Игры "Мой веселый звонкий мяч"
картотека по логопедии (старшая группа) на тему

Мунтян Ольга Владимировна

За последние годы значительно увеличилось число детей, у которых речь не развита, словарный запас беден. Нужно заметить, что нарушения в устной речи сказываются на письменной речи ребенка. Особенно это хорошо прослеживается у детей с ОНР.

Общее недоразвитие (ОНР) - различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы,относящихся к звуковой и смысловой стороне.  

  Основной целью использования игр с мячом на координацию речи с движением у детей с нарушениями речи является -преодоление речевого нарушения путем развития и коррекции двигательной сферы в сочетании со словом и движением.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_vesyolyy_zvonkiy_myach.docx30.82 КБ

Предварительный просмотр:

Игры с мячом известны с древних времён. Практически каждый ребёнок с раннего возраста знаком с мячом. Игры с мячом весьма популярны, они встречаются почти у всех народов мира и не случайно считаются самыми распространёнными из игр.

Мяч может быть прекрасным инструментом, используемым в коррекционной практике. Игры с мячом имеют большое значение в развитии детей с нарушениями речи.

  1. Игры с мячом отвлекают внимание ребёнка от речевого дефекта и побуждают его к общению.
  2. Развивают общую и мелкую моторику, ориентировку в пространстве.
  3. Само движение мяча активирует непроизвольное внимание, а то, что он может быть брошен любому из детей, формирует произвольное внимание.
  4. Развивают глазомер, силу, ловкость, быстроту реакции.
  5. Развивая мышечную силу, усиливают работу важнейших органов – лёгких, сердца, улучшают обмен веществ.

Всё это является необходимыми предпосылками для лучшего функционирования речевых органов и оказывает положительное влияние на выработку у детей правильных речевых навыков.

Современные научные данные подтверждают, что области коры головного мозга, «отвечающие» за движениями пальцев рук, расположены в непосредственной близости друг от друга. Следовательно, в, идущие в кору головного мозга нервные импульсы от движущихся пальцев рук «тревожат» расположенные по соседству речевые зоны, стимулируя их активную деятельность.

КОМПЛЕКС «РАЗМИНКА»

Мячик сильно посжимаю

И ладошку поменяю.

Сжимать мячик право рукой, затем левой.

«Здравствуй, мой любимый мячик!»

Скажет утром каждый пальчик.

Удержать мяч указательным и большим пальцем, затем средним и большим, безымянным и большим, мизинцем и большим пальцем.

Крепко мячик обнимает,

Никуда не выпускает.

Крепко сжать мяч указательным и большим пальцем.

Только брату отдает:

Брат у брата мяч берет.

Передать мяч, удерживаемый большим и указат. пальцами, в соответствующие пальцы левой руки.

Два козленка мяч бодали

И другим козлятам дали.

Удерживать указательными пальцами пр. и лев. руки мяч. Затем средними пальцами и т.д.

По столу круги катаю,

Из-под рук не выпускаю.

Взад-вперед его качу;

Вправо-влево — как хочу.

Катать мяч ладошкой правой руки вправо-влево, назад – вперед.

Танцевать умеет танец

На мяче мой каждый палец.

Катать мяч кончиками пальцами правой руки: указательным, средним, безымянным и мизинцем

Мячик пальцем разминаю,

Вдоль по пальцам мяч гоняю.

Катать мяч всей длинной пальцев правой руки.

Мячик мой не отдыхает —

Между пальцами гуляет.

Удерживать мяч между указательным  и средним пальцами, средним и безымянным пальцами, безымянным и мизинцем.

Поиграю я в футбол

И забью в ладошку гол.

Ладошками отбивать мяч.

Сверху левой, снизу правой

Я его катаю — браво.

Левой ладошкой катать мяч по правой ладони.

Поверну, а ты проверь —

Сверху правая теперь!

Правой ладошкой катать мяч по левой ладони.

«ПАРАШЮТИСТЫ»

Прокатывание шариков сопровождается пропеванием обозначенных гласных звуков.

Мы летим на парашюте.

Мы серьезны и не шутим.

Вместе с ветром мы вдвоем

Звуки гласные поем: А — У...

До земли тут метров триста,

И поют парашютисты:

А — У, И — О, Э — И…

«ПЛЫВЁТ, ЕДЕТ, СКАЧЕТ»

Дети прокатывают шарик по дорожкам усложненной кон фигурации, сопровождая движения стихотворениями:

Машина

Как у синей у машины

Об асфальт шуршали шины.

Едет-едет по дорожке

И пыхтит четвероножка.

