КОНСПЕКТ ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА С ВОСПИТАННИКАМИ СТАРШЕГО ВОЗРАСТА С ДИАГНОЗОМ ОНP ПО ТЕМЕ «ОДЕЖДА»
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Малышева Елена Анатольевна

Конспект логопедического занятия содержит материалы, способствующие расширению представлений у детей с ОНР. Обогащение и уточнение словаря по теме «Одежда». Развитие лексико-грамматического строя речи в играх и упражнениях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект логопедического занятия378.65 КБ

Предварительный просмотр:

ГБДОУ детский сад №5 комбинированного вида

Красносельского района

Санкт-Петербурга

КОНСПЕКТ ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА С ВОСПИТАННИКАМИ

СТАРШЕГО ВОЗРАСТА С ДИАГНОЗОМ ОНP

ПО ТЕМЕ «ОДЕЖДА»

 

ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ  ТЕХНОЛОГИИ:

  • Здоровьесберегающая технология сохранения и стимулирования

          физического и психического здоровья

  • Игровые технологии
  • Личностно-ориентируемые технологии
  • Мнемотехника
  • ИКТ

Составила и провела 21.10.2019г.

                                                                                             учитель-логопед

                                                                                            Малышева Елена Анатольевна

Санкт-Петербург


Тема: «Одежда»

Цель: Активизация и актуализация словаря по теме «Одежда», развитие связной речи.

Задачи:

  • Коррекционно-образовательные:
  • расширение и уточнение представлений об одежде;
  • конкретизация представлений об одежде;
  • знакомство с особенностями строения одежды, её назначение в деталях из которых она состоит;
  • активизация и актуализация словаря по теме «Одежда»
  • развитие словоизменения: образование формы множественного числа существительных.
  • развитие словообразования: образование существительных с помощью уменьшительно-ласкательной формы существительных.
  • Обучение согласованию числительного и существительного в родительном падеже.
  • развитие навыка составления описательного рассказа с опорой на мнемотаблицу;

  • Коррекционно-развивающие:
  • развитие слухового и зрительного восприятия, внимания и памяти;
  • развитие речевого слуха и фонематического восприятия;
  • развитие артикуляционной моторики;
  • развитие общей, мелкой моторики и координации речи с движением;
  • развитие диалогической речи

  • Воспитательные:
  • развитие познавательного интереса;
  • воспитывать бережное отношение к вещам;
  • воспитывать доброжелательность, самостоятельность, инициативность;
  • формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, уважения;
  • воспитание культуры речевого общения

Педагогические технологии, используемые в работе:

1. Игровые технологии:

1.1. Использование дидактических и настольно печатных игр;

1.2.Использование игровых приемов и ситуаций.

2.Здоровьесберегающие технологии:

2.1. Использование пальчиковой гимнастики.

3. Личностно-ориентируемые технологии:

3.1. Учет особенностей и личностных качеств каждого ребенка.

4. Мнемотехника.


Предварительная работа: Разучивание пальчиковой гимнастики «У Матрешиной сестрицы…»

Форма работы: подгрупповая.

Ориентировано: дети старшего возраста с диагнозом ОНР.

Оборудование:

  • Предметные картинки с изображением одежды.
  • Игра  «Даша и Дашенька»( Изображения двух девочек отличающиеся по размеру, коробка с набором одежды большой и маленькой для девочек).
  • Игра «Чудо-дерево»  (изображение дерева, сюжетные картинки одежды).
  • Предметные картинки с изображением одежды по сезонам.
  • Магнитная доска.
  • Ковролин.
  • Компьютер

Ход занятия.

Логопед приглашает детей в кабинет, здоровается с ними и предлагает сесть за столы. Логопед читает стих.

Брюки мальчикам нужны, с ними мальчики дружны.

И зимой и осенью, ежедневно носят их.

Для Антошки и Аркашки, сшили новые рубашки,

Оба рады от души- так рубашки хороши.

Ребята, как вы думаете о чем мы сегодня будем говорить? (об одежде)

Правильно,  об одежде. А зачем людям нужна одежда? А какую одежду мы носим осенью? (куртки, плащи, шапки…).

