Рекомендации для родителей и педагогов Доу
методическая разработка по логопедии (старшая группа) на тему

Исакова Надежда Владимировна

Игры и упражнения для детей с СДВГ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_dlya_detey_s_sdvg.docx32.68 КБ

Предварительный просмотр:

Игры и упражнения для детей  с СДВГ

КРИТЕРИИ ВЫЯВЛЕНИЯ ГИППЕРАКТИВНОСТИ РЕБЁНКА В                                  ГРУППЕ

ДЕФИЦИТ АКТИВНОГО ВНИМАНИЯ

  • Имеет много незаконченных проектов
  • Непоследователен в поведении
  • Не может долго удерживать внимание
  • Не слышит, когда к нему обращаются
  • Имеет трудности в организации поведения
  • Теряет вещи
  • Избегает задач скучных и тех, которые требуют умственных усилий
  • Часто бывает забывчив

ДВИГАТЕЛЬНАЯ РАСТОРМОЖЕННОСТЬ

  • Постоянно ёрзает.
  • Проявляет признаки беспокойства (барабанит пальцами, двигается в кресле, бегает, забирается куда-нибудь).
  • Спит намного меньше, чем другие дети, даже в младенчестве.
  • Очень говорлив.

ИМПУЛЬСИВНОСТЬ

  • Начинает отвечать, не дослушав вопроса.
  • Не способен дождаться своей очереди, часто вмешивается, прерывает.
  • Плохо сосредоточивает внимание.
  • Не может дожидаться вознаграждения (если между действием есть пауза).
  • Не может контролировать и регулировать свои действия. Проведение слабоуправляемо правилами.
  • При выполнении заданий ведёт себя по-разному и показывает очень разные результаты. (На некоторых занятиях ребёнок спокоен, на других – нет, на одних уроках он успешен, на других – нет).

КОММУНИКАТИВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ

  • протестные реакции при неудачах во время игр;
  • неконтролируемая эмоциональная разрядка и агрессивные аффективные действия;
  • провоцирует других  детей  на нарушение дисциплины;
  • может просто не понимать, что приятно другому человеку, а что неприятно и быть безразличным к переживаниям других людей;
  • неглубокие эмоциональные проявления по отношению к другим людям, недостаточная сформированность дифференциации эмоциональных состояний и саморегуляции;
  • ограниченный объем мимических средств (выразительных движений мышц лица) и пантомимических средств (выразительных движений всего тела);
  • слабость артикуляционной и тонкой моторики;

 Все это снижает коммуникативные возможности детей.

Если в возрасте до семи лет проявляются хотя бы шесть из перечисленных характеристик,  можно  предположить, что ребенок является гиперактивным.

Ставить диагноз синдрома дефицита внимания с гиперактивностью должен врач. Однако воспитатели, педагоги и психологи также должны быть знакомы с вышеприведёнными диагностическими критериями этого симптома с тем, чтобы своевременно направить ребёнка и его родителей на консультацию к специалистам.

Чтобы работа по развитию внимания у гиперактивных детей давала результат родителям и педагогам следует соблюдать следующие правила:

  1. Работать с ребёнком в начале дня, а не вечером.
  2. Уменьшить рабочую нагрузку.
  3. Делить работу на более короткие, но более частые периоды. Использовать физкультминутки.
  4. Быть драматичным, экспрессивным педагогом.
  5. Снизить требования к аккуратности в начале работы, чтобы сформировать чувство успеха.
  6. Посадить ребёнка во время занятий рядом с взрослым.
  7. Использовать тактильный контакт (элементы массажа, прикосновения, поглаживания).
  8. Договариваться с ребёнком о тех или иных действиях заранее.
  9. Давать короткие, чёткие и конкретные инструкции.
  10. Использовать гибкую систему поощрений и наказаний.
  11. Поощрять ребёнка сразу же, не откладывая на будущее.
  12. Предоставлять ребёнку возможность выбора.
  13. Оставаться спокойным. Нет хладнокровия – нет преимущества.

.

Учитывая, что одной из ведущей деятельности в дошкольном возрасте является игра, то эффективнее всего использовать в работе именно различные виды игр. Подбирая игры (особенно подвижные) для гиперактивных детей необходимо учитывать следующие особенности таких детей: дефицит внимания, импульсивность, очень высокую активность, а также неумение длительное время подчиняться групповым правилам, выслушивать и выполнять инструкции (заострять внимание на деталях), быструю утомляемость. Поэтому включать  в коллективную работу целесообразно поэтапно. Начинать можно с индивидуальной работы, затем привлекать ребёнка к играм в малых подгруппах и только после этого переходить к коллективным играм. Желательно использовать игры с чёткими правилами, способствующие развитию внимания.

