"Развитие связной речи воспитанников старшего дошкольного возраста на основе использования мнемотехнологии"
проект по развитию речи (старшая группа)

Новизна проекта заключатся в использовании приемов
мнемотехники при решении задач развития связной речи у детей старшего
дошкольного возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №21 «Рощица»

"Развитие связной речи воспитанников старшего
дошкольного возраста на основе использования мнемотехнологии"

(проект)

                                                           Автор проекта: Белик А.Ю.

                                                                                                 

Мыски

2021

Введение

        Одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве является овладение родным языком. Именно приобретений, так как речь не дается человеку от рождения. Чтобы ребенок начал говорить должно пройти время и взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно.
        Речь в современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей, так как от уровня овладения
связной речью зависит успешность обучения детей в школе, умение общаться с людьми и общее интеллектуальное развитие.
Сформированная в России в течение многих десятилетий система
дошкольного образования
 в настоящее время претерпевает серьёзные
изменения. Разработан и вступил в силу Федеральный Государственный
образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО). Эти
изменения были необходимы в связи с пониманием важности именно
дошкольного образования для дальнейшего успешного развития и обучения
каждого ребенка, обеспечения качественного образования детей дошкольного возраста.

        Эти позиции актуализируются в Федеральном государственном
образовательном стандарте дошкольного образования (приказ Министерства
образования от 17 октября 2013 года приказ №1155, далее - ФГОС ДО) в
направлении «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие» . В п. 2.6. ФГОС ДО содержание этой области «направлено на усвоение норм и
ценностей, принятых в обществе включая … развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками…», а в направлении
«Речевое развитие» ставятся такие задачи, как «…речевое развитие включает
владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного
словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и
монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и
интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте».
        Требования Стандарта к результатам освоения программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования. В п. 4.6. целевых ориентиров дошкольного образования обозначено«…на этапе завершения дошкольного образования ребенок должен хорошо владеть устной речью, выражать свой мысли и желания, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств, желания, выделять звуки в словах (ФГОС ДО).
        Подмена живого человеческого общения инновационными технологиями, современной техникой, недостаток общения родителей со своими детьми, игнорирование речевых трудностей лишь увеличивает число дошкольников с недостатками речи и является причиной речевых трудностей  детей дошкольного возраста.

        На сегодняшний день - образная, богатая синонимами, дополнениями и
описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи  детей существует множество проблем:
— неспособность грамматически верно построить предложение;
— недостаточный словарный запас, бедность речи;
— слабо развитая диалогическая речь: неспособность грамотно
сформулировать вопрос, выстроить лаконичный, либо развернутый ответ;
— при построении описания не умеют самостоятельно определить главные
свойства и признаки предмета, удержать в памяти последовательность
выявленных признаков;

— при пересказе не соблюдают структуру, небольшой объем текста, не
используют в речи авторские средства выразительности;
— не могут самостоятельно развить сюжетную линию в творческих
рассказах, испытывают затруднения в логическом обосновании
собственных утверждений и выводов;
при заучивании стихотворений не могут запомнить текст.
        Речевое развитие по-прежнему остается наиболее актуальным
 в
дошкольном возрасте. Реализация задачи речевого развития объективно
требует качественно нового подхода к обучению детей, организации всего
образовательного процесса в ДОО. Особое место в работе с детьми занимает
дидактический материал в форме мнемотаблиц и схем-моделей, что заметно
облегчает детям овладение связной речью. Кроме того, наличие зрительного
плана-схемы делает рассказы (сказки) четкими, связными и  последовательными.
        Новизна проекта заключатся в использовании приемов
мнемотехники при решении задач развития связной речи у детей старшего
дошкольного возраста.

        Участники проекта: в реализации проекта принимают участие дети 5-7лет, родители, воспитатели .

        Цель: развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста
средством мнемотехники.

        Задачи:
Образовательные:
— формировать умение детей использовать мнемотаблицы и мнемодорожки
при составлении описательных рассказов, пересказе литературных
произведений, заучивании стихотворений, отгадывание загадок.

Развивающие:
— совершенствовать развитие связной речи при составлении описательных
рассказов, пересказе литературных произведений, заучивании стихотворений, отгадывании загадок;

— способствовать развитию образного и логического мышления;
— развитие зрительной и слуховой памяти и внимания.
Воспитательные:
— воспитывать интерес к чтению и художественному рассказыванию
произведений детской художественной литературы и фольклора.
        Работа с педагогами:

— дать методические рекомендации педагогам по работе, направленной на
развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством
мнемотехники.
        Работа с родителями:

— повысить заинтересованность родителей взаимодействием с дошкольной
образовательной организацией;

— вызвать у родителей стремление использовать мнемотаблицы для
развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста;
— повысить компетентность родителей в вопросах развития связной речи
детей старшего дошкольного возраста, посредством мнемотехники;
— повысить процент удовлетворенности родителей (законных
представителей) образовательными услугами дошкольной образовательной
организации;
— добиться максимально высоких результатов от заявленных мероприятий.

План деятельности по развитию связной
речи у детей старшего дошкольного возраста посредством мнемотехники

Месяц

Образовательная
деятельность

Цель

Сентябрь

Игра «Копилка слов»

Обогащение словаря, развитие долговременной памяти
(Приложение «Использование приемов мнемотехники в развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста» (Приложение1)

Рассказывание сказки
«Заяц-хвастун»

Упражнять детей в умении рассказывать содержание сказки с использованием наглядных пособий.
Закреплять умение составлять сказку связно, в логической последовательности (Приложение «Использование приемов мнемотехники в развитие
связной речи у детей старшего дошкольного возраста»
(Приложение2)

Октябрь

Игра «Волшебники»

Обогащение словарного запаса, развитие
долговременной памяти и логического мышления («Использование приемов мнемотехники в развитие
связной речи у детей старшего дошкольного возраста» (Приложение 1 )

Составление рассказа
об осени

Упражнять детей в умении рассказывать о временах года (осень) с использованием наглядных пособий.
Развивать словарный запас — называть отличительные признаки осени и диких животных (заяц, волк), используя мнемотехническую таблицу (Приложение «Использование приемов мнемотехники в развитие
связной речи у детей старшего дошкольного возраста») (Приложение3)

Ноябрь

Игра «Цветик-семицветик»

Обогащение глагольного словаря (Приложение «Использование приемов мнемотехники в развитие
связной речи у детей старшего дошкольного возраста»)
(Приложение1)

Составление рассказа
по картине
«Ежи»

Упражнять детей в умении составлять небольшой связный рассказ по сюжетной картинке. Развивать словарный запас — называть отличительные признаки
дикого животного, учить подбирать определение к словам «ёж», «ежата», «зайки». Активизировать в
речи слова и выражения, позволяющие начать и закончить рассказ по сюжетной картинке (Приложение «Использование приемов мнемотехники в развитие
связной речи у детей старшего дошкольного возраста»)
(Приложение4)

Декабрь

Игра «Теремок»

Обогащение словарного запаса, развитие навыков классификации «Использование приемов мнемотехники в развитие связной речи у детей
старшего дошкольного возраста» (Приложение1)

Составление рассказа о зиме

Учить детей составлять короткие описательные рассказы о времени года
— (зима) с использованием наглядных пособий; развивать словарный запас — подбирать слова, обозначающие действие (глаголы). Закреплять умение
соотносить слово с действием, которое оно обозначает (Приложение «Использование приемов мнемотехники
в развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста» (Приложение5)

Январь

Игра «Зашифруем
слова»

Обогащение словарного запаса, развитие логического мышления и долговременной памяти (Приложение
«Использование приемов мнемотехники в развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста»
(Приложение1)

«Заучивание
стихотворения С.
Маршака «Тает месяц молодой»
средствами
мнемотехники»

Побуждать детей использовать средствами мнемотехники при заучивании стихотворений
— расширять представления детей о характерных признаках зимы, учить находить эти признаки
самостоятельно, познакомить с новыми признаками зимы (Приложение «Использование приемов мнемотехники в развитие связной речи у детей
старшего дошкольного возраста» (Приложение 6)

Февраль

Игра «Кто в домике
живет?» (по
И.А.Чистяковой)

Обогащение глагольного словаря, развитие зрительного внимания, памяти, логического мышления (Приложение «Использование приемов мнемотехники в развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста» (Приложение 1 )

«Пересказ сказки А.Н.Толстого "Ёж"
использованием
мнемотаблицы»

