Методическая разработка для учителей-логопедов по теме: «Приемы коррекции и развития мыслительных операций (анализ, синтез, сравнения, ассоциации) у детей с тяжелыми нарушениями речи "
методическая разработка по логопедии (старшая группа) на тему

Тур Марина Николаевна

Лексическая тема :" МОЯ РОДИНА - РОССИЯ" (  занятие № 1 "Реки"  для детей старшего дошкольного возраста с диагнозом : ТНР  - ОНР П уровня речевого развития.)

 

ЦЕЛЬ:  коррекция и  развитие  мыслительных операций у детей с тяжелыми нарушениями речи. 

ЗАДАЧИ:

- воспитание патриотизма, расширение знаний детей о России,

- развитие мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения,ассоциаций,

- учить находить существенные признаки предметов и объединять их в  группы и вычленять предметы из группы,

- учить составлять целое из частей,

- уточнение пассивного и расширение активного словаря детей по данной теме,

- развитие фонематического восприятия,

- работа над грамматической стороной речи,

- работа над слоговой структурой речи,

- подготовка к обучению грамоте,

- работа над развитием мелкой моторики ,

- работа над развитием общей моторики,

- учить слышать и правильно выполнять задания,

- работать над развитием зрительной и словесной памяти,

- учить общению друг с другом и взрослыми,

- развивать продуктивную совместную детскую деятельность .

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_reki.doc48 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное  бюджетное  дошкольное   образовательное  учреждение

детский  сад  № 75 компенсирующего  вида  Красногвардейского  района

Санкт-Петербурга

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

для учителей-логопедов

 по теме: «Приемы  коррекции и  развития мыслительных операций

(анализ, синтез, сравнения, ассоциации)  

у детей старшего дошкольного возраста

 с тяжелыми нарушениями речи

на примере лексической темы «МОЯ РОДИНА - РОССИЯ»

(  занятие №1 «Реки нашей Родины»)

                                                                       

                                                                                 Учитель-логопед: ТУР М.Н.                                                

                                                                                 

2015

ЦЕЛЬ:  коррекция и  развитие  мыслительных операций у детей с тяжелыми нарушениями речи.  

ЗАДАЧИ:

- воспитание патриотизма, расширение знаний детей о России,

- развитие мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения,ассоциаций,

- учить находить существенные признаки предметов и объединять их в         группы и вычленять предметы из группы,

- учить составлять целое из частей,

- уточнение пассивного и расширение активного словаря детей по данной теме,

- развитие фонематического восприятия,

- работа над грамматической стороной речи,

- работа над слоговой структурой речи,

- подготовка к обучению грамоте,

- работа над развитием мелкой моторики ,

- работа над развитием общей моторики,

- учить слышать и правильно выполнять задания,

- работать над развитием зрительной и словесной памяти,

- учить общению друг с другом и взрослыми,

- развивать продуктивную совместную детскую деятельность .

ОБОРУДОВАНИЕ:

- диск из цикла «Шумы природы» со звуками журчания ручейка, шума реки,

- небольшой кинофрагмент  «На реке»,

- голубые ленты по количеству детей,

- игра «Что придумали взрослые?» (знак «Мост»),

- крупные кубики ,

- бумага для рисования и цветные карандаши для каждого ребенка,

- доска и  цветные маркеры,

                                                 

                                                      -   1   -

1.ЛОГОПЕД:  - Ребята, сегодня я стану сказочником, а вы - художниками , которые рисуют картинки для детских книжек. Маша будет главным художником – ее работа будет на доске, а все остальные дети будут рисовать нашу сказку цветными карандашами на своих листах бумаги, а потом мы рассмотрим все, что у нас получится.

П.                    - Сказка начинается!

