«Современные технологии сотрудничества с родителями при организации логопедической помощи»
статья по логопедии на тему

Закамалдина Наталья Николаевна

доклад 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon доклад105 КБ

Предварительный просмотр:

 «Современные технологии сотрудничества с родителями при организации логопедической помощи»

    Бесспорно, каждый родитель мечтает, чтобы его ребёнок вырос здоровым и успешным, смог добиться большего, нежели он сам, научился лучше разбираться в людях и взаимодействовать с ними. Но мало кто задумывался о том, насколько важную роль во всём этом играет умение ребёнка говорить правильно и красиво. Речь - один из наиболее мощных факторов и стимулов развития в целом. Можно сказать, что речь человека - это его визитная карточка.

    К сожалению, число детей, которым необходимы специальные коррекционно-образовательные, лечебно-педагогические услуги, не имеет тенденции к сокращению, напротив, их количество увеличивается.

Поэтому оказание коррекционно-педагогической помощи детям с речевой патологией требует высокой профессиональной подготовленности, где залог успешности логопедического воздействия зависит не только от квалифицированной работы логопеда, но и от всех участников коррекционного процесса – педагогов, родителей и других членов семьи.

Однако очень часто можно констатировать тот факт, что родители не уделяют должного внимания работе с детьми по преодолению какого-либо речевого дефекта у ребёнка.

Это  может быть связано со следующими причинами:

 неведение и неосознанное восприятие проблем речевого развития детей;

 мало уделяют внимания развитию и воспитанию своих детей, переложив всю ответственность на плечи школы;

 низкий уровень или отсутствие педагогических знаний у родителей;

   Но время, благоприятное для коррекционной работы, проходит, а дефекты речи остаются. При этом очевидно, что именно помощь родителей обязательна и чрезвычайно ценна. Потому что, во-первых, родительское мнение наиболее авторитетно для ребёнка и, во-вторых, только у родителей есть возможность ежедневно закреплять формируемые навыки в процессе живого, непосредственного общения с ребёнком.

Поэтому особую социальную и педагогическую значимость приобретает внедрение вариативных форм сотрудничества с родителями детей, имеющих нарушения речи в системе коррекционно-образовательной работы.

Мы строим своё общение с родителями, на основе принципа "Родитель - не гость, а полноправный член команды", так как у нас с ними одна общая задача - воспитание высоконравственной личности. Успешность воспитания и обучения детей в школе во многом зависит от того, как организовано педагогическое просвещение родителей. Взаимосвязь логопеда и родителей осуществляется комплексно: с помощью коллективных, индивидуальных, наглядных форм работы.

Позитивное взаимодействие с семьями воспитанников осуществляю через традиционные формы работы с родителями:

  • родительские собрания;
  • посещение логопедических занятий; 
  • Дни открытых дверей;
  • совместные практикумы;
  • индивидуальные и подгрупповые беседы и консультации;
  • информационные стенды в группе и в кабинете логопеда;
  • индивидуальные буклеты для родителей;
  • анкетирование.

Нашу повседневную жизнь невозможно представить себе без информационно-коммуникативных технологий. Использование ИКТ в учебно-воспитательном процессе в дошкольном образовательном учреждении – это одна из актуальных проблем в дошкольной педагогике. Современные средства ИКТ помогают логопеду разнообразить формы поддержки образовательного процесса, повысить качество консультаций для родителей.

Современные формы работы учителя-логопеда с родителями с использованием ИКТ:

  • газета дошкольного учреждения;
  • общение учителя-логопеда с родителями по электронной почте;
  • использование сайта детского сада;
  • «Логопедический досуг»;
  • детско-родительские занятия интегрированного характера.

Преимущества использования ИКТ во взаимодействии с родителями:

  • обеспечение диалога учителя-логопеда и родителей;
  • индивидуальный подход к родителям детей с нарушениями речевого развития;
  • возможность показа презентаций, фотоматериалов, логопедических заданий и другой необходимой информации родителям.

Существуют несколько принципов, в соответствии с которыми учителю-логопеду следует строить свой разговор с родителями детей имеющими нарушение речи. Вот некоторые из них.

1. Стремиться понять родителей, «увидеть» проблему глазами собеседника, эмоционально откликнуться на нее.

2. Слушая вопросы и высказывания родителей, важно обращать внимание на их жесты, мимику, интонацию, «улавливать» подтекст.

3. Знать основы психологии общения, чтобы самому уметь осознанно использовать позы, интонации речи, выражение лица.

4. Строить общение на основе диалога, равенства партнерских отношений.

5. Не прибегать к менторскому, назидательному тону при общении даже с самыми «неблагополучными» родителями, рекомендации давать в форме пожеланий.

6. Избегать оценивающей позиции, воздерживаться от критики собеседника.

7. Сохранять конфиденциальность информации.

8. Не подчеркивать особенности дефекта того или иного ребенка, если разговор идет в присутствии нескольких родителей.

9. В условиях коллективного общения с родителями использовать только положительные примеры из жизни детей. Негативные примеры обсуждать строго индивидуально.

10. Рассуждая о проблемах и трудностях ребенка, беседовать, соблюдая эмоционально-положительное отношение и уважение к нему.

11. Использовать яркие примеры и убедительные аргументы, приводить научно-достоверную информацию с точки зрения психолого-педагогической литературы, избегая сложных понятий и профессиональных терминов. (Рабочие термины учителя-логопеда могут быть непонятны родителям, далеким от логопедии, и создадут барьер в общении.)

12. Избегать использования в беседе таких слов, как «дефект», «нарушение» и подобных, вызывающих естественную реакцию протеста и, как следствие, негативное отношение к учителю-логопеду. Лучше заменять их более нейтральными: «трудности», «проблемы», «недостатки».

13. Использовать доброжелательный, доверительный тон, вызывающий расположение и симпатию родителей.

14. Соблюдать принципы недирективности, безоценочности, личностно-ориентированного подхода, корректности. Эффективность общения с родителями в значительной степени зависит от коммуникативной компетентности и личностных качеств самого учителя-логопеда. Он должен хорошо владеть материалом, представляемым родителям. Использование при проведении встреч с родителями опорных конспектов, всевозможных карточек, схем, таблиц и других вспомогательных материалов, безусловно, предпочтительнее чтения текста «по бумажке», что часто вызывает у родителей «сон с открытыми глазами». Современный родитель не захочет слушать долгих и назидательных докладов педагога, а поэтому важно так построить свои сообщения (консультации), чтобы они были не формальными, и, по возможности, привлекали родителей к обсуждению проблем, развивая дух плодотворного сотрудничества.

Методы и приемы взаимодействия учителя-логопеда с родителями 

Родителей надо привлекать к активному участию в обучении с первых месяцев пребывания их ребенка в специальной группе. Непрерывная связь с родителями осуществляется с помощью коллективной, индивидуальной, наглядно-информационной форм работы.

Родительские собрания

В течение года проводится несколько родительских собраний (от 3 до 5), тематика которых планируется в зависимости от речевого диагноза и возраста детей.

Основная задача, которая стоит перед учителем-логопедом на начальных этапах работы с родителями, - формирование и стимуляция мотивированного отношения родителей к коррекционной работе с их детьми.

В этих целях можно использовать следующие приемы:

  • разъяснение необходимости логопедической работы с использованием, например, рассказ о возможных последствиях нарушений произношения при отсутствии коррекционной работы;
  • рассказ об итогах работы логопедической группы в предыдущие годы: большой эффект производит демонстрация записей дефектной и исправленной речи с использованием аудио- и видеокассет, в результате чего родители наглядно могут убедиться в том, как многому научатся их дети в специальной группе;
  • подчеркивание необходимости систематических занятий и роли в коррекционной работе родителей.
  • логопед в доступной форме объясняет родителям суть речевого дефекта детей, знакомят с популярной литературой по речевому нарушению.

