Конспект интегрированной НОД учителя- логопеда + воспитателя в подготовительной группе компенсирующей направленности на тему: «Ярмарка изделий русских мастеров»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Копцева Елена Николаевна

Материал способствует развитию  связной речи  детей  в условиях смоделированной ситуации «Ярмарка,  позволяет обобщить знания детей через организацию различных видов деятельности. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл integr_zan_narodnye_mastera.docx169.05 КБ

Предварительный просмотр:

                                                   Конспект интегрированной НОД

учителя- логопеда + воспитателя в подготовительной группе компенсирующей направленности на тему:

«Ярмарка изделий русских мастеров»

Учитель- логопед Копцева Е. Н., воспитатель- Поддубная А.Е.

МКДОУ ЦРР д/с №10 г. Россошь

Цель: Приобщить детей к народному декоративно-прокладному искусству в условиях собственной практической творческой деятельности, обобщить знания  детей, развивать умение гибко и находчиво пользоваться ими , уметь выразить  в речи и в продуктивной деятельности.

Задачи логопеда: развивать связную речь детей в условиях смоделированной ситуации «Ярмарка», способствовать  использованию  имеющихся знаний по данной тематике – задавать и отвечать на вопросы,   «рекламировать» свои изделия; развивать интонационную выразительность, память, мышление. Воспитывать интерес к русскому народному творчеству, уважение к труду народных мастеров.

Задачи воспитателя:

Обобщить  и закрепить  особенности, характерные для каждого вида росписи различных промыслов (гжельской, хохломской, дымковской, городецкой);

Самостоятельно составлять композиции узоров, использовать цветосочетания на основе знаний о характерных особенностях росписей.

Вызвать у детей желание побыть в роли мастеров и самостоятельно выполнить узоры на бумажных шаблонах

Развивать творческую фантазию детей, их самостоятельность в придумывании рисунка, зрительное восприятие, внимание, логическое мышление.

Развивать координацию речи и движений , способствовать развитию мелкой моторики.

- Воспитывать положительный эмоциональный настрой на предстоящую работу, эмоциональный отклик на продукт деятельности других детей

Интеграция:  речевое развитие, познавательное развитие; художественно-эстетическая деятельность;  социально-коммуникативное развитие; физическое развитие.

Предварительная работа: -познакомить детей с русскими народными промыслами: -рассматривание иллюстраций, альбомов, посуды, игрушек,

-работа с раскрасками;  рассматривание изделий дымковских, хохломских, гжельских, городецких.

ХОД НОД.

1.  Проводит воспитатель.

-Ребята, как называется  страна, в которой мы с вами живём?  (Россия)

- Россия – какая ?            ( Очень большая, красивая, богатая)

- Чем богата Россия?

Воспит.  - Богатство  России – это люди, смелые, умелые. О них в народе говорят: «мастер на все руки».  Сегодня мы с вами тоже попробуем  быть народными мастерами. Представьте на минуту ситуацию. Прилетели неизвестно откуда инопланетяне, посмотрели на красоту России , творения народных мастеров и решили все похитить и увезти на свою планету. А мастерам стерли из памяти все их знания и умения,. И стала посуда вот такая.

http://wrose.ru/image/cache/data/1c/32119-0-1-800x533.JPEG

Игрушки стали вот такие.

https://images.ru.prom.st/353148389_w640_h640_matreshka-bez-rospisi.jpg       https://avatars.mds.yandex.net/get-pdb/1211668/394bc086-cc85-4e5f-957e-2938a24e7803/s1200

 - Как вы думаете, какое настроение стало у людей?  (грустное, безрадостное, унылое, дети не хотели играть  такими игрушками и т.д.)

Создуется проблемная ситуация.  -Как вернуть все росписи, всю красоту?

 Воспит. Подытоживает ответы , выбирает наиболее рациональный: нужно пойти к старым  мастерам, которые уже не работают, но еще  помнят и передадут молодым мастерам секреты мастерства.

 Давайте и мы превратимся в мастеров, которые знают эти секреты и особенности.

1, 2, 3, 4, 5 начинаем мы играть!

Вправо, влево повернитесь,

В мастеров все превратитесь!

-Приглашаю в художественную мастерскую!

Воспит. -Всю неделю мы  изучали искусство народных умельцев, особенности техники изготовления и  росписи промыслов, которые получили названия того села, в котором эти мастера творили .

-Какие вы можете назвать известные на всю России промыслы? ( дымковские игрушки, гжельская посуда и сувениры, хохломская посуда, семеновские матрешки, городецкая деревянная мебель и утварь.)

