План – конспект организованной образовательной деятельности учителя-логопеда с дошкольниками подготовительной логопедической группы с ОНР Тема: «Звук и буква Ч»
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему

Долматова Елена Яковлевна

В конспекте представлено решение поставленных задач в увлекательной соревновательно- игровой форме.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon itogovoe_po_gramote_ch.doc55 КБ

Предварительный просмотр:

План – конспект организованной образовательной деятельности учителя-логопеда с дошкольниками  подготовительной логопедической  группы с ОНР

Тема: « Звук и буква Ч»

Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие».

Коррекционно-образовательные задачи:

1. Актуализировать знания детей о звуке [ч] и букве Ч.

2. Закрепить умение дифференцированно произносить [ч] в словах и фразах.

3. Совершенствовать фонематические процессы: анализ, синтез и представления; языковой анализ и синтез.

4. Активизировать  словообразовательные процессы: образование  и употребление качественных прилагательных, уменьшительно-ласкательных существительных.

5. Закреплять навык употребления сложносочиненных и сложноподчиненных  

    предложений.

6. Расширять кругозор, уточнять словарь.

  Коррекционно-развивающие задачи:

1. Совершенствовать умение работать по схемам, алгоритмам, делать выводы и обобщения.

 2. Упражнять в решении ребусов, проблемных ситуаций.

Коррекционно-воспитательные задачи:

1.Формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, умение работать в группах.

2. Поддерживать интерес к школьному обучению.

Методы и приемы:

- практические (игры, упражнения, задания)

- наглядные (рассматривание, показ способов действий, схемы, алгоритмы)

- словесные (высказывание предположений,  рассказы педагога и детей,  вопросы – ответы, художественное слово, объяснения,   рассуждения)

Материалы и оборудование:

1. Сумка почтальона.

2. Речевые профили звуков [ч] [т`], таблица-алгоритм для характеристики звуков.

3. Подписанные для каждого ребенка конверты со схемами и картинками, в названии которых есть [ч].

4. Цветные карандаши.

5. Игрушка Хомяк-повторюшка.

6. Барабан для игры «Поле чудес».

7. Д/и «Цветочно-слоговые часы», «Собери «рассыпанное» слово».

8. Рассказы, данные в картинно-схематичном изображении.

Логика образовательной деятельности.

Деятельность логопеда

Деятельность воспитанников

Ожидаемый результат

1

Вносит в группу сумку, объясняет, что сумку передал почтальон, в ней много сложных заданий для детей, поэтому она такая тяжелая. Чтобы узнать его фамилию, нужно расшифровать ребус.

Слушают, отгадывают фамилию почтальона, объясняют, как расшифровали ребус.

Заинтересовались предстоящей деятельностью, закрепили навыки звукового анализа и синтеза.

2

Предлагает второе задание Печкина: «Выбрать из сходных речевых профилей  профиль звука, обозначаемый буквой Ч,  доказать правильность своего выбора, рассказать об этом звуке (по таблице)».

Выбирают речевой профиль звука [ч], рассказывают, какое положение принимают органы речи на данный звук, дают ему характеристику, указывают на особенность [ч] – всегда мягкий, у него нет твердой пары.

Закрепили артикуляцию и фонетические признаки [ч].

3

Третье задание: «Найти из представленных конвертов свой, достать из него картинку, назвать слова со звуком [ч], определить его место, выбрать карандаш нужного цвета, объяснить свой выбор, зарисовать схему. Поменяться заданиями для взаимопроверки».

Читают на конвертах свои ФИО, выполняют задания, проверяют друг у друга.

Закрепили навыки фонематического анализа, сотрудничества и взаимопонимания.

4

Четвертое задание: «Собрать «рассыпанные» слова.

Назвать их по очереди Хомяку-повторюшке, который передаст их Печкину».

Называет звуки, из которых состоят слова: ч,а,й;  ч,у,л,к,и;  о,ч,к,и; о,б,р,у,ч;  х,о,ч,у;  б,о,ч,к,а;  д,о,ч; д,о,ч,к,а;  л,у,ч,и,к;  в,н,у,ч,к,а; н,о,ч;  Ж,у,ч,к,а.

Называют Хомяку «собранные» слова.

Закрепили навыки фонематического синтеза.

5

Пятое задание.

«Печкин предлагает поиграть в игру «Поле чудес»: нужно отгадать слово по буквам».

Задания для определения букв:

- это третья буква в слове «бочка»;

- про эту букву загадка:

  Вот буква, вроде шалаша,

  Неправда  ль, буква хороша,

  И хоть она проста на вид,

  Но начинает алфавит.

- этой буквой нужно заменить  

  последнюю букву в слове НОЖ, чтобы получилось название части тела (лица) человека;

- это одинаковый гласный звук в словах: дым, бык, рысь, лыжи.

С помощью вращающегося барабана, выбирают порядковый номер буквы, отгадывают ее по заданию и  открывают на табло. Читают слово.

Закрепили навыки звуко-буквенного анализа и синтеза, навыки преобразования слов путем замены звука.

6

Шестое задание: «Объяснялки» - объяснить, что такое часы и рассказать все, что известно об этом предмете.

Объясняют, что такое часы, для чего они нужны, какие бывают.

Расширили кругозор, закрепили навыки образования прилагательных, употребления сложносочиненных и сложноподчиненных предложений.

7

Физ.минутка

Тик-так, тик-так

В доме кто умеет так?

Это маятник в часах

Отбивает каждый такт.

А в часах сидит кукушка,

У нее своя избушка.

Прокукует птичка время,

Снова спрячется за дверью.

Стрелки движутся по кругу,

Не касаются друг друга.

Повернемся мы с тобой

Против стрелки часовой.

А часы идут, идут,

Иногда вдруг отстают,

А бывает, что спешат,

Словно убежать хотят.

Если их не заведут,

То они совсем встают.

Проговаривают, выполняют движения:

- наклоны головы

- поднимание плеч

- наклоны туловища в стороны

- приседают, руки складывают «крышей»

- руки в стороны

- закрываются руками

- повороты вправо

- повороты влево

- ходьба на месте

- замедление

- бег на месте

- вращение кистями

- основная стойка, руки сложены на груди

Сняли напряжение и утомление

8

Седьмое задание.

«Печкин предлагает по своим необычным часам - «цветочно-слоговым», определить количество

слогов в названии цветов».

Логопед предлагает назвать слова, в которых есть [ч], и придумать, что можно сделать, чтобы в названиях цветов без этого звука, он  появился?

Выбирают цветок, называют, определяют количество слогов, ставят одну стрелку часов на изображение, другую на нужное количество кружков.

Называют слова со[ч],

Изменяют названия цветов.

Закрепили названия цветов, навыки слогового анализа и синтеза, образования уменьшительно-ласкательных существительных.

9

Восьмое задание: работа в парах «Составь слово».

Предлагает разделиться на пары, вписать в пустые клетки буквы, с которых начинаются изображенные на карточках предметы.

Разбиваются на пары, вписывают буквы, читают получившиеся слова.

Закрепили навыки фонематического анализа и синтеза, умение работать в парах.

10

 Девятое задание: работа в подгруппе.

 «Прочитай» рассказ».

 Предлагает разделиться на подгруппы. Каждой подгруппе дает карточку с картинно-схематичным изображением предложений.

После выполнения задания команды выбирают, кто из участников будет представлять рассказ.

Делятся на подгруппы.

Каждая подгруппа «читает» свой рассказ, соотнося каждую полоску со словом предложения. Выбирают ребенка, который будет «читать» рассказ другой подгруппе.

Закрепили навыки языкового анализа и синтеза, умение работать в коллективе.

11

Итог.

Предлагает собрать все выполненные задания и передать их почтальону Печкину, чтобы он убедился в правильности их выполнения.

Предлагает подумать, как можно все это вручить Печкину?

Предлагают варианты передачи заданий (отослать задания заказным письмом по почте, передать маме Вари М., которая работает на почте, отправить электронное письмо, передать Хомяку-повторюшке и т.д.)

Закрепили умение находить решения проблемных ситуаций.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА С ВОСПИТАННИКАМИ СТАРШЕГО ВОЗРАСТА С ДИАГНОЗОМ ОНP ПО ТЕМЕ «ОДЕЖДА»

Конспект логопедического занятия содержит материалы, способствующие расширению представлений у детей с ОНР. Обогащение и уточнение словаря по теме «Одежда». Развитие лексико-грамматическог...

КОНСПЕКТ ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА С ВОСПИТАННИКАМИ СТАРШЕГО ВОЗРАСТА С ДИАГНОЗОМ ОНP ПО ТЕМЕ «ОСЕННИЕ ДЕРЕВЬЯ В ЛЕСУ»

Конспект логопедического занятия содержит материалы, способствующие расширению представлений у детей с ОНР. Обогащение и уточнение словаря по теме «Осенние деревья в лесу». Развитие лексик...

КОНСПЕКТ ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА С ВОСПИТАННИКАМИ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ДИАГНОЗОМ ОНP ПО РАЗВИТИЮ ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ

Конспект логопедического занятия содержит материалы способствующие развитию фонематического слуха у детей с ОНР. Обучение звуко-буквенному анализу с использованием графических записей....

КОНСПЕКТ ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА С ВОСПИТАННИКАМИ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ДИАГНОЗОМ ОНP « НА ФЕРМЕ» ПО ТЕМЕ «ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ»

Логопедическое занятие содержит материалы способствующие расширению представлений у детей с ОНР. Обогащение и уточнениесловаря по теме "Домашние животные". Развитие лексико-грамматического с...

КОНСПЕКТ ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА С ВОСПИТАННИКАМИ СТАРШЕГО ВОЗРАСТА С ДИАГНОЗОМ ОНP ФЕДОРИНО ГОРЕ ПО ТЕМЕ «ПОСУДА»

Конспект логопедического занятия содержит материалы способствующие расширению представлений у детей с ОНР. Обогащение и уточнение словаря по теме"Посуда". Развитие лексико-грамматического ст...

Сценарный план интегрированной непосредственно-образовательной деятельности учителя - логопеда и инструктора по физическому воспитанию по теме «Игрушки» с детьми средней группы.

Данный материал представляет интегрированный коррекционно-образовательный процесс по кореекции речевых нарушений с использованием подвижных игр....

Конспект организованной образовательной деятельности учителя – логопеда на развитие лексико-грамматического строя в подготовительной к школе группе. Тема «Мой Город»

Цель организованной образовательной деятельности:активизировать словарь по лексической теме «Город Волгодонск»...