Коррекция ОНР у дошкольников
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа) по теме

Тураева Оксана Александровна

коррекция ОНР у дошкольников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл korrektsiya_onr.docx43.64 КБ

Предварительный просмотр:

Коррекция ОНР дошкольников с применением информационных технологий

Оглавление

Введение……………………………………………………………………..     3

Глава 1. Мультимедийная презентация в работе учителя логопеда……      6

1.1Мультимедийная презентация. Понятие. Применение в работе учителя-логопеда………………………………………………………….                          6

1.2. Теоретические основы использования мультимедийной презентации       как части ИКТ в коррекционно – развивающем обучении детей с общим недоразвитием речи (ОНР)……………………………………………………    9

Глава 2 Коррекционно-развивающая работа на базе ИКТ в ДОУ                    11

2.1 Краткая характеристика речи детей с ОНР 6-7 летнего возраста               11

2.2Создание базы мультимедийных презентаций для логопедических    занятий в коррекционно-развивающем процессе, направленном на развитие речи у детей с ОНР 6-7 лет…………………………………………                   12

Заключение…………………………………………………………………..       14

Список литературы………………………………………………………….       15

Приложение…………………………………………………………………..      18

Введение

Отличительной особенностью современного образования является стремительное проникновение информационно-коммуникационных технологий во все его уровни, в том числе и специальное образование, это вызывает необходимость пересмотра традиционных логопедических технологий коррекции нарушений языкового и речевого развития детей дошкольного возраста.

В настоящее время использование информационно-коммуникационных технологий в специальном образовании становится повсеместным явлением, что подтверждается анализом теоретических и практических источников: Интернет-сайтов, специализированной литературы, участием в работе конференций и педагогических чтений. Обобщая данные педагогов-практиков и собственные исследования, можно с уверенностью отметить, что включение в коррекционно-педагогический процесс высокотехнологичных информационных образовательных ресурсов дает возможность успешнее решать общедидактические и специальные принципы, общеобразовательные и коррекционные задачи.

Активное проникновение в практику работы ДОУ компенсирующего вида информационных средств развития, позволяет рассматривать их в качестве дополнительных средовых ресурсов, способствующих созданию новой развивающей среды обучения, насыщенной ИКТ. Которая направлена на формирование вербальной самопрезентации и механизмов самокомпенсации при коррекции нарушений языкового и речевого развития детей дошкольного возраста, повышение общеречевой мотивации, развитие психологической базы речи и коммуникативно-познавательной потребности воспитанников, с опорой на ведущий вид деятельности детей - игру.

Коррекционно-развивающий потенциал ИКТ заключается в повышении производительности обучения за счет:

- реализации принципа модальности (совместной координированной работы моторного, слухового и зрительного анализаторов при выполнении заданий),

- реализации принципа комплексности (использование разнообразных методов и приемов коррекционной педагогики и современных средств обучения),

- увеличения плотности занятия (интеграция рациональности, динамичности и информативности),

- повышения учебной мотивации воспитанников (моделирование интерактивной коррекционно-развивающей учебной среды),

- раскрытия резервных возможностей ребенка с особыми образовательными потребностями (соответствие способу восприятия информации, которым отличается новое поколение детей).

Используя различные литературные источники, в том числе: статьи об опыте учителей-логопедов по коррекции речи детей с общим недоразвитием речи, я выявила противоречие между достаточной разработанностью данной проблемы в методической литературе и невысоким уровнем развития речи детей.

Целью данной педагогической деятельности является разработка базы презентаций, содержание которых будет направлено на развитие  речи у детей с ОНР подготовительной к школе группы.

- обогащение словаря по изучаемым лексическим темам;

- дифференциация смешиваемых звуков;

- профилактика дислексий и дисграфий

- совершенствование связной речи.

Задачи:

1. Проанализировать литературу по вопросу исследования;

2. Изучить особенности развития речевых и неречевых функций у детей, имеющих общее недоразвитие речи.

3. Создать презентационную базу занятий направленных на развитие связной речи у детей с ОНР.

     Объект исследования: особенности развития речевых и неречевых функций у детей, имеющих общее недоразвитие речи.

Предмет исследования: процесс использования мультимедийных презентаций в коррекционно–развивающем обучении дошкольников с общим недоразвитием речи.

Гипотеза: В результате создания базы мультимедийных презентаций должна повыситься эффективность логопедических занятий.

