиз занятий дан в приложении №5. На составление таких рассказов желательно отводить два занятия, в структуру которых входит:

  1. отгадывание загадок о персонажах и предметах будущего рассказа;
  2. характеристика персонажей \внешний облик, “общественная роль” и “профессиональные действия”\; описание предметов-атрибутов;
  3. определение темы рассказа;
  4. образец рассказа или его начала, предлагаемый педагогом;
  5. составление рассказов детьми с использованием данного плана;
  6. анализ детских рассказов. Можно использовать инсценировку, позволяющую соотносить высказывания детей с демонстрированием действий игрушек-персонажей. Инсценирование сюжета способствует накоплению зрительных впечатлений, активизации словаря и речевых высказываний детей.

Обучение детей с ОНР составлению рассказов на тему по опорным словам \см. прил. №5\ целесообразно вначале проводить в сочетании с демонстрацией педагогом наглядных опор – соответствующих картинок \например, “мальчик”-”удочка”-”река” и др.\ Помимо предметных могут использоваться и отдельные картинки с изображением пейзажа. Они выполняют функцию своеобразного ккартинного плана. Возникающие у детей  при восприятии слов наглядные образы, представления дополняются, уточняются при этом конкретными, “зримыми” деталями, образами предметов, которы могут быть использованы при решении творческой задачи. \Например, изображение реки на фоне лесного массива в серии картинок “мальчик”-”удочка”-”река” и др.\ Составлению рассказа предшествует называние предметов, изображенных на картинках и их краткая характеристика \ описание внешнего вида и др.\. Затем детям предлагается тема рассказа, определяющая его возможную событийную основу: “На рыбалке”,”Случай в лесу” и т.д. Для облегчения выполнения задания применяется краткий план из 3-4 вопросов, к составлению которого привлекаются дети .

Например:

  • Что взял с собою мальчик на рыбалку?
  • Кого он встретил на реке?
  • Что произошло во время рыбалки?
  • Что мальчик принес домой?

При затруднениях педагог дает образец начала рассказа.

      При обучению составлению рассказа по данным словам без опоры на картинки такой образец рассказа используется, как правило, постоянно.

     Особое место занимает работа по формированию связной речи детей на предметно-практических учебных занятиях \рисование, аппликация, конструирование\. Для активизации и развития связной речи в процессе таких занятий рекомендуется использовать речевое планирование и “сопровождающее” описание выполняемых действий, словесный отчет ребенка о выполненном задании и, наконец, составление небольшого творческого рассказа по выполненному рисунку, аппликации, модели. Для составления рассказов детям предлагаются темы и сюжеты, близкие их жизненному опыту: “У нас на детской площадке”, ”Как я провел выходные” и т.п. Рекомендуются приемы: составление рассказа по вопросному плану с уточнением последовательности, деталей повествования; дополнения рассказа ребенка другими детьми и др. План будущего рассказа может быть составлен самим ребенком под руководством педагога \ направляющие и уточняющие вопросы, подсказки\.

      В последующем может быть использован такой вариант задания: детям дается план-смысловая схема рассказа и предлагается нарисовать 3-4 рисунка соответственно числу основных вопросов, отражающих ключевые моменты возможного сюжетного действия. Так к заданию составить рассказ на тему “Прогулка в лес”  детям предлагается выполнить рисунки по следующим вопросам-указаниям:

  1. Что взяли с собой дети, собираясь в лес?
  2. По какой дороге они шли?
  3. Что дети делали в лесу?
  4. Кого они там встретили? И т.п.

Рисунки детей используются в качестве картинного плана. Опора на собственный рисунок – эффективное средство овладения детьми с ОНР навыками рассказывания. \см. прил №5\ Их интерес к таким занятиям способствует активизации самостоятельной речевой деятельности.

