Главные вкладки

    Основные пути развития мелкой моторики
    консультация по логопедии (старшая группа) на тему

    Количенко Надежда Сергеевна

    1. Массаж и самомассаж кистей и пальцев рук.2.Ежедневная пальчиковая гимнастика и пальчиковые игры (со стихами, скороговорками, звуками).3.Работа с предметами и материалом 4. Теневой, пальчиковый театр и др.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл osnovnye_piti_razvitiya_melkoy_mot.docx17.11 КБ

    Предварительный просмотр:

    Пути развития и совершенствования мелкой моторики рук.

    “Рука является вышедшим наружу
    головным мозгом”
    И. Кант

    Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно массировать пальчики (пальчиковая гимнастика), воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки и т. д.

    И, конечно, в старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью подготовки к школе, в частности, к письму.

    Моторика – совокупность двигательных реакций (общая моторика, мелкая моторика кистей и пальцев рук, артикуляторная моторика).

    Ученые доказали, что с анатомической точки зрения, около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко к речевой зоне. Именно величина проекции руки и ее близость к моторной зоне дают основание рассматривать кисть руки как “орган речи”, такой же, как артикуляционный аппарат. В связи с этим, было выдвинуто предположение о существенном влиянии движений пальцев на формирование и развитие речевой функции ребенка. Поэтому, чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать движения пальцев рук, или мелкую моторику.

    Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности ребенка к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно хорошо развиты память, мышление, внимание, связная речь.

    Задача педагогов, детских психологов и логопедов – донести до родителей значение игр на развитие мелкой моторики. Родители должны понять: чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой информацией, нужно превратить обучение в игру, не отступать, если задания покажутся трудными, не забывать хвалить ребенка, но для этого следует знать основные пути ее развития и совершенствования:

    1. Массаж и самомассаж кистей и пальцев рук.
    Ежедневный тщательный массаж кистей рук: мягкие массирующие движения и разминания каждого пальчика, ладошки, наружной стороны кисти, а также предплечья.

    2. Ежедневная пальчиковая гимнастика и пальчиковые игры (со стихами, скороговорками, звуками):

    • упражнения выполняются стоя, но меняется исходное положение рук (перед собой, вверх, в стороны);
    • специальные упражнения на столе (выполняются сидя).

    3. Работа с предметами и материалом (ножницы, пластилин, конструктор, прищепки, бусины, крупы и др.)

    4. Теневой, пальчиковый театр.

    5. Упражнения в обводе контуров предметов. Рисование по трафаретам, по клеткам (зрительные и слуховые диктанты), закрашивание контурных предметов ровными линиями и точками. Штриховка вертикальная, горизонтальная, наклонная, рисование “петелькой” и “штрихом” (упражнения выполняются только простым карандашом).

    6. Рисование несложных геометрических фигур, букв в воздухе и на столе ведущей рукой, затем другой рукой и обеими руками вместе; поочередное рисование каждым пальцем одной, затем другой руки.

    7. Конструирование и работа с мозаикой, пазлами.

    8. Выкладывание фигур из четных палочек.

    9. Освоение ремесел: шитье, вышивание, вязание, плетение, работа с бисером и др.

    10. Домашние дела:

    • перемотка ниток;
    • завязывание и развязывание узелков;
    • уход за срезанными и живыми цветами;
    • чистка металла;
    • водные процедуры, переливание воды (мытье посуды, стирка кукольного белья (объяснить и показать предварительно все процессы: смачивание, намыливание, перетирание, полоскание, отжимание));
    • собирание разрезных картинок, ягод;
    • разбор круп и т.д.

    При подборе игровых упражнений следует принимать во внимание такие принципы:

    – игровые упражнения должны приносить детям радость, а личностные отношения взрослого и ребенка строятся на основе доверия, взаимопонимания, доброжелательности. Ребенок знает, что получит необходимую помощь при затруднениях;

    – постепенное усложнение игрового материала, упражнений, от простого к сложному.

    При предъявлении игрового материала, речевых игр следует учитывать индивидуальные возможности ребенка, в процессе работы они должны усложняться.

    Для достижения желаемого результата необходимо сделать работу по развитию пальцевой моторики регулярной, выделив для этого время на занятиях педагогов и в процессе режимных моментов. Оптимальным является использование физкультминуток.

    Связь речи и мелкой моторики рук.

    “Современная психология
    рассматривает речь как
    средство общения, то есть
    как сложную и специфически
    организованную форму
    сознательной деятельности”
    А.Р. Лурия

    Мелкая моторика рук и уровень развития речи находятся в прямой зависимости друг от друга, что установлено уже давно. Если моторика развивается нормально, т.е. ребенок на определенных этапах роста выполняет те или иные действия, то нормально развивается и речь. Если же мелкая моторика развита слабо, то наблюдаются отставания и в овладении речи.

    Умение выполнять мелкие движения с предметами развивается в старшем дошкольном возрасте. Именно к 6–7 годам в основном заканчивается созревание соответствующих зон коры головного мозга, развитие мелких мышц кисти. Этот возраст является сензитивным периодом для развития кисти руки (С.И. Гальперин, 1964г.)

    Прежде чем приступать к работе по коррекции звукопроизношения у детей дошкольного возраста, необходимо изучить их личностные качества и учитывать то обстоятельство, что у некоторых из них помимо недостатков развития речи встречаются сопутствующие отклонения в нервно-психологической сфере (повышенная возбудимость, расторможенность, расстройство внимания, неспособность к волевым усилиям). Поэтому в повседневную работу с детьми целесообразно включать игры и задания для развития общей и специальной моторики с учетом индивидуальных способностей каждого ребенка.

    Чтобы исправить речевое нарушение, нужно вести целенаправленную работу по развитию мелкой моторики. Такая работа ускоряет созревание областей головного мозга, которые отвечают за речь, и способствует ускорению дефектов речи.

    Если у ребенка высокий уровень развития мелкой моторики, то соответственно у него хорошо развиты память, внимание и логическое мышление, что особенно важно при поступлении в школу. Дошкольник с низким уровнем развития моторики быстро утомляется. Ему трудно выполнить задания, связанные с письмом, например, обвести какую – либо фигуру. Его внимание быстро рассеивается, появляется чувство тревоги. В дальнейшем это может привести к отставанию в учебе.

    Мелкая моторика отвечает не только за речь, но так же позволяет развивать координацию в пространстве, воображение, зрительную и двигательную память.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Основные направления развития мелкой моторики и координации движений в дошкольном возрасте

    Уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Тренировка движений пальцев  и кисти рук стимулирует речевое развитие ребенка, ...

    Основные направления развития мелкой моторики и координации движений в дошкольном возрасте

    Уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Тренировка движений пальцев  и кисти рук стимулирует речевое развитие ребенка, ...

    Основные направления развития мелкой моторики и координации движений в дошкольном возрасте

    Уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Тренировка движений пальцев  и кисти рук стимулирует речевое развитие ребенка, ...

    Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста путем развития речи в игровой деятельности.

    Развитие мелкой моторики. Актуальность проблемы. Механизмы развития мелкой моторики пальцев рук, взаимосвязь развития движений пальцев рук и речи. Принципы работы над развитием мелкой моторики. Игровы...

    "ОСНОВНЫЕ ВИДЫ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ" консультация для родителей

    Чем еще можно позаниматься с ребенком, чтоб развить ручную умелость?...

    Мастер-класс для родительского собрания в средней группе «Оригами, как основное средство развития мелкой моторики»

    Оригами - это искусство складывания из бумаги.  Родина оригами - Япония. Какие же возможности даёт наши м детям искусство оригами?·         Знакомит с...

    Консультация "Основные виды развития мелкой моторики рук "

    Для овладения навыком письма необходима определенная функциональная зрелость коры головного мозга.  Неподготовленность к письму, недостаточное развитие мелкой моторики, з...