Формирование навыков образования глаголов с помощью приставок (по лексической теме «Транспорт»)
методическая разработка по логопедии (старшая, подготовительная группа) на тему

Развивать слуховое и зрительное внимание.

Коррегировать слуховую память, посредством запоминания и выполнения инструкций с приставочными глаголами.

Активизировать глагольную лексику по теме «Транспорт».

Развивать языковое чутьё к лексическим оттенкам глаголов с различными приставками. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon transport_slovoobrazovanie.doc43.8 КБ
PDF icon transport.pdf1.62 МБ

Предварительный просмотр:

Департамент образования города Москвы

Юго-Восточное окружное управление образования

Государственное образовательное учреждение

детский сад № 1490 комбинированного вида

________________________________________________________________

Адрес: 109518, Москва, Грайвороновская улица, д.8к.3

телефон: 8  (499) 173-82-15; 8 (499) 173-58-08

КОНСПЕКТ

непосредственно образовательной деятельности

Формирование навыков образования глаголов с помощью приставок

(по лексической теме «Транспорт»)

 (интеграция образовательных областей: социализация, чтение художественной литературы, познание, коммуникация, физическая культура, музыка)

Учитель-логопед  Гаева Наталья Николаевна


Цели:

Образовательные цели

1. Развивать навык узнавания и выделения глаголов с приставками в речевом потоке.

2. Научить детей образовывать от глаголов «плыть», «лететь», «ехать» одноименные глаголы с помощью приставок «по», «при», «пере», «до», «у».

3. Вырабатывать навык использования глаголов с приставками в речи.

4. Согласование существительных в предложном падеже

Коррекционно - развивающие цели

1. Развивать слуховое и зрительное внимание.

2. Коррегировать слуховую память, посредством запоминания и выполнения инструкций с приставочными глаголами.

3. Активизировать глагольную лексику по теме «Транспорт».

4. Развивать языковое чутьё к лексическим оттенкам глаголов с различными приставками.

Воспитательные

1. Воспитывать интерес к логопедическому занятию,  умение работать в коллективе.

 2. Развитие навыков позитивного общения.

Оборудование

  1. Музыка для орг. момента «Вивальди», для проведения динамической паузы  «Автобус», сигнал машины.
  2. Оформление динамической паузы: обруч, горка, мостик, голубая ткань (река),

3 игрушки транспорт (самолет, машина, корабль), большой грузовик.

  1. Оформление орг. момента. Банка, 2 стакана, красный платок,
  2. Презентация  «Путешествие», загадки.

Предварительная работа

  1. Экскурсия «Моя улица».
  2. Заучивание стихотворения Я. Пишума «Машины».
  3. Отгадывание загадок «Улица, транспорт, служебные машины, сельскохозяйственная техника».
  4. Составление описательных и сравнительных рассказов о транспорте.
  5. Соревнования «Веселые машины»

I. Орг. момент.

  Дети  в группе под музыку садятся за столы.

  Логопед. Посмотрите, все ли готовы.

II. Основная часть.

Логопед. Найдем самого внимательного и догадливого из вас, тот, кто отгадает загадку, сразу назовет тему занятия.

 1. Загадка:

     На море, в реках и озёрах

    Я плаваю, проворный, скорый. (Корабль, катер).

Дети.  Тема нашего занятия «Транспорт».

Логопед. Какой это транспорт?

Дети. Водный

Скажите, на чём можно поплыть по воде?

Дети перечисляют лодка, катер, пароход и т.д.

2. Логопед.

Я загадаю загадку, а вы отгадайте что это?

 Загадка:

Смело в небе проплывает,

Обгоняет птиц полет,

человек им управляет,

Что же это? (самолет).

Логопед.

Какой это транспорт?

Дети. Воздушный.

А, теперь, скажите на чём ещё можно полететь?

Дети перечисляют самолет, ракета, вертолёт, дельтаплан и т.д.

3. Отгадайте что это?

Загадка:

      Для этого коня еда – бензин и масло, и вода.

      На лугу он не пасется, по дороге он несется.

Дети. Машина.

Логопед.

На чём можно ездить?

Дети перечисляют (машина, автобус, поезд и т.д.)

Какой это транспорт? (наземный)

 Логопед.

Все загадки мои вы отгадали. Молодцы!

На экране появляются 3 слайда отгадки (корабль, самолет, машина).

Логопед.

А сейчас, вы сами станете волшебниками.

Будите изменять слова, и окажется, что действие слова меняется.

Логопед.

Мы оказались на берегу озера.

Дети, возьмите кораблики и подойдите ко мне.

Корабль что делает?

Дети. Плывёт.

Опускайте кораблики на воду.

Логопед.

Ребенок, твой кораблик от берега что сделал? – отплыл.

Р., дальше твой кораблик что сделал? – поплыл.

Р., твой кораблик до другого берега что сделал? – доплыл.

Р., твой кораблик к другому берегу что сделал? – приплыл.

Дети ни одного кораблика не осталось на этом берегу.

Что сделали ваши кораблики? – уплыли.

Логопед.

Дети, возьмите самолетики и подойдите ко мне.

Повторяйте за мной движения с самолетиком и отвечайте на вопросы.

Самолет взлетел  с аэродрома и дальше (что сделал?) … полетел.

Самолет через озеро… перелетел.

До аэродрома …долетел.

На аэродром … прилетел.

С другого аэродрома все самолетики (что сделали?) …  улетели.

Вы научились изменять слова с помощью приставок. Все работали хорошо.

IV. Динамическая пауза.  Под музыку минусовка «Песенка – чудесенка»

Логопед. А теперь:

Стройтесь быстро на зарядку.

Рассчитайтесь по порядку.

Превращу я вас сейчас

Всех в машины в этот час.

Дети проходят полосу препятствий на  ковре.

Ехали мы, ехали, до горки доехали,

Въехали, съехали, и дальше поехали.

Ехали мы, ехали, до ямы доехали,

Яму объехали и дальше поехали.

Ехали мы, ехали, до речки доехали,

Мост переехали и дальше поехали.

(повторить 2 раза)

Ехали мы, ехали, до сада доехали и в группу приехали.

Дети садятся на свои места.

V. Дополни рассказ взрослого, используя приставочные глаголы

Логопед.  Вы проделали интересный путь. Рассмотрите план путешествия Вани. Помогите ему добраться до моря. Каким транспортом Ваня будет добираться до моря? (машина, самолет, корабль).

Я начну, а вы закончите предложение подходящим словом – действием.

Ваня вышел из дома, сел в машину и (что сделал?) …поехал.

До моста …. доехал.

Через мост…. переехал.

До озера Ваня…доехал.

Озеро…объехал.

И в аэропорт …приехал.

В аэропорту сел в самолет и …полетел.

Лес он…пролетел, горы…перелетел, летел, летел и …прилетел.

Ваня с аэродрома отправился в порт.

Он сел  на катер и от берега…отплыл.

К пляжу …приплыл и стал отдыхать.

Вы правильно подобрали подходящие слова – действия.

Все приставки использовали правильно.

VI. Итог занятия.

Мы провели интересное занятие. Все работали хорошо, активно.

Занятие окончено.

Слайд 1

Слайд 2

Слайд 3

Слайд 4

Слайд 5

Слайд 6

Слайд 7

Слайд 8

Слайд 9

Слайд 10

Слайд 11

Слайд 12

Слайд 13

Слайд 14

Слайд 15

Слайд 16

Слайд 17

Слайд 18



Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

НОД по развитию речи для детей 5-6 лет. Лексическая тема «Транспорт» (конспект занятия) НОД по развитию речи для детей 5-6 лет. Лексическая тема «Транспорт» (конспект занятия)

НОД  по развитию речи для детей 5 – 6  лет.Лексическая тема «Транспорт» Цель: расширение  и активизация словарного запаса.Задачи:Коррекционно-образовательные:1.Закреплять сло...

Формирование навыков образования глаголов с помощью приставок "Путешествие грузовичка"

Развитие коммуникабельной компетенции и   композиционных  умений  в  составлении  изображения транспорта из геометрических фигур в совместной интегрированной деятельности...

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка для детей старшей группы компенсирующей направленности для детей с ТНР. Тема: "Согласование существительных с глаголами единственного и множественного числа. Лексическая тема «Почта»."

Цель: Учить согласовывать имена существительные с глаголами единственного и множественного числа.Задачи:1. Упражнять в подборе имён существительных к именам прилагательным и учить согласовывать их в р...

Формирование навыков образования притяжательных прилагательных у детей с общим недоразвитием речи через использование дидактических игр и упражнений при работе над лексическими темами.

Опыт работы по формированию у дошкольников навыков образования притяжательных прилагательных:  актуальность и научное обоснование, картотека игр....

Формирование навыков словоизменения глагола по числам у дошкольников

Формирование навыков словоизменения  глагола по числам у дошкольников...