ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ МЕТОДОВ И ПРИЕМОВ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОВЗ
статья по логопедии на тему
Нетрадиционные методы воздействия в работе логопеда становятся перспективным средством коррекционно- развивающей работы с детьми, имеющими нарушения в речи. Одним из эффективных педагогических технологий, используемых в работе учителем-логопедом является так называемая психотерапевтическая песочница.
Игры на песке – одна из форм естественной деятельности ребёнка. Именно поэтому мы можем использовать песок в работе с детьми.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_innovatsionnyh_metodov_i_priemov_v_rabote_s_detmi_s_ovz_-_kopiya.docx | 24.67 КБ |
Предварительный просмотр:
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ МЕТОДОВ И ПРИЕМОВ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОВЗ
Зацепина Елена Леонидовна, учитель-логопед МДОУ «Колосок», Серпуховский р-он;
Капкова Ирина Евгеньевна, учитель-логопед МДОУ «Колосок», Серпуховский р-он.
Одним из важнейших условий успешного развития личности является правильная речь. Чем более развита у ребенка речь, тем шире его возможности познания окружающего мира, полноценнее взаимодействие со сверстниками и взрослыми, совершеннее его умственное и психофизическое развитие, так как речь занимает центральное место в процессе психического развития ребенка и внутренне связана с развитием мышления и сознания в целом.
В современном мире дети, как c особенностями в развитии, так и талантливые, познают компьютерные технологии одновременно с освоением речи и прямохождением, а зачастую, компьютерные технологии оказываются на несколько шагов впереди. Это негативно сказывается на всех сферах деятельности ребенка. У многих детей снижена познавательная активность, слабо развита мелкая моторика рук, а также наблюдаются нарушения в развитии речи. Такие дети ставят перед современной педагогикой задачи, до настоящего времени невиданные и пока до конца не решенные. В растерянности находятся и семьи и образовательные организации. Детей с каждым днем всё труднее чем-то увлечь, заинтересовать. Только непосредственное воздействие взрослого и его участие в практической деятельности ребенка способны обеспечить нормальное развитие ребенка, в том числе и речевое развитие. Поэтому совершенно очевидно, что довольно остро назрел вопрос о совершенствовании дидактических приемов, методов образовательно-информационной работы с современным подрастающим поколением. При этом необходимо учитывать и потребности семьи, т.е. создавать технологии, применимые и доступные в семейном образовании и воспитании.
Нетрадиционные методы воздействия в работе логопеда становятся перспективным средством коррекционно- развивающей работы с детьми, имеющими нарушения в речи. Одним из эффективных педагогических технологий, используемых в работе учителем-логопедом является так называемая психотерапевтическая песочница.
Игры на песке – одна из форм естественной деятельности ребёнка. Именно поэтому мы можем использовать песок в работе с детьми.
Негласно мировая психологическая общественность отмечала в 2013 году столетие метода песочной терапии, поскольку в 1913 г. Дора Калф и Маргарет Лоуэнфелд впервые описали использование песочницы с набором фигурок в процессе недирективной игровой терапии. Большой вклад в развитие «песочной терапии» внесли отечественные педагоги - Санкт – Петербургского Института специальной педагогики и психологии, которые являются авторами ряда книг по данной теме – Грабенко Татьяна Михайловна и Зинкевич-Евстигнеева Татьяна Дмитриевна. Они научно доказали, что игры с песком развивают психические и речевые функции.
Технология песочной терапии многофункциональна, она позволяет одновременно решать задачи диагностики, коррекции и развития речи. Сам же ребенок решает задачи самовыражения, самоосознавания и развивает самооценку, учится работать в коллективе. Если перенести традиционное обучение и развивающее задание в песочницу, то получим дополнительный эффект. С одной стороны, ребенок с удовольствием посещает занятие, потому что он играет. С другой стороны, у него нет страха на ошибку, так как на песке быстро можно исправить их.
Необычная песочная страна продолжает притягивать и сулить огромные возможности для игр всё новым и новым поколениям детей. Как приятно погружать в песок руки и пропускать песчинки сквозь пальцы, пробежаться босиком по песку. Эти мельчайшие частички активизируют чувствительные нервные окончания на кончиках пальцев и ладоней.
Песок – природный материал, обладающий собственной энергетикой. По сравнению с другими материалами для творчества – глиной, пластилином, красками – он имеет ряд преимуществ.
Создание песочных композиций не требует особых умений, сделать что-то не так невозможно. Песочные игры подходят тем, кому трудно облечь свои переживания (очень острые и болезненные), в слова, или просто потому, что человек не обладает даром красноречия.