Методы исследования:

- анализ психолого-педагогической, методической, логопедической литературы;

- метод исследования – педагогический эксперимент;

- количество результатов в экспериментальной работе.

Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, литературы и приложения.

В заключении подводится итог, делаются выводы по всей проделанной работе.

Литература состоит из 29 источников.

Глава I. Мультимедийная презентация в работе учителя логопеда

1.1 Мультимедийная презентация. Понятие. Применение в работе учителя-логопеда

Мультимедийная презентация – это способ ярко, эффективно и понятно рассказать о сложных процессах, привлечь внимание и произвести нужное впечатление. Главная задача – удивить и заинтересовать слушателя. При традиционном подходе к изучению предмета основная нагрузка падает на слуховой канал, тогда как зрение, на которое в естественных условиях приходится 80% поступающей информации, хронически остается недогруженным, а это важнейший вид памяти, который несет немаловажную ответственность за запоминание и усвоение материала. [5]

 Использование мультимедийной презентации в работе с дошкольниками должно быть ориентированно на ведущую деятельность ребенка – игру, не превышать доступный возрасту уровень сложности и формализации. Кроме этого, занятия должны удовлетворять возрастным, интеллектуальным потребностям детей с ОВЗ, развивать их способности.

Мультимедийная презентация позволяет одновременно использовать графическую (видеоролики, анимацию, учебные рисунки, таблицы, графики), текстовую и аудио – информацию, объединенную в единую оболочку учебного процесса. Комбинирование разнообразных средств представления информации призвано обеспечить создание максимально интересной, доступной формы современного учебного пособия. Работа ребенка с таким пособием позволяет не только решать проблему сообщения учебной информации, но и знакомит ребенка с актуальной формой ее представления. Для создания большинства мультимедийных учебных пособий используется программа Power Point. Такая презентация характеризуется возможностью использования самого разнообразного по объему и времени представления материала, удобством структуры слайд-шоу. Относительно простотой создания и демонстрации. Использование таких презентаций по общему мнению, оптимизирует процесс обучения, поэтому они широко применяются при проведении занятий.

 Одним из актуальных направлений внедрения информационных технологий в образовательный процесс   являются мультимедийные презентации.      

 Использование такой информационной технологии позволяет эффективней развивать речь детей, все виды восприятия у детей: зрительного, слухового, чувственного, задействовать на занятии все виды памяти: зрительную, слуховую, образную, ассоциативную и др., что, бессп

орно, необходимо и очень актуально в работе с детьми с общим недоразвитием речи.

 Основа любой современной презентации –  облегчение процесса зрительного восприятия и запоминания информации с помощью ярких образов. Формы и место использования презентации  на занятии зависят от содержания этого занятия  и цели, которую ставит педагог. Мультимедийные презентации позволяют сделать занятия эмоционально окрашенными, привлекательными, вызывают у ребенка живой интерес, являются прекрасным наглядным пособием и демонстрационным материалом, что способствует хорошей результативности занятия.  

Применение на логопедических занятиях презентаций тематического характера (авторских) позволяет оптимизировать педагогический процесс, индивидуализировать обучение детей с речевыми нарушениями, способствует положительному состоянию детей в процессе занятий, значительно повышает эффективность работы логопеда.        

Содержание тематических презентаций направлено на обогащение и пополнение словарного запаса детей, на формирование грамматических категорий, что способствует быстрому освоению словаря за счёт зрительного восприятия.

Тематика компьютерных презентаций может быть разнообразна, но обязательно обусловлена требованиями программы и календарно-тематическим планом.  

Для обеспечения эффективности учебного процесса необходимо знать, что положительный эффект будет только в том случае, если презентация применяется не единоразово, а систематически.

Конечно же, логопедическая работа с дошкольниками предполагает активное включение родителей в коррекционный процесс и закрепление в условиях семьи новых речевых навыков. В связи с ведущими тенденциями модернизации общего образования и его базовой – дошкольной – ступени поиск эффективных технологий, методов и форм организации логопедической работы и помощи родителям актуален.

