Формирование звуко-слоговой структуры слова у дошкольников.
статья по логопедии по теме

Горская Алла Григорьевна

Методика формирование звукослоговой структуры слова у дошкольников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование звуко-слоговой структуры слова у дошкольников со стертой дизартрией.

Горская Алла Григорьевна ГБДОУ №135

Ведущие учёные (Р.Е.Левина, Н.А.Никашина, Г.А.Каше, Л.Ф.Спирова,
Г.Е.Чиркина, И.К.Колпоковская, А.В.Ястебова и др.) доказали, что существует прямая зависимость между уровнем речевого развития ребёнка и его возможностями овладения грамотой.

Исследования ряда психологов, педагогов, лингвистов (Д.Б.Эльконина,
А.Р.Лурия, Д.Н.Богоявленского, Ф.А.Сохина, А.Г.Тамбовцевой, Г.А.Тумаковой и др.) подтверждают, что элементарное осознание фонетических особенностей звучащего слова влияет и на общеречевое развитие ребёнка – на усвоение грамматического строя, словаря, артикуляции и дикции.

Навык чтения формируется у ребёнка только после овладения слиянием звуков речи в слоги и слова. По мнению известного психолога Д.Б.Эльконина, «чтение – есть воссоздание звуковой формы слова по его графической (буквенной модели)».  К.Д.Ушинский отмечал, что «сознательно читать и писать может только тот, кто понял звуко-слоговое строение слова».[48с.3]

Особое значение решение этих вопросов имеет для дошкольников с на- рушениями речи, поскольку одной из актуальных задач коррекционно-логопедического воздействия является формирование предпосылок успешного обучения в школе, предупреждение нарушений письма.[28]

Проанализировав данные научно-методической литературы, посвященные нарушению и коррекции звукологовой структуры слова у детей дошкольного возраста с дизартрией, можно сделать вывод о том, что проблема является малоизученной и недостаточно описанной. Методические рекомендации по коррекции этого нарушения являются противоречивыми и неполными, несмотря на их актуальность.

О важности данной проблемы говорит тот факт, что своевременное овладение правильной речью имеет большое значение  для становления полноценной личности ребенка, а усвоение слоговой структуры слова является одной из предпосылок для овладения грамотой и дальнейшего успешного обучения ребенка в школе.

Известно, что процесс усвоения звукослоговой структуры слова и её отдельных компонентов происходит постепенно. Дети с нормальным речевым развитием, как правило, испытывают определенные затруднения при её овладении. Однако нарушения звуко-слоговой структуры слова в норме является временным этапом и преодолевается к концу преддошкольного периода. (В.И. Бельтюков, А.Н.Гвоздев, А.К.Маркова, С.Н. Цейтлин). 

Для детей с тяжелым речевым нарушением усвоение звуко-слоговой структуры слова представляет особую трудность, и в процессе её овладения у детей наблюдаются множественные нарушения. В секторе логопедии Института дефектологии ИКП РАО осуществлен цикл исследований по изучению особенностей формирования звуко-слоговой структуры слова у детей с различными видами речевой патологии. В работах Р.Е.Левиной, А.К.Марковой,  Л.Ф.Спировой, Г.А.Каше, Г.В.Гуровец, Е.Ф.Соботович, В.К.Орфинской, Л.В.Лопатиной, Н.В.Серебряковой  отмечается, что нарушения формирования звуко-слоговой структуры слов препятствует нормальному развитию устной речи: овладению правилами произношения отдельных звуков, накоплению словаря, формированию грамматического строя речи, а в дальнейшем и обучению  письменной речи.

Практика работы в логопедической группе показывает, что часто на первый план в дошкольном возрасте выдвигается коррекция звукопроизношения и недооценивается значение формирования слоговой структуры слов, и это одна из причин возникновения дисграфий и дислексий у школьников. Таким образом, раннее выявление речевой патологии и своевременная ее коррекция – важнейшие задачи, стоящие перед логопедами, педагогами, и родителями детей дошкольного возраста.

В работе над слоговой структурой слова с детьми со стертой дизартрией я использую методику содержащую упражнения и задания на исследование артикуляторной моторики, определение длинны слова, фонематического восприятия (слухопроизносительная дифференциация звуков и слогов), восприятия и воспроизведения ритмов, состояния звукопроизношения, восприятия и воспроизведения звуко-слоговой структуры слова различной сложности.

Методика основана на исследованиях Р.И. Лалаевой, А.К. Мастюковой, Г.В.Бабиной.

1. Артикуляционные упражнения

Упражнения

Инструкция:

Пассивное растягивание губ с помощью  экспериментатора.

«сделай так же»

Пассивное растягивание губ по показу экспериментатора

«сделай так же»

Экспериментатор касается верхней губы ребенка

«Положи сюда кончик языка»

Экспериментатор касается нижней губы ребенка

«Положи сюда кончик языка»

Определение положения кончика языка при произнесении звука [н].