Сформировать умение заучивать стихотворения с помощью мнемотаблиц. Сформировать умение детей
эмоционально воспринимать текст (Приложение Использование приемов мнемотехники в
развитие связной речи у детей старшего дошкольного
возраста» (Приложение 7)

Март

Игра «Чудесные слова»

Развитие памяти методом «крокирования» (Приложение «Использование приемов мнемотехники
в развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста» (Приложение 1 )

Составление рассказа
«Весна идет»

Закрепить и расширить словарь детей по теме «Весна». Совершенствовать грамматический строй речи (образование существительных с уменьшительно-
ласкательными суффиксами, согласование существительных с прилагательными). Упражнять
детей в умении рассказывать о временах года (весна) с использованием наглядных пособий, связно, в логической последовательности. Формировать понятия причинно-следственных связей и закономерностей в
явлениях природы (Приложение «Использование приемов мнемотехники в развитие связной речи у
детей старшего дошкольного возраста» (Приложение 8)

Апрель

Игра «Веселые
картинки»

Развитие зрительной памяти (Приложение «Использование приемов мнемотехники в развитие
связной речи у детей старшего дошкольного возраста»
(Приложение 1 )

«Придумывание сказки по заданному сюжету с использованием мнемотехники» "

Развивать связную речь детей через сочинение сказок с использованием мнемотехники (Приложение  «Использование приемов мнемотехники в развитие связной  речи у детей старшего дошкольного возраста» (Приложение 9)

Май

Игра «Сказка на новый лад»  

Стимулировать интерес детей к режиссёрской игре; развитие фантазии (Приложение «Использование приемов мнемотехники в развитие связной  речи у детей старшего дошкольного возраста» (Приложение1)

Пересказ   рассказа  М.Пришвина  «Золотой  луг»

Развитие связной речи  (диалогической и монологической форм) и свободного общения со взрослыми и детьми. Использование  для  пересказа  готовые мнемотаблицы (Приложение  «Использование приемов мнемотехники в развитие связной  речи у детей старшего дошкольного возраста» (Приложение 10)

Заключительный этап.
        Использование мнемотехники открывает для педагогов огромные возможности для творчества и в образовательной деятельности и в совместной деятельности взрослого и ребёнка.

        Даёт возможность детям усваивать сложный материал легко и быстро. Занятия с использованием мнемотехники всегда проходят интересно не только для детей, но и для педагога. Ребенок (под руководством взрослого) учится самостоятельности, усидчивости, зрительно воспринимает план своих действий. У него повышается чувство заинтересованности и ответственности, появляется удовлетворенность результатами своего труда, совершенствуются такие психические процессы, как память, внимание, мышление, что является хорошим подспорьем в развитии речи дошкольников.

Приложение «Использование приемов мнемотехники в развитие связной
речи у детей старшего дошкольного возраста»

Приложение 1

Игры на развитие связной монологической речи у
детей старшего дошкольного возраста посредством
мнемотехники

Приложение 2

Рассказывание сказки «Рукавичка»

Приложение 3

Составление рассказа об осени

Приложение 4

Составление рассказа по картине "Ёж"

Приложение 5

Составление рассказа о зиме

Приложение 6

«Заучивание стихотворения С. Маршака «Сосульки»
средствами мнемотехники»

Приложение 7

«Пересказ сказки А.Н.Толстого "Ёж"
использованием мнемотаблицы»

Приложение 8

Составление рассказа «Весна идет»

Приложение 9

«Придумывание сказки по заданному сюжету с
использованием мнемотехники»

Приложение 10

Пересказ рассказа М.Пришвина «Золотой луг»

Приложение 11

 «Использование технологии мнемотехника в
образовательном процессе» (выступление на
педагогическом совете)

Приложение № 1
Игры на развитие связной монологической речи у детей старшего
дошкольного возраста посредством мнемотехники

Месяц

Образовательная
деятельность

Цель
Содержание

Сентябрь

Игра «Копилка
слов»

Цель: обогащение словаря,
развитие долговременной памяти.
Содержание игры: Дети
«собирают» новые слова в копилку, т.е.
рисуют или обозначают при помощи
символов, сразу после их образования
или истолкования и с отсрочкой (после
других упражнений, в конце занятия,
через день). К словам в «копилке» мы
периодически возвращаемся: на
следующий день, через неделю, через
месяц. Детям предлагается вспомнить
слова, которые они «положили» в
копилку слов и составить с ними
предложение или рассказ.

