Развитие звуковой стороны речи через использование дидактических игр
консультация по логопедии (старшая группа) на тему

Из опыта работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema_po_samoobrazovaniyu.docx23.3 КБ

Предварительный просмотр:

БДОУ ШМР «Детский сад «Сказка»

Развитие звуковой стороны речи через использование дидактических игр

Учитель-логопед:

Черемушкина Наталья Сергеевна

Шексна, 2012

«У ребенка есть страсть к игре, и надо ее удовлетворять»
А.С.Макаренко

Актуальной задачей дошкольного образования является подготовка детей к обучению в школе, всестороннее психическое и интеллектуальное развитие. Для дошкольников, имеющих нарушения речи, в условиях детского сада создаются специальные логопедические пункты, основной задачей которых является коррекция речевых дефектов. Для решения данной задачи в рамках детского сада осуществляется реализация специальных программ. Среди методов коррекции логопедических нарушений дошкольников с положительной стороны в плане эффективности зарекомендовали себя методы игровой терапии. Именно в ходе игры выстраивается система взаимоотношений дошкольника с внешним миром, развиваются психические функции, среди которых речь занимает основное место. Использование в логопедической работе с детьми игровых технологий способствует предупреждению речевых нарушений. Ребенок, свободно выражая свои мысли и чувства, развивает в игре речевые навыки. Игра - увлеченность, она интенсивно вовлекает всего человека, активизирует его способности, способствует поиску оптимальных решений.

Дидактическая игра является ценным средством воспитания умственной активности детей. В ней дети охотно преодолевают значительные трудности, развивают способности и умения. Она помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у детей глубокое удовлетворение, создает радостное рабочее настроение, облегчает процесс усвоения знаний.

Работая учителем-логопедом на логопункте при дошкольном учреждении, я занимаюсь, в первую очередь, постановкой и автоматизацией нарушенных звуков. У детей дошкольного возраста процесс автоматизации проходит очень медленно, поэтому необходимо создавать условия для успешного решения этой проблемы. Дети с речевыми нарушениями часто отстают от своих сверстников в физическом развитии (нарушение моторики), отличаются слабостью движений, психической истощаемостью, возбудимостью или замкнутостью, повышенной раздражительностью. Нарушение общей и речевой моторики вызывает у них быстрое утомление при нагрузках на занятиях. В связи с этим детям с речевыми нарушениями необходимо больше времени и количества повторений, чем их сверстникам с нормой речи. Поскольку ведущим видом деятельности является игра, я стала использовать в занятиях разные дидактические игры. Я считаю, что замена однообразных упражнений и тренировок различными дидактическими играми способствует ускоренному и более качественному усвоению материала.

Таким образом, целью своей профессиональной деятельности определила развитие звуковой стороны речи через использование дидактических игр.

Для реализации поставленной цели наметила следующие задачи:

1. Развивать звуковую сторону речи детей через дидактические игры на развитие:

  • слухового внимания;
  • фонематического слуха;
  • артикуляционной моторики;
  • мелкой моторики рук;
  • на постановку и автоматизацию звуков в слогах, словах, предложениях;
  • на автоматизацию в связной речи;
  • на развитие лексико-грамматических конструкций;

2. Систематизировать дидактические игры в методическую копилку; разработать серии занятий на постановку и автоматизацию звуков в слогах, словах, предложениях, на автоматизацию в связной речи, на развитие лексико-грамматических конструкций.

3. Подготовить информационно-консультативный материал для педагогов и родителей.

4. Оснастить логопедический пункт необходимыми пособиями, методической литературой.

5. Выстроить систему работы с педагогическим коллективом детского сада.

6. Привлечь родителей к коррекционно-развивающей работе через систему индивидуальных консультаций, методических рекомендаций для успешной коррекции звукопроизношения.

Развитие звуковой стороны речи я осуществляю поэтапно. Сначала совершенствую умения узнавать, выделять, различать, звуки близкие по артикуляции и акустическим свойствам из ряда звуков, слогов, слов. Затем формирую правильный артикуляционный уклад с помощью специальных занимательных артикуляционных упражнений. И уже только потом ввожу поставленные звуки в самостоятельную речь через дидактические речевые игры с постепенным усложнением речевого материала.

С детьми на логопункте я применяю индивидуальную и подгрупповую формы обучения. Индивидуальная форма работы используется мной для постановки нарушенных звуков, обучения лексическим и грамматическим конструкциям, а подгрупповая – для автоматизации поставленных звуков, пополнения словарного запаса, уточнения грамматических конструкций, звукового анализа слов, обучения связной речи.

Организовывая игровую деятельность, я опираюсь на принципы активности, открытости и доступности, динамичности, наглядности, занимательности и эмоциональности, учитываю индивидуальные особенности каждого ребёнка.

Работая индивидуально или с подгруппой детей, я применяю различные виды дидактических игр: игры с предметами (игрушками), настольные печатные игры и словесные игры. На индивидуальных занятиях игры носят характер уточнения, закрепления поставленного звука, работу над звуковым анализом слова, развитием мелкой моторики рук и т.д. На этих занятиях контроль за правильностью выполнения заданий проводится мной и непосредственно самим ребёнком. На подгрупповых занятиях игры носят соревновательный характер, также дети стараются контролировать не только свою речь, но и речь товарищей. С помощью такого контроля уровень усвоения материала происходит гораздо успешнее.