Растяжки направлены на нормализацию гипертонуса (неконтролируемое чрезмерное напряжение мышц) и гипотонуса (неконтролируемая мышечная вялость).

Любое отклонение от оптимального тонуса является как причиной, так и следствием возникших изменений в психической и двигательной активности ребенка.

Наличие гипертонуса проявляется в двигательном беспокойстве, эмоциональной лабильности, нарушении сна, в отставании формирования произвольного внимания, дифференцированных двигательных и психических реакций.

Все дошкольники с СДВГ имеют нарушения мышечного тонуса. Именно поэтому в самом начале занятий ребенку необходимо дать почувствовать его собственный тонус и показать варианты работы с ним на самых наглядных и простых примерах.

Регуляция силы мышечного тонуса проходит в соответствии с законами развития движений: от головы и шеи к нижним конечностям, от шеи и плеч к кистям и отдельным пальцам и, соответственно, от колен к пальцам ног.

 Используются следующие упражнения: «Струночка», «Кобра», «Лучики», «Травинка на ветру», «Дерево», «Кошка», а  также упражнения «Зернышко», «Деревянные куклы», «Кактус и ива», «Пальма», «Мокрые котята», «Штанга», «Насос и надувная кукла», и др.

 Дыхательные упражнения улучшают ритмирование организма. Умение произвольно контролировать дыхание развивает самоконтроль над поведением, который часто отсутствует у детей с СДВГ.

 Отработку дыхательных упражнений  начинают со стадии выдоха, после чего, выждав естественную паузу и дождавшись момента, когда появится желание вдохнуть, учат детей делать глубокий вдох ртом или носом так, чтобы было приятное, легкое, без напряжения ощущение вдоха. Внимательно следят, чтобы двигалась диафрагма и оставались спокойными плечи. Эффективным приемом являлось подключение к дыхательным упражнениям визуальной и сенсорной систем («надувание» цветных шаров в животе, «вдыхание» солнечного света и т.д.).

Детям предлагаются следующие упражнения: «Кулачки», «Шарик», «Ветер», «Свечка» и др.

Глазодвигательные упражнения улучшают восприятие и позволяют расширить поле зрения. 

Однонаправленные и разнонаправленные движения глаз развивают межполушарное взаимодействие, повышают энергетизацию организма, активизируют процесс обучения.

Отработка движений глаз начиналась по четырем основным направлениям (вверх, вниз, направо, налево) и четырем вспомогательным (по диагоналям); сведением глаз к центру. Голова фиксирована. Движения совершаются в медленном темпе (от 3 до 7 секунд) с фиксацией в крайних положениях. Каждое из движений производится сначала на расстоянии вытянутой руки, затем на расстоянии локтя, около переносицы.

При отработке глазодвигательных движений используются маленькие игрушки, мячик, бабочка, закрепленная на длинной проволоке. В начале освоения упражнений ребенок следит за предметом, перемещаемым взрослым, затем передвигает его самостоятельно, держа в правой руке, потом в левой, затем обеими руками вместе.

Кинезиологические упражнения обеспечивают развитие межполушарного взаимодействия, снятие синкинезий (дополнительных непроизвольных движений) и мышечных зажимов.

 Используются  упражнения: «Кулак-ребро-ладонь», «Лезгинка», «Колечко», «Ухо-нос», «Лягушка», « Замок» и др..

Функциональные упражнения направлены на формирование внимания (развитие объема, устойчивости, концентрации, распределения, переключения внимания) и произвольной регуляции собственной деятельности (снижение импульсивности, агрессии, гиперактивности).

Данные игровые упражнения проводятся  как физминутки и были наиболее интересны детям.

 В играх, развивающих умение концентрировать внимание, умение его распределять («Ритмические хлопки», «Три круга внимания», ««Послушай тишину», «Зеваки», «Условные сигналы», «Запретное движение», «Сделай, как скажу, а не покажу», «Да и нет», «Колпак мой треугольный», «Скалолаз», «Звонкое слово» и др.), необходимой была  четкая подача словесных инструкций, постоянная поддержка у детей эмоционального настроя и мотивации к выполнению задания.

В упражнениях, направленных на развитие у детей возможности произвольно планировать, контролировать и регулировать свои действия («Стоп – сигнал», «Мама-робот», «Речка-берег», «Угадай-ка», «Прыгаем-стоим-бежим» и др.), важным являлось оречевление действий, позволявшее ребятам справиться с импульсивностью.