Октябрь

Игра «Волшебники»

Цель: обогащение словарного
запаса, развитие долговременной
памяти и логического мышления.
Содержание: Перед ребенком
раскладывается несколько карточек со
схематичным изображением отдельных
предметов (например, елка, дом,
крылья и т.д.). Ребенку называют
несколько слов и предлагают выбрать
картинки, которые помогут ему
запомнить эти слова, т.е. «заколдовать»
слова. Далее ребенок должен
воспроизвести предъявленные слова.
Для этого он берет по очереди
отложенные в сторону картинки и с их
помощью припоминает слова, которые
ему были названы. Это упражнение
поможет ребенку развить логические
связи между предметами.

Ноябрь

Игра «Цветик-
семицветик»

Цель: обогащение глагольного
словаря.
Содержание: Дети получают
картинку (сердцевину цветка) с
символом действия, например, рыба –
ныряет, плывет, солнце – светит, и т.д.,
а затем прикрепляют к сердцевине
лепестки с изображением предметов,
которые могут выполнять это действие.

Декабрь

Игра «Теремок»

Цель: обогащение словарного
запаса, развитие навыков
классификации
Содержание: Детям предлагаются
картинки и два, три и т.д. теремков со
схематичным изображением сада (для
фруктов), огорода (для овощей), елки
(для диких животных), дома (для
домашних животных) и т.д. Детям
дается задание «поселить» картинки в
нужный теремок (критерий
классификации не называется) и
объяснить, почему каждую картинку
поместили в тот или иной теремок.

Январь

Игра «Зашифруем
слова»

Цель: обогащение словарного
запаса, развитие логического
мышления и долговременной памяти.
Содержание: Попросить ребенка
нарисовать картинки к каждому
названному им слову. Зрительный
образ, соответствующий предметам
возникает легко, поэтому детям
предлагается «зашифровать» слова,
типа вкусный суп, радость и т.п.

Февраль

Игра «Кто в
домике живет?»

Цель: обогащение глагольного
словаря, развитие зрительного
внимания, памяти, логического
мышления.
Содержание: Дети получают
домики с закрытыми ставнями, на
которых нарисованы символы того, что
могут делать животные, которые там
живут, например, летает, вьет (гнездо),
клюет, поет – это птица. Правильность
ответа дети проверяют, открывая
ставни домика.

Март

Игра «Чудесные
слова»

Цель: развитие памяти методом
«крокирования».
Содержание: Воспитатель
называет цепочку из 7-10 слов, дети
схематично зарисовывают слова. Затем,
глядя на свои рисунки, воспроизводят
всю цепочку слов.

Апрель

Игра «Веселые
картинки»

Цель: развитие зрительной
памяти.
Содержание: Перед детьми
выкладывают 8-10 картинок в ряд.
Сочиняется история «Чепуха». Затем
дети воспроизводят по памяти весь ряд
открыток.

Май

Игра «Сказка на
новый лад»

Цель: Стимулировать интерес
детей к режиссёрской игре; развитие
фантазии. Содержание: Карточки с
персонажами и ключевыми
предметами. Карточки лежат
рубашкой вверх, перемешаны
между собой. Дети поочерёдно
переворачивают карточки и
составляют по одному
предложению о увиденном, стараясь
объединить карточки по смыслу


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Научно - исследовательская работа на тему "Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста на основе содержания русского народного фольклора".

Работа поможет  развить речь детей через русское народное творчестваю В работе есть перспективный план по работе с детьми  и родителями....

Статья "Развитие связной речи воспитанников старшего дошкольного возраста средствами ознакомления с пейзажной живописью" (из опыта работы)

В статье раскрыта система работы по развитию связной речи воспитанников старшего дошкольного возраста средствами ознакомления с пейзажной живописью....

Об использовании метода наглядного моделирования в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня

Метод моделирования успешно находит свое применение в работе по развитию связной речи. В ходе использования данного приема, дети знакомяться с графическим способом предоставлении информации - моделью,...

« Использование мнемотехнологии в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста »

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 30 «Колобок» станицы Выселки муниципальное образование Выселковский район....

Логопедический проект "Говорящие картинки" (Использование наглядного моделирования в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи)

Использование наглядного моделирования в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи....