Мой малыш заикается!
консультация

Пушкарева Евгения Александровна
Что делать, если ребенок начал заикаться? Чем отличаются запинки от заикания? Как помочь заикающемуся ребенку? К какому специалисту  обратиться? Нужно ли медикаментозное облечивание? Как должны вести себя родители? Отдавать ли ребенка в специализированную группу детского сада? Ответы на эти и другие вопросы вы найдете в этой статье. А так же советы и рекомендации по соблюдению охранительного режима дома и в детском саду.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

Мой малыш заикается!

ЗАИКАНИЕ - это нарушение темпа, ритма, плавности речи, вызываемое судорогами мышц речевого аппарата. При заикании в речи наблюдаются вынужденные остановки или повторения отдельных звуков и слогов. Возникает заикание чаще всего в возрасте от 2 до 5 лет (в период интенсивного развития речи).

В настоящее время считается общепризнанным, что устранять заикание нужно сразу же, как только оно возникнет. В начальной стадии этот дефект имеет обычно легкую форму. Но легкое, едва заметное вначале заикание может со временем усилиться. Чем больше времени проходит с момента начала заикания, тем чаще оно переходит в тяжелый, стойкий дефект и влечет за собой изменения в психике ребенка. Кроме того, заикание лишает ребенка нормальных условий общения и часто препятствует его успешной учебе. Поэтому данный речевой дефект важно устранять еще до поступления ребенка в школу.

Физиологические запинки, а так же запинки, возникшие под неблагоприятным воздействием социума или задержки речевого развития, на фоне быстрой хаотичной речи - это запинки несудорожного характера.

Такие запинки характерны для определенного периода развития детей (80% детей по данным Зеймана). Если не происходит осложнений, то такие запинки проходят, как только ребенок приобретает уверенность в себе и в выражении своих мыслей. Таким образом, физиологические запинки и повторы - это следствие того, что мышление опережает развитие его речевой возможностей. Речевые возможности   ограничены периодом формирования активной речи: активный словарь, связная речь и артикуляторные умения не сформированы полностью. Кроме того, ребенок много понимает, многое хочет узнать, а общение его происходит на эмоциональном подъеме, поэтому речь ребенка с 2 до 5 лет изобилует повторами, перестановками, спотыканиями, хаотичностью.

Однако со временем под влиянием воспитательного процесса, совершенствования речевых знаний, умений и навыков, детская речь выравнивается, ее несовершенства исчезают. Но при воздействии неблагоприятных факторов запинки могут задерживаться. Часто наблюдаются запинки у детей с ЗПР и ОНР.

В возрасте между 2 и 4 -мя годами почти все дети начинают повторять звуки, слоги, слова. Обычно это происходит несколько раз во время речевого высказывания. Это не заикание, а нормальные дублирующие повторы. Число повторов у каждого ребенка может быть различно и связано с различными ситуациями. Иногда период, когда дети повторяют звуки, слоги занимает несколько недель, иногда несколько месяцев. Внезапно такие повторения прекращаются. В это время очень важно терпение и внимание к ребенку!!!

Как Вы можете помочь ребенку с физиологическими запинками

  • Не оказывайте внимания к повторам, ни выражением своего лица, а тем более словами поступками.
  • Не просите говорить ребенка медленно, или более понятно.
  • Удостоверьтесь в том, что ребенок достаточно отдыхает, питается и двигается.
  • Постарайтесь исключить из домашней обстановки все напряженные ситуации (говорите между собой (папа-мама) спокойно, не ругайтесь, меньше эмоций).
  • Удостоверьтесь, что Ваш ребенок знает, что его любят таким, какой он есть, а не только когда он сидит и слушается маму и папу.
  • Давайте ребенку время говорить без перерыва.
  • Не заставляйте ребенка быть «маленьким взрослым» во всем, что он делает.
  • Если Ваш ребенок левша не переучивайте его.
  • Будьте спокойны и сдержаны.
  • Помните, что запинки и повторы, естественны для ребенка   в этом периоде жизни и могут продолжаться некоторое время.

Обратитесь к специалисту, если Ваш малыш:

- употребляет перед отдельными словами лишние звуки (а, и);

- повторяет первые слоги или целые слова в начале фразы;

- делает вынужденные остановки в середине слова, фразы;

- затрудняется перед началом речи.

Заикание или запинки судорожного характера

Если заикание все же возникло и от начала   его возникновения прошло несколько   дней или 2-3 недели (не дольше) - такое заикание считается первичным и для его преодоления Вам необходимо соблюсти некоторые рекомендации:

Ребенку с первичным заиканием необходим домашний охранительный режим:

Снижение раздражающих факторов, спокойная обстановка дома, устранение волнений. Взрослые дома должны говорить не громко. Исключить просмотр телевизора, радио. Прекратить на время контакты с окружающими (не ходить самим в гости, не принимать гостей у себя, меньше походов в магазины и т.п.). Лучше соблюдать режим молчания (насколько это возможно) или использовать шепотную речь.

