Подготовка к обучению в школе как часть коррекционно-образовательной деятельности учителя-логопеда МАДОУ «Детский сад №91 комбинированного вида» Кировского района г.Казани Габдуллиной А.А.
презентация к уроку по логопедии (подготовительная группа) на тему

Габдуллина Анна Алексеевна

Готовность или неготовность ребенка к началу школьного обучения определяется уровнем его речевого развития. Основой речевой готовности детей к обучению в школе, является устная речь, поэтому первые годы жизни ребенка должны быть посвящены практическому усвоению устной речи. До поступления ребенка в школу работа по развитию речи включает следующие разделы: развитие речи у детей, ее гибкости, четкости; развитие речевого слуха; накопление содержания речи; работа над формой речи, ее структурой. Школьное обучение предъявляет ребенку новые требования к его речи, вниманию, памяти.

Скачать:

ВложениеРазмер
PDF icon Подготовка к обучению в школе547.25 КБ
Файл doklad.docx19.25 КБ

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

ММО педагогов-психологов (семинар-практикум)

Тема: Подготовка к школе

Подготовка к школе как часть коррекционно-образовательной деятельности учителя-логопеда

МАДОУ «Детский сад №91 комбинированного вида»

Кировского района г.Казани

Габдуллиной А.А.

Готовность или неготовность ребенка к началу школьного обучения определяется уровнем его речевого развития. Основой речевой готовности детей к обучению в школе, является устная речь, поэтому первые годы жизни ребенка должны быть посвящены практическому усвоению устной речи. До поступления ребенка в школу работа по развитию речи включает следующие разделы: развитие речи у детей, ее гибкости, четкости; развитие речевого слуха; накопление содержания речи; работа над формой речи, ее структурой. Школьное обучение предъявляет ребенку новые требования к его речи, вниманию, памяти.

Что такое речевая готовность ребёнка к школе?

Особые критерии готовности к школьному обучению предъявляются к усвоению ребенком родного языка как средства общения. Перечислим их.

1. Сформированность звуковой стороны речи. Ребенок должен владеть правильным, четким звукопроизношением звуков всех фонетических групп.

2. Полная сформированность фонематических процессов, умение слышать и различать, дифференцировать фонемы (звуки) родного языка.

3. Готовность к звукобуквенному анализу и синтезу звукового состава речи.

4. Сформированность грамматического строя речи: умение пользоваться разными способами словообразования, правильно употреблять слова с уменьшительно-ласкательным значением, выделять звуковые и смысловые различия между словами; образовывать прилагательные от существительных.

5. Умение пользоваться развернутой фразовой речью, умение работать с предложением.

 У детей с общим недоразвитием речи имеются трудности в овладении этими компонентами речи, и, соответственно, наблюдается недостаточный уровень сформированности языковой готовности к школе.

Наличие у первоклассников даже слабых отклонений в фонематическом и лексико-грамматическом развитии ведет к серьезным проблемам в усвоении программ общеобразовательной школы.

Задача логопеда - устранить речевые дефекты и развить устную и письменную речь ребенка до такого уровня, на котором он бы смог успешно обучаться в школе.

Слайд 1

В первую очередь проводятся занятия по коррекции звукопроизношения и дальнейшей автоматизации. С целью заинтересовать ребенка автоматизация проводится не только на речевом материале, но и в процессе игр-ходилок на автоматизируемый звук.

Слайд 2

Далее проводятся упражнения по дифференциации звуков - важнейшая предпосылка успешному обучению грамоте.

Слайд 3

Работа по звуко-буквенному анализу проводится не только с помощью фишек, но при помощи магнитной доски и шнуровки, что дополнительно стимулирует детей и способствует развитию мелкой моторики

Слайд 4

Упражнения по формированию грамматического строя проводятся с использованием игровых моментов, а также на картинном материале с использованием методических пособий Нищевой Н.В. Также в качестве домашних заданий применяется картотека заданий по развитию лексико-грамматического строя речи.

