Конспект фронтального логопедического занятия для детей с ОНР по теме «Дифференциация звуков [Р],[Л]»
план-конспект занятия по логопедии по теме

Аринина Марина Сергеевна

«Дифференциация звуков [Р],[Л]»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл _differentsiatsiya_lr.docx24.32 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект фронтального логопедического занятия

для детей с ОНР

По теме: «Дифференциация звуков [Р],[Л]»

Составлено: Арининой Мариной Сергеевной

Цель: формировать умение дифференцировать звуки [Р] и [Л]  в слогах, в словах, во фразовой речи.

Задачи: 

Коррекционно-образовательные:

  • уточнение артикуляционного уклада звука [Р], [Л], закрепление кинестетического образа звуков [Л] и [Р];
  • совершенствование движений артикуляционного аппарата;
  • формировать ритмо-интонационную сторону речи;
  • формирование навыков звукового анализа и синтеза;
  • формирование  самоконтроля за собственной речью.

Коррекционно-развивающие:

  •  развитие фонематического слуха и восприятия;
  • развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики;
  • развитие слухового и зрительного внимания;

Коррекционно-воспитательные:

  • воспитывать стремление овладеть правильной речью;
  • воспитывать внимание к обращенной речи;
  • развивать чувство уверенности в себе, эмоциональную отзывчивость.

Оборудование:  картинки: ворона, носорог, мыло, кровать, иголка, белка, баран, барабан, роза, рак, шар, помидор, вилка, лук, мел, стул, стол, лыжи.

Ход занятия.

  1. Вводная часть.

Организационный момент.

Послушайте имена мальчиков и определите последний звук: Артур, Виктор, Владимир, Петр. 

Выделите первый звук в кличках животных: Лаки, Лэйс, Лора, Лара.

С какими звуками мы сегодня будем работать? ([Р] и [Л])

  1. Основная часть.
  1. Уточнение характеристики звуков.
  • Звук [Р] какой? (согласный, твердый, звонкий)
  • Звук [Л] какой? (согласный, твердый, звонкий)
  1. Уточнение артикуляционных укладов.
  • Где находится язычок, когда мы произносим Р? (За верхними зубами, кончик языка широкий, напряжён и вибрирует, «моторчик» работает.
    Губы полураскрыты, зубы разомкнуты.)
  • Где находится язычок, когда мы произносим Л? (Язык поднят за верхние зубы и там прижат. Губы улыбаются, зубки видны.)
  1.  Игра «Поймай звук»

Когда услышите звук Р, поднимите вверх руку, а когда услышите звук Л, хлопните в ладоши.

Звуки: Р, П, К, Л, М, Р, С, Л, Р, Ш, Д, Л.

Слоги: ЛО, НА, РУ, ДУ, РА, МЫ, ЛЫ, КА, РЫ.

  1. Игра «Поменяй звук»

Меняем звук [Л] на [Р], [Р] на [Л].

ЛА – …(РА)             АР – …(АЛ)

РУ – …(ЛУ)                       УЛ – …(УР)

ЛО – …(РО)                       ОР – …(ОЛ)

РЫ – …(ЛЫ)        ЫЛ – …(ЫР)

БАР – …(БАЛ)               СВАРКА – …(СВАЛКА)      ИГРА – … (ИГЛА)

ДАЛ – …(ДАР)              ЛАМА – …(РАМА)               ГОРОД – …(ГОЛОД)

МИР – … (МИЛ)            СТАР – …(СТАЛ)                 ЛАК – …(РАК)

  1. Игра «Доскажи словечко»

«Как бы мне пошла корона!» –

Важно каркает …(ворона)

***

Кто имеет один рог?

Отгадайте… (носорог)

***

Руки мыть пошла Людмила,

Ей понадобилось… (мыло)

***

Захотела кошка спать,

Вот и лезет на …(кровать)

***

Шьет, зашивает и колется колко

А зовут ее … (иголка)

***

На ветке не птичка –

Зверек-невеличка,

Мех теплый, как грелка.

Кто это? (белка)

  1. Физкультминутка

Спал цветок и вдруг проснулся,                (туловище вправо, влево)

Больше спать не захотел,                           (туловище вперед, назад)

Шевельнулся, потянулся,                           (руки вверх, потянуться)

Взвился вверх и полетел.                           (руки вверх, вправо, влево)

Солнце утром лишь проснется,

Бабочка кружит и вьется.                            (покружиться)

  1. Игра «Ромашки»

Детям предлагается составить из лепестков две ромашки. На лепестках изображены картинки, в названии которых встречается либо звуки [Р],  либо звуки [Л]. Ребенок берет лепесток, называет картинку, определяет звук, его местоположение и кладет лепесток к сердцевине соответствующей ромашки, на которых изображены буква Р и Л.

  • баран, барабан, роза, рак, шар, помидор;
  • вилка, лук, мел, стул, стол, лыжи, белка.
  1. Игра «Закончи слово»

Добавь слог ЛА или РА и повтори слово целиком.

В слове слог договори, будь внимателен, смотри!

СИ – (ЛА)        ПАНТЕ – …(РА)

ЖА – …(РА)        Ю – …(ЛА)

ПИ – …(ЛА)        [НА] – …(РА)

[КА] – …(РА)        МИ – …(ЛА)

  1. Произнесение чистоговорок: с разной силой голоса, в разном темпе.

Ла – ла – ла – Лара Роме помогла.

Ло – ло – ло – тряпкой вымыла стекло.

Лы – лы – лы – мы покрасили полы.

Ра – ра – ра – вот глубокая нора.

Ар – ар – ар – сел на голову комар.

Ор – ор – ор – на полу лежал топор.

  1. Повторение стихотворного текста.

Грустный гром.

Гром гремел и грохотал,

Рокотал и бормотал:

 – Горько-горько громом быть,

Громко-громко громы бить.

Я – почти как град,

Мне никто не рад… (Т. Павлова-Зеленская)

  1. Заключительная часть.
  • Какие звуки мы учились с вами различать?
  • Что вам понравилось на занятии больше всего?
  • Дома повторите стихотворение «Грустный гром».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект фронтального логопедического занятия для детей подготовительной группы «дифференциация звуков Ш-Ж».

Данное занятие проводится у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием. Его цель - дифференциация звуков "Ж" и"Ш" на слух, закрепление навыка правильного произношения у детей на речевом материале....

КОНСПЕКТ ПОДГРУППОВОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ «МЫ ИДЕМ НА СТАДИОН» ПО ТЕМЕ «ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ С-СЬ» В СТАРШЕЙ ГРУППЕ (2 ГОД ОБУЧЕНИЯ, ОНР)

Предлагаемый конспект НОД поможет дошкольникам с ОНР не только актуализировать словарный запас по теме "СПОРТ", развить связное высказывание (с помощью опорных картинок), но и закрепить произношение з...

Конспект логопедического занятия для детей старшего возраста по теме «Дифференциация звуков С – З»

Цели:1.   Автоматизация, дифференциация звуков С, З в слогах, в словах, в стихах.2.   Развитие звукового анализа. Развитие слухового внимания и памяти.3.   Определение по...

Конспект индивидуального логопедического занятия для детей с дизартрией по теме автоматизации звука "Ш"

Конспект индивидуального логопедического занятия с использованием современных образовательных технологий (массаж мышц артикуляционного аппарата О.Г. Приходько) с детьми младшего школьного возраста с д...

Конспект открытого логопедического занятия для детей старшей группы на тему: «Весна. Звук З»

Конспект открытого логопедического занятия для детей старшей группы на тему: "Весна. Звук З"...

Конспект подгруппового логопедического занятия с использованием «Даров Фрёбеля» по теме: «Дифференциация звуков [Ш-Ж] в слогах, словах, предложениях»

Цель: формировать умение дифференцировать звуки [Ш] и [Ж] в слогах, словах, предложениях.Задачи:Коррекционно-образовательные:упражнять в подборе слов на заданный звук в опреде...