Развитие связной речи воспитанников с ОВЗ по средствам мнемотехнологиии
презентация к уроку по логопедии (подготовительная группа) на тему

МК посвящен целесообразности использования наглядных пособий  для эффективности педагогического процесса. Подчеркивается  эффективность использования наглядных материалов, в частности сюжетных и предметных, как средства обучения  на коррекционных занятиях, направленного на развитие высших психических функций, в том числе и связной  речи. 

  Судить о начале развития личности ребенка дошкольного возраста без оценки его речевого развития невозможно. В психическом развитии ребенка речь имеет исключительное значение. С развитием речи связано формирование как личности в целом, так и всех психических процессов. Поэтому определение направлений и условия развития речи у детей относятся к числу важнейших педагогических задач.

Проблема развития речи является одной из актуальных.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 2 г. Черемхово» Развитие связной речи воспитанников с ОВЗ посредствам мнемотехнологии Подготовила у читель – логопед Карабчукова И.В .

Слайд 2

Причины низкого уровня речевого развития недостаточно сформированные навыки построения связного высказывания короткие связные высказывания непоследовательность при передачи содержание знакомого текста уровень информативности высказывания очень низкий 03.12.2016 2

Слайд 3

Обследование связной речи детей (по В.П.Глухову ) составление предложений по отдельным ситуацион­ным картинкам («картинки-действия ») составление рассказа – описания составление предложения по трем кар­тинкам составление рассказа по картинке или серии сюжет­ных картинок. 03.12.2016 3

Слайд 4

Преимущества применения наглядного материала Повышение интереса к заданию и как следствие повышение концентрации внимания; Улучшение систематизации материала; Развитие у детей способности к обобщению; Расширение запаса знаний об окружающем мире; Увеличение речевых возможностей (способность к дифференциации грамматических форм); Развитие внимания, памяти, зрительного и слухового восприятия 03.12.2016 4

Слайд 5

Мнемотехника 03.12.2016 5

Слайд 6

Мнемотехника 03.12.2016 6 «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету» К. Д. Ушинский Мнемотехника, или мнемоника, в переводе с греческого – «искусство запоминания». Мнемотехника – это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Мнемотаблицы - это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий и др. путем выделения главных смысловых звеньев сюжета рассказа.

Слайд 7

Цель работы Использование технологии мнемотехника в коррекционно -образовательном процессе в совместной и самостоятельной деятельности Задачи Способствовать развитию связной речи, расширению и обогащению словарного запаса детей; Способствовать развитие мелкой моторики рук; Способствовать формированию навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности; Способствовать формированию целостного восприятия окружающего мира; Содействовать развитию интереса, мотивации к изучению нового, неизвестного в окружающем мире, принимать активное участие в образовательном процессе; 7

Слайд 8

Мнемотехника в речевом развитии детей 03.12.2016 8

Слайд 9

МНЕМОТАБЛИЦЫ 03.12.2016 9 На дворе звенит капель, по полям бежит ручей, на дорогах лужи. Скоро выйдут муравьи после зимней стужи. Пробирается медведь сквозь лесной валежник. Стали птицы песни петь, и зацвёл подснежник. «Весна»

Слайд 10

Алгоритм работы с мнемотаблицами 1 этап – Рассматривание таблиц и разбор того, что на ней изображено. 2 этап – Осуществляется перекодирование информации, т.е преобразование из символов в образы. 3 этап – После перекодирования информации осуществляется пересказ сказки (рассказа), стихотворения с опорой на символы в образы, т. е. происходит отработка метода запоминания. При этом пересказ сказки, рассказа, стихотворения могут вести сами дети, прибегая к незначительной помощи взрослого 03.12.2016 10

Слайд 11

Работа с мнемотаблицами 03.12.2016 11 Заучивание стихотворения «Белый медведь» С. Васильева (с использованием мнемотаблицы )

Слайд 12

Применение метода моделирования Пересказ рассказа М. Пришвина «Белый ожерёлок » (с использованием моделей) 03.12.2016 12