Слайд 5

Развитие связной речи происходит в процессе диалогической речи - пальчиковые театры, при составлении рассказа-описания по схеме, при чтении сказок-связок, составлении рассказа по серии сюжетных картинок.

Слайд 6

С целью развития математических и пространственно-временных представлений, развитию логического мышления, внимания, что также очень важно в процессе подготовки к школе, я применяю дидактическое пособие Блоки Дьенеша, которое разработано венгерским психологом и математиком Дьенешем. Пособие знакомит детей с геометрическими фигурами и формой предметов, размером, развивает умение сравнивать, анализировать, классифицировать, обобщать, развивает творческие способности и познавательные процессы.

Слайд 7

В целях профилактики дисграфии выполняются задания на развитие графомоторных функций. Задания, в основном, выполняются в процессе еженедельных домашних заданий.

Слайд 8

Обучение грамоте - один из важных этапов в подготовке к школе. Я использую Буквари Жуковой и Нищевой. Букварь Нищевой хорош достаточным объемом картинного материала, здесь сразу развивается фонематическое восприятие (например, посмотри внимательно/послушай и назови предметы, названия которых начинаются или в названии которых есть заданный звук), и заданий на сенсорное освоение букв (например, слепить букву из пластилина, выложить из шнурка, цепочки и т.п.). Букварь Жуковой, зарекомендовавший себя как эффективное учебное пособие для овладения чтением, понятен и доступен не только специалистам, но и родителям, что особенно важно, так как эффективная работа по подготовке к школе зависит также и от родителей. Для непосредственного чтения мною применяется Альбом для чтения и Сказки для обучения чтению Поляковой Марины Анатольевны (от простого к сложному).

Слайд 9

Ну и, в заключение, хочется отметить, что очень важно развитие мелкой моторики. Как ни печально, большинство детей в подготовительной к школе группе не умеют завязывать шнурки.

Логопедические занятия – это главная форма коррекционного обучения, которая нацелена на регулярное развитие компонентов речи, а также подготовку ребёнка к школе.

Логопедические занятия для детей имеют большие возможности для своевременного предупреждения и устранения речевых проблем. Это важно, так как качество развития речи ребёнка влияет на весь процесс обучения в целом, а также на эмоциональное развитие детей, так как хороший уровень речи помогает ребёнку общаться с окружающими, ясно выражать свои желания и мысли, задавать интересующие вопросы, контактировать со сверстниками по поводу совместной игры. И чем лучше будет развита у ребенка ко времени поступления в школу его устная речь, тем легче ему будет овладеть чтением и письмом и тем полноценнее будет приобретенная письменная речь.

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья :"Использование нетрадиционных техник в работе по изодеятельности с детьми 3-5 лет".На базе ГБДОУ детский сад№43 комбинированного вида Кировского района города Санкт-Петербурга

В статье "Использование нетрадиционных техник в работе по изодеятельности  с детьми 3-5 лет"  рассматриваются нетрадицилонные техники и  использование их в развитии творческих способнос...

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ МАРШРУТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА МАДОУ «ДЕТСКИЙ САД №252 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА» КИРОВСКОГО РАЙОНА ГОРОДА КАЗАНИ НАСЫРОВОЙ С.А.

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ  МАРШРУТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА МАДОУ «ДЕТСКИЙ САД №252 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА» КИРОВСКОГО РАЙОНА ГОРОДА КАЗАНИ НАСЫРОВОЙ С.А....

Практический материал по развитию мелкой моторики, мышления, внимания, восприятия, воображения, применяемый в коррекционно-образовательной деятельности учителя-логопеда МАДОУ «Детский сад №91 комбинированного вида» Кировского района г.Казани

«Источники способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше мастерства в детской руке, ...

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 40 комбинированного вида Кировского района города Санкт-Петербурга Группа ЗПР №2 Методическая разработка «Какие профессии у дятла?» Подготовительная группа детей с ЗПР.

Содержание: 1. Цели и задачи. 2. Материал. 3. Виды детской деятельности. 4. Предварительная работа. 5. Ход занятия 5.1. Организационный момент. 5.2. Основная часть. 5.2.1. Знакомство...