На первом собрании необходимо расположить к себе родителей (тут, кстати, важен и внешний вид). Логопед должен четко обрисовать общие проблемы детей группы, не переходя на личности, представить несколько вариантов развития событий как позитивных, так и негативных, рассказать об общих правилах режима ДОУ и объяснить, почему их обязательно нужно выполнять. Родители сразу должны уяснить важность своего участия в общей работе. Конкретно о каждом ребенке лучше говорить в индивидуальной беседе, даже если родители не против озвучивания своей проблемы при всех. Как показывает практика, в дальнейшем из-за этого могут возникнуть трудности.

Еще один совет опытных специалистов: никогда не давать гарантий и не делать дальних прогнозов. «Посмотрим, как пойдут дела. Сделаем все, что можно. Думаю, что он справится. Будет нелегко, но надо стараться», — вот примерный набор фраз, которые следует использовать в беседе со слишком настойчивыми родителями. Как показывает многолетняя практика, иногда возникают настолько непредвиденные ситуации, что лучше заранее никого не обнадеживать.

В первые две недели учебного года логопед проводит полное обследование ребенка для уточнения диагноза, выявления психологических особенностей. На этом этапе необходима индивидуальная встреча с родителями, на которой логопед ближе знакомится с условиями проживания ребенка, его окружением, собирает анамнестические данные. Некоторые логопеды в целях более полного сбора информации на первом собрании раздают родителям большой вопросник, чтобы на индивидуальной встрече уже был предмет для обсуждения.

Родителей знакомят с целями и задачами программы обучения, методами ее реализации, информируют об особенностях поведения ребенка, которые могут сопутствовать коррекционной работе, дают четкое представление о характере и мере их участия в коррекционных занятиях.

Логопед должен постараться разрушить иллюзию, весьма распространенную среди родителей, о возможности магического, «волшебного» разрешения всех проблем развития и воспитания ребенка только в результате посещения им коррекционных занятий. Необходимо сформировать адекватные ожидания родителей в отношении результатов обучения, подчеркнуть, что, какие бы значительные позитивные изменения в речи ребенка ни происходили на занятиях с логопедом, они приобретут значение для ребенка лишь при условии их переноса в реальную жизненную ситуацию.

В середине октября проводится следующее собрание, на котором родители знакомятся с результатами завершенного обследования, и логопед может сказать, как ребенок начал работать, на что надо обратить внимание в первую очередь. На этом собрании родители также знакомятся со знаниями, умениями детей по различным видам деятельности (математические представления, развитие речи, конструктивные и изобразительные навыки и т. д.), а также с требованиями программы массовой группы для детей данного возраста и с требованиями школы к умственному и психическому развитию детей к моменту поступления в I класс.

Родители получают полную информацию об организации логопедической помощи их детям в условиях логопедической группы.

Затем, в течение учебного года, проводятся как минимум еще два родительских собрания с различной тематикой.

Одно из собраний можно провести в виде круглого стола «Скоро в школу. Как  помочь ребенку стать учеником?»

Родительские собрания – важный элемент стратегии общения с семьей, на них закладываются основы сотрудничества и взаимопонимания, обеспечивается единство взглядов на воспитание и обучение дошкольников.

В подготовке родительского собрания могут участвовать родители, воспитатели.

Кроме собраний важным видом взаимосвязи в работе логопеда и родителей являются консультации.

Они бывают фронтальные и индивидуальные.

Фронтальные проводятся один раз в месяц, например в третью среду месяца. Это своеобразный логопедический всеобуч родителей. Тематика таких консультаций определяется на весь период обучения или целый учебный год, при необходимости она может меняться. Приведу примерный перечень тематических консультаций:

  • готовность детей к звуковому анализу;
  • постановка и автоматизация отдельных групп звуков;
  • как следить за автоматизацией звука в домашних условиях
  • обучение детей с нарушениями речи рассказыванию;
  • обучение грамоте детей с нарушениями речи;
  • артикуляционная гимнастика.
  • развитие мелкой моторики
  • развитие мышления.
  • работа над сказками.
  • работа с книгой.
  • речевые игры дома.