- ЖИЛ-БЫЛ ПОД ЗЕМЛЕЙ МАЛЕНЬКИЙ ФОНТАНЧИК. ЛЮДИ НАЗЫВАЛИ ЕГО РОДНИЧКОМ. ОН БЫЛ ОЧЕНЬ ЛЮБОПЫТНЫМ, НЕ СИДЕЛОСЬ ЕМУ ПОД ЗЕМЛЕЙ.ЗАХОТЕЛОСЬ ЕГО ПОГЛЯДЕТЬ, ЧТО НА ПОВЕРХНОСТИ ЗЕМЛИ ЕСТЬ ИНТЕРЕСНОГО. НАШЕЛ ОН В ЗЕМЛЕ ДЫРОЧКУ И, КАК КЛЮЧИК ОТКРЫВАЕТ ДВЕРИ, ОТКРЫЛ ДЛЯ СЕБЯ НА ЗЕМНОЙ ПОВЕРНОСТИ ЦЕЛЫЙ МИР.

. Показывается кинофрагмент «Природа. У реки».

1.Логопед : - КЛЮЧИК, КЛЮЧИК, РОДНИЧОК,

                   ЧИСТАЯ ВОЛНА.

                   ЧЕЙ-ТО КРЕПКИЙ КУЛАЧОК

                   ЗВОНКО БЬЕТ СО ДНА.

- Дети слушают сказку и одновременно рисуют ее героев, один из детей работает у доски.

2. ЛОГОПЕД: - ЧТО УВИДЕЛ РОДНИК?        

ДЕТИ: - СОЛНЫШКО.

ЛОГОПЕД: - ЯСНО СОЛНЫШКО

                       ПРИПЕКЛО, ПРИПЕКЛО.

                       И ТЕПЛО ПОВСЮДУ

                       РАЗЛИЛО, РАЗЛИЛО.

                    - ЧТО ЕЩЕ УВИДЕЛ РОДНИК?  

 ДЕТИ: - БЕЛЫЕ ОБЛАКА.

             - ЗЕЛЕНУЮ ТРАВКУ.

ЛОГОПЕД: - УЖ ТЫ, ТРАВУШКА-МУРАВУШКА,

                       ЗЕЛЕНЕЙ, РАСТИ.

                       ЗЕМЛЮ ВСЮ УКРАСЬ,

                       КОВРОМ РАСЦВЕТИ.

3.   - НА ОДНОМ МЕСТЕ СТАЛО НАШЕМУ РОДНИЧКУ СКУЧНО И ОН ОТПРАВИЛСЯ ПУТЕШЕСТВОВАТЬ. НАШЕЛ В ЗЕМЛЕ ТРЕЩИНКУ И ПОБЕЖАЛ ПО НЕЙ И СТАЛ УЖЕ НЕ РОДНИЧКОМ......А КЕМ?

4. - Звучит отрывок из цикла «Шумы природы» - журчание ручейка .

ЛОГОПЕД: - ОТГАДАЙТЕ ЗАГАДКУ:

                    - ПО КАМУШКАМ, ПО ТРАВУШКАМ

                      БЕГУ ВПЕРЕД, ЗВЕНЯ,

                      ИЗДАЛЕКА ПО ПЕСЕНКЕ

                      УЗНАЕШЬ ТЫ МЕНЯ.

                                                  -   2   -

ДЕТИ: - ЭТО РУЧЕЙ.

5. ЛОГОПЕД: - КТО ВНИМАТЕЛЬНО СЛУШАЛ ЗАГАДКУ, ТОТ                          ЗАПОМНИЛ ЛАСКОВЫЕ СЛОВА, КОТОРЫЕ Я НАЗЫВАЛА. КАКИЕ?

ДЕТИ: - КАМУШКИ, ТРАВУШКА, ПЕСЕНКА.

ЛОГОПЕД: - КАК ЛАСКОВО НАЗВАТЬ РУЧЕЙ?

ДЕТИ: - РУЧЕЕК.

ЛОГОПЕД: - А КАК ЛАСКОВО МОЖНО НАЗВАТЬ ВАС ПО ИМЕНАМ?

ДЕТИ: - МАШЕНЬКА, КАТЕНЬКА, ЖЕНЕЧКА ....

6.ЛОГОПЕД: - Я попросила Веронику выучить стихотворение про ручеек, Давайте его послушаем.              

ВЕРОНИКА: - РУЧЕЕК, РУЧЕЕК,

                          ДАЙ ВОДИЧКИ НА ЧАЕК.