- Сейчас каждый выберет  промысел по желанию,   выполнит роспись  предмета ( по силуэту), учитывая особенности – цвет, колорит, элементы росписи данного промысла.

 -Пора нам браться за работу. Выбирайте себе понравившийся силуэт. Вы можете украсить узорами, какие вам понравились больше всего. Постарайтесь сделать яркими и нарядными. Не забудьте: линии проводим кончиком кисточки, а точки на кругах наносим только после высыхания краски, с помощью ватных палочек (тычком). Я предлагаю подумать, перед тем как преступить к работе, какие краски вы хотите использовать и каким узором вы будете расписывать своё изделие (Дети выбирают силуэты, вырезанные из бумаги).

Но сначала разомнем пальчики.

Пальчиковая игра

Вот помощники мои

Их, как хочешь поверни!

Так и эдак, эдак-так,

Не обидятся никак!

Можешь пальцы сосчитать:

1,2,3,4,5

1,2,3,4,5

10 пальцев - пара рук! Вот твоё богатство, друг!

(Продолжаем работать)

2. Самостоятельная работа.  Дети выполняют роспись в любой технике (кистью, печаткой, пальчиком), подбирают колорит, цвет.

3. Проводит учитель- логопед

- Вы были прекрасными мастерами,сейчас  вы привезете свои товары на ярмарку. Организуем ярмарку.(Лотки оформлены заранее на столах, на полочках -  надписи промыслов)  Дети раскладывают свои работы на своих «лотках».

- Что такое  ярмарка?

- Правильно, ярмарка – это большие торги с увеселениями и развлечениями. Не зря в народе говорят: шум, как на ярмарке.

Солнце красное встает

Спешит на ярмарку народ.

Красны девицы, да добры молодцы,

Собирайтесь, наряжайтесь,

На гулянье отправляйтесь.

  Что я вижу! Что за диво! Сколько радости вокруг!

Правда, дети, тут красиво, аж захватывает дух!

Физминутка: «Мы на ярмарку спешили,

Ничего не пропустили.

Мы ногами топ-топ,

Мы руками хлоп-хлоп,

Мы глазами миг-миг,

Мы плечами чик-чик,

Раз – сюда, два – туда,

Повернись вокруг себя.

Пока стояли да рядили,

Все товары  раскупили».

Лог.   -На ярмарке изделия продаются на лотках. Нужно разложить изделия,  представить  изделия своего села. Нужно назвать изделия, из чего их делают, какими элементами и цветом их расписывают, для чего они и т.д.

-Кто продает? (  торговцы, продавцы)

– Как нужно зазывать? (Громко, весело, выразительно).

- Какими словами?  ( Подходите, не проходите мимо, посмотрите, покупайте, разбирайте,  у нас все товары нарасхват, только сегодня, только у нас и т.д.)

-Как нужно представить товар?   ( нужно его расхваливать, показать, в чем  его преимущество, чем он хорош, удобен и т.д.

- Как нужно говорить?   (Громко, четко, коротко, весело, выразительно, чтобы привлечь  покупателей. Нужно смотреть  на покупателей, улыбаться им, быть убедительными, чтобы ваш товар захотели купить. Особенно находчивые продавцы придумывают рифмы, говорят стихами.

Выбирают продавцов. Они становятся за прилавок и зазывают покупателей.  Все остальные дети- покупатели. Они задают вопросы продавцу, если  что- то хотят узнать. Спрашивать нужно о том,  о чем не сказал торговец.

Логопед: Я буду продавцом из Хохломы.

- Подходите. Подходите. Сегодня ярмарка чудес! Мы торгуем только сегодня, только сейчас, на завтра уже ничего не останется, берите, а то не достанется!

Наша посуда – просто чудо!

 Золотом сияет, на солнце сверкает, просто глаз не отвести!

 Больше нет нигде такой – яркой, красной, золотой!

Покупатели: - А из чего ваша посуда?

        -А она не бьется?

       - Краска не портится, когда в нее наливают еду?

- Какие узоры на вашей посуде? ( растительные)

- Чем ваша посуда лучше?  

- Для кого ее купить? ( для себя,  в подарок  родным, близким, друзьям)

-Сколько стоит?  ( дорого, т.к. она ручной работы)

Покупатели: Мы покупаем всю вашу посуду!

Дети по аналогии рекламируют изделия  из Дымково, Семеново, Гжели.

Подведение итогов. Логопед : Вам понравилась ярмарка? Вы были и мастерами и продавцами, и покупателями.  Кто из продавцов вам понравился?  Кто был самым веселым, кто самым убедительным? Кто самым  знающим?

Покупатели тоже были активными, заинтересованными, любознательными. Молодцы!