Развитие оптико-пространственного гнозиса и конструктивного праксиса у детей с тяжелым нарушением речи
методическая разработка по логопедии (старшая группа) на тему

Сазонова Татьяна Ивановна

Конспект занятия составлен с использованием современных образовательных технологий

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия

Развитие оптико-пространственного гнозиса и конструктивного праксиса у детей с тяжелым нарушением речи с элементами сказкотерапии

Использование современных образовательных технологий:

элементы сказкотерапии,  логоритмика, самомассаж пальцев рук, нетрадиционные методы развития дыхания (сдувание крупы через трубочку для коктейля), конструирование из настольного строительного материала

        старшая группа

ТНР: общее недоразвитие речи

(II – III уровень развития речи)

Логопед : Сазонова Т.И.

Цель: создание условий для развития оптико-пространственного гнозиса и конструктивного праксиса у детей общим недоразвитием речи.

Задачи: продолжать развивать  умение детей ориентироваться в схеме собственного тела (правая, левая рука), в пространстве и на фланелеграфе относительно собственного тела (слева, справа, вверху, оперировать понятиями «слева вверху», «справа внизу» и т.д. Развивать зрительную память, внимание, умение соотносить зрительные образы с их схематичными изображениями. Продолжать развивать мелкую моторику, координацию движений, способствовать развитию умения сооружать постройки, опираясь на схематичное изображение.

Продолжать работу по развитию общих речевых навыков – плавного длительного выдоха, короткого вдоха через нос.

Совершенствовать процесс словообразования: вырабатывать грамматически правильную речь, умение образовывать существительные при помощи суффикса –ушк-. Пополнять глагольный словарь. Продолжать развивать связную речь.

Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, чувство заботы.

Материал к занятию: фланелеграф; аудиозапись «Голоса деревни», аудиозапись к логоритмическому упр. «Гости»; картинки, теневые изображения и фигурки персонажей сказки:  тетушки Веселушки, внучки Хохотушки, кошки Муренушки, коровы Буренушки, собачки Белушки, бабушки Забавушки; манная крупа, трубочки для коктейля, схемы построек,  строительный материал из расчета по 1коробке на каждого человека.

Ход занятия

  1. Оргмомент. Мотивация к занятию

 

 Логопед приглашает детей в группу:

– Сегодня у нас необычное занятие – к нам гости пришли. Как можно выразить, что мы рады видеть гостей?

Дети:

- Поздороваться, улыбнуться!

Логопед:

- А теперь встаньте в круг, давайте поздороваемся со своими пальчиками. Поднимите вверх правую руку. Пальчики правой руки поздороваются.

Соединяют по порядку все пальчики, начиная с указательного6

- Здравствуй, небо голубое,

Здравствуй, солнце золотое,

Здравствуй, вольный ветерок,

Здравствуй, маленький дружок!

Мы живем в одном краю –

Всех я вас приветствую!

Сжимают-разжимают пальчики обеих рук.

Логопед:

- А пальчики левой здороваются с пальчиками правой руки.

Садятся на стулья.

Логопед: - Сегодня мы с вами отправимся… а вот куда мы отправимся, попробуйте догадаться сами. Послушайте внимательно, и скажите, что услышали. 

Слушание аудиозаписи «Голоса деревни» 

Дети:

- Собаку, кошку, лошадь, корову.

Логопед выставляет картинки на наборное полотно:

- Как вы догадались?

- Услышали голоса животных.

- Как разговаривает собака? (корова, кошка, лошадь) Что она делает?

- Лает (мычит, мяукает, ржет).

-Как назвать одним словом всех, кого видите на картинках, чьи голоса услышали?

- Домашние животные.

- Где живут домашние животные?

- На ферме, в деревне.

- Догадались, куда отправимся сегодня?

– В деревню!

 

  1. Основная часть

 

  1. Слушание сказки (развитие слухового восприятия).

