Консультация для родителей "Организация логопедической помощи в ДО"
консультация

Аверина Ольга Геннадьевна

Какие функции выполняет логопункт в ДО. Организация логопедической помощи в дошкольном отделении. Как проходит логопедичесое обследование. Какие нормы речевого развития детей старшего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл консультация для родителей21.88 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ГИМНАЗИЯ ИМЕНИ Н.В. ПУШКОВА», дошкольное отделение №2

Консультация для родителей

«Организация логопедической помощи в ДО»

Подготовили учителя-логопеды:

        Аверина О.Г.

Комарова М.А.

2023

Правильная и грамотная речь – это важнейшее условие всестороннего развития детей и готовности к школьному обучению. И чем правильнее речь у ребенка, тем яснее и понятнее он может выражать свои мысли, тем активнее идет его интеллектуальное и физическое развитие.

В последнее время количество детей, имеющих различные речевые нарушения, возрастает. Именно поэтому, необходимость оказания профессиональной логопедической помощи является крайне актуальным именно с дошкольного возраста.

Для оказания своевременной логопедической помощи на базе нашего ДО работает логопедический пункт.

Какие функции выполняет логопункт в ДО?

Работа логопеда в ДО преследует 2 основные цели – это своевременное выявление детей с речевыми дефектами, и оказание им соответствующей логопедической помощи.

Почему помощь логопеда важна именно в дошкольном возрасте? Если ребенок в 5-6 лет неправильно произносит звуки, к примеру, Л или Р, то особой трагедии на данный период времени нет. Но могут ли родители быть полностью уверены в том, что такое отклонение не помешает ребенку в подростковом или старшем возрасте? Если он неправильно произносит отдельные звуки и, к тому же, у него нарушен фонематический слух, то это может привести к дисграфии в школе или сказаться на выборе профессии. Этого можно избежать, если ребенку будет оказана логопедическая помощь в дошкольный период времени.

Организация работы логопедического пункта

В логопункт зачисляются воспитанники МАОУ ДО старшего дошкольного возраста, имеющие нарушения в развитии устной речи, препятствующие их успешному освоению общеобразовательной программы дошкольного образования: общее недоразвитие речи разной степени выраженности; фонетико-фонематическое недоразвитие речи; фонематическое недоразвитие речи; недостатки звукопроизношения – фонетический дефект.

 Обследование речи воспитанников проводится психолого-педагогическим консилиумом (далее – ППк) МАОУ ДО. Логопедическое обследование проводится в средних и старших группах с целью выявления детей с нарушениями речи. Сроки проведения обследования: февраль-март.

Проводится экспресс-диагностика всех сторон речи: звукопроизношение, фонематическое восприятие, лексико-грамматический строй (навыки словообразования и словоизменения), слоговая структура и связная речь.

Нормы речевого развития детей старшего возраста:  звукопроизношение в норме, кроме «Р». Развивается связная речь, ребенок способен пересказать текст, составить рассказ по картине или серии картин, по представлению в правильной логической последовательности. В речи использует синонимы и антонимы. Способен определить количество слогов в слове, выделить ударный слог. Различает гласные и согласные звуки (буквы), твердые-мягкие, звонкие-глухие согласные. Формируются навыки звукового анализа слов (ребенок способен определить наличие звука в слове, место звука в слове). Формируется внутренняя речь.

        По окончанию диагностики учителя–логопеды приглашают родителей на индивидуальную консультацию. Все дети с выявленными недостатками в развитии устной речи регистрируются в списке воспитанников, нуждающихся в логопедической помощи.

Детям с тяжелыми нарушениями речи рекомендуется пройти обследование специалистами центральной психолого-медико-педагогической комиссии (далее – ЦПМПК) для получения рекомендаций и в целях комплектования логопункта.

 Основная цель прохождения комиссии - это не постановка диагноза, а определение дальнейшей программы обучения и развития, соответствующей возможностям ребёнка. Специалисты ЦМПК не экзаменуют ребенка, не оценивают его, а определяют объем коррекционной помощи, необходимой ребенку (для каждого ребенка он индивидуален).