Слайд 13

Этапы моделирования 1.Пересказ рассказа по наглядному действию. 2.Пересказ по следам наглядного действия. 3. Пересказ рассказа по серии сюжетных картинок. 4. Пересказ рассказа по сюжетной картине. 5. Рассказ по сюжетной картине 03.12.2016 13

Слайд 14

Применение метода моделирования 03.12.2016 14

Слайд 15

Предметно-схематические модели Т.А.Ткаченко Схема описания и сравнения посуды 03.12.2016 15

Слайд 16

Схемы-рисунки (Л . Соломенникова ) 03.12.2016 16

Слайд 17

Методика Воробьёвой В. К. по формированию связной речи 1 этап. Организационный. 2 этап. Чтение логопедом рассказа. 3 этап. Сенсорно-словарная работа. 4 этап. Составление предметно-графического плана. 5 этап. Пересказ с опорой на предметно-графический план. 6 этап. Закрепление правил смысловой связи. 7 этап. Изменение лексической наполняемости предложений. Введение запрещающих знаков (усложнение) 03.12.2016 17

Слайд 18

Методика развития связной речи В.К.Воробьевой ( сенсорно -картографическая схема) Используется слуховая, зрительная, ассоциативная память. Из текста выбираются предметы, они становятся ориентирами рассказа. Составляется предметно-графическая схема или план. Стрелки обозначают действия. Пересказ составляется с опорой на данный предметно-графический план. Для обогащения пересказа признаками, в план вводятся новые обозначения: существительное - круг, прилагательные – треугольник. 03.12.2016 18

Слайд 19

Рассказ «Зима» (по методике В.К. Воробьевой) 03.12.2016 19

Слайд 20

Графическая схема (предметно-подстановочная таблица) Наглядная «запись» смысловой связи в рассказе (составление рассказа последовательно, по цепочке событий) 03.12.2016 20

Слайд 21

ТЕХНОЛОГИЯ МОДЕЛИРОВАНИЯ И РАЗЫГРЫВАНИЯ СКАЗОК НА ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ С ДОШКОЛЬНИКАМИ (Т.А. Ткаченко) 03.12.2016 21

Слайд 22

Картинки вместо слов (игры с текстами) Сказкотерапия (как вариант отработки внутренних переживаний) Многовариативность Развитие мелкой моторики Развитие пространственного воображения и зрительного гнозиса Активизация зрительно- двигательной памяти. 03.12.2016 22

Слайд 23

Рефлексия Продолжите фразу «Мнемотехника функциональна…..» Какая из представленных технологий мнемотехники по развитию связной речи Вам кажется наиболее эффективной и почему ? Задание: Создать сказку «Репка» при помощи одной и той же модели… 03.12.2016 23


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Развитие связной речи воспитанников старшего дошкольного возраста средствами ознакомления с пейзажной живописью" (из опыта работы)

В статье раскрыта система работы по развитию связной речи воспитанников старшего дошкольного возраста средствами ознакомления с пейзажной живописью....

Метод наглядного моделирования в развитии связной речи воспитанников группы компенсирующей направленности.

Моделирование – это попытка задействовать для решения познавательных задач зрительную, двигательную, ассоциативную память. В исследованиях многих психологов  (Л.А.Венгер,  Д.Б. Элькони...

Перспективное планирование развития связной речи воспитанников с использованием мнемотехники

Перспективное планирование развития связной речи воспитанников с использованием мнемотехники...

Педагогическая программа «От слова к слову» по развитию связной речи детей дошкольного возраста по средствам мнемотехники, дополняющая содержание образовательной области «Речевое развитие»

Предлагаю вашему вниманию программу  по развитию связной речи детей дошкольного возраста по средствам мнемотехники. Программа поможет дошкольникам научиться быстро заучивать стихотворения, запоми...

"Развитие связной речи воспитанников старшего дошкольного возраста на основе использования мнемотехнологии"

Новизна проекта заключатся в использовании приемовмнемотехники при решении задач развития связной речи у детей старшегодошкольного возраста....