«Произнеси звук [н] и скажи, где находится кончик языка, за верхними или нижними зубами».

Определение положения кончика языка при произнесении звука [c].

«Произнеси звук [с] и скажи, где находится кончик языка, за верхними или нижними зубами?»

Определение положения губ при произнесении звука [и]

Произнеси звук [и] и скажи, в каком положении губы при произнесении этого звука?»

Определение положения губ при произнесении [у].

«Произнеси звук [у]  и скажи, в каком положении губы при произнесении этого звука?»

Определение смычки губ при произнесении [м].

Логопед просит произнести [м], [а] и сказать, при произношении какого звука губы сомкнуты.

Определение смычки кончика языка при произнесении звука [Д].

Логопед просит произнести звуки [Д], [А] и сказать, при произношении какого звука кончик языка смыкается с альвеолами верхних резцов.

б). Формирование кинетической основы артикуляторных движений.

- растянуть губы в улыбке -

- вытянуть губы вперед трубочкой -

- высунуть широкий язык -

- высунуть узкий язык -

- сделать «лодочку» -

- сделать «чашечку» -

- поднять язык на верхнюю губу -

- опустить язык на нижние зубы -

- поднять кончик языка за верхние зубы, за нижние зубы, упражнение «маятник»

- упражнение «балалайка» -

в). Последовательное выполнение серий движений:

Губы в улыбке – трубочкой -

Язык широкий – узкий -

Язык на верхнюю – на нижнюю губу -

 Растянуть губы в улыбке – язык в правый, в левый угол рта -

г). Одновременное выполнение артикуляторных движений:

Улыбнуться и одновременно поднять язык на верхнюю губу -

Улыбнуться и высунуть язык -

 Вытянуть губы трубочкой и одновременно высунуть язык -

2. Задания на определение длинны слова или слоговой цепочки.

Задание 1.  Определение длинны слова.

         Ребенку предлагаются слова односложной и многосложной слоговой структуры для прослушивания и символы в виде коротких и длинных полосок. Вначале объясняется назначение символов (большая полоска – для длинного слова, маленькая – для короткого слова). Затем следует инструкция: «Послушай слово. Покажи нужную полоску».

      Речевой материал:

Бах –

Пароход –

 Пух –

Бегемот –

Самосвал –

Стук -  

Магазин -

Вертолёт -

Ток -

Задание 2. Учим определять количество структурных элементов слоговой последовательности. Ребенку предлагаются слоговые последовательности для прослушивания и символы в виде кружков.

Инструкция: «Послушай, сколько раз сыграла дудочка. Положи столько же кружков».

Речевой материал: серии слогов, произносимых с четким послоговым делением, но без акцентуации:

Ту – ту              

Ла – ла – ла

Ри – ри – ри - ри

Ми – ми

Та – та – та

3. Формирование состояния фонематического восприятия (слухопроизносительная дифференциация слогов). 

Задание 1.

 Инструкция: «повтори за мной».

Примечание: предлагают слоги со звонкими и глухими согласными звуками.

 Ка – га – ка -                          

 Ба – па – ба -

 Фа – ва – фа -                          

 За – са – за -

Ша – жа – ша -

Задание 2.

  Инструкция: «повтори за мной».

Примечание: предлагают слоги с  твердыми и мягкими согласными звуками.

Ша – ща -

На – ня -

Ма –мя -

Задание 3.

 Инструкция: «повтори за мной».

Примечание: предлагают слоги со свистящими и шипящими согласными звуками.

Ша – са -

Жо – зо -

Щи – си -

 

Задание 4.

 Инструкция: «повтори за мной».

Примечание: предлагают слоги с аффрикатами  и смычными звуками.

Ца – та – ца -

Ча – ти – ча -

Задание 5.

Инструкция: «повтори за мной».

Примечание: предлагают слоги с аффрикатами и щелевыми звуками.

Це – се – це -

Ча – те – ча -

Задание 6.

 Инструкция: «повтори за мной».

Примечание: предлагают слоги со звуками [р] [л]

Ра – ла – Ра -

Лу – ру – Лу -

Ло – ро – ло -

Задание 7.

Инструкция: «повтори за логопедом».

Примечание: предлагают слоги со звуками [м] [й]

Ал – ай – ал -

Ей – ел – ей -

Ул – уй – ул -

Ай – ал – ай -

Ол – ой – ол -

Задание 8.

 Инструкция: «повтори за мной».

Примечание: предлагают слоги со звуками [м] [н]

МА – на – мА -

Ну – му – ну -

Мо – но – мо -

4. Формирование слуховой дифференциации звуков на материале слов-квазиомонимов.

Материал: картинки и слова-квазиомонимы.