Сейчас я буду загадывать вам загадки, а вы будете отгадывать их.

Логопед прикрепляет на магнитной доске картинки с изображением одежды и загадывает загадки.

Я как зонт – не промокаю,

От дождя вас защищаю

И от ветра вас укрою,

Ну, так что же я такое?

(Плащ)

Входишь в одну дверь,

А выходишь из трех,

Думаешь, что вышел,

А на самом деле – вошел.

(Рубашка)

        

Дали братьям теплый дом,

Чтобы жили впятером.

Брат большой не согласился

И отдельно поселился.

                                (Варежки)

Пять чуланов, одна дверь.

Чтоб не мерзнуть, пять ребят

По чуланчикам сидят.

                                (Перчатки)

Что за друг, без которого

Зимой из дому не выйдешь?

                                (Шапка)

Не галстук он, не воротник,

А шею обнимать привык.

Но не всегда , а лишь тогда,

Когда бывают холода.

                                (Шарф)

Молодцы!  Ребята к нам в гости пришли две куклы- Даша и Дашенька.

Как вы думаете, какую куклу зовут Даша? (большую). А какую зовут Дашенька? (маленькую). Даша и Дашенька перепутали свою одежду, помогите разложить правильно и скажите, кому что. Даше будем давать, какие вещи? (большие). А Дашеньке?(маленькие). Дети по одному достают вещи и прикрепляют рядом с куклами к ковролину, говорят: «Даше я даю платье, Дашеньке-платьице». «Даше я даю сарафан, Дашеньке- сарафанчик». «Даше я даю шубу, Дашеньке-шубку». «Даше я даю юбку, Дашеньке - юбочку». И т.д.

C:\Users\Vadimka\рабочий стол\картинки скан\1.JPG

А сейчас мы с вами поиграем в игру с мячом «Один-много».Выходите и вставайте в круг. Я буду бросать вам мяч и называть один из предметов одежды. Вы будите ловить мяч, называть несколько предметов такой же одежды и бросать мне мяч. Например: шапка-шапки, кофта-кофты, рубашка-рубашки, шуба-шубы,шарф-шарфы, юбка-юбки,платье-платья, куртка-куртки, носок-носки. Молодцы!

Логопед предлагает детям сесть за столы.  Ребята еще одна игра вам хорошо знакома. Она называется «Четвертый лишний» .Посмотрите на картинки и расскажите, какая из них лишняя и почему. (На магнитной доске изображения  платья, сарафана ,шорт ,комбинезона). Правильно, лишний комбинезон. Его носят осенью, а платье, сарафан и шорты носят летом.

А сейчас мы с вами отдохнем и выполним пальчиковую гимнастику  

 «У Матрешиной сестрицы…»

Читаем

Выполняем движения

У Матрешиной сестрицы

По деревне набылицы:

Ходит утка в юбке,

    В теплом полушубке,

Курочка в жилете,

Петушок в берете,

Коза – в сарафане,

Заинька в кафтане,

А всех пригоже

Корова в рогоже.

(Народная потешка)

Ритмичные удары пальцами правой руки, начиная с указательного, по левой ладони.

Ритмичные удары пальцами левой руки, начиная с указательного, по правой ладони.

На каждое название животного загибают пальцы на руках, начиная с больших.

Ребята, а сейчас я приглашаю вас подойти к зеркалу и сесть на стульчики, а ручки положить на колени. Посмотрите-ка, что у меня есть. (это орешек). Правильно. Это грецкий орех. Он поможет нам научиться делать упражнение «Орешек». При закрытом рте упираем кончик языка то в левую, то в правую щеку, как будто катаем во рту орешек то за одну щеку, то за другую. (Упражнение выполняется 3-4 раза. После каждого выполнения дети отдыхают). Какие вы молодцы! Отлично сделали упражнение. А еще одно упражнение нам поможет сделать вот кто. (Это лошадка). Вы слышали, как лошадка цокает копытами? Давайте попробуем поцокать язычками так же. Широко открываем рот, присасываем широкий язычок к небу, щелкаем и роняем язычок. (Упражнение выполняется 3-4 раза. Детям предоставляется возможность отдохнуть после каждого выполнения).