Для более эффективной работы по исправлению речевых отклонений у детей с ОНР 3уровня я разработала дидактическое пособие, которое представляет собой дерево. Для работы с дидактической игрой изготовила картинки-пособия из плотного картона, вырезала изображения овощей, фруктов, растений, птиц, виды транспорта, снежинки, одежда, посуда и др.

Такое дерево является наглядной иллюстрацией сезонных изменений «дерево времен года». Можно обсудить, почему «Чудо-дерево» было все в снегу, а сейчас набухли почки. Почему осенью листочки желтые? и т. д.
В эту дидактическую игру можно включить практически все темы, которые осваиваются детьми дошкольного возраста. Это дает большой простор для развития всего комплекса понятий, составляющих речь.
Цель этого пособия: формировать грамматический строй речи через использование дидактической игры, активизировать словарь, поддерживать интерес детей, развивать мыслительные процессы.

В работе я веду тесное сотрудничество с воспитателями. Вместе мы планируем и осуществляем индивидуальную работу с нуждающимися детьми, включая игры на автоматизацию звуков и пополнение словарного запаса.

Так же работаю в тесном сотрудничестве с родителями. В индивидуальных беседах с родителями, я в доступной и корректной форме рассказываю о проблемах детей и способах исправления недостатков, описываю, какие игры можно проводить в домашних условиях с ребёнком, на что обратить особое внимание, рекомендую литературу в помощь, показываю способы артикуляционной гимнастики и т.д. Родители с большим удовольствием присутствуют на занятиях с детьми. Так же на каждую группу мной размещаются «Советы логопеда», в которых я рассказываю об актуальных проблемах речевого развития детей разного возраста и посильной помощи со стороны родителей.

Работая над своей темой, я изучаю специальную литературу, средства периодической печати, знакомлюсь с опытом других логопедов.

Такое построение образовательного процесса позволило достичь мне следующих результатов: создала методическую копилку дидактических игр на развитие: слухового внимания, фонематического слуха, артикуляционной моторики, мелкой моторики рук, на постановку и автоматизацию звуков в слогах, словах, предложениях, на автоматизацию в связной речи, на развитие лексико-грамматических конструкций.

Разработала серии занятий на постановку и автоматизацию звуков [Ш], [Ж], [Л], [Л'], [Р], [Р'] в слогах, словах; подобрала художественное слово на автоматизацию этих звуков в связной речи. Так же разработала серии занятий на развитие лексико-грамматического строя речи, по основным лексическим темам: «Овощи», «Фрукты», «Осень», «Деревья», «Грибы», «Одежда», «Перелётные птицы», «Зима», «Дикие животные и их детёныши», «Домашние животные и их детёныши», «Зимующие птицы», «Мебель», «Инструменты», «Транспорт», «Весна», «Профессии», «Растения луга», «Космос», «Насекомые». Выстроила систему работы с педагогическим коллективом ДОУ. Привлекла родителей к коррекционно-развивающей работе через систему индивидуальных консультаций, методических рекомендаций для успешной коррекции звукопроизношения. Подготовила информационно-консультативный материал для педагогов и родителей; оснастила логопедический пункт необходимыми пособиями, методической литературой, приобрела дидактические игры, оформила картотеку игр по секциям.

Принимаю активное участие в работе детского сада – выступаю на педагогических советах, семинарах, консультациях, в детских праздниках. Участвовала в педсоветах с докладами «Дидактическая игра как основной метод обучения в группах для детей с общим недоразвитием речи», «Играя пальчиками, развиваем речь», «Игра как средство воспитания в дошкольной педагогике».

Таким образом, при использовании дидактической игры создаются благоприятные условия для закрепления правильного произношения всех звуков, для чистого и внятного произнесения слов, устранения речевых нарушений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие звуковой стороны речи у детей от 1года жизни до 7

Полноценное развитие личности ребёнка невозможно без воспитания у него правильной речи. Ребёнок не рождается со сложившейся речью. Ответить на вопрос о том, когда и каким образом малыш научится говори...

Презентация проекта "Развитие звуковой культуры речи через дидактические игры и упражнения"

Звуковая культура речи - составная часть общей речевой культуры. Дети дошкольного возраста овладевают ею в процессе общения с окружающими их людьми. Большое влияние на формирование высокой культуры ре...

Проект «Развитие звуковой культуры речи через дидактические игры и упражнения. Тема: «Транспорт»

Звуковая культура речи - составная часть общей речевой культуры. Дети дошкольного возраста овладевают ею в процессе общения с окружающими их людьми. Большое влияние на формирование высокой культуры ре...

Проект «Развитие звуковой культуры речи через дидактические игры и упражнения»

воспитание звуковой культуры речи у дошкольников                посредством дидактических игр и упражнений....

Конспект НОД по развитию речи «ПОСУДНАЯ ЛАВКА», АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА [С]» с использованием технологии развития звуковой стороны речи и ИКТ

Цель: закрепить знания детей по лексической теме «Посуда» на примере сказки «Федорино горе» К. Чуковского, автоматизировать правильное произношение звука «С» в слов...

Дополнительная образовательная программа для детей с ТНР старшего дошкольного возраста. «Звуковичок». «Развитие звуковой стороны речи у детей с тяжелыми нарушениями речи с использованием ИКТ»

Дополнительная образовательная программа для детей с ТНР старшего дошкольного возраста.«Звуковичок». «Развитие звуковой стороны речи у детей с тяжелыми нарушениями речи  с испол...

Мини- Проект «Развитие звуковой культуры речи через дидактические игры и упражнения»

Практическая направленность: активизация речевых и неречевых процессов у детей, развитие познавательной активности....