 Инструкция: «Я буду называть слова, а ты постарайся правильно показать картинку».

1. дифференциация твердых и мягких звуков:

Мишка – мышка -

Мыло – Мила -

Ел – ель -

Угол – уголь -

Лук – люк -

Юля – юла -

Ложка – Лешка -

2. Дифференциация звонких и глухих звуков:

Класс – глаз -

Кот – год -

Колос – голос -

Почки – бочки -

Удочка – уточка -

Трава – дрова -

Косы – козы -

3. Дифференциация плавных сонорных звуков:

Марка – майка -

Рама – яма -

Рожки – ложки -

Гроза – глаза -

Рукавица – луковица -

Марина – малина -

4.Дифференциация шипящих и свистящих звуков:

Мишка – миска -

Усы – ужи -

Сук – жук -

Носы – ножи -

Редька – речка -

Лес – лещ -

5. Учим определять наличия / отсутствия ритмических и структурных искажений в слове.

1.  Определение наличия и отсутствия ритмического искажения в слове.

Ребенку предлагаются для прослушивания квазислова:

 а) с опорой на предметные картинки;

 б) без опоры на предметные картинки;

Речевой и картинный материал:

Нормативные слова – машина, молоток, самолет, чемодан;

Пуговица, тумбочка, сковорода, капуста;

Квазислова – представлены вариантами собственных искажений детей (амасина, тамалок, амает, масалет, сакарвотка и т.д.)

  Инструкция:

а) «Правильно ли говорит Буратино:

А) «Это нога» -

А) «Это слоны» -

Б) «Болит рука» -

Б) «Болит голова» -

  1. Определение наличия и отсутствия структурного искажения в слове.

Ребенку предлагаются для прослушивания нормативные слова и квазислова:

а) с опорой на предметные картинки;

б) без опоры на предметные картинки.

Инструкции:

а) «Посмотри, скажи, здесь есть:

Машина –

Амасина –

     Тамалок –

     Молоток -

    Самолёт -

    Масалет -

    Масалет -

    Мачедан -

    Чемодан -

б) «Послушай, скажи, есть такое слово:

  Сковорода –

  Касавотка -

  Сапка -

 Шапка -

 Шанки -

 Санки -

 Пуговиса -

 Пуговица -

7.Формирование сформированности слоговой структуры слов.

 Инструкция: «Повтори слова за мной».

1класс – двусложные слова из открытых слогов:

Вода

Муха

Зубы

2 класс – трехсложные слова из открытых слогов:

Собака

Ягоды

Молоко

3класс – односложные слова:

 Мяч

 Дом

 Нос

2) Инструкция: «назови картинки».

1 класс:

Лыжи

Мыло

Пила

 2 класс:

Машина

Лопата

Корова

3 класс:

Кот

Лес

Нож

б). Формирование сформированности слоговой структуры слов 4-6 класса Задание 1.

Инструкция: «Повтори слова за мной».

4 класс – двусложные слова с закрытым слогом:

 Веник

  Утюг

  Паук

 5 класс – двусложные слова со стечением в середине слова:

Банка

Юбка

Письмо

6 класс – двусложные слова с закрытым слогом и стечением согласных:

Чайник

Поднос

Компот

2) Инструкция: «Назови картинки»

4 класс:

Лимон

 Топор

  Пенал

5 класс:

Мышка

Кошка

 Вилка

6 класс:

Фартук

Альбом

Тетрадь.

в).Формирование слоговой структуры слов 7-9 класса

 Инструкция: «Повтори слова за логопедом».

7 класс – трехсложные слова с закрытым слогом:

Колобок

Помидор

Ананас

8 класс – трехсложные слова со стечением согласных:

Яблоко

Шахматы

 Ананас

9 класс – трехсложные слова со стечением согласных и закрытым слогом:

Автобус

Кузнечик

Осьминог

2) Инструкция: «Назови картинки».

7 класс:

Телефон

Огурец

Самолет

8 класс:

Конфеты

Рубашка

 Котлеты

9 класс:

Памятник

 Цыпленок

 Карандаш

г). Формирование слоговой структуры слов 10-13 классов

Инструкция: «повтори слова за логопедом».

10 класс – трехсложные слова с двумя стечениями согласных:

Матрёшка

 Избушка

 Избушка

11 класс – односложные слова со стечением согласных в начале или конце:

Флаг

Хлеб

Волк

 12 класс – двусложные слова с двумя стечениями согласных:

Звезда

 Штанга

 Гнездо

13 класс – четырехсложные слова из открытых слогов:

Пианино

Ежевика

Кукуруза

 Инструкция: «Назови картинки».

10 класс

11 класс:

12 класс:

13 класс:

Кисточка

Стол

Клетка

Черепаха

Лампочка

Стул

Краски

Гусеница

Корзинка

Ключ

Кнопка

Пирамида

8. Формирование слоговой структуры слов сложной слоговой структуры

Инструкция: «Повтори слова за мной».