                          МЫ ЧАЕК ГОРЯЧИЙ

                          БУДЕМ ПИТЬ НА ДАЧЕ.

7.ЛОГОПЕД: - Спасибо, Вероника,  ты старалась и рассказала стихотворение очень хорошо.

                     - Дети, назовите последний звук слов РУЧЕЕК, ЧАЕК, РОДНИЧОК .

ДЕТИ : - Это звук К.

ЛОГОПЕД: -  Что вы можете сказать про этот звук?

ДЕТИ: - Он согласный.

ЛОГОПЕД: -  Почему вы так думаете?

ДЕТИ: - Его нельзя спеть.

ЛОГОПЕД: -  А что я написала на доске?

ДЕТИ: - Букву К

ЛОГОПЕД: - Чем отличается звук от буквы?

ДЕТИ: - Звук можно сказать и услышать, а букву – написать и увидеть.

8.ЛОГОПЕД: - БЕЖИТ ДАЛЬШЕ НАШ РУЧЕЕК И ВСТРЕЧАЕТ НА СВОЕМ ПУТИ ДРУГИЕ РУЧЕЙКИ. ВМЕСТЕ ИМ ТЕЧЬ ВЕСЕЛЕЕ, ИНТЕРЕСНЕЕ И ВОДЫ СТАНОВИТСЯ ВСЕ БОЛЬШЕ И БОЛЬШЕ. И ВОТ УЖЕ РУЧЕЕК НАШ ПРЕВРАТИЛСЯ......ВО ЧТО?

- Звучит отрывок из цикла «Шумы природы» - шум реки.

ДЕТИ: - В реку.

ФИЗМИНУТКА.

ЛОГОПЕД: - Подойдем к сказочной нашей реке и скажем вместе:

                       «К РЕЧКЕ БЫСТРО МЫ СПУСТИЛИСЬ.

                         НАКЛОНИЛИСЬ И УМЫЛИСЬ»

Дети проговаривают и имитируют движения.

                                                   -   3   -

 9.ЛОГОПЕД: - Посмотрите, вода-то в реке....помогите мне закончить слова:

                        ЧИС -                            ДЕТИ: - ТАЯ

                        БЫСТ-                          ДЕТИ: - РАЯ

ЛОГОПЕД: - Как еще можно про речную водичку сказать? Она какая?

ДЕТИ: - Холодная. Голубая. Ласковая. Прозрачная.

10. ЛОГОПЕД: - Стоя на берегу реки можно услышать, как вода в ней... что делает?

....закончите слова:

               ЗВЕ-                           ДЕТИ:-     НИТ

               ПО-                                              ЕТ

               БЕ-                                               ЖИТ

               ЖУР-                                           ЧИТ

               ШУ-                                              МИТ

11.ЛОГОПЕД: - На что похож ручей?

ДЕТИ: - На голубую ленту.

ЛОГОПЕД: - А река?

ДЕТИ: -  Это много ручейков, много голубых лент.

ЛОГОПЕД: - Давайте сделаем из этих голубых ленточек сказочный ручей и речку.

- Дети выкладывают на полу из ленточек полоски, соединяя их.

12. ЛОГОПЕД: - Посмотрите, какая красивая река у нас получилась! Давайте поиграем в игру «ПРАВДА ИЛИ НЕТ?»

                    - Река УЗКАЯ, а ручей ШИРОКИЙ. Это правда? А как сказать правильно?

ДЕТИ: - Река ШИРОКАЯ,  а ручей УЗКИЙ.

ЛОГОПЕД: - Река МЕЛКАЯ, а ручей ГЛУБОКИЙ. Правда?

ДЕТИ: - Река ГЛУБОКАЯ,  а ручей МЕЛКИЙ.

ЛОГОПЕД: - Ручей ДЛИННЫЙ,  а река КОРОТКАЯ. Правда?

ДЕТИ: - Ручей КОРОТКИЙ, а река ДЛИННАЯ.

13.  Логопед шепотом договаривается с одним из детей о том, какие движения  будет делать ребенок.