       Обучение составлению рассказа на тему без использования словесных и наглядных опор, из-за сложности этого вида рассказывания, проводится на заключительном этапе работы. В структуру занятий по обучению составлению рассказа на заданную тему рекомендуется включать:

  • беседу-обсуждение предложенной темы \активизация и уточнение имеющихся у детей представлений, связанных с темой рассказа\;
  • обсуждение \коллективное составление\ плана будущего рассказа;
  • “направляющие” указания к составлению рассказов \дети должны определить место, время действия, основных персонажей; дается установка, как можно начать рассказ и т.д.\;
  • обсуждение и анализ детских рассказов \ по магнитофонной записи или видеофильму\;
  • “домашние задания”: пересказать родителям составленный на занятии рассказ, придумать другие рассказы на ту же тему.

При обучении детей с ОНР составлению рассказов на тему рекомендуется использовать некоторые из указанных выше приемов, к числу которых относятся: опора на образец начала рассказа, данный педагогом; вспомогательные вопросы, подсказывающие возможные варианты содержания рассказа; предваряющий вопросный план, составляемый коллективно и индивидуально, под руководством педагога и др.

     Дальнейшая работа по формированию навыков творческого рассказывания проводится в процессе обучения в школе.


Приложение №1

     

Обучение детей с ОНР составлению самостоятельных рассказов с элементами творчества проводится в основном на втором году обучения. Однако начиная с третьего периода первого года обучения в занятии по пересказу, рассказыванию по картинам и другие рекомендуется включать отдельные доступные детям задания творческого характера

Виды творческих заданий, включаемых в занятия по обучению различным видам рассказывания. \задания могут выполняться воспитателем\

ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ

ВИДЫ ЗАДАНИЙ

Обучение пересказу

Игры-инсценировки на сюжет пересказываемого произведения. Упражнения на моделирование сюжета пересказываемого произведения \с помощью иллюстративного панно, наглядной схемы\. Рисование на тему \сюжет\ пересказываемого произведения с последующим составлением рассказа по выполненным рисункам. \Изображение персонажей или отдельных эпизодов рассказа\ сказки и их словесное описание\. Восстановление “деформированного” текста с последующим его персказом:

  • подстановка в текст пропущенных слов \словосочетаний\;
  • восстановление нужной последовательности предложений.

Составление творческих пересказов – с заменой действующих лиц, места действия, изменением времени действия, изложением событий рассказа \сказки\ от 1-го лица и др.

Обучение рассказыванию

по картинам

Придумывание названия к картине или серии картин, а также разных вариантов названия, придумывание названия к каждой последовательной картинке серии \к каждому фрагменту, эпизоду\ Игры-упражнения на восспроизведение элементов содержания картины \Кто самый внимательный?, Кто лучше запомнил? И т.д.\. Упражнение в составлении предложений по заданному слову \словоформе\ с учетом содержания картины. Разыгравание действий персонажей картины \игра-инсценировка с использованием пантомимы идр.\ Составление завязки к изображенному действию \с опорой на речевой образец педагога\. Восстановление пропущенного звена при составлении рассказа по серии картинок. Игра-упражнение “Угадай-ка!”\по вопросам и указаниям педагога дети восстанавливают содержание изображенного на кртине, но закрытого экраном фрагмента\.

Обучение описанию предметов

Игра-упражнение “Узнай, что это?” \узнавание предмета по указанным его деталям, отдельным составным элементам\. Составление описания предмета по собствнному рисунку. Использование игровых ситуаций при составлении описательных рассказов \”Магазин”,”Пропала собачка” и др.

Приложение №2

При обучении  рассказыванию по аналогии рекомендуется вспомогательный прием совместного составления рассказа по предложенной педагогом сюжетной схеме.

Например:

В выходной день наша семья \папа, мама, я и брат…\ отправились… \на дачу,рыбалку, в лес и т.д.\. 

Папа взял с собой…, мама - …. А я захватил с собой…

Мы ехали на\в… \поезд, машина, велосипед и др.\.

Там… \где?\  очень красиво.

Рядом есть… \ лес, озеро, река\

Мы ходили в… на…за… \ Что было дальше? \…

Домой мы вернулись…

Мне очень понравилось на\в…

Дети заканчивают предложения. Затем педагог объединяет их высказывания в законченный текст, который используется как образец для составления своих вариантов рассказа. Для составления рассказов по аналогии могут быть использованы и произведения для пересказа с последующей заменой действующих лиц, деталей повествования, действий отдельных персонажей. В дальнейшем с прослушанным текстом небольшого объема работа может проводиться без предварительного пересказа \с учетом возросших речевых и познавательных возможностей детей\. 

Структура таких занятий включает:

  • двукратное чтение и разбор содержания текста;
  • конкретные указания по составлению рассказа \изменение времени года, места действия и т.д.\;
  • рассказы детей с последующим коллективным анализом и оценкой.

Составление продолжения \окончания\ незавершенного рассказа рекомендуется проводить в двух последовательно используемых вариантах, с опорой и без опоры на наглядный материал.

Приложение №3

Примерный план к занятию по обучению составлению продолжения рассказа \II-III периоды 2-го года обучения\

    Обучение проводится на 1-2 занятиях \ в зависимости от состава обучаемой группы\.

Цель занятий: обучение рассказыванию с элементами творчества.

Основные задачи:

  1. Обучение составлению продолжения рассказа по предложенному началу с опорой на наглядный материал. Формирование умения ориентироваться на исходный текстовой и наглядный материал при составлении продолжения рассказа.
  2. Развитие воссоздающего и творческого воображения, формирование творческих способностей детей.
  3. Развитие навыков планирования собственного рассказа \выбор сюжетного решения, последовательности изложения и т.д.\.
  4. Развитие фразовой речи детей. Закрепление грамматических обобщений, связанных с употреблением языковых средств, необходимых для составления собственного рассказа.

Оборудование: картина среднего формата, изображающая кульминационный момент предлагаемого рассказа, магнитофон.

Случай на реке.

Вова и Саша жили летом в деревне. Рядом с деревней была большая река. На другом берегу был большой густой лес. Там росло много грибов и ягод. Однажды Вова и Саша встали рано утром, взяли кузовки, сели в лодку и поплыли на другой берег. Мальчики переплыли реку, вытащили лодку на берег, оставили ее на песке, а сами пошли собирать ягоды. Они набрали полные кузовки ягод и вернулись на берег. Подошли к тому месту, где оставили лодку. Смотрят, а лодки нет на берегу.

Содержание картины: мальчики стоят на песчаном берегу широкой реки, возле леса, и смотрят на противоположный берег, где видны деревенские домики. По реке плывет моторная лодка…

Ход занятия

  1. Орг. часть. Объяснение цели занятия.
  2. Рассматривание и разбор содержания картины \по вопросам\. Уточняется, какие объекты изображены на картине, их местаположение, дается краткая характеристика путем подбора определения \широкая река, песчаный берег, моторная лодка и др.\.
  3. Двукратное чтение текста начала рассказа.
  4. Составление продолжения рассказа детьми. После повторного чтения текста детям задаются вопросы. Что было дальше? Как мальчики добрались домой? Предлагается несколько вариантов продолжения рассказа \в виде направляющих указаний и вопросов\:
  • Что увидели мальчики на реке, что они сделали?
  • Мальчики пошли по берегу. Что они увидели? Кого они встретили?
  • Саша хорошо плавал, а Вова плавал плохо. Что они решили сделать?

Продолжение рассказа составляется по одному или нескольким предложенным вариантам с учетом состава обучаемой группы.

  1. Анализ дждетских рассказов. \проводится на втором занятии, по магнитофонной записи\ Обращается внимание на особенности решения творческой задачи, соблюдение связности и последовательности повествования и т.д.
  2. Как отдельный вид работы применяется выполнение детьми рисунков к составляемым рассказам \с использованием их для “Выставки детского рисунка” ,“домашних заданий” по развитию связной речи и др\.

Приложение №4

Примерный план занятий по обучению составлению продолжения рассказа к предлженному началу \III период 2-го года обучения\.

Обучение проводится на двух занятиях. Используется текст неоконченного рассказа по Л.А.Пеньевской \адаптированный вариант\.

Цель занятий: обучение детей самостоятельному  рассказыванию с элементами творчества.

Основные задачи:

  1. Обучение составлению продолжения незаконченного  рассказа без опоры на наглядный материал.
  2. Развитие умений ориентироваться в предложенном текстовом материале, опираясь на ключевые, исходные данные и существенные детали при составлении собственного рассказа.
  3. Формирование навыков планирования рассказа \выбор сюжетного решения, определение последовательности событий и др.\.
  4. Развитие творческих способностей детей в процессе самостоятельной речевой деятельности.
  5. Формирование грамматически правильной фразовой речи.

Занятие 1.

Ход занятий

  1. Орг. часть. Объяснение цели занятия.
  2. Чтение текста. Текст незавершенного рассказа прочитывается дважды. Повторное чтение проводится с использованием приема дополнения детьми отдельных предложений \или их частей\ нужными по смыслу словами и словосочетаниями \подчеркнуты в тексте\.

Вася летом жил в деревне у бабушки. Рядом с деревней был большой лес. Вася очень любил гулять по лесу, собирать землянику, слушать пение птиц. Однажды он вышел рано утром, пошел в лес и зашел очень далеко. Место было незнакомое. Вася понял, что заблудился… Он сел отдохнуть под большую, ветвистую березу и задумался. Как найти дорогу домой? Направо вела чуть заметная тропинка, но куда она идет Вася  не знал. Прямо начинался спуск к реке. А налево был густой лес. Куда идти?

  1. Воспроизведение детьми содержания неоконченного рассказа по вопросам педагога:
  • Где жил Вася летом?
  • Что было рядом с деревней?
  • Что любил делать Вася?
  • Что случилось с ним однажды? и др.
  1. Воспроизведение лексического материала рассказа по вопросам:
  • Какой лес был рядом с деревней? \Рядом с деревней…\
  • Когда Вася вышел из дома? \Он вышел…\ и т.д.

При затруднениях в составлении развернутых ответов начало фразы дается педагогом. Подчеркнутые слова выделяются интонацией.

Занатие 2.

1.    Ход Орг. часть. Дается установка на придумывание своего продолжения рассказа.

  1. Повторное чтение неоконченного рассказа.
  2. Составление рассказов детьми.

Педагог предлагает несколько вариантов сюжетного решения окончания рассказа:

  • Вася встречает в лесу людей…
  • Влезает на дерево и видит…
  • Идет по тропинке и находит…
  • Спускается к реке и идет по берегу…

На этой основе дети составляют свои варианты продолжения рассказа используются вспомогательные \побуждающие и направляющие\ вопросы. Проводится магнитофонная запись рассказов.

  1. Анализ детских рассказов. Обращается внимание на особенности решения творческой задачи,    придуманные ребенком ситуации, введенные в действие персонажи и др. отмечаются языковые особенности составленных рассказов: соблюдение грамматических норм речи, удачное употребление средств образной выразительности и т.д.
  2. После этого ребятам можно предложить “пофантазировать” и придумать свои варианты развития сюжета рассказа \помимо предложенных педагогом\.

Приложение №5

Для составления рассказов по наборам игрушек могут быть использованы следующие темы: “Таня в гостях у бабушки”, “Как Даня и Коля ходили в зоопарк” и др. Такие занятия могут проводиться воспитателем по плану логопеда. На составление таких рассказов желательно отводить два занятия, в структуру которых входит:

  1. отгадывание загадок о персонажах и предметах будущего рассказа;
  2. характеристика персонажей \внешний облик, “общественная роль” и “профессиональные действия”\; описание предметов-атрибутов;
  3. определение темы рассказа;
  4. образец рассказа или его начала, предлагаемый педагогом;
  5. составление рассказов детьми с использованием данного плана;
  6. анализ детских рассказов. Можно использовать инсценировку, позволяющую соотносить высказывания детей с демонстрированием действий игрушек-персонажей. Инсценирование сюжета способствует накоплению зрительных впечатлений, активизации словаря и речевых высказываний детей.

Например:

Занятие  “Танечка заболела”

Для его проведения используется набор из 3-4 игрушек-персонажей \ девочка, мама, доктор, медецинская сестра\ и предметов \ два телефона, санитарная машина, кроватка, столик и т.д.\.

Обучение детей с ОНР составлению рассказов на тему по опорным словам целесообразно вначале проводить в сочетании с демонстрацией педагогом наглядных опор – соответствующих картинок \например, “мальчик”-”удочка”-”река” и др.\ Помимо предметных могут использоваться и отдельные картинки с изображением пейзажа. Они выполняют функцию своеобразного ккартинного плана. Возникающие у детей  при восприятии слов наглядные образы, представления дополняются, уточняются при этом конкретными, “зримыми” деталями, образами предметов, которы могут быть использованы при решении творческой задачи. \Например, изображение реки на фоне лесного массива в серии картинок “мальчик”-”удочка”-”река” и др.\ Составлению рассказа предшествует называние предметов, изображенных на картинках и их краткая характеристика \ описание внешнего вида и др.\. Затем детям предлагается тема рассказа, определяющая его возможную событийную основу: “На рыбалке”,”Случай в лесу” и т.д. Для облегчения выполнения задания применяется краткий план из 3-4 вопросов, к составлению которого привлекаются дети .

Например:

  • Что взял с собою мальчик на рыбалку?
  • Кого он встретил на реке?
  • Что произошло во время рыбалки?
  • Что мальчик принес домой?

При затруднениях педагог дает образец начала рассказа.

      При обучению составлению рассказа по данным словам без опоры на картинки такой образец рассказа используется, как правило, постоянно.

Особое место занимает работа по формированию связной речи детей на предметно-практических учебных занятиях \рисование, аппликация, конструирование\. Для активизации и развития связной речи в процессе таких занятий рекомендуется использовать речевое планирование и “сопровождающее” описание выполняемых действий, словесный отчет ребенка о выполненном задании и, наконец, составление небольшого творческого рассказа по выполненному рисунку, аппликации, модели.

Пример рассказа по аппликации, ребенка с ОНР 6,5 лет.

Это машина. Машина едет до… по дороге. А впереди – светофор. Там горит красный свет. И машина остановилась. Потом загорелся желтый свет, а потом –зеленый. И машина поехала дальше, к себе домой… в гараж.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Актуальность творческого рассказывания у детей с общим недоразвитием речи.

Творческое рассказывние является эффективным средством развития связной речи у детей с общим недоразвитием речи....

Особенности и основные подходы к результативному решению проблемы обучении рассказыванию детей с общим недоразвитием речи

Умение составлять такие рассказы самостоятельно, соблюдая при этом все необходимые нормы (грамотность, структуру, целостность и пр.) есть по определению А. М. Леушиной, «высшее достижение речевого раз...

Особенности и основные подходы к результативному решению проблемы обучении рассказыванию детей с общим недоразвитием речи

Речь, как средство общения ребенка со взрослыми людьми, с которыми он непосредственно взаимодействует, лежит в основе всего его последующего вербального развития. От своевременного появления этой функ...

Мультфильм как средство развития речи у детей с общим недоразвитием речи. Планирование (старшая группа, I период обучения)

Здесь представлено планирование работы с мультфильмами в I периоде обучения в старшей группе у детей с ОНР. Планирование осуществляется в соответствии с тематическим планом работы на текущий учебный г...

ОБУЧЕНИЕ ЭЛЕМЕНТАМ ГРАМОТЫ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

ОБУЧЕНИЕ ЭЛЕМЕНТАМ ГРАМОТЫ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ...

"Особенности организации работы по формированию навыка творческого рассказывания у детей с общим недоразвитием речи старшего дошкольного возраста".

К числу важнейших задач работы с дошкольниками относится формирование у них связной монологической речи. Это необходимо для подготовки детей к предстоящему школьному обучению. Но особое значение это и...

Методика обследования речи детей дошкольного возраста (от 4 до 7 лет), имеющих общее недоразвитие речи (приложение к карте обследования детей с общим недоразвитием речи от 4 до 7 лет)

Перед  учителем-логопедом  дошкольного образовательного учреждения компенсирующего вида  стоит задача осуществить обоснованный дифференциальный подход к каждому ребенку с общим недоразв...