На ногах — четыре шины,

А зовут ее — машина.

Мяч

Скачет мячик, как живой.

Мячик, мячик, что с тобой?

Ничего он не сказал,

Лишь быстрее поскакал.

Лодочка

Вот плывет моя ладья.

А на ней плыву и я.

Мы по синим по волнам

Приплываем в гости к вам.

Я — отважный мореход,

Ловкий и умелый.

В море парусник плывет

С капитаном смелым.

«СПИРАЛЬ»

Не ползёт и не бежит -

Над цветком она кружит.

За витком идёт виток -

Вот и села на цветок.

«СНЕЖИНКИ»

С холодного неба

снежинки слетают,

Летят и на солнышке

зимнем сверкают.

«ПЕРЕВЁРТЫШИ»

Прокатывая шарик по дорожке, дети читают каждое слово в одну и другую стороны (дед, пуп, кок, потоп, мадам, казак, заказ, топот, доход, как).

Хоть слева направо,

Хоть справа налево –

Читайте меня

Одинаково смело.

Тут слово такое –

Хоть взад, хоть вперёд

Читается прямо и наоборот.

«УГОЩЕНИЕ»

Развивая моторику детей, закреплять лексику по теме «Животные».

Собака _ _ _ _ _ _ _ косточка

Белочка /\/\/\/\грибок

Кошка ~~~~~ рыбка.

Хочет белка все грибочки

Поразвесить на сучочки,

Чтоб, когда придёт зима,

Вдоволь кушала она.

«ПУТЕШЕСТВИЕ КОЛОБКА»

Развивая мелкую моторику, закрепляем пространственную ориентировку, изученные грамматические формы, правильное конструирование фразы.

Игры с мячом, направленные на общение и расширение словарного запаса, развитие грамматического строя речи.

Для многих детей с фонетико – фонематическим, а тем более общим недоразвитием речи, характерны трудности в усвоении новых слов. Это выражается не только в более поздних сроках появления слов в речи ребёнка и малом их количестве, но и в трудностях понимания значений слов и искажении их звуко – слоговой структуры.

Игра «КТО КАК РАЗГОВАРИВАЕТ»

Мяч лови, да поскорей

Назови язык зверей.

Цель: расширение словарного запаса, развитие быстроты реакции.

Ход игры.

Вариант 1. Взрослый или ведущий поочередно бросает мяч детям, называя животных. Дети, возвращая мяч, должны правильно ответить, как то или иное животное подает голос:

Корова – мычит; тигр- рычит; змея – шипит; комар- пищит; собака – лает; волк – воет; утка – крякает; свинья – хрюкает.

Вариант 2. Логопед, бросая ребенку мяч, спрашивает:

«Кто рычит?», «А кто мычит?», «Кто лает?», «Кто кукует?» и т. д.

Игра с перебрасыванием мяча «ПОДСКАЖИ СЛОВЕЧКО»

Есть всего один ответ

Кто – то знает, кто – нет.

Цель: развитие мышления, быстроты реакции.

Ход игры.

Логопед, бросая мяч поочередно каждому ребенку, спрашивает: — Ворона каркает, а сорока?

Ребенок, возвращая мяч логопеду, должен ответить: — Сорока стрекочет.

Сова летает, а кролик?

Корова ест сено, а лиса?

Крот роет норки, а сорока?

Петух кукарекает, а курица?

Лягушка квакает, а лошадь?

У коровы теленок, а у овцы?

У медвежонка мама медведица, а у бельчонка?

Игра «КТО ГДЕ ЖИВЁТ?»

Цель: закрепление знания детей о жилищах животных, насекомых. Закрепление употребления в речи детей грамматической формы предложного падежа с предлогом «в».

Ход игры.

Бросая мяч поочередно каждому ребенку, логопед задает вопрос, а ребенок, возвращая логопеду мяч, отвечает.

Вариант 1.

Логопед: Дети:

Кто живет в дупле? Белка.

Кто живет в скворечнике? Скворцы.

Кто живет в гнезде? Птицы: ласточки, кукушки сойки и т. д.

Кто живет в будке? Собака

Кто живет в улье? Пчелы

Кто живет в норе? Лиса.

Кто живет в логове? Волк

Кто живет в берлоге? Медведь

Вариант 2. Логопед:

Где живет медведь? Где живет волк?

Дети: В берлоге. В логове.

Вариант 3. Работа над правильной конструкцией предложения. Детям предлагается дать полный ответ: «Медведь живет в берлоге».

Игра «СКАЖИ ЛАСКОВО»

Мячик маленький поймай,

Да словечком приласкай.

Цель: закрепление умения образовывать существительные при помощи уменьшительно- ласкательных суффиксов, развитие ловкости, быстроты реакции.

Ход игры.

Логопед, бросая мяч ребенку, называет первое слово (например, шар), а ребенок, возвращая мяч логопед; называет второе слово (шарик). Слова можно сгpyппиpoвaть по сходству окончаний.

Стол — столик, ключ — ключик.

Шапка — тапочка, белка — белочка.

Книга — книжечка, ложка — ложечка.

Голова — головка, картина — картинка.

Мыло — мыльце, зеркало — зеркальце.

Кукла — куколка, свекла — свеколка.

Коса — косичка, вода — водичка.

Жук — жучок, дуб — дубок.

Вишня — вишенка, башня — башенка.

Платье — платьице, кресло — креслице.

Перо — перышко, стекло — стеклышко.

Часы — часики, трусы — трусики.

Игра с перебрасыванием мяча «ЧТО ПРОИСХОДИТ В ПРИРОДЕ?»

Человек легко находит

Что в природе происходит.

Цель: закрепление употребления в речи глаголов, согласования слов в предложении.

Ход игры.

Логопед, бросая мяч ребенку, задает вопрос, а ребенок, возвращая мяч логопеду, должен на заданный вопрос ответить. Игру желательно проводить по темам.

Пример: Тема «Весна»

Логопед: Дети

Солнце — что делает? Светит, греет

Ручьи — что делают? Бегут, журчат

Снег — что делает? Темнеет, тает

Птицы — что делают? Прилетают, вьют гнезда поют песни

Капель— что делает? Звенит

Медведь — что делает? Просыпается, выходит из берлоги.

Игра с перебрасыванием мяча «СОСТАВЬ ПРЕДЛОЖЕНИЕ».

Мячик прыгать я заставлю,

Предложение составлю.

Цель: развитие внимания, быстроты мыслительных операций.

Ход игры.

Логопед бросает мяч кому-нибудь из детей, произнося при этом несогласованные слова (например: «Девочка играть»). Ребенок, поймав мяч, произносит предложение из этих слов («Девочка играет») и бросает мяч обратно логопеду.

Игра «КТО КАК ПЕРЕДВИГАЕТСЯ?»

Кто летает, кто плывёт,

Кто ползёт, а кто идёт?

Цель: обогащение глагольного словаря детей, развитие мышления, внимания, ловкости.

Ход игры.

Логопед, бросая мяч ребенку, задает вопрос, ребенок, возвращая мяч логопеду, должен на заданный вопрос ответить. Игра проводится с перебрасыванием мяча раз личными способами.

Логопед: Дети:

Летают: Птицы, бабочки, мухи, стрекозы, комары, мошки

Плавают: Рыбы, дельфины, киты, моржи, акулы

Ползают: Змеи, гусеницы, черви

Прыгают: Кузнечики, лягушки, жабы блохи, зайцы .

Игра «КАКИЕ ДЕЙСТВИЯ СОВЕРШАЮТ ЖИВОТНЫЕ?» или «ЧТО ДЕЛАЮТ ЭТИ ЖИВОТНЫЕ?»

Цель: активизация глагольного словаря детей, закрепление знаний о животных, развитие воображения, ловкости.

Ход игры.

Логопед, разными способами бросая мяч каждому ребенку по очереди, называет какое-либо животное, а ребенок, возвращая мяч логопеду, произносит глагол, который можно отнести к названному животному.

Логопед: Собака .

Дети: Стоит, сидит, лежит, идет, бежит, спит, ест, лает, играет, кусается, ласкается, служит.

Кошка (Мурлычет, мяукает, крадется, лакает, царапается, умывается, облизывается).

Мышка (Шуршит, пищит, грызет, прячется, запасает).

Утка (Летает, плавает, ныряет, крякает).

Ворона (Летает, ходит, каркает, клюет).

Змея (Ползет, шипит, извивается, жалит, нападает).

Игра «КТО ЧЕМ ЗАНИМАЕТСЯ?»

Никогда мы не забудем,

Что умеют делать люди.

Цель: закрепление знаний детей о профессии, обогащение глагольного словаря детей, развитие внимания, ловкости.

Ход игры.

Вариант 1. Бросая или прокатывая мяч ребенку, логопед называет профессию, а ребенок, возвращая мяч логопеду, должен назвать глагол, обозначающий, что делает человек названной профессии.

Логопед: строитель — Дети: строит;

повар (варит (готовит);

носильщик (носит);

чертежник (чертит);

рабочий (работает);

уборщица (убирает)

художник (рисует) и т.д.

Вариант 2. Логопед называет глагол, а ребенок профессию (продает — продавец).

Игра «КТО МОЖЕТ СОВЕРШАТЬ ЭТИ ДВИЖЕНИЯ?»

Кто и что – летит, бежит

Ходит, плавает, лежит?

Цель: активизация глагольного словаря детей, развитие воображения, памяти, ловкости.

Ход игры.

Логопед, бросая мяч ребенку, называет глагол, а ребенок, возвращая мяч логопеду, называет существительное, подходящее к названному глаголу.

Логопед: Идет — дети, человек, животное, поезд, пароход, дождь, снег, град, время, дорога;

Бежит (человек, животное, ручей, время);

Летит (птица, бабочка, стрекоза, муха, жук, комар, самолет, вертолет, ракета, спутник, время, телеграмма); плывет (рыба, кит, дельфин, лебедь, лодка, корабль, человек, облако).

Игра «ИЗ ЧЕГО СДЕЛАНО ?»

Вот предмет, а из чего

Люди сделали его?

Цель: закрепление в речи детей употребления относительных прилагательных и способов их образования.

Ход игры.

Логопед, бросая мяч ребенку, говорит: «Сапоги из кожи», а ребенок, возвращая мяч логопеду, отвечает: «Кожаные».

Логопед: Рукавички из меха… Дети: Меховые .

Тазик из меди… Медный.

Медвежонок из плюша… Плюшевый.

Рукавички из шерсти… Шерстяные.

Стакан из стекла… Стеклянный.

Ваза из хрусталя… Хрустальная).

Игра «ОДИН — МНОГО»

Мы волшебники немного:

Был один, а станет много.

Цель: закрепление в речи детей различных типов окончаний имен существительных.

Ход игры.

Логопед бросает мяч детям, называя имена существительные в единственном числе. Дети бросают мяч обратно, называя существительные во множественном числе. Можно перебрасывать мяч с ударами об пол, прокатывать мяч, сидя на ковре. Примеры:

Стол столы

двор — дворы

нос — носы

гора — горы

нора — норы

мост —мосты

дом — дома

глаз — глаза

луг — луга

город — города

провод — провода

холод — холода

день — дни

пень — пни с

он — сны

лоб — лбы

ухо — уши

стул — стулья

кол — колья

лист — листья

перо — перья

крыло — крылья

дерево — деревья

носок — носки

чулок — чулки

кусок — куски

кружок — кружки

дружок — дружки

прыжок — прыжки

утенок — утята

гусенок — гусята

цыпленок — цыплята

тигренок — тигрята

слоненок — слонята

Игра «ВЕСЁЛЫЙ СЧЁТ»

Сколько их – всегда мы знаем,

Хорошо мы всё считаем.

Цель: закрепление в речи детей согласования существительных с числительными. Развитие ловкости, быстроты реакции.

Ход игры:

Логопед или ведущий бросает мяч ребенку и произносит сочетание существительного с числительным «один», а ребенок, возвращая мяч, в ответ называет это же существительное, но в сочетании с числительным «пять» (или «шесть», «семь», «восемь»…).

Сначала лучше называть сочетания по принципу сходства окончаний имен существительных.

Примеры:

один стол — пять столов

один слон — пять слонов

один шкаф — пять шкафов

один гусь — пять гусей

один лебедь — пять лебедей

один журавль — пять журавлей

одна гайка — пять гаек

одна майка — пять маек

одна шишка — пять шишек

один утенок — пять утят

один гусенок — пять гусят

один цыпленок — пять цыплят

один заяц — пять зайцев

один палец — пять пальцев

одно платье — пять платьев

одна шапка — пять шапок

одна перчатка — пять перчаток

одна банка — пять банок

одна рукавица — пять рукавиц

одна пуговица — пять пуговиц

одна мыльница — пять мыльниц

одна шляпа — пять шляп

одна книга — пять книг

одна конфета — пять конфет

Вариант 2. «А у меня»

Ведущий бросает мяч и произносит: «У меня один стол». Ребенок, бросая мяч обратно, отвечает: «А у меня пять столов».

Игра «ГДЕ МЯЧ?»

Мячик, мячик, где лежишь?

Ты от нас не убежишь.

Цель: закрепление в речи детей правильного употребления предлогов, развитие умения ориентироваться в пространстве, внимания.

Ход игры.

Вариант 1. Дети выполняют задание с мячом: «Поднимите мяч над головой, положите мяч у правой ноги, положите мяч на ковер перед собой» и т. п.

Вариант 2. Дети отвечают на вопрос: «Где лежит мяч?» (на столе, на полу, в углу, около стола, под столом…)

Игра «УТРО, ДЕНЬ, ВЕЧЕР, НОЧЬ»

Утро, вечер, день и ночь

Навсегда уходят прочь.

Провожать их не спеши,

Что ты делал, расскажи.

Цель: закрепление умения детей ориентироваться во времени, закрепление названий частей суток, их последовательности; развитие внимания, ловкости.

Ход игры. Перебрасывая мяч различными способами (с ударами мяча об пол, перекатывание, передача мяча по кругу), дети отвечают на вопросы логопеда или ведущего и рассказывают, что они делали утром, днем, что будут делать вечером, ночью. • Что ты делал утром? • Что ты делал вечером? Варианты. 1. «Назови «соседей» утра». 2. «Сначала вечер, а потом?..» 3. «Назови пропущенное слово» (Мы завтракаем утром, а обедаем…).

Игра «КТО КЕМ БЫЛ ?»

Мы, конечно, не забыли,

Кем ещё вчера вы были.

Цель: развитие мышления, расширение словаря, закрепление падежных окончаний.

Ход игры.

Логопед, бросая мяч кому-либо из детей, называет предмет или животное, а ребенок, возвращая мяч логопеду, отвечает на вопрос, кем (чем) был раньше названный объект:

цыпленок — яйцом

лошадь — жеребенком

корова — теленком

дуб — желудем

рыба — икринкой

яблоня — семечком

лягушка — головастиком

бабочка — гусеницей

хлеб — мукой

шкаф — доской

велосипед — железом

рубашка — тканью

ботинки — кожей

дом — кирпичом

сильный — слабым

Игра «КТО КЕМ БУДЕТ?»

Знаем мы с тобой о том,

Что бывает с кем потом.

Цель : развитие мышления, воображения, быстроты реакции, расширение словаря.

Ход игры.

Ведущий, бросая мяч детям, задает вопросы: «Кем (чем) будет — яйцо, цыпленок, мальчик, желудь, семечко, икринка, гусеница, мука, железо, кирпич, ткань, ученик, больной, слабый» и т. д.

Дети, бросая мяч обратно, могут дать несколько вариантов ответа. Например: «Из яйца может быть птенец, крокодил, черепаха, змея и даже яичница».

Игра «СЕМЬЯ».

Кто вы мне и кто вам я,

Если вы моя семья?

Цель: обучать детей разбираться в родственных отношениях, употреблять слова, обозначающие родство и родственников.

Ход игры.

Логопед или ведущий, бросая мяч ребенку, задает вопрос, на который ребенок, возвращая мяч, должен ответить. Примерные вопросы:

• Кем ты доводишься маме и папе?

• Кто ты для бабушки и дедушки?

• У тебя сестра или брат?

• Назови двоюродных братьев и сестер.

• Кем являются для тебя родители твоих двоюродных братьев и сестер? • А ты кто для них?



 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Мой веселый, звонкий мяч"

Представлен конспект занятия по физическому развитию детей старшего дошкольного возраста на тему: "Мой веселый, звонкий мяч"....

Физкультурное занятие с элементами развития звукопроизношения «Мой веселый звонкий мяч!»

Физкультурное занятие с элементами развития звукопроизношения  «Мой веселый звонкий мяч!» (средняя группа)...

Конспект интегрированного занятия «Мой веселый звонкий мяч»

Учить детей составлять  короткий, описательный рассказ.- Познакомить детей с историей появления и видоизменения мяча, происхождением слова «мяч»,- Обогащать словарь детей прилагательными и глагол...

Спортивный праздник в средней группе "Мой веселый звонкий мяч"

этот сценарий для средней группы, где дети проходят припятствия в виде игр....

Конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста "Мой веселый звонкий мяч"

Занятие с использованием словенского оборудования ENSIKO, СОСТАВЛЕНО С СОВРЕМЕННЫМ ТРЕБОВАНИЕМ ФГТ...

"Мой веселый, звонкий мяч"

Конспект занятия по физическому развитию детей старшего дошкольного возраста Тема:«Мой весёлый, звонкий мяч!»Программное содержание:закрепить умение детей перебрасывать мяч друг другу в пар...

"Мой веселый, звонкий мяч"

Конспект занятия по физическому развитию детей старшего дошкольного возраста Тема:«Мой весёлый, звонкий мяч!»Программное содержание:закрепить умение детей перебрасывать мяч друг другу в пар...