В индивидуальном порядке проводятся консультации для тех, чьи дети испытывают трудности в усвоении программы.

Для родителей даются открытые индивидуальные (или подгрупповые) и фронтальные занятия, на которых они могут видеть, как работают все дети, как занимается их ребенок, знакомятся с приемами работы по той или иной теме, что позволяет им оказать помощь своим детям дома. Принцип открытости обучения всегда увеличивает, усиливает эффект воздействия на речь и в целом на личность ребенка.

Перед занятием учитель-логопед разъясняет его цель, обращает внимание на используемые методы и приемы. Постепенно родители из пассивных зрителей превращаются в активных участников коррекционного процесса, видя, как их дети преодолевают свой речевой дефект. Вопросы учителя-логопеда могут быть обращены и к родителям, и к ребенку, что создает на занятии непринужденную атмосферу. Совместные занятия способствуют более ответственному отношению родителей к выполнению домашних заданий учителя-логопеда.

Открытое фронтальное занятие – это экзамен, который держат логопед и воспитатели вместе с детьми перед родителями. Но вместе с тем это экзамен и для родителей. Тот, кто был хорошим помощником ребенку, кто обращался за советами и старался им следовать, был не наблюдателем и судьей, а активным участником большой повседневной работы, тот на этом открытом занятии будет вознагражден, видя успех своего ребенка. После посещения таких занятий у родителей возникают вопросы. Если в начале года родителей приходится убеждать в том, что их помощь необходима, то теперь картина меняется: они сами идут в кабинет к логопеду с вопросами, с наблюдениями, с сомнениями, проявляют активность и заинтересованность.

В конце учебного года в подготовительной группе проводится итоговое фронтальное занятие, на которое приглашаются родители.

Цель занятия – показать знания детей, их умение переключаться, готовность детей к школе.

Наглядно – информационная форма работы очень важна для родителей, чьи дети посещают дошкольное учреждение. Большую часть информации по утверждению психологов, мы запоминаем, воспринимая её зрительно. Наглядность агитации обеспечивается применением разнообразных сопровождающих иллюстраций, демонстраций практических работ, выставочным материалом, она служит стимуляции активности родителей. Внедряя в практику разнообразные формы наглядности, они активизируют родителей в вопросах коррекции речи ребёнка.

Наиболее используемая форма работы – это наглядная информация. Наглядная информация, в виде стендов и уголков, универсальна и имеет огромные возможности по освещению педагогического процесса. В то же время она не предусматривает непосредственного контакта педагога и родителей, и поэтому форма и способ её подачи имеет не меньшее значение, чем её содержание. Родитель должен быть привлечён ею и заинтересован. Информация даётся крупным печатным шрифтом и регулярно обновляется в зависимости от рубрики: ежедневно, еженедельно, но не реже одного раза в месяц.

Информационные стенды в нашей группе находятся в групповой раздевальной комнате, их два. Один стенд «Уголок логопеда» оформляется в соответствии с задачами и планом работы на неделю.

На втором стенде «Наша дружная группа» помещается информация, значимая для данной группы. Учитель-логопед и воспитатели группы для детей с особенностями развития работают в тесном контакте, обсуждая информацию, которая будет находиться на стенде.         

Информационный лист еженедельно обновляется, так как лексическая тема меняется каждую неделю.

Также готовим памятки для родителей.

Экран звукопроизношения показывает количество нарушенных звуков у детей и динамику исправления звукопроизношения. Родители видят, как продвигается процесс коррекции звуков (это обозначается цветными символами). Они могут наглядно увидеть какой звук ещё автоматизируется, а какой введён в речь.

Папка-передвижка представляет собой сменяемый несколько раза в год материал с практическими советами и рекомендациями, который передаётся от семьи к семье внутри группы. Папки-передвижки могут быть как групповые, так и индивидуальные. В индивидуальную папку помещаются материалы, подобранные с учётом индивидуальных особенностей конкретного ребёнка, с практическими рекомендациями в семье, позволяющими родителям выработать индивидуальный подход к своему ребёнку, глубже строить с ним взаимоотношения в период дошкольного детства.

Библиотека игр и упражнений также является стимулом к активному участию родителей в коррекционном процессе. Родители могут воспользоваться подбором практического материала. В основном это материал, объединённый одной лексической темой, которая включает в себя лексические, грамматические, словарные задания, задания на развитие внимания, памяти. В логопедической библиотеке есть все пособия, используемые на фронтальных логопедических занятиях. Все годы существования нашей группы библиотека пополняется благодаря оригинальным идеям, предложениям самих родителей, подбором практического материала на практическую тему, изготовлению пособий самими родителями. Руками родителей и детей сделаны: «звуковые линейки» для определения места звука в слове, «звуковые полотна» для звукового анализа, «светофорчики» для дифференциации твёрдых и мягких согласных и т.д.

       Фотовыставки «Моя семья», «Времена года», «Дары осени» представлены в виде фотографий детей на занятиях, в режимных моментах, в семейной обстановке, каждая фотография сопровождается пояснением. С помощью этой выставки родители могут наглядно познакомиться с работой, которая ведется с детьми на занятиях и во время проведения режимных моментов. Выставка меняется 2 раза в год. Родителям и детям очень нравится рассматривать фотографии и делиться впечатлениями, рассказывать о своей семье.

Полезным для развития коммуникативных умений и навыков, повышения самооценки осознания необходимости правильной речи, закрепления пройденного материала оказались  речевые праздники. К праздникам предъявляются следующие требования: речевой основой становится то, что готовилось дома детьми с их родителями; максимальная активность родителей и детей. Тематика праздников охватывает разные стороны речевого развития ребёнка.

Специальные приемы работы с родителями

В разговоре с молчунами:

  1. Подчеркните, что вы не знаете, что для них важно в данный момент. Например, спросите: «С чего бы вы хотели начать: с того или с этого?»
  2. Будьте осторожны в разговоре. Стройте свою речь в соответствии с тоном, скоростью и ответной реакцией собеседника.
  3. Учитесь чувствовать себя комфортно, когда ваш собеседник молчит. Обоснуйте вслух это молчание. Например: «Мне кажется, что я задаю вам вопросы, которые трудны для вас. Не сказала ли я что-нибудь, что вас обеспокоило?»
  4. Подчеркивайте роль партнера в разговоре: «Я смогу лучше помочь вашему ребенку, если узнаю от вас, что для него важно. Ведь вы знаете его лучше, чем я». Подчеркните, что у партнера есть особые сведения о предмете разговора: «То, что вы сказали мне о боязни вашего ребенка перед сном, очень важно. Вы не против, если я задам вам еще несколько вопросов, прежде чем мы примем решение, как ему помочь?»
  5. Помните, что молчание — это нормально. Не пытайтесь заполнить пустоту разговором.

В разговоре с «говорунами»:

  1. Перед началом беседы оговорите ее содержание и время. Например:
  • У вас много тревог по поводу поведения вашего ребенка. Сегодня мы сможем обсудить только одну из них, а об остальных поговорим попозже.
  • Не могли бы вы рассказать в двух словах о...
  • Какая из задач наиболее важна для вас в этом году?
  • Нам потребуется 40 минут для сегодняшнего разговора. Мне необходимо коснуться некоторых проблем, а также узнать вашу точку зрения.
  • Я должна прервать вас, так как наше время истекло.
  1. Прервите разговор. Например:
  • У нас осталось пять минут. Мне необходимо начать работу по...
  • Прерывая разговор, проявите вежливость и предупредительность. Например:
  • Вы хотите так много сказать об этом, и я чувствую, что вы расстроены тем, что я вас прерываю...
  • Есть ли еще кто-нибудь, с кем бы вы могли поговорить об этом, а я вынуждена прервать вас, хотя понимаю, что для вас это важно.