Заключение ЦМПК - это не диагноз. Это лишь рекомендации по созданию специальных условий обучения. К моменту выпуска из детского сада специалистами ДО проводится повторное обследование детей, и, если проблемы в развитии были удачно скорректированы, развитие ребенка проходит нормально, то ребенок выпускается из детского сада с рекомендацией к обучению в общеобразовательной школе. Никаких характеристик и других данных о ребенке детский сад в школу не передает.

Если же проблемы в развитии ребенка сохранились, то родителям порекомендуют пройти с ребенком повторное обследование на ЦМПК и продолжить занятия с логопедом в школе.

После проведения логопедического обследования формируется список детей, которые будут зачислены на логопункт. Предельная наполняемость логопункта составляет 20-25 воспитанников и в первую очередь – это дети с ТНР.  Далее проводит диагностику психолог, т.к. у детей с нарушениями речи вторично могут быть нарушены когнитивные функции и эмоционально-волевая сфера и составляется пакет документов на каждого ребенка.

Логопедические занятия с детьми, зачисленными на логопункт начинаются с нового учебного года, т. е. с  сентября по май . Логопед строит свою работу на основании внутреннего расписания дошкольного образовательного учреждения. Дети получают коррекционную помощь 2-3 раза в неделю, в зависимости от нарушения и рекомендаций ЦПМПК).

Основная форма работы в ДО с детьми, имеющими различные речевые нарушения – это индивидуальные и подгрупповые занятия. Этому есть несколько объяснений:

  • Необходимость подстраиваться под режим работы ДОУ.
  • В обычном дошкольном учреждении приходится работать с детьми, имеющими речевые нарушения разной степени тяжести. Это само собой предполагает индивидуальный подход к каждому случаю.
  • Разный уровень сформированности когнитивных процессов у детей.
  • Различная способность детей к усвоению одного и того же материала.
  • Нестабильное состояние здоровья дошкольников, что приводит к пропускам по болезни, что значительно замедляет коррекционный процесс.

Сроки коррекционной работы зависят от степени выраженности речевых нарушений ребенка, индивидуально-личностных особенностей, условий воспитания в семье и могут варьироваться от 6 мес до 1 года. Дети, прошедшие ЦПМПК зачисляются на  2 года.

Продолжительность занятий:

  • для детей шестого года жизни: индивидуальных 15-20 минут, подгрупповых - до 25 минут;
  • для детей седьмого года жизни: индивидуальных 20-25 минут, подгрупповых - до 30 минут.

Логопедическая помощь в дошкольном образовательном учреждении позволяет устранить различные речевые дефекты, от которых гораздо легче избавиться именно в раннем возрасте. У детей улучшаются речевые навыки, их речь становится более четкой, ясной и разнообразной, благодаря обогащению словарного запаса. Формируется необходимая база для дальнейшего обучения в общеобразовательном учреждении, а также полноценной коммуникации со сверстниками и взрослыми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация "Ранняя логопедическая помощь детям с нарушениями речи".

Материал для родителей, логопедов, воспитателей....

Консультация для родителейОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ АРТ-ТЕРАПЕВТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ С ДЕТЬМИ В ДОМАШНИХ УСЛОВИЯХ

В нашем 21 веке уже не осталось людей, которые хоть раз бы в жизни не слышали слово “арт-терапия”. Очень часто его толкуют очень пространно, хотя оно имеет чёткое значение. Арт-терапия (от англ. art -...

ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ ДЕТЯМ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИННОВАЦИОННЫХ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ

Инновационные технологии - это внедрённые, новые, обладающие повышенной эффективность методы и инструменты, приёмы, являющиеся конечным результатом интеллектуальной деятельности педагога....

ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ ДЕТЯМ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИННОВАЦИОННЫХ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ

Существуют следующие разновидности инновационных технологий в логопедии:• арт - терапевтические технологии;• современные технологии логопедического и пальцевого массажа;• современные те...

2020 год Консультация на тему: «Ранняя логопедическая помощь детям с нарушениями речевого развития».

Консультация на тему:«Ранняя логопедическая помощь детямс нарушениями речевого развития»....

Современные технологии, методы и формы логопедической помощи детям с ОВЗ и инвалидностью. Оказание помощи их семьям.

Дети — это наше будущее. И позаботиться о детях и нашем будущем можем только мы — взрослые люди. Мы способны и обязаны дать детям все, что от нас зависит....