Главные вкладки

    Развитие оптико-пространственного гнозиса и конструктивного праксиса у детей с тяжелым нарушением речи
    методическая разработка по логопедии (старшая группа) на тему

    Сазонова Татьяна Ивановна

    Конспект занятия составлен с использованием современных образовательных технологий

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Конспект занятия

    Развитие оптико-пространственного гнозиса и конструктивного праксиса у детей с тяжелым нарушением речи с элементами сказкотерапии

    Использование современных образовательных технологий:

    элементы сказкотерапии,  логоритмика, самомассаж пальцев рук, нетрадиционные методы развития дыхания (сдувание крупы через трубочку для коктейля), конструирование из настольного строительного материала

            старшая группа

    ТНР: общее недоразвитие речи

    (II – III уровень развития речи)

    Логопед : Сазонова Т.И.

    Цель: создание условий для развития оптико-пространственного гнозиса и конструктивного праксиса у детей общим недоразвитием речи.

    Задачи: продолжать развивать  умение детей ориентироваться в схеме собственного тела (правая, левая рука), в пространстве и на фланелеграфе относительно собственного тела (слева, справа, вверху, оперировать понятиями «слева вверху», «справа внизу» и т.д. Развивать зрительную память, внимание, умение соотносить зрительные образы с их схематичными изображениями. Продолжать развивать мелкую моторику, координацию движений, способствовать развитию умения сооружать постройки, опираясь на схематичное изображение.

    Продолжать работу по развитию общих речевых навыков – плавного длительного выдоха, короткого вдоха через нос.

    Совершенствовать процесс словообразования: вырабатывать грамматически правильную речь, умение образовывать существительные при помощи суффикса –ушк-. Пополнять глагольный словарь. Продолжать развивать связную речь.

    Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, чувство заботы.

    Материал к занятию: фланелеграф; аудиозапись «Голоса деревни», аудиозапись к логоритмическому упр. «Гости»; картинки, теневые изображения и фигурки персонажей сказки:  тетушки Веселушки, внучки Хохотушки, кошки Муренушки, коровы Буренушки, собачки Белушки, бабушки Забавушки; манная крупа, трубочки для коктейля, схемы построек,  строительный материал из расчета по 1коробке на каждого человека.

    Ход занятия

    1. Оргмомент. Мотивация к занятию

     

     Логопед приглашает детей в группу:

    – Сегодня у нас необычное занятие – к нам гости пришли. Как можно выразить, что мы рады видеть гостей?

    Дети:

    - Поздороваться, улыбнуться!

    Логопед:

    - А теперь встаньте в круг, давайте поздороваемся со своими пальчиками. Поднимите вверх правую руку. Пальчики правой руки поздороваются.

    Соединяют по порядку все пальчики, начиная с указательного6

    - Здравствуй, небо голубое,

    Здравствуй, солнце золотое,

    Здравствуй, вольный ветерок,

    Здравствуй, маленький дружок!

    Мы живем в одном краю –

    Всех я вас приветствую!

    Сжимают-разжимают пальчики обеих рук.

    Логопед:

    - А пальчики левой здороваются с пальчиками правой руки.

    Садятся на стулья.

    Логопед: - Сегодня мы с вами отправимся… а вот куда мы отправимся, попробуйте догадаться сами. Послушайте внимательно, и скажите, что услышали. 

    Слушание аудиозаписи «Голоса деревни» 

    Дети:

    - Собаку, кошку, лошадь, корову.

    Логопед выставляет картинки на наборное полотно:

    - Как вы догадались?

    - Услышали голоса животных.

    - Как разговаривает собака? (корова, кошка, лошадь) Что она делает?

    - Лает (мычит, мяукает, ржет).

    -Как назвать одним словом всех, кого видите на картинках, чьи голоса услышали?

    - Домашние животные.

    - Где живут домашние животные?

    - На ферме, в деревне.

    - Догадались, куда отправимся сегодня?

    – В деревню!

     

    1. Основная часть

     

    1. Слушание сказки (развитие слухового восприятия).