Песок – загадочный материал, обладающий способностью завораживать человека – своей податливостью, способностью принимать любые формы: быть сухим, легким и ускользающим или влажным, плотным и пластичным.
Песочная игра – это возможность выразить то, для чего трудно подобрать слова. Такие игры способны заинтересовать, отвлечь, расслабить ребенка, а значит, обеспечить наиболее успешное выполнение задания или же эффективный способ подачи материала.
В нашем дошкольном учреждении педагогическая песочница вызывает у детей большой интерес. В групповом помещении используется стол фирмы «Интеллин» подсветкой, а в кабинете учителя-логопеда его заменяет «световой куб» с ёмкостью для песка.
Использование техники «Рисование песком» в работе с дошкольниками дает возможность:
Гармонизировать психоэмоциональное состояние;
Формировать установку на положительное отношение к себе;
Развивать познавательные процессы: восприятие, внимание, память, образно-логическое мышление, пространственное воображение, процессы саморегуляции;
Коммуникативные навыки;
Развивать творческий потенциал;
Тренировать мелкую моторику рук;
Развивать речь.
Кроме того, это отличный, активный вид отдыха, который доставляет дошкольникам удовольствие. Такие свойства песка, как мягкость, тягучесть и приятная на ощупь шершавость, создают условия для расслабления.
Песок можно заменить другими сыпучими материалами: крупа манная, гречневая, рисовая, пшено, соль.
При работе с педагогической песочницей необходимо соблюдать следующие условия:
Согласие и желание ребенка.
У детей не должно быть аллергии на пыль от сухого песка, кожных заболеваний и порезов на руках.
В своей работе мы используем различные приемы рисования песком:
• Рисование кулаком,
• Рисование ладонью,
• Рисование ребром большого пальца,
• Рисование щепотью,
• Рисование мизинцами,
• Одновременное использование нескольких пальцев,
• Рисование симметрично двумя руками,
• Отсечение лишнего,
• Насыпание из кулачка,
• Рисование пальцем.
Можно использовать дополнительные материалы для рисования:
• кондитерский шприц,
• массажный мячик,
• ситечко,
• трубочка для коктейлей,
• трафареты,
• декоративные украшения.
При работе с песком можно также использовать различные природные материалы: ракушки, камушки, пуговицы, фасоль и т д.
Хотим поделиться некоторыми несложными в организации логопедическими играми, которые можно использовать в песочнице.
Игры и упражнения на развитие диафрагмального дыхания
При выполнении игр и упражнений на дыхание необходимо следить, чтобы дети набирали воздух через нос, выдыхали медленно и плавно, добиваясь длительности воздушной струи.
«Выровняй дорогу». От детской машинки логопед проводит неглубокую канавку в песке. Ребёнок воздушной струёй выравнивает дорогу перед машинкой.
«Что под песком?» Картинка засыпается тонким слоем песка. Сдувая песок, ребёнок открывает изображение.
«Помоги зайцу замести следы». В песке делаются небольшие углубления (следы), ведущие к домику зайца. Неподалёку расположить лису. Необходимо «замести» все следы, чтобы лиса не обнаружила зайца.
«Секрет». В песок неглубоко закапывается игрушка или предмет. Необходимо сдуванием песка обнаружить спрятанное.
«Ямка». Ребёнок плавной и длительной воздушной струёй выдувает ямку в песке.
Словарная работа
«Кто больше назовёт?» Ребёнок подбирает прилагательные (слова-признаки), глаголы (слова-действия) и на каждое слово выкладывает ракушку, камешек, пуговку.
«Слова-родственники». Игра проводится аналогично предыдущей.
Совершенствование грамматического строя речи
«Чего не стало?». Игра на закрепление использования существительных в Родительном падеже единственного и множественного числа. Логопед стирает часть предметов на песочной картинке, а затем просить ребёнка назвать, что изменилось.
«Машинки». Игра на употребление в речи предлогов к, между, за, перед, из-за. Логопед расставляет машинки по песочному полю. Ребёнок рассказывает о местоположении машинки относительно других.
«Подбери слово». Ребёнок обнаруживает спрятанные в песке игрушки и подбирает к их названиям прилагательные, согласовывая их в роде с существительными (рыбка – быстрая, блюдце – пластмассовое, тигр – полосатый).
Развитие фонематических представлений
Игра «Два короля». Игра на дифференциацию твёрдых и мягких звуков. Предложить детям подарить подарки (игрушки, картинки) двум королям, которые правили королевствами твёрдых и мягких звуков.
«Спрячь ручки» - спрятать руки в песок, услышав заданный звук.
«Два замка». Под толстым слоем песка спрятаны предметы, игрушки, картинки с дифференцируемыми звуками. Ребёнок откапывает и раскладывает на две группы.
«Два города». Тазик с песком делится на две части. Ребёнок раскладывает предметы на две группы по заданию логопеда.
«Выложи узор». Дети выкладывают на песке бусы из цветных камешков (синие и зелёные) в зависимости от того, какой звук они услышали в слове.
«Клад». Логопед закапывает в песок зелёные, синие, красные камешки. Ребёнок достаёт камешек и в зависимости от цвета камешка называет слово на данный звук (гласный, согласный твёрдый, согласный мягкий).
Формирование слоговой структуры слова
«Полоски». Логопед (затем ребёнок) чертит на песке заданное количество полосок, а затем по их количеству придумывает слово.
«Исправь ошибку». Логопед чертит на песке ошибочное количество полосок. Ребёнок анализирует количество слогов в слове и исправляет ошибку, добавляя или убирая лишнюю полоску.
«Раздели слово на слоги». Ребёнок печатает на песке заданное слово и вертикальными полосками делит его на слоги.
Развитие связной речи
«Мой клад». Ребёнок зарывает в песок предмет и описывает его, не называя. Тот, кто догадается, о каком предмете идёт речь, откапывает его в песке.
«Нарисуй и расскажи». Ребёнок создаёт картинку на песке и сопровождает свои действия речью.
Обучение грамоте
«Найди буквы и назови». Логопед прячет в песок пластмассовые буквы. Ребёнок должен найти и назвать все буквы.
Эту игру можно усложнить, давая инструкции типа: «в правом верхнем углу», «в левом нижнем углу».
«Назови слово». Ребёнок достаёт спрятанную логопедом букву и называет слово, начинающееся на этот звук.
«Прочитай слово». Логопед пишет слово на песке. Ребёнок читает. Затем меняются ролями.
Таким образом, использование песочной терапии позволяет развивать не только все стороны речи. В песочной стране ребёнок и логопед легко обмениваются идеями. Что позволяет построить партнёрские и доверительные отношения. Особенно хорошо подходит метод песочной терапии для детей, которые по какой-либо причине отказываются выполнять различные задания на традиционных занятиях.
Игра в песочнице не имеет методических ограничений. Это даёт больше возможности для работы с детьми с нарушениями речи, для творчества.
Список литературы
1. Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. «Чудеса на песке. Песочная игротерапия». – СПб. : Институт специальной педагогики и психологии, 1998. – 50 с.
2. Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Фролов Д. Волшебная страна внутри нас // Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Тренинг по сказкотерапии. М. : Речь, 2005
3. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Грабенко Т. М. «Игры в сказкотерапии». _ СПб. : Речь, 2006 – 208 с.
4. Епанчинцева О. Ю. Роль песочной терапии в развитии эмоциональной сферы детей дошкольного возраста: Конспекты занятий. Картотека игр. - СПб.: ООО «Издательство «Детство-пресс»,2011
5. Козуб Н. В., Осипчук Э. И. В гостях у Песочной Феи. Организация педагогической песочницы и игр с песком для детей дошкольного возраста. Методическое пособие для воспитателей и психологов дошкольных учреждений. – СПб.: Речь; М. : Сфера, 2011.
6. Сапожникова О.Б., Гарнова Е.В. Песочная терапия в развитии дошкольников. – М.: ТЦ СФЕРА, 2017.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация по теме: "Использование инновационных методов и приемов работы по развитию связной речи детей
Данная работа обобщает мой опыт работы по развитию связной речи детей с помощью мнемотехники....
Использование инновационных методов и приемов в обучении детей правилам дорожного движения
Использование инновационных методов и приемов в обучении детей правилам дорожного движения при помощи обучающих мнемотаблиц....
Презентация на тему: "Использование эффективных методов и приемов в работе с неговорящими детьми, с детьми с ОВЗ"
Представлен опыт работы в современных условиях с новым контингентом детей, имеющих сложные речевые нарушения....
Статья "Использование инновационных методов и приемов в образовательном процессе ДОО"
Использование инновационных методов и приемов в образовательном процессе ДОО....
Здоровьесберегающий проект «Использование инновационных методов и приемов в развитии музыкальных способностей дошкольников с применением здоровьесберегающих технологий»
В современном мире всестороннее развитие детей невозможно без использования современных образовательных технологий.В связи с введением в действие Федеральных государственных образовательных стандартов...
Выступление на районном онлайн - семинаре по теме: «Использование нейропсихологических методов и приемов в работе учителя-логопеда с детьми с ОВЗ»
laquo;Использование нейропсихологических методов и приемов в работе учителя-логопеда с детьми с ОВЗ»...