  • Ни в коем случае не говорить в присутствии ребенка о заикании, не обсуждать случившееся. Не задаривать ребенка подарками и не уступать капризам ребенка. Не исправлять ребенка в момент его неправильного произношения, тем самым не фиксировать его внимание на дефекте.
  • Проконсультироваться с неврологом и педиатром по поводу назначения ребенку успокаивающих, общеукрепляющих, снотворных (если это необходимо) средств.
  • Строгое соблюдение режима дня, с обязательным дневным сном и прогулками не мене 2 раз в день.
  • Рекомендуются обтирания теплой водой, успокаивающие ванны, расслабляющий массаж.
  • Режим питания: 4-5 раз в день, пища должна быть разнообразной, не рекомендуется острая пища.

Чаще всего при соблюдении этих рекомендаций заикание исчезает.

Но если этого не случилось, то Вашему ребенку будет необходим   лечебно-педагогический комплекс мероприятий, предусматривающий воздействие на нервную систему и организм в целом, на его общую и речевую моторику, на речь и личность. Содружественная работа логопеда, психоневролога и родителей.

Для устранения рецидивов возникновения заикания следует придерживаться некоторых правил:

  • Нельзя чрезмерно баловать детей, исполнять любые их прихоти, так как в этом случае психической травмой для ребенка может послужить даже незначительное противоречие ему, например, отказ в чем-то желаемом. Требования, предъявляемые к ребенку, должны соответствовать его возрасту, быть всегда одинаковыми, постоянными со стороны всех окружающих, как в семье, так и в детском саду, в школе.
  • Нужно быть всегда одинаково ровным и требовательным к ребенку. Следует сблизить такого ребенка с наиболее уравновешенными, хорошо говорящими детьми, чтобы, подражая им, он учился говорить выразительно и плавно. Нельзя вовлекать заикающихся детей в игры, которые возбуждают и требуют от участников индивидуальных речевых выступлений. Вместе с тем, им полезно участвовать в хороводных и других играх, требующих хоровых ответов.
  • Нельзя читать детям много книг, не соответствующих их возрасту. Вредно чтение на ночь страшных сказок, так как это может вызвать у ребенка чувство постоянного страха: он боится увидеть Бабу Ягу, лешего, черта и т.п.
  • Не следует разрешать часто и долго смотреть телевизионные передачи. Это утомляет и перевозбуждает ребенка. Особенно отрицательно действуют передачи, не соответствующие его возрасту и просмотренные перед сном.
  • Не следует перегружать ребенка большим количеством впечатлений (кино, чтение, просмотр телепередач и т.п.) в период выздоровления после перенесенного заболевания. Несоблюдение режима и требований правильного воспитания в это время может легко привести к возникновению заикания.
  • Нельзя запугивать ребенка, наказывать, оставляя одного в помещении, особенно плохо освещенном. В виде наказания можно заставить его спокойно посидеть на стуле, лишить участия в любимой игре и т.п.
  • Не фиксировать внимание ребенка на его недостатке и следить, чтобы его не дразнили другие дети.
  • Говорить с таким ребенком надо четко, плавно (не отрывая одно слово от другого), не торопясь, но ни в коем случае не по слогам и не нараспев.
  • Если ребенок не может начать говорить или начал, но плохо, запинаясь, помогите ему произнести слово (фразу) или отвлечь его внимание другим вопросом, не дав возможности говорить с запинками.
  • На празднике надо предоставить ребенку возможность спеть песню вместе с другими детьми, чтобы не лишать радости выступить, не подчеркивать его недостаток, а, наоборот, вселять уверенность в свои силы.
  • Для заикающегося ребенка очень важны занятия музыкой и танцами, которые способствуют развитию правильного речевого дыхания, чувства темпа, ритма. Полезны дополнительные занятия по пению.
  • Заикающийся ребенок все время должен находиться под наблюдением логопеда и психоневролога.

Советы родителям дала учитель-логопед высшей категории Пушкарева Е.А.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Чтобы ребенок не заикался...

В статье даны рекомендации родителям детей с заиканием, а также предложены памятка и речевые правила при заикании....

Если ребенок стал заикаться...

Консультация для родителей...

Как помочь детям, которые заикаются

Консультация для родителей и воспитателей "Как помочь детям, которые заикаются"...

Что делать, если Ваш ребёнок заикается?

Заикание относится к одному из самых распространенных расстройств речи. Обычно оно возникает в раннем детстве и при отсутствии необходимой помощи может сохраняться многие годы, явл...

Интегрированное занятие по изобразительной деятельности и познавательному развитию\'\'Поможем Заике попасть к себе домой. \'\'

Комплексное занятие по ознакомлению  с  окружающим и изобразительной деятельности   в младшей  группе ...

Памятка для родителей "ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ РЕБЕНОК ЗАИКАЕТСЯ?"

Информация для родителей, у детей которых начинают появляться запинки в речи....

Если ребенок заикается

Что делать с заикающимся ребенком? В какие игры играть с ним? Как помочь?...