Еще одним условием развития произвольности являлось соблюдение детьми правил, ритуалов и временного регламента. Кроме того, поочередная смена ведущего игры повышала уровень произвольной саморегуляции, программирования и контроля над собой, происходящим вокруг – у всех детей, а у ведущего особенно.

Упражнения для развития коммуникативной сферы делятся на индивидуальные, парные, групповые. Они направлены, в первую очередь, на восстановление гармонии с собственным телом, умения не вербально выражать свое состояние, а также на развитие способности чувствовать, понимать, принимать другого человека. Совместная деятельность развивает навыки взаимодействия в группе.

В вышеуказанной программе данные упражнения были включены в конце занятий перед растяжками. На подгрупповых занятиях логопеда данные упражнения включались как в начале занятия (как организационный  момент), так и в конце. Это упражнения «Чаша доброты», «Визуализация цвета», «Маска», «Сиамские близнецы», «Фотографии» и др.

Упражнения для развития когнитивной сферы направлены на развитие слуховой, зрительной, двигательной, тактильной памяти, недостаточно сформированной у детей с СДВГ.

Таких упражнений достаточно много. Следует лишь учесть, что необходимо развивать у детей не только зрительную память (на что направлено большинство игр для развития памяти), а также слуховую и моторно-двигательную.

 Используются  упражнения «Движение», «Ритм», «Визуализация трехмерного объекта», «Визуализация знакомого человека», «Перекрестное марширование», «Ритм по кругу», «Мельница» и др. «Найди два одинаковых предмета», « Что слышно?», «Найди пять отличий», «Исключи лишнее», «Совушка-сова» и др.

Упражнения для релаксации проводятся  в конце занятий с целью интеграции приобретенного в ходе занятия опыта. Они способствуют расслаблению, снятию двигательного (мышечного) и эмоционального напряжения. Используются  речевые формулы, которые произносились педагогом медленно, тихим голосом, с длительными паузами. Это упражнения: «Поза покоя», «Кулачки», «Загораем», «Кораблик», «Штанга», «Качалка» и др.

Коррекционная работа включает также различные виды массажей (усиливающих поток нервных импульсов, поступающих в центральную нервную систему от органов чувств): самомассаж пальцев рук, ушных раковин, вибрационный массаж, самомассаж «волшебных точек» (что хорошо знакомо логопедам) и самомассаж различных частей тела.

Благодаря сочетанию традиционных логопедических приемов с нейропсихологическими методами, на занятиях логопеда создавался особый эмоциональный фон, положительное отношение и живой интерес детей к заданиям. Наши ребята стали более внимательными, способными удерживать задачу, меньше утомляются, лучше справляются с импульсивностью, легче замечают и контролируют свои ошибки.

Комплекс коррекционных занятий, предложенные игры и упражнения способствуют оптимизации процесса обучения и состояния здоровья детей с СДВГ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Полезные рекомендации для родителей и педагогов.

Информация для родителей и педагогов по вопросам воспитания ребенка дошкольного возраста от психолога и самого ребенка!...

Методические рекомендации для родителей и педагогов по здоровьесбережению

Для укрепления здоровья детей дошкольного возраста, данные рекомендации; могут быть полезными как для воспитателей ДОУ, так и для родителей. Вы сможете после печати материала, скрепить как брошюру или...

Методическая рекомендация для родителей и педагогов по теме "Значение полисенсорного развития для детей раннего возраста".

Описание системы обучения детей раннего возраста на основе развития перцептивных действий с предметами. Перцепция - восприятие (зрения, слуха, вкуса, обаяния, кинестетич.ощущения)....

Рекомендации для родителей и педагогов "Дыхательная гимнастика игрового характера для детей 4-7 лет"

Рекомендации для родителей и педагогов "Дыхательная гимнастика игрового характера для детей 4-7 лет"...

«СКОРО В ШКОЛУ!» Рекомендации для родителей и педагогов.

Как узнать, готов ли Ваш ребенокк школе?...

Рекомендации для родителей и педагогов на тему: "Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников"

Рекомендации для родителей и педагогов на тему: "Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников"...

памятка- рекомендация для родителей и педагогов о словесных играх с детьми

В данной памятке для себя, Вы найдете отобранную информацию, о пользе свесных игр, и их примеры.Ведь это универсальные и быстрые игры, не требующие подготовки,при этом  несущие в себе огромный по...