 Логопед:

- Я вам сказку приготовила о бабушке Забавушке (картинка на фланелеграф). Жила-была бабушка. По имени Забавушка., хорошая была бабушка, добрая, заботливая. Носки вязать любила, сказки рассказывать да пироги печь. Только вот скучно ей было, совсем одна в деревне осталась. Домик маленький у нее, да и не домик вовсе, а так, избушка (картинка на фланелеграф). Не о ком заботиться бедной бабушке: пироги печь не для кого, сказки не кому рассказывать,  да и мышей развилось видимо-невидимо. Кто ловить будет?... Но вот однажды бабушке Забавушке сообщили радостную весть – к ней гости едут! И снова не скажу, кто – сами догадаетесь, если картинку откроете. Герои сказки вам свои фотографии прислали, толь в пути их пылью припорошило.

  1. Развитие общих речевых навыков. Дыхание (закрепление навыка вдоха через нос и плавного длинного ротового выдоха)

(На столе лежат картинки тетушки Веселушки, внучки Хохотушки, кошки Муренушки, коровы Буренушки, собачки Белушки, засыпанные манкой, в стаканчики трубочки для коктейля)

Логопед:

- Как картинки откроем?

- Сдуем пыль, салфеткой смахнем, тряпкой вытрем..

- Салфеткой можно, тряпкой тоже хорошо, но она влажная – раскиснуть может картинка. Да и сдуть неплохо, ка бы только не насорить.

- А можно аккуратно, через трубочку подуть.

- Давайте попробуем. Дуть будем плавно, щеки не надувая, носик вдыхать воздух будет, как цветочек понюхали. А ртом дуть в трубочку надо. Возьмите трубочку в левую руку и выполняйте работу.

Дети сдувают манку, логопед четко  называет персонажей сказки и ставит картинки на фланелеграф по разным углам, в середине бабушка.

  1. Ориентировка на плоскости. Развитие умения составлять предложения, согласовывая слова.

  Логопед:

- Гости в поезд сели, места свои заняли. Кто на нижней полке, кто на верхней, кто слева, кто справа.  (Задумчиво глядя на картинки персонажей): Интересно, кто на каком месте расположился? Не поможете ли мне определить? Где внучка Хохотушка?

- Внучка Хохотушка в верхнем правом углу (аналогично остальные картинки, картинка кошки осталась у логопеда, не прикреплена к фланелеграфу).

- Какой картинки не хватает?

- Кошечки Муренушки не хватает.

- Возьми, Игнат, картинку и помести ее в левый нижний угол. Рядом с кем кошка оказалась?

- Рядом с тетушкой Веселушкой.

- Где картинка кошечки? В каком углу?

- В левом нижнем углу.

  1. Образование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов. Игра «Назови ласково» (с клубком ниток)

 Логопед:

- Бабушка Забавушка вам нитки передала, она для внучки носочки вязяла. Поиграть вам отдала.  Игра называется «Назови ласково». Я буду бросать клубок и произносить слово, а возвращаете клубок и ласково называете это слово.

- Баба – бабушка

- Дед – дедушка

- Тетя – тетушка

- Муренка – Муренушка

- Буренка - Буренушка

  1. Физминутка. Логоритмическое упражнение « Гости»

Логопед:

-Вот и гости приехали к бабушке. А гостей как можно встретить?

- Улыбнуться, поздороваться, сказать, что долго ждали, угостить.

Давайте поможем Бабушке Забавушке встретить гостей.

Выполняют упражнение под музыку (поют, взявшись за руки идут по кругу)

- К нам гости пришли, дорогие пришли

Мы не зря кисель варили (имитируют размешивание большой ложкой в кастрюле)

 Пироги пекли («лепят» пироги ладошками).

Мальчики низким голосом:

- С картошкой пирог (разводят широко руками, показывая пирог)

 Девочки высоким голосом:

И с малинкой пирог ( ладошками маленький пирожок изображают)

Все вместе:

А, который без начинки-

 Самый вкусный пирог

(ритмично топают ногами)

А, который без начинки-

 Самый вкусный пирог

(ритмично топают ногами)

Логопед:

-Ой! Бабушка Забавушка расстроилась. Пирогов-то напекли, гостей накормили, а жить- то они где будут? Домов-то нет.

- Построить можно.

- Верно, поможем снова бабушке Забавушке!

  1. Рассматривание схем построек.

  Узнавание элементов, соотнесение  схематического изображения с натуральным предметом.

 Дети садятся на ковер. Логопед выставляет на наборное полотно схему постройки дома:

- Что это?

- Это схема дома.

- Что это у дома?

- Это пол.

- Из чего сделан пол?

- Из кирпичиков.

- Где в нашем доме пол?

- Внизу.

- Что это у дома?

- Стена.

- Из чего?

- Из кирпичиков.

- Зачем дому стена?

- Чтобы ветер не дул, дождь, снег не попадал.

- В нашем доме, где стены?

- Слева, справа.

- А это что?

- Потолок.

- Из чего?

- Из пластинок.

- Зачем потолок в доме?

- Чтобы крыша не упала, чтобы тепло было.

- А в нашем помещении есть потолок? Где он?

- Вверху.

  1. Развитие зрительного гнозиса

 (логопед открывает фотографии построек: хлева, будки, дома с чердаком; с крышей, но без чердака, двухэтажного дома)

- Вот в таких домах хотят жить гости. Найдите дом на фотографии, который мы сейчас рассматривали на схеме. В этом доме хочет жить кошечка, только она одна не пойдет, хочет с бабушкой жить.

Дети называют дома, говорят, кто живет в этих домах.

  1. Развитие зрительной памяти

 - Следующее задание для самых внимательных. Вспомните, с какой картинки пыль сдували. Возьмите фотографию этого героя. Ты с какой картинки пылинки сдувал?

- С картинки коровушки Буренушки.

- Найди коровушку Буренушку.

(на столе разложены фотографии фигурок героев сказки, дети выбирают фотографию, садятся на стулья)

- И снова задание для внимательных. Посмотрите, на каких местах герои в поезде ехали, я закрою картинки, а вы фотографии на те места, в те углы нашего двора расставите.

( дети выполняют задание, логопед открывает картинки – проверяют вместе правильность выполнения)

  1. Развитие конструктивного праксиса. Конструирование из настольного строительного материала «Домик»

 - Героев вспомнили, можно начинать строительство. Кто построит, можно гостя пригласить.

(Дети берут коробки со строительным материалом, выбирают место, начинают строить)

Итог. Анализ

 

  Логопед: Радуется бабушка, весело ей, друзей много, дом новый, кошка всех мышей переловила. Оставьте жителей,  пусть отдыхают. Проходите на стулья. Мы вернулись из деревни в детский сад. Что мы делали сегодня?

- Помогали бабушке Забавушке гостей встречать.

- Как вы считаете, удалось нам помочь?

- Да, мы помогли пирогами угостить, узнали, кто приедет,  дома для гостей построили.

- Вы молодцы! Прекрасно справились с заданием.

- Теперь можете поиграть со своими постройками.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка для учителей-логопедов по теме: «Приемы коррекции и развития мыслительных операций (анализ, синтез, сравнения, ассоциации) у детей с тяжелыми нарушениями речи "

Лексическая тема :" МОЯ РОДИНА - РОССИЯ" (  занятие № 1 "Реки"  для детей старшего дошкольного возраста с диагнозом : ТНР  - ОНР П уровня речевого развития.) ЦЕЛЬ:  коррекция ...

Родительское собрание в старшей группе комбинированной направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи на тему «Организация логопедической работы в группе комбинированной направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи».

на тему «Организация логопедической работы в группе комбинированной направленности для детей с тяжелыми  нарушениями речи»Цели: ознакомление родителей с особенностями логопедической р...

Календарно-тематическое планирование на подготовительном этапе по развитию кинестетического праксиса у детей с тяжёлыми нарушениями речи

Праксис - спосособность к воспроизведению произвольных движений. В данном документе представлен календарно-тематический план по развитию предпосылок к развитию праксиса....

Рабочая программа учителя-логопеда по коррекции тяжелых нарушений речи у детей подготовительной группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР)

Целью данной Программы является построение системы работы в группах комбинированной и компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) в возрасте с 3 до 7...

Перспективный план коррекционно-развивающей работы по образовательной области "Речевое развитие" во второй младшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР)

Перспективный план коррекционно-развивающей работы по образовательной области "Речевое развитие" во второй младшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи ...