Конспект четвертого дня недели логопедии на тему "Выше радуги"
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему

Синицына Ольга Владимировна

Приобщение детей к прекрасному миру поэзии, работа с предложением, с  прилагательными. Развитие воображения и фантазии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chetvertyy_den_nedeli_logopedii.docx350.43 КБ

Предварительный просмотр:

4-й день недели логопедии

«О, морская, ты волна»
Комплексное занятие
подготовительной группе.

Цель. Приобщить детей к прекрасному миру поэзии, музыки, живописи.

Задачи.

- Продолжаем учить: - составлять разного типа предложения (простые распространённые и сложные) из личного опыта, используя свои знания и передавая свои чувства;

- подбирать определения к словам «море», «буря»;

- понимать и объяснять поэтический приём сравнение.

- Формируем умение правильно воспринимать и чувствовать настроение, отражённое в поэзии, музыке и в живописи.

- Прививаем чувство любви к поэзии, музыке, живописи.

- Развиваем воображение ребёнка.

Предварительная работа.

- Чтение литературных произведений о море.

- Рассматривание иллюстраций, фотографий о море; репродукций картин художников - моренистов.

- Индивидуальное разучивание стихов о море.

- Прослушивание аудиокассет: «Шедевры инструментальной музыки», «Звуки моря», «Звуки воды»,

- Просмотр мультфильма «Сказка о рыбаке и рыбке»

Словарная работа.

Моренист, прибой, свод неба, блистательный день, вал морской, лазурное небо, безмятежно, помутилось море, хлябь морская. Рыбка телескоп,

Материал.

Репродукции картин: И. К. Айвазовского «Буря на Ледовитом океане (1864),.   «Неаполитанский залив в лунную ночь» (1850 г. )

Принадлежности для рисования: бумага, краски, карандаши, фломастеры, восковые мелки.

Методы и приёмы.

Рассказ – беседа, рассматривание репродукций, прослушивание аудиокассет, приёмы полихудожественного воспитания, дидактические словесные игры по разделу развитие речи, пантомима, расслабление (релаксация), чтение и слушание стихов, рисование, рассказывание о своих чувствах и работах.

Ход занятия.

1.

Логопед: - Ребята, а кто из вас заметил, какое облачко появилось у нас в группе? Правильно, это облачко цвета морской волны, как вы думаете о чем пойдет речь на нашем занятии. Правильно, мы будем говорить о море.  Но на обратной стороне нашего облачка нарисована рыбка. Кто узнал её?

Дети:( Это золотая рыбка)

Логопед: - Из какой сказки эта рыбка?

Дети:( из «Сказки о рыбаке и рыбке»)

Логопед: Да. Действительно, эта рыбка – телескоп, похожа на Золотую рыбку. А кто помнит: кто написал эту сказку и где жила сказочная рыбка?

Дети:(Александр Сергеевич Пушкин, в синем море)

Логопед: Напомните мне, пожалуйста, как менялось море при каждой просьбе старика?

Дети:(синее море, помутилось синее море, неспокойно синее море, почернело синее море, на море чёрная буря)

2.

Логопед: А сейчас послушаем, как описали бурю в своих стихотворениях поэты: Баратынский Е. А. и Языков Н. М.

«Буря» Е. А. Баратынский.

Завыла буря; хлябь морская.

Клокочет и ревёт, и чёрные валы

Идут, до неба восставая,

Бьют, гневно пенятся,

В прибрежные скалы

«Буря» Н. М. Языков.

Громадные тучи нависли широко

Над морем и срыли блистательный день.

И в синюю бездну спустилась глубоко

И в ней улеглася тяжёлая тень;

Но бездна морская уже негодует,

Ей хочется света и ропщет она,

Пространно и громко она забушует

(Пауза)

Логопед: - Кто может рассказать, какие же чувства возникают, когда вы слушали эти строки стихотворений?

Дети:(как будто стало темно и очень страшно, а мне стало холодно, .. )

Логопед: - А какими красками можно выразить эти чувства на бумаге, какие тона вы бы использовали, если бы решили написать картину о буре на море?

Дети:(цвет синий, тёмно синий, чёрный, фиолетовый, все тёмные и мрачные тона, .. )

Воспитатель: - Художник И. К. Айвазовский использовал такие же краски и тона при написании своих картин: «Буря на Ледовитом океане (1864г. ) 

 ( Пауза - дети рассматривают картину).

Воспитатель: - Игра «Подбери слова»

(Подберите слова, которыми можно описать бушующее море. Какое оно?)

Дети:(грозное, свирепое, страшное, угрожающее, .)

Логопед: - А вам хотелось бы попасть в эти картину? И почему?

Дети:(мне нет – там страшно, там можно утонуть, )

Логопед: - А как вы думаете, можно ли услышать бурю? И какие звуки издают: сильный ветер, бьющиеся о берег волны?

Дети:(он воет и становится страшно, жутко; свистит и завывает; волны с грохотом разбиваются; слышно, как камни бьются друг о друга на дне)

Логопед: - Многообразием звуков бушующего моря был поражён и русский поэт Тютчев Ф. И. . будучи на море во время шторма.

«Море и утёс» Ф. И. Тютчев.

Мне слышится грохот пучины морской .

И бунтует и клокочет,

Хлещет, свистит и ревёт

Волн неистовый прибой.

Беспрерывно вал морской

С рёвом, свистом, визгом, воем,

Бьёт в утёс береговой

Снова волны лезут с воем,

Но о камень неизменный.

Бурный натиск преломив,

Вал отбрызнул сокрушённый

И струится шумной пеной

Обессиленный порыв.

(Пауза)

Какими словами поэт описал звуки бушующего моря?

Дети:(ветер и волны воют, свистят, гремят, лезут, ревут, )

Логопед: - Верно. Но люди видят в бушующем море не только массу пенящихся волн и грозную стихию. У каждого человека своё видение моря. Для одного – это богатырь, великан, для другого – это гневный хозяин моря Нептун, Но не каждый может выразить свои чувства, эмоции в стихах. Послушайте, пожалуйста, как и кем представляет море М. Ю. Лермонтов.

«Дары Терека» М. Ю. Лермонтов.

И старик во блеске власти

Встал, могучий, как гроза,

И оделись влагой страсти

Тёмно-синие глаза...

С кем сравнивает море поэт?

Дети:(со стариком; с могучим стариком; наверное, это страшный старик, )

Логопед: - Послушайте еще два отрывка:

«Дары Терека» М. Ю. Лермонтов.

И вал-великан, головою качая

Становится в ряд, и ряды говорят:

И вот, свои смуглые лица нахмуря

И белые гребни колебля, они

Идут...

«Буря» Н. М. Языков.

О, рьяный конь, о конь морской,

С бледно-зелёной гривой,

То смирный, ласково-ручной,

То бешено-игривый

В своей надменной силе,

Густую гриву растрепав

И весь в пару и мыле

К брегам направил бурный бег

И – в брызги разлетишься!. ..

(Пауза)

Кто запомнил, с кем сравнивают бушующее море поэты?

Дети:(с великаном, он грозный, с морским конём, который то смирный, то хочет быть злым, но он добрый и не страшный, )

Логопед: – А как вы думаете, почему море сравнивают с великаном, со стариком, с морским конём ?

Дети:(потому, что море очень большое; потому, что волны подымаются и покрываются пеной, как грива настоящего коня; потому, что море огромное, а человек маленький, даже если он взрослый сильный мужчина; )

Логопед: – А какой образ видите вы. Когда вглядываетесь в бушующее море?

Дети:(С богатырём, который с кем-то борется, )

3.

Логопед: – Представьте себе, как чувствует себя маленький хрупкий кораблик, попавший в морскую бурю, сбившийся с курса, затерявшийся в пучине вод. Что с ним происходит?

(Звучит музыка в исполнении Ванессы Мей «Шторм»)

Логопед: (Спокойным тихим голосом, с паузами)

Кораблик качается на волнах.

Его бросают волны с борта на бор,

Он то пропадает в бурных водах,

То поднимается на гребень волны.

Он борется со штормом .

(Музыка стихает)

4.

Какими словами можно описать это море?

Дети:(Спокойное, ласковое, тёплое, нежное )

Логопед: – А небо?

Дети:(голубое, светлое, прозрачное, лазурное, чистое, .. )

Логопед: – Хотели бы вы войти в эту картину и побыть там немного?

Дети:( да, там хорошо, там тепло; а я бы покупался в море; а я хочу очутиться на том паруснике, мы с папой плавали, ой ходили под парусами и день был такой как на этой картине; а я бы лежала и грелась на тёплом песочке, не берегу и строила песочные замки; )

Логопед:(Читает стихотворение)

Ф. И. Тютчев

Приходит свет, покой, умиротворение.

Сладок мне твой тихий шепот,

Полный ласки и любви (как мама).

Но море, как жизнь бесконечно.

Ты волна моя морская

Своенравная волна,

Как покоясь иль играя,

Чудной жизни ты полна!

Оно игриво и приветливо днём

Ты на солнышке смеёшься

Отражая неба свод

Вот как красиво поэт описал нам море в солнечный денёк. Но великолепно и величаво море и ночью.

Ребёнок:(Читает отрывок стихотворения) Ф. И. Тютчев.

Как хорошо ты, о море ночное, -

Здесь лучезарно, там сизо - тёмно,

В лунном сиянии, словно живое.

Ходит, и дышит, и блещет оно

Логопед: – Обратите внимание на картину И. К. Айвазовского «Неаполитанский залив в лунную ночь» (1850г. ). Какие сейчас вы испытываете чувства. Смотря на эту картину?

Дети:(Там очень тихо; даже ветерка нет; а мне захотелось прилечь и отдохнуть; а я бы поспал;. .. )

5.

Логопед: Кораблик, путешествовавший по морям, причаливает к берегу. Жители портового городка отдыхают. К ним присоединимся и мы:

(Звучит спокойная музыка).

Релаксация «Отдых на ночном берегу моря».

Дети: Ложатся на коврик.

Логопед:(Говорит тихо спокойно, с паузами, дети шепотом говорят о своих ощущениях)

Вот он, тёплый ещё неостывший от дневного солнца песок.

Вы. Чувствуете его тепло всем телом.

Слышите мягкий шелест волн.

Это приятный шум волн.

Свет луны рассеянный сквозь ночные облака.

Вы чувствуете, как ночной бриз, ветерок,

Мягко и нежно касается вашего лица, рук, тела.

Воздух наполнен ароматами морской воды.

Вы чувствуете этот запах.

Как хорошо, как спокойно.

А вот и первые лучи солнца прорезали тёмное небо ночи.

Послышался крик чаек, подул утренний свежий ветерок.

День наступает.

И вся, и всё просыпается.

Логопед: – Где же ты, хрупкий лёгкий парусник?

Ребёнок:(Читает отрывок стихотворения) «Парус» М. Ю. Лермонтова.

Белеет парус одинокий

В тумане моря голубом!

Под ним струя светлей лазури,

Над ним луч солнца золотой

6.

Логопед: Окунувшись в море поэзии, музыки и живописи. Наверное, вы хотели бы выразить, передать свои чувства в рисунке?

Дети:(я хочу нарисовать бурю; а я тихое море; а я корабль в море и дельфинов ; )

Приступают к работе за столами. Рисуют: карандашами, красками, фломастерами, восковыми мелками, под тихо звучащую музыку.

По окончании выполнения своих рисунков дети вывешивают их на стенд и рассказывают, какие чувства они пытались передать в своих работах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективное планирования тематических недель в разновозрастной группе «Радуга» МБДОУ детский сад № 14 «Ласточка» на 2018-2019 учебный год

Перспективное планирования тематических недель  в разновозрастной  группе «Радуга»МБДОУ детский  сад № 14 «Ласточка»на 2018-2019  учебный год под ред. Н.Е. ...

Конспект первого дня недели логопедии на тему "Выше радуги"

В ходе занятия дети учатся подбирать слова-предметы по их признакам, согласовывать существительные с прилагательными в роде, числе, падеже, распространять простые  предложения.  Познакомилис...

Конспект второго дня недели логопедии на тему "Выше радуги"

Конспект развлечения для детей подготовительной группы. Проводится  совместно с музыкальным руководителем в музыкальном зале....

Конспект пятого дня недели логопедии на тему "Выше радуги"

Занятие проводится в форме игры-викторины  между двумя подготовительными группами. Закрепляются основные цвета, отгадываются загадки, читаются стихи, связанные с цветами радуги....

Неделя логопедии «Выше радуги»

Неделя логопедии «Выше радуги»...

Конспект взаимодействия учителя -логопеда с воспитателем логопедической группы на тематические недели "Мебель и ее части" и "Сад-огород "

Мной  с начале  учебного года  составляется  тематический  план  на весь учебный  год,  согласно  которому  воспитатель  планирует свою работу...

Проект "Цветная неделя. В гости к радуге".

Творческий проект, который был разработан для детей подготовительной группы с целью снятия психологического напряжения в зимний период....