Методическая разработка
методическая разработка по логопедии (старшая группа) по теме

Шабанова Яна Витальевна

Методическая разработка на тему :  "Звуки  С, С.  Буква  С"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zvuki.doc48 КБ

Предварительный просмотр:

ПРАВИТЕЛЬСТВО САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

ГИМНАЗИЯ №70

Петроградского района Санкт-Петербурга

Тема:  «Звуки  С, С.  Буква  С»

Воспитатель  Шабанова Яна Витальевна

Санкт-Петербург

2015г.


Тема:  Звуки  С, С.  Буква  С.

Цели  занятия:

Обучающие:

уточнить и  закрепить правильное произношение звуков  С и  СЬ, давать  их полную характеристику, учить дифференциации  звуков  С и  СЬ в словах  типа  сом, гусь, сани, сито,

учить определять место звука в слове ( начало, конец, середина),

учить звукослоговому  анализу слов типа  СГС, СГСГ,

учить  составлять схему предложения  и  определять  порядок  слов  в нём,

познакомить с буквой С, которая обозначает два звука С и СЬ, её графическим изображением,

формировать навык  чтения прямых  слогов  и  слов типа  сок, сын, сани, собака.

Коррекционные:

развивать  фонематический  и  речевой  слух, память, мышление, артикуляционную, тонкую и  общую  моторику, речь,

исправлять  недостатки  произношения  детей  в процессе  занятия  способом

« по - подражанию»

Воспитательные:

воспитывать положительную  мотивацию к процессу  обучения

  1. Организационный  момент.
  2. Гимнастика « ума».

Ребята, сейчас вы будете отгадывать  слова. Сядет тот, кто  отгадает  слово.

- высокое  хвойное  дерево  (сосна)

- ночная  птица  ( сова)

- птица  с  жёлтой  грудкой ( синица)

- усатая рыба ( сом)

-что мы  видим  когда  спим ( сон)

- предмет  мебели  для  сидения ( стул)

- С какого  звука  начинаются  отгаданные  слова?

  1. Работа  с  профилем  звука  С.

- Посмотрите  внимательно  на  профиль  звука  С.

- Губы открыты  или  сомкнуты ?

- Зубы  плотно стиснуты  или  между  ними есть  небольшое            расстояние?

- Где находится  кончик  языка за  нижними  или за  верхними зубами?

- Язык  лежит  во рту  плоско или  приподнят  горочкой?

( далее  логопед  даёт  артикуляционную  характеристику  звука С)

  1. Артикуляционная  гимнастика.

- Чтобы правильно  произнести  звук  С, нужно сделать  гимнастику  для языка. Возьмите  зеркала, слушайте  сказку  и  выполняйте  упражнения.

                   Сказка  о  весёлом  язычке.

Проснулся  язычок  рано  утром. Открыл  окно  ( вот  так ), увидел  солнышко  и  улыбнулся ( вот  так). Захотелось ему  погреться на  солнышке , он открыл дверь( вот  так)  и  вышел  на  крылечко, немного  постоял  там (  вот  так упр. « Лопаточка»).

И  тут  язычок  вспомнил  ,  что  он  не почистил зубы . Быстро  вернулся  домой  и  стал  чистить  зубы ( вот  так).

Язычок  заспешил  на  улицу  и  нечаянно  наступил  кошке  на  хвост. Кошка  рассердилась ( вот  так  упр. « Киска  сердится»).

Язычок  погладил  кошку ,  улыбнулся (  вот  так)  и  они  вместе  пошли  гулять.

  1. Упр. в  правильном  произношении  звуков  С- СЬ.

-  А  сейчас  посмотрите  в  зеркало, улыбнитесь , оголите  зубы, чтобы  они  были  похожи  на  заборчик, оставьте  между  зубами  маленькую  щель ,  заведите  кончик  языка  за  нижние  зубы ,  спинку  языка  поднимите  вверх , чтобы  она  была  похожа  на  горку.

Струя  воздуха  у нас  идёт  вперёд  только через маленькую  щель.

Произнесём   С--------------

Произнесём СЬ-------------

( дети  произносят  звук  хором, по одному, парами)

- В момент  выдоха  подставьте  ладошку  и  определите, какой  воздух  вы  ощутите – горячий  или  холодный?

                       Характеристика  звука.

    Звук  С согласный, при  произношении воздуху  проходить свободно           мешают  язык  и  зубы,  твёрдый.

- Поставьте  ладошку  на  горло  и  определите  молчит  оно  или  дрожит , когда  мы  произносим  звук  С.

  Звук С  глухой.

( тоже  со звуком  СЬ, но  он  мягкий)

  1. Упр. на  развитие  фонематического  слуха.

- Сейчас  мы  с  вами  будем  разведчиками  и  постараемся  точно  разузнать , есть  ли  в  словах  звуки  С, СЬ,  где  они  находятся (начало, конец,  середина  слова), твёрдые  они  или  мягкие?