Примечание 1. Предварительно выясняется понимание значения слов. В случае необходимости уточняется значение слова разными способами сементизации (показ картинки, пояснение через контекст и др.) если слово отсутствует в пассивном словаре, то это слово снимают из лексического материала обследования.

Примечание 2. Слова, сложные по симантике, выделены.

Скворечник

Простокваша

Лекарство

Троллейбус

Телевизор

Транспорт

Строительство

Парикмахерская

 Инструкция: «Назови картинки»

Танкист

Сковорода

Космонавт

Аквалангист

Термометр

Кинотеатр

Милиционер

Аквариум

9. Исследование возможности воспроизведения ритмических структур.

1. Инструкция: « Послушай как постучу я, а теперь повтори за мной удары» (! – удар – пауза).

Примечание: ритмический рисунок можно отхлопывать рукой по столу, молоточком по металлофону, по барабану, палочкой, погремушкой, хлопать в ладоши, ударять в бубен и т. п.

! - !                    

!! - !!                  

! - !!                  

!! - !                  

! - ! - !!              

!! - !! - !            

2. Инструкция: «Хлопните в ладоши столько раз, сколько точек на карточке».

Примечание: предварительно предъявляются карточки с разным количеством точек:

с одной -

 с двумя -

 с тремя -

 3.Инструкция: «повтори за мной удары как можно точнее».

Отхлопывание ритмического рисунка с разной силой: ! – тихо, ! – громко.

Примечание: лучше проводить исследование воспроизведения ритмических акцентированных структур, используя бубен, металлофон, барабан.

! - !                  

! - ! - !              

! - ! - !              

! - !                  

! - ! - ! - !          

10. Формирование возможности воспроизведения ритмического рисунка слова ударами

1. Инструкция: «скажем вместе слово по частям (по слогам) и отхлопаем каждую часть (слог). Скажи, сколько частей (слогов)?»

Слова 1 класса:

Маша

Мыши

Мука

Мыло

Лапа

Лето

Слова 2 класса:

 Молоко

 Машина

 Лопата

 Ракета

 Газета

Котята

2.Инструкция: «Назови картинку, а потом отхлопай слово по частям (слогам)».

Слова 1 класса:

Лыжи

Часы

Луна

Ваза

Рыба

Бусы

Муха

Слова 2 класса:

Бананы

Собака

Корова

Лисица

Берёза

Кубики

Сапоги

11.Формирование возможности произнесения предложения со словами сложной слоговой структуры

Инструкция: «Повтори за мной предложения».

Слова, сложные по семантике, поясняются, уточняются. Если слова в пассивном словаре ребенка, то предложения, включающие эти слова, исключаются из материала обследования. Слова, сложные по семантике, в тексте подчеркнуты.

Экскурсовод проводит экскурсию.  

Водопроводчик чинит водопровод.  

Регулировщик регулирует движение транспорта.

В аквариуме плавают разноцветные рыбки.

Строители работают на строительстве высотного дома.

Волосы подстригают в парикмахерской.

Весело журчат весенние ручьи.

На сковороде жарятся котлеты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека черно-белых картинок для работы по формированию звуко-слоговой структуры слова

Данное пособие можно использовать в работе по формированию слоговой структуры. Черно - белый формат картинок позволяет "  превратить" пособие для проговаривания в занимательную раскраск...

Мастер-класс для родителей «Игровые упражнения для формирования звуко-слоговой структуры слова у детей с ОВЗ»

Цельов мастер-класса познакомить родителей с понятием "Слоговая структура слова", с эффективными способами преодаления данного нарушения в домашних условиях....

Формирование звуко-слоговой структуры слова

Вырабатывать умение произносить двусложные слова из открытых слогов....

Методическая разработка для учителей-логопедов по теме: "Планирование работы по формированию звуко-слоговой структуры слова у детей с диагнозом: ОНP II - III уровней развития речи старшего дошкольного возраста".

Методическая разработка содержит годовой учебный план по коррекции речи у детей старшего дошкольного возраста с диагнозом II - III уровней развития речи. Предназначена для молодых специалистов в созда...

Формирование звуко _ слоговой структуры слова.

В данной консультации рассказывается из чего складывается работа над формированием звуко - слоговой структуры слова....

Нарушения звуко-слоговой структуры слова у дошкольников.

Игры и упражнения для дошкольников при нарушении звуко-слоговой структуры слова....

Преодоление нарушений звуко-слоговой структуры слова у дошкольников с ОНР.

С каждым годом отмечается увеличение числа детей с речевыми нарушениями. При общем недоразвитии речи, речь страдает как целостная система, нарушаются все ее компоненты: фонетико-фонематическая сторона...