     Логопед:

    - Я вам сказку приготовила о бабушке Забавушке (картинка на фланелеграф). Жила-была бабушка. По имени Забавушка., хорошая была бабушка, добрая, заботливая. Носки вязать любила, сказки рассказывать да пироги печь. Только вот скучно ей было, совсем одна в деревне осталась. Домик маленький у нее, да и не домик вовсе, а так, избушка (картинка на фланелеграф). Не о ком заботиться бедной бабушке: пироги печь не для кого, сказки не кому рассказывать,  да и мышей развилось видимо-невидимо. Кто ловить будет?... Но вот однажды бабушке Забавушке сообщили радостную весть – к ней гости едут! И снова не скажу, кто – сами догадаетесь, если картинку откроете. Герои сказки вам свои фотографии прислали, толь в пути их пылью припорошило.

    1. Развитие общих речевых навыков. Дыхание (закрепление навыка вдоха через нос и плавного длинного ротового выдоха)

    (На столе лежат картинки тетушки Веселушки, внучки Хохотушки, кошки Муренушки, коровы Буренушки, собачки Белушки, засыпанные манкой, в стаканчики трубочки для коктейля)

    Логопед:

    - Как картинки откроем?

    - Сдуем пыль, салфеткой смахнем, тряпкой вытрем..

    - Салфеткой можно, тряпкой тоже хорошо, но она влажная – раскиснуть может картинка. Да и сдуть неплохо, ка бы только не насорить.

    - А можно аккуратно, через трубочку подуть.

    - Давайте попробуем. Дуть будем плавно, щеки не надувая, носик вдыхать воздух будет, как цветочек понюхали. А ртом дуть в трубочку надо. Возьмите трубочку в левую руку и выполняйте работу.

    Дети сдувают манку, логопед четко  называет персонажей сказки и ставит картинки на фланелеграф по разным углам, в середине бабушка.

    1. Ориентировка на плоскости. Развитие умения составлять предложения, согласовывая слова.

      Логопед:

    - Гости в поезд сели, места свои заняли. Кто на нижней полке, кто на верхней, кто слева, кто справа.  (Задумчиво глядя на картинки персонажей): Интересно, кто на каком месте расположился? Не поможете ли мне определить? Где внучка Хохотушка?

    - Внучка Хохотушка в верхнем правом углу (аналогично остальные картинки, картинка кошки осталась у логопеда, не прикреплена к фланелеграфу).

    - Какой картинки не хватает?

    - Кошечки Муренушки не хватает.

    - Возьми, Игнат, картинку и помести ее в левый нижний угол. Рядом с кем кошка оказалась?

    - Рядом с тетушкой Веселушкой.

    - Где картинка кошечки? В каком углу?

    - В левом нижнем углу.

    1. Образование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов. Игра «Назови ласково» (с клубком ниток)

     Логопед:

    - Бабушка Забавушка вам нитки передала, она для внучки носочки вязяла. Поиграть вам отдала.  Игра называется «Назови ласково». Я буду бросать клубок и произносить слово, а возвращаете клубок и ласково называете это слово.

    - Баба – бабушка

    - Дед – дедушка

    - Тетя – тетушка

    - Муренка – Муренушка

    - Буренка - Буренушка

    1. Физминутка. Логоритмическое упражнение « Гости»

    Логопед:

    -Вот и гости приехали к бабушке. А гостей как можно встретить?

    - Улыбнуться, поздороваться, сказать, что долго ждали, угостить.

    Давайте поможем Бабушке Забавушке встретить гостей.

    Выполняют упражнение под музыку (поют, взявшись за руки идут по кругу)

    - К нам гости пришли, дорогие пришли

    Мы не зря кисель варили (имитируют размешивание большой ложкой в кастрюле)

     Пироги пекли («лепят» пироги ладошками).

    Мальчики низким голосом:

    - С картошкой пирог (разводят широко руками, показывая пирог)

     Девочки высоким голосом:

    И с малинкой пирог ( ладошками маленький пирожок изображают)

    Все вместе:

    А, который без начинки-

     Самый вкусный пирог

    (ритмично топают ногами)

    А, который без начинки-

     Самый вкусный пирог

    (ритмично топают ногами)

    Логопед:

    -Ой! Бабушка Забавушка расстроилась. Пирогов-то напекли, гостей накормили, а жить- то они где будут? Домов-то нет.

    - Построить можно.

    - Верно, поможем снова бабушке Забавушке!

    1. Рассматривание схем построек.

      Узнавание элементов, соотнесение  схематического изображения с натуральным предметом.

     Дети садятся на ковер. Логопед выставляет на наборное полотно схему постройки дома:

    - Что это?

    - Это схема дома.

    - Что это у дома?

    - Это пол.

    - Из чего сделан пол?

    - Из кирпичиков.

    - Где в нашем доме пол?

    - Внизу.

    - Что это у дома?

    - Стена.

    - Из чего?

    - Из кирпичиков.

    - Зачем дому стена?

    - Чтобы ветер не дул, дождь, снег не попадал.

    - В нашем доме, где стены?

    - Слева, справа.

    - А это что?

    - Потолок.

    - Из чего?

    - Из пластинок.

    - Зачем потолок в доме?

    - Чтобы крыша не упала, чтобы тепло было.

    - А в нашем помещении есть потолок? Где он?

    - Вверху.

    1. Развитие зрительного гнозиса

     (логопед открывает фотографии построек: хлева, будки, дома с чердаком; с крышей, но без чердака, двухэтажного дома)

    - Вот в таких домах хотят жить гости. Найдите дом на фотографии, который мы сейчас рассматривали на схеме. В этом доме хочет жить кошечка, только она одна не пойдет, хочет с бабушкой жить.

    Дети называют дома, говорят, кто живет в этих домах.

    1. Развитие зрительной памяти

     - Следующее задание для самых внимательных. Вспомните, с какой картинки пыль сдували. Возьмите фотографию этого героя. Ты с какой картинки пылинки сдувал?

    - С картинки коровушки Буренушки.

    - Найди коровушку Буренушку.

    (на столе разложены фотографии фигурок героев сказки, дети выбирают фотографию, садятся на стулья)

    - И снова задание для внимательных. Посмотрите, на каких местах герои в поезде ехали, я закрою картинки, а вы фотографии на те места, в те углы нашего двора расставите.

    ( дети выполняют задание, логопед открывает картинки – проверяют вместе правильность выполнения)

    1. Развитие конструктивного праксиса. Конструирование из настольного строительного материала «Домик»

     - Героев вспомнили, можно начинать строительство. Кто построит, можно гостя пригласить.

    (Дети берут коробки со строительным материалом, выбирают место, начинают строить)

    Итог. Анализ

     

      Логопед: Радуется бабушка, весело ей, друзей много, дом новый, кошка всех мышей переловила. Оставьте жителей,  пусть отдыхают. Проходите на стулья. Мы вернулись из деревни в детский сад. Что мы делали сегодня?

    - Помогали бабушке Забавушке гостей встречать.

    - Как вы считаете, удалось нам помочь?

    - Да, мы помогли пирогами угостить, узнали, кто приедет,  дома для гостей построили.

    - Вы молодцы! Прекрасно справились с заданием.

    - Теперь можете поиграть со своими постройками.

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методическая разработка для учителей-логопедов по теме: «Приемы коррекции и развития мыслительных операций (анализ, синтез, сравнения, ассоциации) у детей с тяжелыми нарушениями речи "

    Лексическая тема :" МОЯ РОДИНА - РОССИЯ" (  занятие № 1 "Реки"  для детей старшего дошкольного возраста с диагнозом : ТНР  - ОНР П уровня речевого развития.) ЦЕЛЬ:  коррекция ...

    Родительское собрание в старшей группе комбинированной направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи на тему «Организация логопедической работы в группе комбинированной направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи».

    на тему «Организация логопедической работы в группе комбинированной направленности для детей с тяжелыми  нарушениями речи»Цели: ознакомление родителей с особенностями логопедической р...

    Конспект ООД «Познавательное развитие» подготовительной к школе группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи. Тема: Закрепление математических знаний и умений посредством игры.

    Конспект ООД «Познавательное развитие»  подготовительной к школе группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи. Тема: Закрепление математических знаний и ...

    Календарно-тематическое планирование на подготовительном этапе по развитию кинестетического праксиса у детей с тяжёлыми нарушениями речи

    Праксис - спосособность к воспроизведению произвольных движений. В данном документе представлен календарно-тематический план по развитию предпосылок к развитию праксиса....

    Календарно-тематическое планирование на подготовительном этапе по развитию кинетического праксиса у детей с тяжёлыми нарушениями речи

    Праксис - спосособность к воспроизведению произвольных движений. В данном документе представлен календарно-тематический план по развитию предпосылок к развитию праксиса....