( работа  с  карточками)

          Глобус

          Каска

          Гусь

          Сито

7.Физкультминутка.

    ( звучит  фонограмма  голосов  птиц)

Встаньте! Что вы  слышите?   Где мы с  вами  очутились?

( далее  дети  выполняют  имитацию  полёта  птиц)

- Но вот  подул  ветер  вот  такой

   С--------------------

 и  к нам  прилетел  скворец.

( логопед прикрепляет  картинку  с  изображением  скворца)

- А  потом  ветер  подул  так

 СЬ------------------------------

 и  к  нам  прилетела  синица.

(логопед прикрепляет  картинку  с  изображением  синицы).

9. Игра  «  Лесные  почтальоны».

   - Ребята,  лесные  почтальоны  принесли  два  конверта ,  а  я  их       перепутала и  не  знаю,  какой  из  них принёс  скворец, а  какой – синица? Помогите  мне, пожалуйста.

- Какой  первый  звук  в  слове  «скворец»?  Дайте  ему  характеристику. Кто  принёс  синий  конверт?   Почему?

(  тот же  вид  работы  со  словом  «синица»)

- Получите  карточки  с  картинками  и  положите  их  в  нужный  конверт.

     Гусь, собака, сом, сито, сок, сено.

- Разделите эти  слова  на  слоги.

10. « Звуковые»  домики.

  - Возьмите  карточки с  картинками и  самостоятельно  раскрасьте  комнаты  нужным  цветом  для  каждого  звука.

   Сом, рысь, аист.

11. Знакомство  с  буквой  С.

     -  Вспомните, чем  отличается  звук  от  буквы?

       Сейчас  мы  познакомимся  с  буквой,  которая  обозначает  звуки  С , СЬ .Это буква С( называем  как  звук).

Рассмотрите  букву  С.  На  что  она  похожа?

12.  Пальчиковая  гимнастика.

        « Пальчики  здороваются»

        « Маска»

        « Комарик  и  оса».

      13. Письмо  буквы С  в воздухе.

           Выкладывание  буквы  С  из  пуговиц.

           Работа  в  прописях.

    14.  Упражнения  в  формировании  навыка  чтения.

           ( Дети  встают  полукругом. Логопед  называет  вначале  два  звука  и  бросает  мяч  ребёнку. Тот  должен  назвать  получившийся  слог. Затем логопед  называет  три  звука,  а  ребёнок, получивший  мяч, называет  слово).

    Сын, сом, сок, сук, сыр, суп, сам, оса.

15. Составление  схемы  предложения.

     ( Дети  из  палочек  и  пуговиц  выкладывают  схемы  предложений)

        Наступила  весна. Весной  светит  яркое  солнце.

16. Итог  занятия.

     - Давайте  поблагодарим наших  лесных  почтальонов  за  то, что  принесли  нам  такие  интересные  задания и  под  пение  птиц  проводим  их  в  лес.

- Чем  мы занимались  на  занятии?

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка. Стенд – приветствие «Капельки» своими руками. Пояснительная записка Методическая разработка. Стенд – приветствие «Капельки» своими руками. Пояснительная записка

Методическая разработка.Стенд – приветствие «Капельки» своими руками.Пояснительная запискаСтенд оформлен как приветствие группы (визитная карточка группы) под названием «Капельки». Изображение с...

Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка»

Разработала:Саламатина Ирина Борисовна воспитатель ГБДОУ № 48 Кировского района горохом или фасолью). Санкт ПетербургаОписание игры:Цель: развитие мелкой моторики , тактильной чувствительнос...

Методическая разработка ( для старшего дошкольного возраста) по теме: Методическая разработка диагностики вокальных способностей.

В данной разработке представлен материал, помогающий прослеживать развитиевокальных способностей: таблица-диагностика + критерии....

Методическая разработка "Методическая разработка игр и упражнений направленных на познавательно-творческое развитие дошкольников посредством развивающих игр В.В.Воскобовича"

Развитие интеллектуально – творческих  способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают матери...

Методическая разработка. НОД по нетрадиционному рисованию в подготовительной группе «Летние превращения»Методическая разработка. НОД по нетрадиционному рисованию в подготовительной группе «Летние превращения»

Дети с самого раннего возраста пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своём изобразительном творчестве. Моя работа заключается в использовании нетрадиционных техник в рисовании. Рисов...

Номинация: «Методические разработки по модулю, разделу преподаваемого предмета (дисциплины, модуля), по тематике воспитательного мероприятия». Методические разработки по теме недели: «Зимующие птицы».

Данные методические разработки созданы на основе основной образовательной программы дошкольного отделения Одоевской средней школы, федеральных государственных стандартов дошкольного образования, приме...