Итак, не позволяйте себе идти на поводу у разговорчивых. Помните: их потребности обоснованы, ваши – тоже. Укажите на вопросы, представляющие интерес, ограничьте время, планируйте его заранее.

Идеи для вовлечения родителей во взаимодействие с детским садом

Создавайте и используйте возможности для непосредственного общения:

  1. Первые визиты в детский сад. Перед тем как ребенок начнет посещать детский сад, родители должны прийти на занятия и познакомиться с педагогами, другими детьми и вообще с детским садом.
  2. Вводные собрания. После того как ребенок записан в детский сад, вводные собрания для родителей помогают им встретиться с воспитателями, дефектологом и другими родителями, узнать о ежедневных мероприятиях и другую полезную информацию.
  3. Телефонные звонки. Телефонные звонки делаются в особых случаях или раз в месяц всем родителям, чтобы поддерживать неформальное общение с ними.
  4. Конференции родителей и воспитателей. Конференции — это формальные собрания, предназначенные для того, чтобы обсуждать успехи детей и давать возможность родителям делиться своими идеями и проблемами. Конференции можно использовать для совместного планирования индивидуализированных программ.

Используйте письменные формы общения

  1. Брошюры. Брошюры помогают родителям узнать о детском саде. Брошюры могут описать концепцию детского сада и дать общую информацию о нем.
  2. Еженедельные запискиЕженедельная записка, адресованная непосредственно родителям, сообщает семье о здоровье, настроении, поведении ребенка в детском саду, о его любимых занятиях и другую информацию.
  3. Личные блокноты. Такие блокноты могут каждый день курсировать между детским садом и семьей, чтобы делиться информацией о том, что происходит дома и в детском саду. Семьи могут извещать воспитателей об особых семейных событиях, таких, как дни рождения, новая работа, поездки, гости.
  4. Доска объявлений. Доска объявлений — это настенный экран, который информирует родителей о собраниях, мероприятиях детского сада, расписании на день и др.
  5. Ящик для предложений. Это коробка, в которую родители могут класть записки со своими идеями и предложениями, что позволяет им делиться своими мыслями с группой воспитателей.
  6. Отчеты. Письменные отчеты о развитии ребенка — это одна из форм общения с семьями, которая может быть полезна при условии, чтобы она не заменяла личных контактов.

Развивайте работу, направленную на родителей

  1. Сотрудничество родителей друг с другом. Это помощь более опытных родителей начинающим. Групповая деятельность может включать в себя собрания для общения или оказания поддержки.
  2. Информация для родителей и их обучение Детский сад предоставляет родителям информацию на интересующую их тему о развитии ребенка.
  3. Неформальные встречи родителей и воспитателей. Это тематические встречи, вечера и т.п.
  4. Обмен литературой. Детский сад может создать библиотеку интересных книг, статей, буклетов, видео- и аудиокассет, которыми родители могли бы пользоваться.

Предложения для работы с родителями

  1. Уважение к роли родителей. Укрепляйте взаимное уважение между воспитателями, педагогами  и родителями.
  2. Поощряйте участие родителей, содействуйте им. Подсказывайте родителям, как они могут участвовать в программе детского сада.
  3. Старайтесь разнообразить виды участия родителей, проявляйте гибкость и творчество. У разных семей разные интересы, ресурсы и образ жизни. Что подходит одной семье, не подходит другой.
  4. Будьте терпеливыми. Участие родителей – возможно, новая область для воспитателей и семей, а на развитие новых контактов требуется время. Программа, в которой активно участвуют родители, строится на маленьких поэтапных достижениях.
  5. Делайте акцент на сильных сторонах ребенка, семьи и давайте положительное подкрепление. Родители и педагоги ждут друг от друга взаимного одобрения и признания, что они хорошо делают свое дело. Сосредоточьте внимание и подчеркивайте сильные стороны ребенка и семьи. Даже опытные родители и педагоги нуждаются в подтверждении их уникального вклада в развитие ребенка.
  6. Поддерживайте тесные контакты. Каждый педагог должен разговаривать с родителями каждого ребенка по крайней мере раз в неделю.
  7. Постарайтесь вовлекать всю семью. Отцы часто исключаются из дошкольных программ. Подумайте о том, как творчески привлекать отцов, братьев, сестер и других членов семьи.
  8. Поощряйте посещаемость родительских собранийПроводите собрания в удобное для родителей время. Помогайте семьям найти дополнительные ресурсы для воспитания детей.
  9. Сохраняйте конфиденциальность. Доверие – неотъемлемая часть контактов, основанных на сотрудничестве. Обеспечивайте полную конфиденциальность информации о каждой семье.
  10. Учитесь навыкам сотрудничества. Проводите совместные обучающие занятия родителей и педагогов для укрепления их сотрудничества.
  11. Создайте консультационную группу по проблемам семьи.

Описанные формы взаимодействия с родителями эффективно применяются мною в течение ряда лет, наполняясь новым содержанием в соответствии с требованиями, предъявляемыми к образованию и воспитанию детей дошкольного возраста. Только совместная работа логопеда, воспитателей и родителей, направленная на осуществление общих задач, дает основания рассчитывать на положительные результаты.

Сама проблема содружества детского сада и семьи не нова. Но сегодня она носит творческий характер через дифференцированный подход к семье и детям. Этому надо учиться…

Список литературы:

  1. Волосовец Т. В. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников, Издательство Сфера, 2007
  2. Дошкольные учреждения и семья — единое пространство детского развития / Т. Н Доронова и др. М., 2001.
  3. Дуброва В. П. Теоретико-методические аспекты взаимодействия детского сада и семьи. Минск, 1997.
  4. Мастюкова Е.М., Московкина А.Г. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. В. И. Селиверстова. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. — 408 с.
  5. Об опыте взаимодействия семьи и дошкольных образовательных учреждений Санкт-Петербурга / Сост. Н. П. Митрошина, Т. А. Овечкина. СПб., 2001.
  6. Панфилова М.А. Игротерапия общения. М., 2000.
  7. Сагдеева Н.В. Совместная деятельность родителей с детьми в ДОУ "Шаг навстречу" Детство-Пресс, 2012
  8. Свиридов Б.Г. Ваш ребенок готовится к школе. М., 2000.
  9. Сухомлинский В.А. Родительская педагогика. М., 1978.
  10. Ткачева В.В. Гармонизация внутрисемейных отношений. М., 2000.
  11. Цвынтарный В. В. Радость правильно говорить. –М., 2002
  12. Шашкина Г. Р. и др. Логопедическая работа с дошкольниками: Учеб. пособиe для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 240 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

организация логопедической помощи с использованием компьютерных технологий

В условиях информатизации дошкольного образования открываются новые возможности для развития методов и организационных форм обучения и воспитания детей. Новые информационные технологии (НИТ) стали пер...

Организация логопедической помощи детям с нарушением речи, посещающим общеобразовательные группы

Проблема возросшего количества детей детского сада с речевыми нарушениями становится все более актуальной. В нашем саду  работают с такими детьми логопеды. Консультативная работа с воспитателями...

методическая разработка "ОРГАНИЗАЦИЯ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ В ГБДОУ ЦРР Д/C №60"

Эта методическая разработка будет полезна родителям , педагогам и учителям-логопедам в подготовке к родительским собраниям...

ИОМ-современный подход в организации логопедической помощи дошкольнику

Индивидуализация.Индивидуальный подход. Индивидуальное обучение.ИОМ....

Консультация для родителей "Организация логопедической помощи в ДО"

Какие функции выполняет логопункт в ДО. Организация логопедической помощи в дошкольном отделении. Как проходит логопедичесое обследование. Какие нормы речевого развития детей старшего дошкольного возр...

Презентация для родителей "Организация логопедической помощи в ДО"

Организация логопедического пункта в дошкольном отделении....