Для работы используются стандартные программы Microsoft Word,

Microsoft Excel, Microsoft Power Point, Microsoft Publisher, мультимедиапроигрыватель

Логопедический кабинет оснащен компьютером, где создается и хранится медиатека, содержащая электронные образовательных ресурсы, заимствованные на специализированных интернет-сайтах, а также созданные учителями-логопедами представленного учреждения:

- текстовая (консультации, рекомендации для воспитателей и родителей,

выступления, сценарии, стихи и т.п.;

- табличная (мониторинг, дифференциальные таблицы, мнемотаблицы и т.п.);

- графическая (речевые профили, графики обследования, диагностический материал);

- звуковая (мелодии без слов, песни, звуки и звукоподражания);

- видеоинформация (артикуляционная гимнастика, фильмы и клипы);

- шаблоны для презентаций, картинный материал, фотографии;

- слайд – шоу (презентации по лексическим темам и направлениям

коррекционно – развивающего обучения);

- познавательные и логопедические программы «Игры для Тигры», «Подготовка к школе с Лунтиком» и др.

Методические рекомендации:

На данном этапе обучения выделены задачи, которые решаются в каждой образовательной деятельности:

• поддержка всех видов познавательной деятельности обучающегося в приобретении знаний, развитии и закреплении навыков и умений;

• реализация принципа индивидуализации учебного процесса при сохранении его целостности

Кроме того, решаются задачи, стоящие перед педагогом на современном этапе обучения: сочетание практической и игровой деятельности, обучение детей умению понимать предложенную задачу и решать ее самостоятельно. Большое внимание уделено эмоциональному состоянию ребенка, что способствует формированию прочных познавательных навыков.

1.2 Теоретические основы использования мультемедийной презентации       как части ИКТ в коррекционно – развивающем обучении детей с общим недоразвитием речи (ОНР)

 Осознав, что информатизация общества ведет за собой информатизацию образования, пришли к выводу, что освоение мультимедийных технологий - жизненная необходимость для каждого педагога дошкольного образования.

Задача развития ИКТ в ДОУ – это создание образовательных комплексов как средства обучения и как компонента воспитательно-образовательной системы ДОУ в соответствии с ФГТ. [17]

Сегодня применение информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе – это одно из приоритетных направлений модернизации образования, позволяющее не только повысить качество обучения, но и достичь нового уровня отношений между участниками  образовательно-воспитательного процесса на всех этапах педагогической деятельности. [9]

 Информационно – коммуникационные технологии в дошкольном образовании становится все более актуальным, так как позволяют средствами мультимедиа, в наиболее доступной и привлекательной, игровой форме, достигнуть нового качества знаний, развивает логическое мышление детей, усиливает творческую составляющую учебного труда, максимально способствуя повышению качества образования среди дошкольников. [5]

Одним из необходимых условий речевого развития ребенка является создание мотивации общения. В процессе  занятий необходимо создавать такие ситуации, которые бы актуализировали потребность в речевых высказываниях, ставили ребенка в такие условия, когда у него возникает самостоятельное желание высказаться, поделиться своими впечатлениями об увиденном. При этом необходимо создавать благоприятное речевое окружение, хороший эмоциональный настрой. В основе высказываний ребенка должен лежать непосредственный речевой мотив.

Из многолетнего опыта работы становится ясно, для того чтобы обучение ребёнка проходило успешно, необходимо чтобы сам ребёнок был в этом заинтересован.   Отсюда следует, что выбор технологических средств работы с детьми должен осуществляться с таким расчетом, чтобы они в первую очередь способствовали возникновению интереса и внимания  к происходящему на занятиях.

Глава 2 Коррекционно-развивающая работа на базе ИКТ в ДОУ

2.1. Краткая характеристика речи детей с ОНР 6-7 летнего возраста

В настоящее время заключение «общее недоразвитие речи» (ОНР) получает довольно большое количество детей. Проблема помощи таким детям с целью коррекции имеющихся нарушений и подготовки их к успешному обучению в  школе остро стоит перед учителями-логопедами и воспитателями. [21]

Для данного уровня развития речи детей характерноналичие развернутой фразовой речи с выраженными элементами недоразвития лексики, грамматики и фонетики. Типичным является использование простых распространенных предложений, а также некоторых видов сложных предложений. Специальные задания позволяют выявить существенные затруднения в употреблении некоторых предлогов, в согласовании существительных с прилагательными и числительными в косвенных падежах. Таким образом, формирование грамматического строя языка у детей на данном уровне носит незавершенный характер. Важной особенностью речи ребенка является недостаточная сформированность словообразовательной деятельности. Наблюдается искаженное, нечеткое произношение отдельных звуков.  

Основная задача логопедического воздействия на детей с общим недоразвитием речи – научить их связно и последовательно, грамматически и  фонетически правильно излагать свои мысли, рассказывать о событиях из окружающей жизни.

К сожалению пособия по развитию речи, дидактический материал не всегда наглядны и соответствуют окружающей  действительности.

 Благодаря стремительному развитию средств информационных и коммуникационных технологий этот недостаток можно устранить, вводя в занятия мультимедийные презентации.

2.2 Создание базы мультимедийных презентаций для логопедических    занятий в коррекционно-развивающем процессе, направленном на развитие речи у детей с ОНР 6-7 лет

 Для достижения указанных выше целей создана база мультимедийных презентаций, в которую входят:

- презентации по лексическим темам («Осень», «Подарок для Осени». 

 «Грибы», «Загадки о ягодах», «Овощи», «Фрукты», «Домашние животные»

 «Транспорт», «Зима», «Зимующие птицы», «Профессии». и т.д.)

-  презентации на дифференциацию смешиваемых звуков (ш-ж, р-л, с-ш, з-зь-ц, л-ль.)

- презентации на развитие слогового анализа и синтеза

- презентации на развитие связной речи.

      Мультимедийные презентации усиливают эффект наглядности в образовательной деятельности, повышают мотивационную активность, способствуют более тесной взаимосвязи учителя-логопеда и ребенка. В качестве мультимедиаресурсов выступают красочные фотографии, картинки, иллюстрации, видеофрагменты процессов и явлений, а так же аудиоинформация, включающая в себя звукозаписи стихотворений, дидактического речевого материала, веселое музыкальное сопровождение и забавные персонажи, все это помогает совершенствовать у детей сенсорные и интеллектуальные функции, зрительную и слуховую память, наблюдательность и внимание, восполняются пробелы в чувственном восприятии действительности. Положительные эмоции, полученные детьми на коррекционно-развивающих занятиях активизируют их речевую деятельность, повышают потребность высказать свои чувства и мысли, т.о. возрастает мотивация к общению. [12]

Поведение ребенка на занятии становится более раскрепощенным, повышается его самооценка. Все это помогает создать на логопедическом занятии атмосферу психологического комфорта. Что так же способствует ускорению коррекционного процесса и улучшению его результативности.


Заключение

Таким образом, применение информационных компьютерных технологий в коррекционно–развивающем обучении значительно сокращает время формирования произносительных навыков, развитии фонематического восприятия, навыков звукового и языкового анализа, способствует развитию невербальных психических функций у детей. Последовательное включение специальной компьютерно-опосредованной логопедической технологии в процесс коррекционно–развивающего обучения позволяет максимально дифференцировать и индивидуализировать коррекционные воздействия по преодолению недостатков речи детей.


Литература

  • Асмолов А. Г. Психология личности: культурно-историческое понимание развития человека. – М., 2007.
  • Баева И.А. Психологическая безопасность в образовании. Спб.: Издательство «Союз», 2002, 271 с.
  • Баева И.А.  И др. Психология безопасности как теоретическая основа гуманитарных технологий в социальном взаимодействии / Под ред. И.А. Баевой. СПБ.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена. 2007. 289 с.
  • Болотова Е. Нормативно-правовая база современного урока // Народное образование. – 2009. – № 9. – С. 118.
  • Бухаркина М. Ю., Полат Е. С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие / под ред. Е. С. Полат. – М. : Изд. Центр «Академия», 2010. – 368 с.
  • Григорьев Д. В., Кулешова И. В., Степанов П. В. Воспитательная система школы: от А до Я. – М. : Просвещение, 2006.
  • Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. – М. : Просвещение, 2009. – 24с. – (Стандарты второго поколения).
  • Жильцова О. А. Организация исследовательской и проектной деятельности школьников // Дистанционная поддержка педагогических инноваций при подготовке школьников к деятельности в сфере науки и высоких технологий. – М., 2007.
  • Информационные и коммуникационные технологии в образовании: Учебно-методическое пособие / И. В. Роберт [и др.]. – М. : Дрофа, 2007.
  • Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли : пособие для учителя / А. Г. Асмолов [и др.]; под ред. А. Г. Асмолова – 2-е изд. – М. : Просвещение, 2010. – 152 с.
  • Касицина Н.В., Михайлова Н.Н., Юсфин С.М. Четыре тактики педагогики поддержки. Эффективные способы взаимодействия учителя и ученика. Спб.: Агенство образовательного сотрудничества. Образовательные проекты. Речь. М.: Сфера, 2010, 188с.
  • Колеченко А. К. Энциклопедия педагогических технологий: пособие для преподавателей. – СПб.: Каро, 2009. – 367 с.
  • Панютина Н.И., Рагинская В.Н.и др. Система работы образовательного учреждения с одаренными детьми 2- е изд.,-Волгоград:Учитель, 2008.-204с.
  • Плигин А.А. Личностно-ориентированное образование: история и практика. Монография. М., 2003. - 432 с.
  • Профильное обучение в условиях модернизации школьного образования: М.: ИОСО РАО, 2003.
  • Селевко Г.К. Альтернативные педагогические технологии. М., 2005. - 224 с.
  • Об утверждении федеральных государственных требований к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
  • Баева И.А., Волкова И.А., Лактионова Е.Б. Психологическая безопасность образовательной среды: Учебное пособие / Под ред. И.А. Баевой.М.: Эконом-Информ, 2009. 248 с.
  • Болотов В., Г. Ковалева Опыт России в области оценки образовательных достижений школьников. Каковы современные пути и способы совершенствования управления качеством образования? // Инновационные проекты и программы в образовании. – 2010. – №5. – С.3-10.
  • Выбор в современной школе: книга для учителя. СПб.: «Водолей», 2002
  • Граничина О.А. Статистические  методы психолого-педагогических исследований (Учебное пособие) - Санкт- Петербург: Издательство РГПУ им.А.И.Герцена, 2002.
  • Дронов В. П., Кондаков А. М. Новый стандарт общего образования – идеологический фундамент российской школы // Педагогика. – 2009. – № 4. – С. 22-Компетентностный подход в педагогическом образовании: Коллективная монография/ под ред. проф. В.А.Козырева и проф. Н.Ф. Родионовой. СПб.: РГПУ. 2004.
  • Лапшин В. М. Социальное партнерство как один из аспектов модернизации регионального и муниципального образования // Образование и общество. – 2003. – № 6(23). – С. 17-19.
  • Образовательные технологии: достижение прогнозируемых результатов. – М. : Про-Пресс, 2009. – 56 с. – (Библиотечка журнала «Вестник образования России»).
  • Сборник материалов "О реализации дополнительных предпрофессиональных программ". Автор-составитель: А.О. Аракелова – М., 2012 (для детских школ искусств).
  • Чернобай Е. В. Методика конструирования урока с использованием электронных образовательных ресурсов // Стандарты и мониторинг в образовании. – 2010. – № 1. – С . 11-14
  • Шмелькова Л. В. Требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся вопросах и ответах // Администратор образования. – 2011. – № 10. – С. 79-82.
  • Храмцова И. А. Социальное партнерство и сетевое взаимодействие образовательных учреждений как ресурс реализации профильного обучения в системе непрерывного образования // Профильное обучение на основе социального партнерства и сетевого взаимодействия ОУ. – Екатеринбург, 2010. – С. 9-14
  • Щебланова Е.И. Неуспешные одаренные школьники. М., 2008.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекция звукопроизношения у дошкольников с общим недоразвитием речи.

Индивидуальное занятие посвящено автоматизации звука ш в слове.В предложенном занятии применяются разнообразные игровые приемы, с помощью которых удалось добиться положительного эмоционального фона на...

Логоритмика и ритмопластика как средства коррекции речевых нарушений дошкольников

В последние годы, к сожалению, отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушение речи.Музыка, движение – это средства, которые благотворно действуют на здоровье ребёнка. Музыкально-ритмические...

Развивающие технологии в коррекции речевых нарушений дошкольников старшего возраста

в статье рассматривается система работы с дошкольниками старшего возраста с ОНР 3 уровня с использованием развивающих технологий...

"Коррекция агрессивного поведения дошкольников"

Для того,что бы результат работы с агрессивным ребёнком был устойчивым, необходимо. чтобы корекция носила не эпизодический характер,а системный, комплексный, предусматривающий проработку каждой характ...

Игровые технологии коррекции неконструктивного поведения дошкольников

Неконструктивное поведение- основная причина нарушения психофизического здоровья детей. Поведение детей- это чаще всего то, на что жалуются родители, воспитатели, учителя при обращении к психологу. На...

Коррекция нравственной сферы дошкольников с ЗПР через занятия по курсу: "Этика и этикет для дошкольников"

У дошкольников с ЗПР отмечаются проблемы с формированием нравственно - этической сферы....