ЛОГОПЕД: - Отгадайте, что будет делать Женя?

- Ребенок перешагивает через «ручей»

ДЕТИ: - Женя перешагнул через ручей.

- Ребенок перепрыгивает через «ручей».

ДЕТИ: - Женя перепрыгнул через ручей.

ЛОГОПЕД: - А если на месте Жени будет бабочка? А олень?

ДЕТИ: - Бабочка перелетит через ручей. Олень перепрыгнет через ручей.

ЛОГОПЕД: - Через ручей можно ПЕРЕПРЫГНУТЬ, ПЕРЕСКОЧИТЬ, ПЕРЕШАГНУТЬ. А через реку? Почему?

ДЕТИ: - Нельзя. Река – широкая, быстрая, глубокая.

                                              -   4   -

14. ЛОГОПЕД: - Посмотрите на знак, который придумали взрослые. Это «МОСТ». Как вы думаете, о чем этот знак предупреждает?

ДЕТИ: - Впереди река и мост.

15. ЛОГОПЕД: - Что надо сделать, чтобы перебраться с одного берега реки на другой?

ДЕТИ: - Построить мост.

ЛОГОПЕД: - Берите кубики. Будем строить мост через реку.

- Дети укладывают кубики через голубые ленты – строят «мост».

16. ЛОГОПЕД: - Прекрасный мост у нас получился. Давайте перейдем на другой берег реки. Идите и отвечайте на мои вопросы:

 - Что ты делаешь, Маша?

РЕБЕНОК: - Я иду по моту.

ЛОГОПЕД: - Что ты сделал , Миша?

РЕБЕНОК: - Я перешел через реку (мост)..

17. ЛОГОПЕД:  Молодцы. Все переправились через реку. На другом ее берегу нас ждет песенка про речку. Ее придумал русский народ.

- Дети исполняют русскую народную песню «Ой, струится реченька» под музыку.

18. ЛОГОПЕД: - Как вы думаете, почему народ придумал такую хорошую песню про реку и воду?

ДЕТИ: - Река помогает людям. Она перевозит грузы. В ней живет рыба. Река нас поит, умывает. В воде можно мыться и стирать белье.

ЛОГОПЕД: - Давайте похвалим реку. Какая она?

ДЕТИ: - ЛАСКОВАЯ. ТРУДОЛЮБИВАЯ. КРАСИВАЯ.

ЛОГОПЕД: - Можно бросать в воду мусор?

ДЕТИ: - Нет, надо сохранять воду чистой. И беречь реки и ручейки, не загрязнять их.

Ш. ЛОГОПЕД: - Нашу сказку мы продолжим сочинять в следующий раз. А сейчас рассмотрим ваши рисунки и сделаем из них выставку, как у настоящих художников.

                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление – презентация на тему: «Осуществление индивидуальной психолого – педагогической помощи детям с тяжелыми нарушениями речи» на февральском педсовете 2016 года ГБОУ школы №297 дошкольного отделения Пушкмнского района СПб учителя логопеда А

Осуществление индивидуальной психолого- педагогической помощи детям с ТНР. раскрыты основные направления индивидуальной коррекционной работы в дошкольном учереждении по пяти основным стандартам образо...

Рабочая программа учителя-логопеда по коррекции тяжелых нарушений речи у детей подготовительной группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР)

Целью данной Программы является построение системы работы в группах комбинированной и компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) в возрасте с 3 до 7...

Комплексное занятие педагога-психолога и учителя-логопеда по лексической теме «Космос» для подготовительной группы комбинированной направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи.

Комплексное занятие подготовлено педагогом-психологом и учителем-логопедомпо лексической теме «Космос» для подготовительной группы комбинированной направленности для детей с тяжелыми наруш...

Дидактическое пособие «Умка – box», направленное на формирование мыслительных операций анализа и синтеза, умения классифицировать и обобщать предметы у детей с ОВЗ и их нормотипичных сверстников

Дидактическое пособие «Умка – box», направленное на формирование мыслительных операций анализа и синтеза, умения классифицировать и обобщать предметы у детей с ОВЗ и их нормотипичных...