Логопед предлагает детям поиграть  в игру «Разноцветные шары», и раздает им по синему и желтому воздушному шарику.

А сейчас поиграем с шарами. Я буду произносить звуки, а вы будете внимательно слушать и поднимать синий шарик, если услышите звук а, и желтый – если услышите звук у. Слушайте: а,у,и,о,у,а,у,ы,э,а,у. 

Интерактивная игра с использованием ИКТ

Логопед  показывает «Волшебное дерево»на экране компьютера и читает стихотворение:

C:\Users\Vadimka\рабочий стол\картинки скан\1445636_sm_2.jpg

А у наших у ворот, чудо-дерево растет,

И на ветках зреют в срок, много платьев и сапог.

Зреют платья, туфли, брюки, подставляйте дети руки!

Дети давайте сосчитаем сколько одежды «созрело» на нашем сказочном дереве .Ребята хором считают «плоды» и проговаривают  словосочетания. (2 кофты, 3 платья, 4 юбки, 2 шубы, 3 шапки, 5 шарфов).

Затем логопед предлагает детям закрыть глаза и убирает одну-две картинки. Открыв глаза, дети должны сказать: чего нет на дереве? (На дереве нет трех платьев, двух кофт, пяти юбок, трех платьев). Молодцы!

Логопед предлагает детям рассмотреть картину «В ателье».Сейчас мы будем играть в ателье. Я буду принимать заказы, а предметные картинки вам помогут. На них изображена одежда, которую можно заказать в нашем ателье. Составить описательный рассказ по плану вам поможет таблица. Логопед дает образец описательного рассказа:  Я хочу заказать рубашку. Она темно-синего цвета в белую клеточку. У рубашки должны быть рукава, воротник, манжеты, карманы, пуговицы, она из сшита из ситца .Я буду носить ее летом.

http://kzgov.docdat.com/tw_files2/urls_6/39/d-38273/38273_html_46af143c.jpg

Аналогично составляют рассказ все дети.

Окончание занятия.

Ребята давайте вспомним , чем мы сегодня занимались, в какие игры играли. Что вам понравилось? (Логопед оценивает работу каждого ребенка на занятии.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно-образовательной деятельности учителя-логопеда с детьми подготовительного возраста с диагнозом ОНР по развитию лексико-грамматического строя речи "Весёлое путешествие"

Актуализация словаря и формирование лексико-грамматического строя речи у детей подготовительного возраста с общим недоразвитием речи на тему: "Животные жарких стран"....

КОНСПЕКТ ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА С ВОСПИТАННИКАМИ СТАРШЕГО ВОЗРАСТА С ДИАГНОЗОМ ОНP ПО ТЕМЕ «ОСЕННИЕ ДЕРЕВЬЯ В ЛЕСУ»

Конспект логопедического занятия содержит материалы, способствующие расширению представлений у детей с ОНР. Обогащение и уточнение словаря по теме «Осенние деревья в лесу». Развитие лексик...

КОНСПЕКТ ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА С ВОСПИТАННИКАМИ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ДИАГНОЗОМ ОНP ПО РАЗВИТИЮ ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ

Конспект логопедического занятия содержит материалы способствующие развитию фонематического слуха у детей с ОНР. Обучение звуко-буквенному анализу с использованием графических записей....

КОНСПЕКТ ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА С ВОСПИТАННИКАМИ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ДИАГНОЗОМ ОНP « НА ФЕРМЕ» ПО ТЕМЕ «ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ»

Логопедическое занятие содержит материалы способствующие расширению представлений у детей с ОНР. Обогащение и уточнениесловаря по теме "Домашние животные". Развитие лексико-грамматического с...

КОНСПЕКТ ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА С ВОСПИТАННИКАМИ СТАРШЕГО ВОЗРАСТА С ДИАГНОЗОМ ОНP ФЕДОРИНО ГОРЕ ПО ТЕМЕ «ПОСУДА»

Конспект логопедического занятия содержит материалы способствующие расширению представлений у детей с ОНР. Обогащение и уточнение словаря по теме"Посуда". Развитие лексико-грамматического ст...